Файл: Особенности читательского развития детей старшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности читательского развития детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье описываются особенности читательского развития детей старшего дошкольного возраста, представлены формы и методы, посредством которых можно эффективно развивать у детей интерес к чтению и книге.
Начитанность испокон веков считалась одним из основных показателей общего интеллекта и образованности человека. И в настоящее время, в век высоких технологий и научно-технического прогресса, чтение не утратило своей актуальности, являясь ключом к овладению необходимыми в информационном обществе специальностями, от которых зависит не только нормальная жизнедеятельность отдельного индивида, но и успешное функционирование государственного социально-экономического механизма.
Фундамент читательского развития, а именно – формирование читательского интереса, осознание необходимости читать, приобретение опыта читательской деятельности и навыков самостоятельной работы с книгой, способность воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, закладывается в период старшего дошкольного возраста. Всё, что приобретается ребёнком в этот временной отрезок, сохраняется потом на всю его дальнейшую жизнь.
Любое развитие ребёнка, в том числе и читательское, зависит в первую очередь от его возраста и обуславливается возрастными психолого-педагогическими особенностями. Рассмотрим возрастные психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития читательского интереса.
Первой характерной возрастной особенностью дошкольников является наивность восприятия прочитанного. Эта наивность выражается в том, что дети этого возраста ещё не умеют отделять события, описываемые в книге, от реальной жизни и отождествляют их с действительностью, в связи с этим, например, могут испытывать страх при чтении страшных сказок и рассказов [8, с.31]. Поэтому взрослым (родителям, воспитателям), читающим ребёнку художественное произведение, необходимо в доступной форме объяснять ему разницу между реальным и литературным миром.
Второй возрастной особенностью дошкольников является эмоциональность восприятия событий в прочитанном произведении. Слушая сказку или рассказ, ребёнок бурно выражает свои эмоции: плачет, смеется, сочувствует, возмущается и т.д. С одной стороны, это хорошо: он является заинтересованным, сопереживающим читателем. Но, с другой стороны, чрезмерная эмоциональность мешает ему должным образом оценить прочитанное произведение. В связи с этим, взрослым (воспитателям, родителям) нужно обращать серьёзное внимание на воспитание у ребёнка рациональности восприятия
[8, с.32].
Еще одна особенность ребёнка дошкольного возраста как читателя выражается в стремлении подражать: он ориентируется на мнение сверстников, родителей, воспитателя, и предпочитает те книги, которые наиболее популярны среди них. В связи с этим, обязанность взрослого – развивать у ребёнка самостоятельность восприятия, воспитывать у него способность иметь собственную точку зрения на то или иное художественное произведение, выявить его собственные предпочтения при выборе книги [8, с.34].
Книга в восприятии дошкольника предстаёт в единстве трех составляющих: как предмет определенного вида; иллюстрация; текст.
На ранних этапах заинтересованность ребёнка книгой обуславливается не содержанием, в первую очередь его внимание привлекает красиво оформленная обложка, красочность содержащихся в ней иллюстраций. Именно от этого зависит частота его обращения к той или иной книге.
Иллюстрации играют важнейшую роль в осознании ребёнком художественного текста, являются источником первоначального импульса для воссоздания им образов персонажей произведений, восприятия происходящих в нём событий. Без иллюстраций воображение малыша ещё не в состоянии в полной мере обеспечить ему понимание смысла текста. Именно интерес к имеющимся в книге картинкам способствует постепенному развитию интереса уже непосредственно к тексту [1, с. 47].
В старшем дошкольном возрасте возможности детей в плане эстетического восприятия, осмысления и понимания художественных произведений по сравнению с предыдущими возрастными периодами заметно возрастают. Ребёнок в этот возрастной период уже способен заинтересоваться текстовым содержанием художественного произведения без опоры на наглядность, т.е. необходимые ассоциации возникают у него непосредственно на основе восприятия слов текста. Иллюстрации же отходят на второй план и начинают играть всего лишь вспомогательную роль в осмыслении и восприятии ребёнком содержания произведения. В связи с этим, педагогу, занимающемуся работой по читательскому развитию старших дошкольников, необходимо делать основной упор на следующие моменты:
- формировать у детей умения устанавливать логические цепочки в произведении, проникать в авторский замысел;
- развивать способность
осознавать не только поступки героев произведения, но и их мысли, чувства, эмоции;
- обращать внимание на языковые особенности произведения, способствовать развитию у детей воссоздающего воображения;
- формировать у детей способность осознавать и осмысливать их собственное эмоциональное отношение к героям произведений [2, с. 22].
Кроме того, по мнению О.В. Чиндиловой, в возрасте 5-6 лет ребёнок уже способен более глубоко понимать и воспринимать смысл читаемого произведения, поэтому немаловажным условием читательского развития в этот период становится постепенное уменьшение посреднической роли взрослого в процессе совместного с ребёнком чтения [9, с.77].
Очевидной особенностью читательского развития детей старшего дошкольного возраста является включение в ознакомление с произведениями разнообразных форм и методов.
В условиях ДОУ эффективными формами работы по читательскому развитию дошкольников могут быть такие, как:
1. Организация выставок новинок детской художественной литературы.
2. Проведение бесед, викторин с детьми по прочитанным книгам.
4. Организация встреч с детскими поэтами и писателями, живущими в данном населённом пункте (городе, районе, посёлке).
5. Организация выставок детских рисунков, поделок по сюжетам детских литературных произведений [4].
Одним из действенных методов читательского развития детей старшего дошкольного возраста является детское экспериментирование и проектирование, вытекающие из содержания того или иного художественного произведения. В процессе экспериментальной и проектной деятельности перед детьми можно ставить различные проблемные ситуации. Необходимость решения таких ситуаций будет стимулировать интерес детей к фактам и событиям, описываемых в книге, побуждать их к поиску нестандартных решений, неизвестных ранее действий [5, с. 39].
Ещё одним эффективным методом, позволяющим ребёнку глубоко осмыслить содержание произведения, проследить и проанализировать последовательность действий и отношений между его героями, является метод моделирования. Уместным здесь будет замещение реальных предметов условными моделями, изображающими персонажей сказки или рассказа. В качестве заместителей можно использовать разноцветные, различные по форме и размеру о кружки, квадратики, треугольники, ромбики и т.п., оперируя которыми ребёнок сможет легче запоминать сюжет художественного произведения. Кроме того, такой метод хорошо тренирует воображение и фантазию [
5, с. 40].
Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра, поэтому для читательского развития детей являются эффективными различные игровые приёмы и дидактические игры. Например, при чтении стихов детских поэтов (А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского и др.) можно использовать такие игровые приёмы, как:
- «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети продолжают стихотворение;
- «веселая рифма»: при чтении стихотворения делается пауза там, где ребёнок должен угадать слово [8, с. 35].
При ознакомлении детей со структурой повествования какого-либо художественного произведения весьма эффективными могут быть такие дидактические игры, как «Определи последовательность» и «Кто из какой сказки». Цель первой игры заключается в том, чтобы учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, тем самым тренируя у них память и внимательность, вторая игра даёт детям замечательную возможность поразмышлять над характерами и поведением каких-либо сказочных персонажей (волк, лиса, кот и т.д.) в различных сказках.
Для того чтобы активизировать читательское развитие детей в детском саду необходимо проводить литературные вечера (например, конкурсы чтецов), посвященные творчеству конкретного автора, устраивать различные досуговые представления (например, мини- спектакли по сюжетам сказок). На все мероприятия в старшей группе нужно приглашать в качестве зрителей детей из средней и младшей групп, что позволит старшим дошкольникам представить и выразить себя в образе актёров [7].
Педагоги и психологи отмечают, что для полноценного читательского развития детей старшего дошкольного возраста является то, что читать им должны не только воспитатели в детском саду, но и родители в кругу семьи, в домашней обстановке. Именно семья, по мнению С.А. Денисовой, является базисом для формирования у ребёнка интереса и любви к книге [3, с. 31].
В связи с этим важны условием для читательского развития детей является совместная работа ДОУ с семьями воспитанников. Такую работу можно вести в форме тематических собраний, индивидуальных бесед, консультаций, деловых игр, направленных на повышение компетенции родителей в вопросах приобщения детей к чтению в кругу семьи (правильный подбор детской литературы, формы, методы и средства привития ребёнку любви к книге и чтению).
Эффективной формой работы для читательского развития детей может стать организация на базе ДОУ совместного с семьями «Читательского клуба». На заседаниях такого клуба можно будет выработать стратегию совместных действий воспитателя и родителей по повышению интереса детей к книге, проводить различные интересные мероприятия, например, устроить сочинение сказок детьми и родителями [6].
Итак, мы рассмотрели особенности читательского развития детей старшего дошкольного возраста. Они обуславливается возрастом детей и использованием следующих форм и методов педагогической работы:
- использование детского экспериментирования, проектирования, моделирования, вытекающих из содержания того или иного художественного произведения;
- использование дидактических игр и игровых приёмов, способствующих лучшему запоминанию и восприятию ребёнком содержания и структуры художественных текстов;
- применение в процессе читательского развития детей элементов драматизации;
- беседы по прочитанному произведению;
- тесное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников (привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых детским садом, повышение их педагогической компетентности в вопросах читательского развития ребёнка).
Список литературы
1. Гончарова Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению // Воспитание школьников, 2005. № 12. С. 45-56 .
2. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 128 с.
3. Денисова С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек // Родительское собрание по детскому чтению. 2008. №2. С. 30-32.
4. Казанцева А.В. Электронная газета «Интерактивное образование» Выпуск № 80, декабрь 2018. URL: http://io.nios.ru/articles2/99/10/sotrudnichestvo-detskogo-sada-i-biblioteki (дата обращения: 20.12.2022).
5. Колобова О.А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Т. 0. Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С. 37-45. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6129/ (дата обращения: 19.12.2022).
6. Кондратьева Н.В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. 2017. № 46 (180). С. 291-293. URL: https://moluch.ru/archive/180/46525/ (дата обращения: 21.12.2022).