Файл: Ситковский, И. П. Полимерные материалы на зарубежных железных дорогах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Для соединения панелей-блоков при монтаже кузова используются зажимные скрепления, с помощью которых обрезные кромки блоков вдвигаются и фиксируются винтами в соответствующих пазах карка са кузова.
Головной вагон электропоезда вместе с ходовыми частями, с кузо вом обычной, облегченной стальной конструкции длиной 16 м весит 15 т, а с кузовом описанной конструкции — 10 т. Вес укомплекто ванного вагона уменьшился на 33 %, а кузова на 46%.
В качестве промежуточного теплоизоляционного слоя подобных конструкционных плит используют твердый пенопласт марки мольтопрен. В зависимости от назначения мольтопрен выполняется с раз личным объемным весом и соответствующими механическими свойст вами (табл. 11).
Коэффициент теплопроводности |
материала |
с |
удельным весом |
40 кг/м3 составляет X= 0,030 ккал/м -ч°С. Коэффициент теплопро |
|||
водности с нормальной влажностью |
при удельном |
весе 15—20 кг/м3 |
|
составляет 0,34 ккал/м-ч-°С. |
|
|
|
Коэффициенты теплопроводности пробки, пенополистирола и ми |
|||
неральной ваты с удельным весом |
100—150, 15—20 и 50—60 кг/м3 |
||
составляют соответственно 0,035; 0,03; 0,035 ккал/м • |
ч-° С. |
||
Пенопласт мольтопрен пригоден также для применения в холодиль |
|||
ных установках. Плиты-блоки с этим пенопластом |
могут изготовлять |
ся с использованием в качестве оболочек анодированных, эмалирован ных и окрашенных листов из алюминиевых сплавов (без наружной отделки), стальных — чистых, оцинкованных, окрашенных, эмали рованных или покрытых пленкой из поливинилхлоридного пластика, а также листов из нержавеющей стали или стеклопластика. Струк тура этого пенопласта на 95% состоит из закрытых пор, поэтому он практически негигроскопичен и не увлажняется, что позволяет приме нять его также для защиты от коррозии.
Применение стеклопластиков в элементах кузовов локомотивов позволяет также наиболее простым способом решать задачи архи тектурно-эстетического характера. На заводе ЧКД (Прага) при проек тировании и постройке тепловозов этим вопросам уделяется много внимания. Для удовлетворения требований технической эстетики при проектировании кабины машинистов наиболее простым и удобным способом создания соответствующей формы кабины оказалось исполь зование стеклопластиков (рис. 95) [1].
Т а б л и ц а 11
Основные прочностные характеристики мольтопрена
Объемный |
|
Прочность, |
кг/см г при |
|
Модуль, |
кг/с м 2 |
вес, к г /м 3 |
растяжении |
изгибе |
срезе |
сжатии |
упругости |
изгиба |
|
||||||
50 |
1,5 |
4 |
1,4 |
2,5 |
100 |
38 |
100 |
5 |
11 |
5,5 |
9 |
400 |
— |
150 |
7 |
23 |
7 |
17 |
750 |
230 |
200 |
9 |
28 |
13 |
30 |
1000 |
338 |
136
Рис. 95. Тепловоз постройки ЧССС с кабинами управления, крышей и па нелями стен кузова, выполненными из стеклопластика
Новый высокоскоростной электровоз серии Е211, построенный в ГДР, работающий на переменном токе напряжением 25 кв на грузовых и пассажирских перевозках, отличается особенно широким исполь зованием пластиков [2]. Стены кабины управления и крыша кузова ло комотива изготовлены из трехслойных конструкционных панелей типа «сэндвич» с оболочками из листового стеклопластика на основе поли эфирной смолы. Средний теплоизоляционный слой выполнен из бумаж нослоистого пластика на основе фенолоформальдегидной смолы в виде пчелиных сот. Толщина оболочек панели, кабин и крыши составляет 1,5 мм, а толщина слоя тепло-звукоизоляционного заполнителя дости гает 40—50 мм. Крыша, воспринимающая нагрузки от различного электросилового оборудования (пантограф, главный выключатель, трансформатор тока и др.), усилена легкой стальной рамой, связанной со стеклопластиковой кровлей клеем на основе эпоксидной смолы.
В Англии при переоборудовании в 1958 г. нескольких моторных вагонов электропоездов в теплоэлектровозы мощностью 25 000 л. с. при эксплуатации на электрической тяге и 650 л. с. при эксплуатаций на дизельной для усиления кузова был использован стеклопластик [3]. Секции крыши, за исключением секций с холодильником, были из готовлены с применением полупрозрачного листового стеклопластика,
что позволило |
обеспечить естественное освещение в машинном отде |
|
лении. |
1967 г. |
Национальное общество Французских железных |
В |
||
дорог |
(SHCF) |
в строящихся четырехвагонных газотурбовозах пред |
усмотрело конструкцию кабин машинистов из стеклопластиков [4]. Учитывая свойства стеклопластиков, такое решение мотивировалось стремлением повысить безопасность бригады в случае столкновения. В 1969 г. на Французских железных дорогах начали эксплуатироваться первые тепловозы серии ВВ67400 с электрической передачей [51. Теп
137
лоизоляция стен кузова и кабин управления этих локомотивов осу ществляется пенополистиролом, армированным стекловолокном. Кон цевые элементы крыши, кузова и входные дв'ери имеют такую же трех слойную конструкцию.
На Лейпцигской ярмарке 1968 г. демонстрировался электровоз се рии Е211 переменного тока с кремниевыми выпрямителями мощностью 3360 кет, предназначенный для работы со скорыми пассажирскими и грузовыми поездами. Электровоз развивает скорость до 160 км/ч
и весит 82 т [6]. На локомотиве применен эластичный осевой привод
срезиновыми кольцевыми амортизаторами передачи крутящего мо мента.
Благодаря применению высокопрочной стали и профилированных элементов, в комбинации со стеклопластиком была получена легкая и прочная конструкция кузова локомотива. В электровозах этой кон струкции, эксплуатирующихся на железных дорогах ГДР, кабины ма шиниста выполнены в виде трехслойных конструкций типа «сэндвич» с оболочками из стеклопластика на основе полиэфирной смолы. В ка честве их промежуточного слоя служит бумажнослоистый пластик на основе фенолоформальдегидной смолы, выполненный в виде пчелиных сот. Общая толщина стен составляет 54 мм. Подобную конструкцию имеет и часть пола. На торцовых стенках кабин управления предусмот рены панели, также выполненные из стеклопластика, предназначен ные для монтажа измерительных приборов. Все двери и промежуточные стены со стороны кабин управления отделаны декоративным пла стиком.
Крыша машинного отделения состоит из трех съемных секций, так же выполненных из трехслойных конструкционных панелей типа «сэндвич» с оболочками из стеклопластика и с внутренним заполнением из бумажнослоистого сотопласта. Толщина оболочек панелей из стек лопластика около 1,5 мм, а толщина промежуточного слоя сотопласта
в крайних |
секциях составляет 40 мм. Средняя секция для ее усиления |
|
имеет в |
панелях каркас из стального проката |
облегченных |
профилей, |
покрытых оболочками из стеклопластика |
толщиной от |
2,5 до 3 мм. По всем крышевым секциям проложены переходные ра бочие мостки.
На дорогах Южной Америки эксплуатируются маневровые тепло возы мощностью 35 л. с.
Кузова их целиком выполнены из стеклопластика. Кабины маши нистов изготовлены из трехслойных панелей типа «сэндвич» с оболоч ками из стеклопластика и внутренним заполнением из пенополиуре тана. Это позволило повысить коррозионную стойкость кузовов локо мотивов, что важно, учитывая их эксплуатацию в условиях влажного климата морского побережья. Одновременно улучшилась тепло- и звукоизоляция локомотивов.
В ГДР на локомотивостроительном заводе в Хеннингсдорфе впервые стеклопластики были применены в 1960 г. для внутренней обшивки кабин машиниста и крыш электровозов. Опыт подтвердил технико экономическую целесообразность строительства крайних крышевых элементов и кабин управления локомотивов из стеклопластика. Для
138
кабин применяется в комбинации со стальным решетчатым каркасом стеклопластик толщиной 3 мм, а для крышевых элементов — стекло пластик толщиной 1,2—1,5 мм. За одно целое с основым корпусом кабины управления в электровозах отформованы приборная панель, часть пола, наружные монтажные гнезда прожектора и нижних сиг нальных фонарей. Изготовление кабины со всеми ее элементами одно временно осуществляется формовкой стеклопластика на основе поли эфирных смол, на деревянных моделях методом контактного формо вания.
Наряду со стеклопластиком, применяемым для изготовления эле ментов кузова, в зарубежном локомотивостроении при изготовлении деталей и элементов разнообразного локомотивного оборудования ши роко используют и другие пластмассы. Поливинилхлорид применяют для защитных кожухов некоторого оборудования и для защитных ко зырьков от солнечных лучей на лобовых и боковых стеклах кабин, материалы на основе полиамидных смол (дедерон) — для изготовления воздушных фильтров, перфоль—для оболочки волокнистой звукоизоли рующей массы. Полиамид вифлон применяют для изготовления матов— воздушных фильтров. Пенополистирол часто используют для тепло изоляции.
Из фенопластов выполняют многие корпуса электроаппаратов, приборов, рукоятки и многие детали общетехнического и вспомо гательного назначения. Из аминопластов на основе меламино- и карбомидноформальдегидных смол применяют искрогасительные камеры и некоторые изоляторы.
Эпоксидные смолы используют для изготовления изоляторов, изолирующих катушек, коммутационных штанг и др.
На железных дорогах ПНР эксплуатируются несколько электро возов постоянного тока английской постройки на 3000 в весом 80 т и мощностью 2080 кет, обладающие скоростью до 125 км/ч. С целью сни жения веса кабельные каналы, двери, пульты управления машиниста, кожуха, контроллеры и индуктивные шунты выполнены из стекло пластиков.
Различные пластмассы успешно и широко применяют и во вспомо гательном локомотивном оборудовании. Например, на тепловозе ДК137 типа 4 Английских железных дорог в системе привода объединенной насосной установки применены зубчатые колеса, выполненные из найлона, армированного стекловолокном [7]. Такой привод был приме нен вместо обычного из стальных зубчатых колес с целью обеспечения работы этого узла без подвода смазки. Установка работает от электро двигателя мощностью 7,5 л. с. при 2440 об/мин. Температура зубьев колес при работе достигает ~70° С. Преимущества нового (армирован ного волокном) пластика по сравнению с неармированным заклю чается в большой прочности, а также в том, что снижается коэффи циент трения колес и их износ.
Много различных полимерных материалов применяется для сниже ния вибрации и уровня шумов в локомотивах и электропоездах, для изоляции тяговых электродвигателей, в устройствах фильтров, в узлах трения и в амортизирующих устройствах.
139
3. Звукоизоляция
Свойства полимерных материалов открывают новые пути для улуч шения не только комфортабельности, но и звуко-виброизоляции внут ренних помещений локомотивов, их кабин управления и вагонов элек тросекций. Эти возможности начинают интенсивно использоваться за рубежными дорогами.
На железной дороге Нью-Йорк — Вашингтон эксплуатируются двух- и трехвагонные секции электропоезда, в центральном подвешива нии вагонов которого [8] применены резино-пневматические рессоры. Особое внимание в конструкции вагонов было уделено улучшению их звукоизоляции.
На раме кузова вагона под слоем стекловолокнистой термоизоля ции нанесен специальный звукопоглощающий материал. Пол и нижняя часть стен вагонов покрыты ковром из микропористой резины толщиной 4,8 мм, поверхности интерьеров-салонов отделаны меламиноформальдегидным декоративным пластиком.
Кабина английского тепловоза типа «Кестрел» с электропередачей мощностью 4000 л. с. имеет хорошую тепло-звуко- и виброизоляцию стен, полов и крыши, обеспеченную полимерными материалами. Дополнительно в целях снижения шума и вибраций в опорах каби ны предусмотрены специальные перегородки и упругие резиновые
Рис. 96. Английский тепловоз «Кестрел» с кабинами и элементами кузова, обеспечивающими высокую звуко- и внбронзоляцию благодаря использо ванию полимерных материалов
140
прокладки. |
Такая конструкция, тепловоза |
«Кестрел» [9] |
(рис. 96) |
|
значительно |
улучшает |
условия работы |
обслуживающей брига |
|
ды. Звуконепроницаемые |
перегородки между машинным |
отделением |
и кабинами машиниста и резиновые прокладки значительно снижают уровень шума и вибрации. Содействует этому и герметизация кабин машиниста, осуществляемая с помощью резиновых уплотнений, пол ностью исключившая неплотные сопряжения и сквозные щели окон
идверей.
Вкузовах локомотивов Французских железных дорог для повы шения эффективности шумопоглощения и виброизоляции также широ ко используются звуко-вибропоглощающие свойства полимерных ма териалов.
Применение полимерных материалов для звукоизоляции стен кузова и конструкций съемных пластмассовых лопастей вентиляторных колес значительно снизило шум в помещениях локомотивов [10]. Содейство вало этому и широкое применение пластмасс в элементах конструк ции крыши, стен кабины машиниста, пультов управления.
В тепловозах серии 68000 (мощность 2700 л. с. с нагрузкой на ось 18 т) звукоизоляции было уделено особое внимание. Уровень шума в этом локомотиве между кабиной управления и машинным отделением в режиме максимальной скорости не превышает 80 дб. Лопасти вен тилятора холодильника производительностью 35 м31мин покрыты сло ями специальной мастики, что снизило частоту собственных колебаний лопастей и подняло коэффициент звукопоглощения по сравнению с ло пастями из алюминиевого сплава. Выхлопная система двигателей обору
дована |
крупногабаритными глушителями адсорбционного действия, |
а на |
всасывании установлены воздушные фильтры, конструкция |
которых исключает возможность возникновения колебаний высокой частоты.
Втепловозах типа Д443 Итальянских железных дорог главная рама
икузов не сварены. Для предотвращения передачи шума и вибрации от ходовых частей и главной рамы к более легкой конструкции рамы кузова главная рама сварена целиком, тогда как кузов состоит из трех частей.
Центральная часть кузова смонтирована на главной раме с использованием промежуточных виброгасящих резиновых уплотня ющих прокладок. Сопряжение ее с двумя примыкающими концевыми частями кузова осуществлено также с использованием резиновых про кладок в стыках, обеспечивающих гибкость соединения и предотвра щающих возникновение вибрации, проникновение шума и попадание пыли и влаги.
В конструкции крыши, внутренних перегородок, лобовых и боко вых стен кабин машиниста этих тепловозов применены тепло- и звуко изолирующие покрытия большой толщины. Деревянные полы кабин, уложенные на стальное перекрытие, облицованы резиновым покрытием. Двери также имеют изолирующие покрытия значительной толщины. Внутренняя поверхность дизельного помещения и перегородки по крыты специальным антивибрационным составом. Наружные буксы соединены с балансиром с помощью шарниров, оборудованных рези
141