ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ный перечень финансовых показателей находится в министерствах и ведомствах. Общую организацию получения, разработки и ана лиза статистических данных в области финансов осуществляет со ответствующий отдел ЦСУ СССР. Методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью бюджетных учреждений воз ложено на Министерство финансов СССР.
Таким образом, в организационном плане статистика финансов строится как статистика финансовых органов, банковская статис тика, статистика сберегательных касс, статистика государст венного страхования, статистика социального страхования и обес печения, финансовая статистика предприятий, организаций, кол хозов, совхозов, сводная финансовая статистика.
Следует подчеркнуть возрастающую роль финансовой статис тики при характеристике внешнеэкономических связей нашей стра ны. Это определяется расширением торговли и углублением кре дитных отношений со странами — членами СЭВ, а также капита листическими странами.
Курс «Статистика финансов» построен с учетом организации государственной статистики в нашей стране и под углом зрения общих принципов статистической работы. Авторы учебного пособия не ставили задачу дать исчерпывающий анализ всех сторон финан совой статистики, поскольку в этом случае объем книги многократ но бы возрос. Поэтому основное внимание уделено тому статисти ческому фундаменту, на котором основывается управление финан сами в широком понимании.
Само собой разумеется, что статистику финансов надо изучать на старших курсах, после теории статистики, экономической ста тистики, финансов и кредита. Предлагаемое пособие построено на этих основаниях, поэтому во многих случаях приемы расчетов и специальная терминология не разъясняются.
7
Г Л А В А 1
СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
§ 1. Одним из важнейших разделов статистики советских фи нансов является статистика государственного бюджета, которая изучает вопросы мобилизации в государственный бюджет значи тельной части национального дохода и направления этих средств на нужды коммунистического строительства. Другими словами, предметом изучения является Государственный бюджет СССР, ко торый, будучи основным финансовым планом образования и ис пользования общегосударственного фонда денежных средств, объ единяет союзный бюджет, бюджет социального страхования, госу дарственные бюджеты 15 союзных республик, с входящими в них 15 республиканскими бюджетами, и свыше 50 тыс. бюджетов АССР и местных бюджетов.
Практическими задачами, стоящими перед статистикой госу дарственного бюджета, являются: а) изучение объемов, структу ры, источников и видов доходов и расходов государственного бюд жета, а также сети, штатов и контингентов бюджетных учрежде ний; б) сбор и обработка материалов, характеризующих ход ис полнения Государственного бюджета СССР как в целом, так и от дельно союзного бюджета и бюджетов союзных республик, а так же республиканских и местных бюджетов; в) подбор и системати зация данных, необходимых для разработки проектов Государст венного бюджета СССР, союзного бюджета и бюджетов союзных республик.
При изучении доходов и расходов, а также сети, штатов и кон
тингентов бюджетных учреждений |
статистика |
государственного |
|
бюджета основывается на следующих материалах: |
|
||
1) Государственном бюджете СССР, утвержденном Верховным |
|||
Советом СССР, и соответствующих |
расчетах и |
приложениях к |
|
нему; |
|
|
|
2) годовых, |
квартальных и месячных бухгалтерских отчетах |
||
об исполнении |
союзного, республиканских и местных бюджетов; |
3)годовой и периодической статистической отчетности финан совых органов;
4)ежемесячной отчетности учреждений Госбанка СССР о кас совом исполнении бюджетов;
5)отчетности Стройбанка СССР;
6)годовой и периодической статистической и бухгалтерской отчетности, разрабатываемой ЦСУ СССР.
8
Используя эти материалы, статистика государственного бюд жета широко применяет общепринятые методы статистической разработки: группировку, построение рядов динамики, исчисление средних и относительных показателей и т. д.
§ 2. Одним из важнейших методов статистической разработ ки данных государственного бюджета является группировка дохо дов и расходов.
Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетных классификаций, отражающих социально-экономическое содержа ние доходов и расходов бюджета. Бюджетные классификации ус танавливаются Министерством финансов СССР в целях единооб разного построения и учета, а также анализа исполнения государ ственного бюджета.
Бюджетные классификации имеются для доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных респуб лик, а также для доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов. Эти классификации, хотя и построены по одному принципу, имеют тем не менее неко торые различия. Так, если в классификации доходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик дохо ды подразделяются на разделы, параграфы и статьи, то в класси фикации доходов республиканских бюджетов АССР и местных бюджетов они делятся на разделы, главы и параграфы. Есть от личия также и в классификации расходов указанных видов бюд жетов.
Несомненно, это обстоятельство создает некоторую сложность для механизированной разработки данных государственного бюд жета и поэтому встает задача построения единых унифицирован ных классификаций доходов и расходов Государственного бюдже та СССР. Проблема эта приобретает еще большую актуальность в связи с развертыванием работ по созданию автоматизированной системы финансовых расчетов.
Вместе с классификациями устанавливается порядок отнесения отдельных платежей на параграфы и статьи, учета расходов на финансирование народного хозяйства по разделам и главам, при менения перечня статей классификации расходов, а также отдель ных параграфов на просвещение и здравоохранение.
Классификации |
доходов и расходов, как |
правило, должны |
быть стабильными |
и не подвергаться частым |
изменениям. Необ |
ходимо это для того, чтобы обеспечить сопоставимость данных го сударственного бюджета. Это, конечно, не означает, что в клас сификации не должны вноситься необходимые частичные измене ния и дополнения.
В статистике государственного бюджета бюджетные класси фикации имеют важное значение, они позволяют объединять от дельные виды бюджетов в общие своды, сопоставлять бюджеты одних республик, краев, областей и районов с другими, составлять динамические ряды и анализировать структуру, динамику и ход исполнения бюджета, дают возможность статистике характеризо
9
вать доходы бюджета по отдельным их видам и по источникам по ступлений, а расходы — по их направлениям.
Докоды государственного бюджета подразделяются на две ос новные группы: поступления от социалистического хозяйства и по ступления от населения. В первую группу, т. е. в группу поступле ний в бюджет от социалистического хозяйства, входят налог с оборота; платежи из прибыли предприятий и хозяйственных орга низаций, как-то: плата за основные производственные фонды и оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли; отчисления от прибыли предприя тий, еще не перешедших на новую систему планирования и эко номического стимулирования; подоходный налог с колхозов, подо ходный налог с кооперативных предприятий и организаций и пред приятий общественных организаций; средства государственного социального страхования, за исключением сумм, поступающих от трудящихся, на оплату части стоимости путевок в санатории и до ма отдыха; таможенный доход; лесной доход; налог со зрелищ; местные налоги и сборы; разные неналоговые доходы, поступаю щие от государственных предприятий и организаций.
Во вторую группу включаются государственные налоги с насе ления, в частности подоходный налог с населения, сельскохозяй ственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, местные налоги и сборы, куда входят налог со строений и земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, с владельцев скота, поступления от реализации облигаций Государ ственного 3-процентного внутреннего выигрышного займа; поступ ления средств от продажи билетов денежно-вещевых лотерей.
В таблице 1.1 приведен состав основных источников доходной части государственного бюджета, подразделенных на две указан ные группы, внутри которых выделяются более мелкие подгруппы.
Налог с оборота и платежи государственных предприятий и организаций из прибыли также группируются по категориям пла тельщиков— министерствам, ведомствам и по отраслям промыш ленности.
Расходы государственного бюджета объединяются в следую щие основные группы: на народное хозяйство, на социально-куль турные мероприятия, на оборону страны и на содержание органов государственного управления. Вот как выглядят такие таблицы
(см. табл. 1.2 и 1.3).
В расходах на народное хозяйство выделяются отдельные от расли: промышленность и строительство, сельское хозяйство и заготовки, торговля, транспорт и связь, жилищное и коммунальное хозяйство. Группировка по отраслям производится по ведомствен ному признаку. Это значит, что все расходы на народное хозяйство по тому или иному промышленному и строительному министерству независимо от видов его деятельности (промышленное производст во, подрядные организации, совхозы, орсы и др.) входят в группу
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1.1 |
ДОХОДЫ |
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА |
СССР |
ПО ОСНОВНЫМ |
ИСТОЧНИКАМ |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1970 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Млрд. руб. |
Удельный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(вес. |
%) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Доходы Государственного бюджета |
|
|
|
|
|
|
156,7 |
100 |
|
||||||
СССР — |
всего . . . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
I. Поступления от социалистического хозяйства |
. |
, |
142,9 |
91,2 |
|
||||||||||
|
|
|
|
из |
них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Налог |
с |
оборота |
......................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
49,4 |
31,5 |
|
|
2. |
Платежи |
государственных предприятий и орга |
54,2 |
34,5 |
|
||||||||||
|
низаций из |
прибыли |
......................................... |
|
|
|
|
..... |
|
|
|||||
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
37,5 |
23,9 |
|
|||
|
сельского |
хозяйства |
|
|
|
|
|
|
|
2,3 |
1,5 |
|
|||
|
транспорта |
|
|
|
|
|
|
|
. . |
7,0 |
4,5 |
|
|||
|
с в я з и ................................................................... |
|
|
|
|
|
|
..... |
|
0,6 |
0,4 |
|
|||
|
жилищно-коммунального хозяйства.......................... |
|
|
|
|
1,6 |
1.0 |
|
|||||||
3. |
торговли .............................................................................. |
|
налог с |
кооперативных |
и общест |
1.3 |
0,9 |
|
|||||||
Подоходный |
1,2 |
0,8 |
|
||||||||||||
|
венных предприятий |
и организаций . . . . . |
|
||||||||||||
|
|
|
|
в том числе; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
с колхозов .................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,6 |
0,4 |
|
|||
|
с кооперативных предприятий и организаций и |
0,6 |
0,4 |
|
|||||||||||
4. |
предприятий общественных организаций |
. |
. |
, |
|
||||||||||
Средства |
государственного социального страхо |
8,2 |
5,2 |
|
|||||||||||
II. |
вания |
........................................................ |
|
от населения |
|
..... |
. . . . |
|
|||||||
Поступления |
|
|
|
|
|
|
13,8 |
8,8 |
|
||||||
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Государственные |
налоги с населения |
. |
, |
. |
, |
12,7 |
8,1 |
|
||||||
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
подоходный |
налог |
с |
населения |
. |
• і |
. |
• . . |
11,6 |
7,4 |
|
||||
|
сельскохозяйственный |
н а л о г .................................... |
и |
малосемейных |
0,3 |
0,2 |
|
||||||||
|
налог |
на |
холостяков, |
одиноких |
0,8 |
0,5 |
|
||||||||
2. |
г р а ж д а н |
............................................................................. |
от |
реализации |
Государственного |
|
|||||||||
Поступления |
0,5 |
0,3 |
|
||||||||||||
3. |
3-процентного внутреннего выигрышного |
займа |
|
||||||||||||
Поступления |
средств по денежно-вещевым ло |
0,3 |
0,2 |
|
|||||||||||
|
тереям |
.......................................... |
|
|
................................... |
|
|
|
|
|
|
|
«Промышленность и строительство». |
То же относится ко |
всем |
другим министерствам и ведомствам, |
которые объединяются |
в |
соответствующие группы в зависимости от принадлежности к той или другой отрасли народного хозяйства.
Так, в группу «Сельское хозяйство и заготовки» включаются: предприятия и организации министерств сельского хозяйства, ми-
II