Файл: Прошляков, Б. К. Вторичные изменения терригенных пород-коллекторов нефти и газа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
в породах Прикаспийской впадийы, а также частично подтверж денные на Южном Мангышлаке и в Восточном Предкавказье стадийность превращений и ассоциации глинистых минералов на различных глубинах могут иметь очень большое геологиче ское значение. Уже полученные результаты показывают, что по ассоциации глинистых минералов с учетом геологического раз вития района можно определять, находились ли прежде те или иные отложения на больших глубинах, примерно на каких и когда. В Прикаспийской впадине решение этого вопроса, в свою очередь, позволяет датировать время заложения соляных струк тур и уточнять особенности их развития. Для получения надеж ных результатов необходимо проделать еще большую работу, накопить и проанализировать достаточный фактический мате риал.
Глава IV
АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТЕЙ КОЛЛЕКТОРСКИХ СВОЙСТВ ОТ ЛИТОЛОГИЧЕСКОГО СОСТАВА
И ВТОРИЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ОСАДОЧНЫХ ПОРОД
В мезозойских отложениях Прикаспийской впадины, Южного Мангышлака и Восточного Предкавказья наибольший интерес с точки зрения коллекторских свойств представляют обломочные, песчано-алевритовые породы. Мел и мелоподобные известняки верхнемелового возраста, отличаясь низкими коллекторскими свойствами, не несут признаков нефтегазоносности. Верхнеюр ские известняки монолитного строения также имеют невысокие коллекторские параметры. Триасовые (баскунчакские) карбонат ные образования имеют ограниченное распространение, при этом они переслаиваются с терригенными породами, отличающимися более высокими коллекторскими свойствами, что неблагоприят но для образования скоплений углеводородов в известняках и доломитах.
В песчано-алевритовых породах диапазон колебаний коллек торских свойств весьма широк. Так, например, газопроницае мость колеблется от нуля до 7500 мД, а полная пористость от 2—5 до 42%. Такие резкие различия наблюдаются при сравне нии не только терригенных пород различного типа, но часто и пород примерно одинакового литологического состава. Эти несо ответствия в значительной мере определяются глубиной залега ния пород, интенсивностью вторичных изменений и особенностя ми геологического развития отдельных участков описываемых территорий.
Значения пористости и проницаемости, являясь одними из основных показателей коллекторских свойств пород, определя ются многими факторами, главнейшие из которых можно объе динить в две группы: а) обусловленные специфическими усло виями формирования осадков (гранулометрический и минераль ный состав обломочной части, степень окатанности обломочных частиц, тип, содержание и минеральный сбсФай цемента) и
7— 569 |
97 |
б) связанные с особенностями уплотнения пород и их постседиментационными преобразованиями.
Рассмотрим влияние этих факторов на формирование и изменение коллекторских свойств терригенных пород Прикас пийской впадины.
ПОРИСТОСТЬ ПОРОД
Выделяют два вида пористости — полную (общую, абсолют ную или физическую) и открытую. Полная пористость опреде лялась известным методом Мельчера в комплексе с пикномет рическим, открытая — методом Преображенского с помощью насыщения керосином.
Наивысшей пористостью при прочих равных условиях обла дают обломочные породы, состоящие из шарообразных частиц одинакового размера при отсутствии цементирующего материа ла. При этом большое значение имеют способы укладки обло мочных частиц. Пористость идеальной породы, состоящей из шаров одинакового размера при кубической упаковке, как известно, составляет 47,6%, а при плотнейшей, ромбической — 25,96%. В естественных условиях идеальные типы упаковок практически не встречаются в связи с тем, что частицы имеют различный размер, неправильную форму и при осаждении стре мятся занять наиболее устойчивое положение. Однако в процессе уплотнения все же происходит упорядочение расположения частиц и в целом пористость обломочных пород, не содержащих цемента, постепенно снижается. В Прикаспийской впадине максимальная полная пористость мезозойских песчано-алеври товых пород близ поверхности достигает 42%. К глубине 1200— 1300 м она снижается за счет перегруппировки частиц на 4—5%. В дальнейшем понижение пористости происходит в ускоренном темпе в результате растворения зерен кварца на контакте друг с другом.
Примечательно, что на небольших глубинах наблюдается до вольно значительное колебание величины полной пористости даже в породах с равным содержанием обломочного материала. Это объясняется неодинаковой степенью отсортированности об ломочных частиц. Для выяснения влияния степени отсортирован ности на величину пористости вычислялся коэффициент сорти ровки: So= Q3/Q1, где Q3 — третья квартиль с кумулятивной кривой; Q, — первая квартиль с кумулятивной кривой.
Материалы лабораторных исследований осадочных пород показывают, что чем лучше отсортированность, тем выше пори стость (это относится и к полной и к открытой пористости). По мере уплотнения пород, изменения укладки обломочных частиц, отклонения величины пористости отдельных образцов от средних значений уменьшаются.
98
Анализ лабораторных данных, а также исследования ряда авторов (Ханин, 1951, 1965; Прошляков, 1958, 1960; Корсаков, 1965) показывают, что на пористость песчано-алевритовых пород существенно влияет цементирующая часть. В терригенных поро дах описываемой территории она представлена преимущественно глинистым и карбонатным материалом. В общем случае цемен тирующая часть, заполняя поровое пространство, снижает пористость обломочных пород. Исследование этого вопроса показало, что в образцах, отобранных с небольших глубин (до 500—800 м), минимальная полная пористость наблюдается при содержании глинистого цемента 40—45%, т. е. в количестве, примерно равном объему порового пространства идеальной по роды при кубической упаковке. В этом случае пористость всей породы определяется только пористостью глинистой части, за полняющей пространство между обломочными частичками, Проиллюстрируем это положение таким примером: допустим, что глина составляет 50% песчано-глинистой породы. При пористо сти самой глины 40% (что характерно для небольших глубин) средняя пористость породы будет равна 20%, поскольку обло мочный материал практически не порист. Дальнейшее увеличе ние доли глинистого материала в терригенных породах сопро вождается повышением их пористости. С. П. Корсаков (1965), исследовавший эту связь на материалах Газлинского района, отмечает, что минимальная пористость меловых песчано-алеврй-* товых пород (глубина 600—800 м—Б. П.) наблюдается при содержании глинистого материала в количестве 35—38%.
На средних и больших глубинах (свыше 1000 м) описанная закономерность не наблюдается. Здесь увеличение количества глинистого материала в песчано-алевритовых породах во всех случаях вызывает уменьшение пористости. В глинистых породах величина этого параметра на одинаковых глубинах очень мало зависит от содержания обломочной части. С глубины 800 м до 3250 м открытая пористость более «чистых» глин (содержаний пелитовой части >80% ) лишь немного ниже (на 0,2—2,5%), чем алевритовых глин (содержание пелитовой фракции 60—80%,
см. рис. 40).
Таким образом, влияние глинистого цемента на пористость пород, залегающих на различных глубинах, не одинаково, хотя общая картина во всех случаях близка.
Чрезвычайно большое влияние на величину пористости ока зывает растворимая часть породы, определяемая при грануло метрическом анализе песчано-алевритовых и глинистых пород. Как было показано, в мезозое Прикаспия, а также на Южном Мангышлаке и в Восточном Предкавказье эта часть обычно представлена карбонатом кальция, значительно реже другими соединениями. В мезо-кайнозойских и верхнепермских терригенных породах Прикаспийской впадины, например, на долю карбо* ната кальция обычно приходится свыше 90—95% растворимой
7* |
99 |
Части породы. Подобные соотношения наблюдаются и во многих других районах (меловые отложения Северного Предкавказья, девонские и каменноугольные отложения Харьковской, Черни говской, Горьковской, Пермской и других областей).
В ряде случаев между величиной пористости и содержанием кальцита в песчано-алевритовых породах существует отчетливая обратная зависимость. Она отмечалась в мезозойских отложе ниях некоторых районов Северного Предкавказья (Прошляков, 1958), Западной Вирджинии (Хилд с соавторами, 1962), в поро дах Купянской опорной скважины и других районах. Вместе с тем в каждом районе имеются и специфические особенности.
Нами подмечено, что суммарный объем пор и кальцита в песчано-алевритовых породах для определенных глубин и райо нов — величина более или менее постоянная. В пермских и триасовых отложениях Актюбинского Приуралья и Западного Примугоджарья на глубине до 2000 м этот объем составляет 37—44% объема породы (учитывалась полная пористость по восьми разрезам). В верхнетриасовых и юрских песчано-алеври товых образованиях междуречья Урал-—Волга суммарный объем составляет до 23—31%, в меловых, залегающих в интервале 1000—2000 м повышается до 33—41%. Еще выше, в неогеновых отложениях, суммарный объем достигает 50% (следует, однако, заметить, что в данном случае эта закономерность определяется и глубиной, и возрастом). В связи с этим четкая обратная зави симость между описываемыми величинами наблюдается для объектов, ограниченных как по площади, так и по глубине. Для центральных районов Северного Прикаспия уменьшение суммы объемов пор и кальцита с увеличением глубины происходит до 2500—3000 м. Ниже эта закономерность нарушается вследствие увеличения количества кальцита за счет эпигенетических про цессов, описанных выше. Таким образом, ниже 2500—3000 м количественная связь между величиной пористости и содержа нием кальцита нарушается. На Мангышлаке сумма объемов пор и кальцита в песчано-алевритовых породах понижается от 30— 45% на глубине 500 м до 14—21 % на глубине 2500 м.
В глинах подобная зависимость между |
общей пористостью |
и содержанием кальцита прослеживается |
до глубины 1500— |
2000 м. На больших глубинах, независимо от содержания каль цита, пористость глин становится очень низкой. Обратная зави симость между описываемыми величинами в таких случаях на рушается. Диапазон колебания величины пористости (для дан ного интервала глубин) с увеличением глубины в глинистых породах сужается. В мезозойских отложениях Прикаспийской впадины на глубине 400 м, например, он составляет 10% (от 24
до 34%), на глубине 2000 м — 7%, на 3000 м — 5%, ниже
5000 м — до 3%. Это происходит, по-видимому, вследствие все большего упорядочения расположения глинистых частиц и воз растающей с глубиной однородности их минерального состава.
100