Файл: Статистика финансов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный перечень финансовых показателей находится в министерствах и ведомствах. Общую организацию получения, разработки и ана­ лиза статистических данных в области финансов осуществляет со­ ответствующий отдел ЦСУ СССР. Методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью бюджетных учреждений воз­ ложено на Министерство финансов СССР.

Таким образом, в организационном плане статистика финансов строится как статистика финансовых органов, банковская статис­ тика, статистика сберегательных касс, статистика государст­ венного страхования, статистика социального страхования и обес­ печения, финансовая статистика предприятий, организаций, кол­ хозов, совхозов, сводная финансовая статистика.

Следует подчеркнуть возрастающую роль финансовой статис­ тики при характеристике внешнеэкономических связей нашей стра­ ны. Это определяется расширением торговли и углублением кре­ дитных отношений со странами — членами СЭВ, а также капита­ листическими странами.

Курс «Статистика финансов» построен с учетом организации государственной статистики в нашей стране и под углом зрения общих принципов статистической работы. Авторы учебного пособия не ставили задачу дать исчерпывающий анализ всех сторон финан­ совой статистики, поскольку в этом случае объем книги многократ­ но бы возрос. Поэтому основное внимание уделено тому статисти­ ческому фундаменту, на котором основывается управление финан­ сами в широком понимании.

Само собой разумеется, что статистику финансов надо изучать на старших курсах, после теории статистики, экономической ста­ тистики, финансов и кредита. Предлагаемое пособие построено на этих основаниях, поэтому во многих случаях приемы расчетов и специальная терминология не разъясняются.

7

Г Л А В А 1

СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

§ 1. Одним из важнейших разделов статистики советских фи­ нансов является статистика государственного бюджета, которая изучает вопросы мобилизации в государственный бюджет значи­ тельной части национального дохода и направления этих средств на нужды коммунистического строительства. Другими словами, предметом изучения является Государственный бюджет СССР, ко­ торый, будучи основным финансовым планом образования и ис­ пользования общегосударственного фонда денежных средств, объ­ единяет союзный бюджет, бюджет социального страхования, госу­ дарственные бюджеты 15 союзных республик, с входящими в них 15 республиканскими бюджетами, и свыше 50 тыс. бюджетов АССР и местных бюджетов.

Практическими задачами, стоящими перед статистикой госу­ дарственного бюджета, являются: а) изучение объемов, структу­ ры, источников и видов доходов и расходов государственного бюд­ жета, а также сети, штатов и контингентов бюджетных учрежде­ ний; б) сбор и обработка материалов, характеризующих ход ис­ полнения Государственного бюджета СССР как в целом, так и от­ дельно союзного бюджета и бюджетов союзных республик, а так­ же республиканских и местных бюджетов; в) подбор и системати­ зация данных, необходимых для разработки проектов Государст­ венного бюджета СССР, союзного бюджета и бюджетов союзных республик.

При изучении доходов и расходов, а также сети, штатов и кон­

тингентов бюджетных учреждений

статистика

государственного

бюджета основывается на следующих материалах:

 

1) Государственном бюджете СССР, утвержденном Верховным

Советом СССР, и соответствующих

расчетах и

приложениях к

нему;

 

 

 

2) годовых,

квартальных и месячных бухгалтерских отчетах

об исполнении

союзного, республиканских и местных бюджетов;

3)годовой и периодической статистической отчетности финан­ совых органов;

4)ежемесячной отчетности учреждений Госбанка СССР о кас­ совом исполнении бюджетов;

5)отчетности Стройбанка СССР;

6)годовой и периодической статистической и бухгалтерской отчетности, разрабатываемой ЦСУ СССР.

8


Используя эти материалы, статистика государственного бюд­ жета широко применяет общепринятые методы статистической разработки: группировку, построение рядов динамики, исчисление средних и относительных показателей и т. д.

§ 2. Одним из важнейших методов статистической разработ­ ки данных государственного бюджета является группировка дохо­ дов и расходов.

Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетных классификаций, отражающих социально-экономическое содержа­ ние доходов и расходов бюджета. Бюджетные классификации ус­ танавливаются Министерством финансов СССР в целях единооб­ разного построения и учета, а также анализа исполнения государ­ ственного бюджета.

Бюджетные классификации имеются для доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных респуб­ лик, а также для доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов. Эти классификации, хотя и построены по одному принципу, имеют тем не менее неко­ торые различия. Так, если в классификации доходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик дохо­ ды подразделяются на разделы, параграфы и статьи, то в класси­ фикации доходов республиканских бюджетов АССР и местных бюджетов они делятся на разделы, главы и параграфы. Есть от­ личия также и в классификации расходов указанных видов бюд­ жетов.

Несомненно, это обстоятельство создает некоторую сложность для механизированной разработки данных государственного бюд­ жета и поэтому встает задача построения единых унифицирован­ ных классификаций доходов и расходов Государственного бюдже­ та СССР. Проблема эта приобретает еще большую актуальность в связи с развертыванием работ по созданию автоматизированной системы финансовых расчетов.

Вместе с классификациями устанавливается порядок отнесения отдельных платежей на параграфы и статьи, учета расходов на финансирование народного хозяйства по разделам и главам, при­ менения перечня статей классификации расходов, а также отдель­ ных параграфов на просвещение и здравоохранение.

Классификации

доходов и расходов, как

правило, должны

быть стабильными

и не подвергаться частым

изменениям. Необ­

ходимо это для того, чтобы обеспечить сопоставимость данных го­ сударственного бюджета. Это, конечно, не означает, что в клас­ сификации не должны вноситься необходимые частичные измене­ ния и дополнения.

В статистике государственного бюджета бюджетные класси­ фикации имеют важное значение, они позволяют объединять от­ дельные виды бюджетов в общие своды, сопоставлять бюджеты одних республик, краев, областей и районов с другими, составлять динамические ряды и анализировать структуру, динамику и ход исполнения бюджета, дают возможность статистике характеризо­

9



вать доходы бюджета по отдельным их видам и по источникам по­ ступлений, а расходы — по их направлениям.

Докоды государственного бюджета подразделяются на две ос­ новные группы: поступления от социалистического хозяйства и по­ ступления от населения. В первую группу, т. е. в группу поступле­ ний в бюджет от социалистического хозяйства, входят налог с оборота; платежи из прибыли предприятий и хозяйственных орга­ низаций, как-то: плата за основные производственные фонды и оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли; отчисления от прибыли предприя­ тий, еще не перешедших на новую систему планирования и эко­ номического стимулирования; подоходный налог с колхозов, подо­ ходный налог с кооперативных предприятий и организаций и пред­ приятий общественных организаций; средства государственного социального страхования, за исключением сумм, поступающих от трудящихся, на оплату части стоимости путевок в санатории и до­ ма отдыха; таможенный доход; лесной доход; налог со зрелищ; местные налоги и сборы; разные неналоговые доходы, поступаю­ щие от государственных предприятий и организаций.

Во вторую группу включаются государственные налоги с насе­ ления, в частности подоходный налог с населения, сельскохозяй­ ственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, местные налоги и сборы, куда входят налог со строений и земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, с владельцев скота, поступления от реализации облигаций Государ­ ственного 3-процентного внутреннего выигрышного займа; поступ­ ления средств от продажи билетов денежно-вещевых лотерей.

В таблице 1.1 приведен состав основных источников доходной части государственного бюджета, подразделенных на две указан­ ные группы, внутри которых выделяются более мелкие подгруппы.

Налог с оборота и платежи государственных предприятий и организаций из прибыли также группируются по категориям пла­ тельщиков— министерствам, ведомствам и по отраслям промыш­ ленности.

Расходы государственного бюджета объединяются в следую­ щие основные группы: на народное хозяйство, на социально-куль­ турные мероприятия, на оборону страны и на содержание органов государственного управления. Вот как выглядят такие таблицы

(см. табл. 1.2 и 1.3).

В расходах на народное хозяйство выделяются отдельные от­ расли: промышленность и строительство, сельское хозяйство и заготовки, торговля, транспорт и связь, жилищное и коммунальное хозяйство. Группировка по отраслям производится по ведомствен­ ному признаку. Это значит, что все расходы на народное хозяйство по тому или иному промышленному и строительному министерству независимо от видов его деятельности (промышленное производст­ во, подрядные организации, совхозы, орсы и др.) входят в группу

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1.1

ДОХОДЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

СССР

ПО ОСНОВНЫМ

ИСТОЧНИКАМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1970 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Млрд. руб.

Удельный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(вес.

%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы Государственного бюджета

 

 

 

 

 

 

156,7

100

 

СССР —

всего . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Поступления от социалистического хозяйства

.

,

142,9

91,2

 

 

 

 

 

из

них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Налог

с

оборота

.........................................................

 

 

 

 

 

 

 

49,4

31,5

 

2.

Платежи

государственных предприятий и орга­

54,2

34,5

 

 

низаций из

прибыли

.........................................

 

 

 

 

.....

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

37,5

23,9

 

 

сельского

хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

2,3

1,5

 

 

транспорта

 

 

 

 

 

 

 

. .

7,0

4,5

 

 

с в я з и ...................................................................

 

 

 

 

 

 

.....

 

0,6

0,4

 

 

жилищно-коммунального хозяйства..........................

 

 

 

 

1,6

1.0

 

3.

торговли ..............................................................................

 

налог с

кооперативных

и общест­

1.3

0,9

 

Подоходный

1,2

0,8

 

 

венных предприятий

и организаций . . . . .

 

 

 

 

 

в том числе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с колхозов ....................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

0,6

0,4

 

 

с кооперативных предприятий и организаций и

0,6

0,4

 

4.

предприятий общественных организаций

.

.

,

 

Средства

государственного социального страхо­

8,2

5,2

 

II.

вания

........................................................

 

от населения

 

.....

. . . .

 

Поступления

 

 

 

 

 

 

13,8

8,8

 

 

 

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Государственные

налоги с населения

.

,

.

,

12,7

8,1

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подоходный

налог

с

населения

.

і

.

• . .

11,6

7,4

 

 

сельскохозяйственный

н а л о г ....................................

и

малосемейных

0,3

0,2

 

 

налог

на

холостяков,

одиноких

0,8

0,5

 

2.

г р а ж д а н

.............................................................................

от

реализации

Государственного

 

Поступления

0,5

0,3

 

3.

3-процентного внутреннего выигрышного

займа

 

Поступления

средств по денежно-вещевым ло­

0,3

0,2

 

 

тереям

..........................................

 

 

...................................

 

 

 

 

 

 

 

«Промышленность и строительство».

То же относится ко

всем

другим министерствам и ведомствам,

которые объединяются

в

соответствующие группы в зависимости от принадлежности к той или другой отрасли народного хозяйства.

Так, в группу «Сельское хозяйство и заготовки» включаются: предприятия и организации министерств сельского хозяйства, ми-

II