ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
а в случае, когда местными потерями можно пренебречь,— по фор муле
Q = K y ^ j L .
Если сифонный трубопровод представляет собой разветвленный трубопровод (см. рис. 179), питаемый из нескольких источников, гидравлический расчет производится на основании соображений, изложенных в § 70, о расчете разветвленных трубопроводов, и также не представляет особых трудностей.
Следует иметь в виду, что вследствие влияния воздуха, выделяющегося из жидкости и движущегося вместе с ней по сифону в виде мелких пузырьков, потери напора, исчисленные по обычным формулам гидравлики, всегда оказы ваются несколько меньше действительных. Поэтому при значительной длине сифонного трубопровода потери напора рекомендуется определять по специаль ным формулам как для двухфазной жидкости (смесь жидкости и пузырьков воздуха) или же увеличивать потери напора, вычисленные обычным путем, при мерно на 15—20%.
Проверка давления в сифонных трубопроводах также осущест вляется по обычным уравнениям гидравлики. Давление в любом сечении, например в сечении х — х (см. рис. 178), может быть опре делено путем составления уравнения Бернулли для этого сечения и сечения, совпадающего со свободной поверхностью жидкости в сосуде А . Имеем
Ра |
— |
— z I |
Рх |
I |
|
|
|
+ |
+ |
2 ^ а~х■ |
|||||
Рё ^ 2ё |
|
|
p g ^ 2g |
||||
Отсюда находим |
|
|
|
|
|
|
|
Рк |
Ра |
4 - |
^ |
2 |
** |
|
^a-xi |
Рё |
Рё |
1 |
2g |
~х |
2g |
|
или, пренебрегая скоростными напорами ввиду их малости по срав нению с другими величинами, получаем
<6-30>
Обязательным является определение давления в наиболее высоко расположенной части сифонного трубопровода, где, как правило, имеет место наибольшее разрежение. Для уменьшения разрежения в указанных сечениях может оказаться целесообразным увеличить сопротивление в нисходящей части сифона, что может быть осуще ствлено, например, путем установки задвижки за этими сечениями. При этом следует иметь в виду, что введение задвижки одновременно вызовет некоторое снижение расхода жидкости.
Для определения минимально допустимого давления в каждом отдельном случае необходимо учитывать максимально возможную температуру жидкости, минимальное барометрическое давление в месте сооружения сифона и упругость паров движущейся по си фону жидкости в зависимости от температуры.
235
Теоретически для нормальной работы сифонного трубопровода, так же как и всасывающих трубопроводов насосных установок (см. стр. 97), необходимо, чтобы минимальное давление в нем было всегда больше упругости паров жидкости при данной температуре
рg |
1 |
(6.31)' |
где рт in — минимальное давление |
в сифоне; р — плотность жидко |
|
сти; At — упругость паров жидкости в м ст. жидкости i^At |
• |
|
Практически при расчетах рекомендуется назначать величину |
||
минимального давления значительно больше, во всяком |
случае |
для воды не менее 0,2—0,3 ата при нормальных температурных усло виях. Указанному значению, как это следует из уравнения (6.30), отвечает наибольшая возможная высота расположения наивысшей точки сифона над свободной по верхностью жидкости в верхнем сосуде (так называемая высота всасывания), равная примерно 7 м.
Весьма наглядным и удобным для проверки давления в сифоне является графический прием, за ключающийся в построении пьезо метрической линии.
Пусть, например, дан продоль ный профиль сифонного трубопро вода одинакового по всей длине диаметра без местных сопротивле
нии фис. гои;, па своооднои поверхности жидкости в водоемах давление известно и равно атмосферному. Изобразим соответству-
ющие этому давлению пьезометрические напоры —Р а вертикальными
Рё
отрезками Аа — в начале и ВЬ — в конце сифона. Так как в данном случае падение напора вдоль трубопровода происходит по прямой линии (i = const), соединим концы этих отрезков прямой аЪ, кото рая и представит собой пьезометрическую линию. Отложим затем в начальном сечении сифона отрезок ааг, соответствующий упругости паров жидкости At, и проведем на этом расстоянии от пьезометри ческой линии прямую ахЬ1: параллельную линии аЪ. Из изложен ного очевидно, что условие (6.31), необходимое для нормальной работы сифонного трубопровода, будет удовлетворяться только в тех случаях, когда эта вторая прямая не пересечет профиль трубопро вода.
§73. КАВИТАЦИЯ
Ка в и т а ц и е й (от латинского слова «кавитас» — полость) называется образование в движущейся жидкости полостей, заполнен ных паром или воздухом (газом). Кавитация возникает в тех случаях,
2 3 6
когда давление в каких-либо местах потока снижается настолько, что становится меньше давления насыщения, т. е. давления^-соот ветствующего испарению жидкости при данной температуре.
Явление кавитации может наблюдаться, например, в сифонных трубопроводах, где ее появление обусловливается геометрической конфигурацией и принципом действия самого трубопровода, основ ной своей частью находящегося под давлением, меньшим чем атмо сферное; кавитация может иметь место также и при работе быстро ходных гидравлических турбин, центробежных насосов и гребных винтов. В этих случаях причиной кавитации является возникнове ние больших местных скоростей, ведущих к понижению давления. Если при этом давление оказывается меньше упругости паров, в соответствующих местах потока начинается бурное испарение жидко сти, она начинает кипеть и в ней образуются кавитационные полости, состоящие из пузырьков, заполненных паром. Если затем при даль нейшем движении потока давление в нем повышается, происходит конденсация пара, обычно сопровождаемая резким треском, и кави
тационные |
полости |
смыкаются. |
Возникно |
|
||||||
вение кавитации |
значительно облегчается |
|
||||||||
при наличии в жидкости пузырьков |
воз |
|
||||||||
духа, а также растворенных |
газов. |
кавита |
|
|||||||
В качестве примера |
рассмотрим |
|
||||||||
ционные явления, |
которые |
могут |
иметь |
ме |
|
|||||
сто при известных условиях в коротком |
Ри с. 181 |
|||||||||
патрубке переменного сечения с горизонталь |
|
|||||||||
ной осью (рис. 181). |
Как |
это |
следует из уравнения Бернулли, со |
|||||||
ставленного |
без |
учета |
сопротивлений |
для двух крайних сечений |
||||||
суживающейся части |
такого трубопровода, |
|
||||||||
|
|
|
|
pg |
|
2g |
pg |
' |
2g ’ |
|
давление в |
наиболее |
сжатой |
его |
части |
|
|
||||
|
|
Р . - й - р | [(% )’ - 1 ] . |
|
|||||||
где p t и р 2 — давления, а |
|
и н2 — средние скорости в начальном |
||||||||
Fi и конечном Е2 сечениях; |
р — плотность жидкости. |
|||||||||
В том случае, |
когда |
|
значительно |
больше |
Е2, а давление р г |
незначительно, давление в суженном сечении р2 может оказаться меньше, чем упругость паров. Как показывает опыт, за этим сече нием основная масса жидкости движется в виде свободной струи, сопровождаемой по бокам пенообразной смесью, состоящей из пузырьков пара и жидкости. Дальше в каком-то сечении происхо дит внезапное замедление движения и жидкость полностью запол няет все сечение. Давление здесь повышается, образовавшиеся ранее пузырьки пара сталкиваются друг с другом и конденсируются.
В современных гидравлических турбинах, центробежных насо сах, гребных винтах, обычно работающих при больших числах
237
оборотов, в отдельных местах рабочих лопаток и лопастей созда- * ются очень большие скорости движения жидкости, также благо приятствующие возникновению кавитации. Кавитация оказывает очень вредное действие на работу этих установок: вызывает недопу стимо большие их колебания, увеличивает потери энергии на трение, т. е. снижает коэффициент полезного действия, и, что наиболее опасно, приводит к разъеданию металла.
Разъедание металла вследствие кавитации — кавитационная кор розия металла — обычно наблюдается в тех местах потока, где происходит повышение давления, сопровождающееся столкновением пузырьков пара и его конденсацией.
При этом вследствие мгновенных, быстро чередующихся процес сов сжатия отдельных пузырьков здесь возникают оченъ большие местные импульсивные давления (в несколько сотен и даже тысяч атмосфер), приводящие к весьма коротким и интенсивным ударам, разрушающим металл, сначала выкрашивая его зерна с поверхности, а затем быстро распространяясь вглубь. К этим чисто механическим ударным действиям присоединяются часто химические действия на металл выделяющегося из жидкости воздуха, обогащенного кисло родом, а в отдельных случаях также и электролитические действия. В результате всех этих явлений, особенно если кавитация длится продолжительное время, происходит разъедание металла, из него выпадают отдельные кусочки, и он принимает на большую глубину губчатую структуру.
С целью предотвратить появление кавитации лопатки и лопасти проектируют в форме слабо изогнутых профилей со скругленными входными и выходными кромками и применяют для их изготовления особые, стойкие против коррозии, материалы (например, стали с до бавкой хрома и никеля) с тщательно, по возможности, обработан ными поверхностями.
§ 74. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УДАР В ТРУБАХ
Под гидравлическим ударом понимают резкое увеличение давле ния в трубопроводах при внезапной остановке движущейся в них жидкости. Гидравлический удар может иметь место, например, при быстром закрытии различных запорных приспособлений, устанавли ваемых на трубопроводах (задвижка, кран), внезапной остановке насосов, перекачивающих жидкость, и т. д. Особенно опасен гидра влический удар в длинных трубопроводах, в которых движутся значительные массы жидкости с большими скоростями. В этих слу чаях, если не принять соответствующих предупредительных мер, гидравлический удар может привести к повреждению мест соедине ний отдельных труб (стыки, фланцы, раструбы), разрыву стенок трубопровода, поломке насосов и т. п.
Для выяснения явлений, происходящих при гидравлическом ударе, рассмотрим горизонтальный трубопровод постоянного диа метра, по которому со средней скоростью v движется жидкость.
238
Если быстро закрыть установленную на таком трубопроводе задвиж ку, то слой жидкости, находящийся непосредственно у задвижки, должен будет в момент ее закрытия остановиться, а давление — увеличиться (вследствие перехода кинетической энергии в потенци альную энергию давления). Так как жидкость сжимаема, то оста новка всей ее массы в трубопроводе не происходит мгновенно; гра ница объема, включающего в себя остановившуюся жидкость, пере мещается вдоль трубопровода с некоторой скоростью с, называемой скоростью распространения волны давления. Рассмотрим (рис. 182) прилежащую к задвижке часть объема
жидкости Fc At — F AS (где F — площадь |
Р0+*Р |
|
сечения трубы). За время |
АТ этот объем, |
|
остановившись, потеряет количество дви |
Ро+йР |
|
жения рF ASv. |
|
|
Обозначим давление у задвижки до ее |
|
|
закрытия через р 0, а давление, возникшее |
|
|
после остановки, — через |
р 0 + Ар и, |
найдем увеличение дав |
пользуясь теоремой количества движения, |
ления Ар. Импульс силы, действовавший в течение АТ , равен ApF АТ; приравнивая его изменению количества движения за это же время, получаем
ApF АТ = рF ASv,
откуда с учетом того, что |
Д5 |
с, после |
сокращения на F получаем |
|
АТ |
|
|
известную формулу Н. Е. Жуковского |
|
||
|
|
Ap — pcv, |
(6.32) |
по которой определяется величина повышения давления при гидра влическом ударе.
Далее останавливается ближайший к первому — второй слой жидкости, на который давят следующие слои, и т. д. Таким образом, постепенно повышенное давление, возникшее первоначально непо средственно у задвижки, распространяется по всему трубопроводу против течения жидкости со скоростью с.
Если давление в начале трубопровода сохраняется неизменным (как, например, в случае, когда трубопроводом забирается вода из открытого бассейна с большой площадью поверхности), то после достижения ударной волной начального сечения трубы в ней нач нется обратное перемещение ударной волны с той же скоростью с, примем это будет уже волна понижения давления. Одновременно в трубе возникает движение жидкости по направлению к начальному сечению. По достижении ударной волной сечения у задвижки давле ние здесь снижается и делается меньшим, чем первоначальное давле ние до удара; после этого начинается перемещение ударной волны, но уже волны понижения в направлении к началу трубопровода. Циклы повышений и понижений давления будут чередоваться через
23Э