Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О. Р. СМИРНОВ, Ф. л . ю д и ц к и й

НАДЕЖНОСТЬ

СУДОВЫХ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ

УСТАНОВОК

ИЗДАТЕЛЬСТВО „СУДОСТРОЕНИЕЛЕНИНГРАД

1974

УДК 629.12.03-8-192

1о , . •

 

*чя

 

 

 

бнб/-

•.*.

ОР

•»s ' *■*( -у"

|L Л~-с*.

 

; ’ Ла

■Yi :

 

Надежность судовых энергетических установок. Смирнов О. Р., Юдицкий Ф. Л.,

Л., «Судостроение», 1974 г.

280 с.

 

судовых энергетических установок

Вопросам теории и практики надежности

(СЭУ) уделяется все больше внимания как на стадии их проектирования, так и эксплуатации. Это обусловлено прежде всего тем обстоятельством, что уровень надежности во многом определяет эффективность эксплуатации установки и судна в целом. Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют публикации, посвященные комплексному анализу надежности установок различных типов с учетом особен­ ностей их назначения и условий эксплуатации.

В книге на основании опыта и обобщения литературных источников дан ана­ лиз отказов основных элементов установок различных типов и указаны мероприя­ тия, направленные на их предупреждение и устранение; рассмотрены количествен­ ные характеристики надежности этих элементов, основных схем их соединения и установки в целом. Раскрыта взаимосвязь надежности установки и экономической эффективности судов с учетом особенностей задач, стоящих перед СЭУ, а также ус­ ловий ее эксплуатации. Значительное внимание уделено расчету надежности в слу­ чае произвольного распределения времени безотказной работы и продолжитель­ ности восстановления.

В качестве основного расчетного метода использован метод дифференциальных уравнений как наиболее удобный для исследования. В указанном общем случае произвольных законов распределения получены интегральные уравнения, опреде­ ляющие соответствующие характеристики надежности.

Изложение материала иллюстрируется рядом практических примеров. Книга может быть полезна специалистам, занимающимся вопросами проекти­

рования и исследования СЭУ, а также аспирантам и студентам кораблестроитель­ ных институтов,

Илл. 64. Табл, 21. Литерат, 107 назв,

Р е ц е н з е н т ы :

канд. техн. наук Б. П. Арчаков,

инж. Б. А. Бедняков, инж. Г. Д. Морозкин

Н а у ч н ы й р е д а к т о р инж. Л. Г. Васильев

31804—050 С 048 (01)—74 42—74

(Б) Издательство «Судостроение», 1974 г.


О Г Л А В Л Е Н И Е

Условные обозначения и сокращ ения.....................................................................

 

6

Введение ..........................................................................................................................

 

7 *

Задачи теории и практики надежности применительно к СЭУ (7). Значение пра­

 

вил классификационных обществ в обеспечении надежности энергетических

 

установок и судов (9). Живучесть СЗУ (10).

 

 

Г л а в а

I. Общие положения надежности судовых энергетических’

уста­

12

 

 

новок .........................................................................................................

 

§

1.

Основные понятия и определения теории надежности . . .

.. . ..

§ 2.

Классификация отказов С Э У .....................................................................

 

17

§

3.

Особенности надежности судовых энергетических установок с уче­

23

 

 

том эксплуатации в морских условиях .................................................

 

Условия эксплуатации (24). Автономность и дальность плавания (24). Много-

 

режимность (25). Сложность элементов (26). Резервирование (26). Автомати­

 

зация (29). Периодичность действия (29). Некоторые вопросы построения функ­

 

циональных схем СЭУ (30).

 

 

§

4. Стандартизация, унификация и н ад еж н о сть .......................................

(33). '

31

Стандартизация и нормализация (31). Унификация и агрегатирование

 

Г л а в а

II. Анализ эксплуатации основных типов судовых энергетических

 

 

 

установок, главных двигателей, систем и рекомендации по

36

 

 

повышению их надежности .............................................................

 

§ 5.

Основные типы современных транспортных судов и их энергети­

—,

 

 

ческих установок ..........................................................................................

 

§6. Надежность дизельных установок с малооборотными двигателями . 38

Состав ДУ, принципиальная и функциональная схемы

(38).

Характеристики

надежности главных дизелей при эксплуатации

и требования к

их

надеж­

ности (40). Валопровод

и дейдвудное устройство

(44).

Движители

(48).

Топ­

ливная система (51).

Системы смазки

(55). Система охлаждения

пресной

воды (58). Система охлаждения забортной

воды (59).

Система

газовыпуска

(65).

Система сжатого воздуха (69). Электростанция (72).

Вспомогательная

паро­

генераторная установка

(75).

 

 

 

 

 

 

 

§ 7. Надежность

дизельных установок со средне- и высокооборотными

 

двигателям и ......................................................................................................

 

 

77

Установка со среднеоборотными двигателями (77).

Установка

с

высокооборот­

ными двигателями

(81).

 

 

 

§ 8.

На г жность

газотурбинных установок .....................................................

 

 

83

ГТУ

с разутой регенерацией (84). ГТУ авиационного типа (86).

ГТУ с СПГГ (90).

§ 9.

Надежность

паротурбинных установок ................

у

.............................

91

ПТУ

судов, находящихся в эксплуатации (91). ПТУ судов

новой постройки

и проектируемые (97).

1*

3


Г л а в а

Ш. Количественные Характеристикинадежности................................

 

 

 

98

§ 10.

Характеристики безотказности.................................................................

 

 

 

 

 

 

 

§

11.

Характеристики ремонтопригодности.....................................................

 

 

 

 

 

 

103

§

12.

Характеристики долговечности и комплексные характеристики

106

 

 

надеж ности.....................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики

долговечности

(106).

Комплексные

 

характеристики

надеж-

 

ности П08).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 13. Закономерности возникновения отказов С Э У ................

....

 

 

112

Схема мгновенных повреждений (экспоненциальный закон. надежности) (112).

 

Основное свойство экспоненциального закона (115). Схема накапливающихся

 

повреждений

(119).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

IV. Надежность элемента СЭУ

........................

 

 

 

 

 

 

 

131

§ 14. Надежность простого элемента установки

 

...............................

 

 

. . .

—*

§

1 5 /Надежность сложного элемента .............................................

 

 

 

 

 

....

138

Характеристики

безотказности

(138).

Характеристики

надежности

с

учетом

 

восстановления (140).

 

 

 

 

 

 

 

.'

 

 

 

 

Г л а в а V. Расчет

характеристик надежности схем

 

соединения

элементов

144

§

16.

в составе СЭУ

.....................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последовательное (основное) соединение элементов....................

 

 

....

145

 

 

Схема

I последовательного соединения.................................................

 

 

 

 

 

Характеристики

безотказности (145) .

Характеристики

надежности

с

учетом вос­

 

становления (146).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема

II

последовательного соединения .................................................

 

 

 

 

 

151

Характеристики безотказности (151). Характеристики надежности с учетом вос­

 

становления

(153).

Характеристики

надежности

навешенного элемента

(155).

 

§

17. Схемы резервирования замещением .....................................................

 

 

 

 

 

 

161

 

 

Схема замещения при. одном резервном элементе .............................

 

 

 

Вероятность отказа и безотказной работы (162). Частота отказов (165). Среднее

 

время безотказной работы (166).

Характеристики надежности с учетом восстанов­

 

ления

(167).-

Вероятность

безотказной

работы с

учетом восстановления (168).

 

 

 

Схема замещения при двух резервных элементах . ;

................

 

173

Характеристики безотказности (173). Характеристики надежности с учетом вос­

 

становления (175). Характеристики надежности в случае произвольных законов

 

распределения (177). Резервирование замещением как способ повышения надеж­

 

ности

(180). Резервирование обводом (182).

 

 

 

 

 

 

 

 

§

18.

Параллельное

соединение

элементов

(постоянно

включенный

186

 

 

р е з е р в )

работа двух элементов

 

 

 

 

 

 

 

 

Параллельная

 

 

 

 

 

 

Характеристики безотказности (186). Характеристики надежности с учетом вос­

 

становления

(193).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параллельная .................................................

работа трех элементов

 

 

 

 

 

 

198

Характеристики безотказности (198). Характеристики надежности с учетом вос­

 

становления

(202).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произвольный ................................закон распределения

 

 

 

 

 

 

203

 

 

Постоянно включенный резерв как способ повышения надеж­

206

§

19.

ности

.................................................... ....................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Скользящий ....................................................................................р е з е р в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

208-

 

 

Скользящий резерв при последовательном соединении рабочих

—■

 

 

элементов ...............................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики

безотказности

(208).

Характеристики надежности с учетом вое-

 

становления (212). Схема скользящего резерва при последовательном соедине­

 

нии рабочих элементов

как способ

повышения надежности (216).

 

 

 

 

 

 

Скользящий резерв при параллельном соединении рабочих элемен­

218

 

 

тов

................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики

безотказности

(218).

Характеристики

надежности

с

учетом вое-

 

становления

(223).

скользящего

резерва при

параллельном

соединении

 

рабочих элементов

как способ

повышения

надежности

(228).

 

 

 

 

§ 20.

Некоторые другие схемы соединения элементов в составе СЭУ . .

230

 

 

Параллельная ................ ........................

работа

сложных

элементов

 

 

 

—■

Характеристики

безотказности

(231).

Характеристики

надежности

с

учетом вос­

 

становления

(231).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4


 

Схема замещения сложного элемента........................................................

233

Характеристики безотказности (233). Характеристики

надежности с учетом вос­

становления (234).

 

Г л а в а

VI. Надежность СЭУ в ц ел о м .................................................................

235

§ 21.

Пример расчета надежности С Э У .............................................................

§22. Некоторые вопросы сбора и обработки статистических данных об отказах и восстановлении элементов СЭУ. Испытания на надеж­

 

ность.

Прогнозирование о т к а зо в ................................................................

 

247

Г л а в а

VII. Некоторые вопросы экономики

надежности С Э У ....................

253

§ 23.

Сравнительный анализ критериев экономической эффективности .

§ 24.

Учет фактора времени ................................................................................

экономической эффектив­

266

§ 25.

Связь

характеристик надежности и

272

 

ности

.................................................................................................................

 

Заключение .....................................................................................................................

 

 

275

Указатель литературы .....................................................................................................

 

276


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

А— объем удовлетворяемой по­ требности (количество тонномиль перевезенного груза);

а(t) — частота отказа;

dci (0 — частота отказов системы по отношению к отказам г-й

группы (г = 1, 2, 3);

С— годовая величина себестои­ мости эксплуатации;

Д— величина дохода;

dH— наружный диаметр трубы;

Зпр (t) — величина

приведенных

за­

трат

как

функция времени;

£ н — нормативный

коэффициент

эффективности;

дискотирова-

£ нп — коэффициент

ния;

-

 

 

 

 

 

 

F (х) — значения функции распреде­

ления

простейшего нормаль­

ного

закона;

 

 

 

G (0 .— вероятность

невосстановле-

ния

за

время

t\

элемент

g0 (t) — вероятность

застать

в произвольный момент

вре­

мени

t

в исправном состоя­

нии;

 

 

 

застать

элемент

gi (t) — вероятность

в произвольный момент вре­

мени

t

в

состоянии

отказа

г'-й группы

(г =

1, 2, 3);

К(t) — коэффициент готовности;

К— величина капитальных вло­

жений;

отказа

эле­

Я (t) — интенсивность

ментов;

отказов

си­

Яс (0 — интенсивность

стемы;

восстановле­

р (t) — интенсивность

ния элемента;

 

 

Нс (О интенсивность

восстановле­

ния системы;

 

 

N — общее число элементов;

п (/) — число отказавших за время

tэлементов;

П— величина прибыли;

Р(t) — вероятность безотказной ра­ боты за время t\

Рщ (0 •— вероятность

наступления

т

отказов за

время

t;

 

Ра (t) — вероятность

безотказной ра­

боты системы за время t

по

отношению к отказам г'-й

группы (г =

1, 2,

3);

 

Рi~i (0 — вероятность

безотказной

ра­

боты /-го элемента

по отно­

шению к отказам г'-й группы;

Р (t) — вероятность безотказной ра. боты с учетом ремонта;

 

Q (0 — вероятность

отказа

за вре­

 

 

мя t;

 

 

отказа г'-й груп­

 

Ql (t) — вероятность

 

 

пы за

время

t

(г =

1, 2, 3);

QP (0 — вероятность

застать

систему

 

 

в момент

времени t

в состо­

 

 

янии

отказа

г'-й

группы,

 

 

если отказал /-й элемент;

 

R (t) — вероятность

восстановления

 

 

за время

t;

 

 

 

г (t) — частота восстановления;

о2 — дисперсия

времени

работы

 

9

до отказа;

 

 

 

 

 

ов — дисперсия времени восстано­

вления; Тэ — продолжительность эксплуа­

тации;

Т— среднее время работы до от­ каза с учетом восстановле­ ния;

Т— среднее время безотказной работы;

Т* — статистическая оценка вре­ мени безотказной работы;

Т в — среднее время восстановле­ ния;

тг — время работы до отказа г'-го элемента;

Ф (х) — нормированная функция Л а­ пласа;

Шф (/) — относительный выигрыш по ' характеристике надежности

Ф(t) за время t;

ц—• величина фрахтовой ставки;

АЭУ — атомная

энергетическая

установка;

 

 

в. м. т. — верхняя мертвая точка;

 

ВРШ — винт регулируемого шага;

ВФШ — винт фиксированного шага;

ГТЗА — главный

турбозубчатый

аг­

регат;

 

 

 

ГТУ — газотурбинная установка;

ДРУ — дизель-редукторная

уста­

новка;

 

 

 

ДУ — дизельная установка;

 

и

ЗИП — запасные

инструменты

приспособления;

отделе­

МК.0 — машинно-котельное

ние;

 

 

 

МО — машинное отделение;

 

 

н. м. т. — нижняя мертвая точка; ПТУ — паротурбинная установка; СВП — суда на воздушной подушке; СПК — суда на подводных крыльях;

ЭУ — энергетическая установка.

6