Файл: Введение Дыхание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
профессором Международной академии наук и искусств, заведующим лабораторией санитарного просвещения детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава.

М.Л. Лазарев — основоположник идеи дородового (пренатального) образования в России. В 1984 году открыл первую школу пренатального образования при клинике медицины и физической культуры № 4 г. Москвы. Автор методики музыкального развития плода «Сонатал» (от латинского sonus — звук, натал — рождение, музыка рождения), рекомендованной Минздравсоцразвития России. Этот метод используется в России и за рубежом с 1983 года.

М.Л. Лазарев написал более 1000 детских песен в созданном им жанре «Музыка детства и материнства».

Программа «Здравствуйте» М.Л. Лазарева разработана на основе современных научных подходов к обучению детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов. Практическое преподавание программы «Здравствуйте» основано на принципах концепции «Здоровье здоровых». Целью программы «Здравствуйте» является поддержка педагогов и родителей в организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, направленной на развитие навыков ведения здорового образа жизни. Программа и методические рекомендации разработаны на основе современных подходов к обучению детей дошкольного возраста.

Материал программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие формированию личности ребенка. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе по санитарному просвещению не является дополнительным материалом, а составляет неотъемлемую основу всего курса.

Метод расслабления дыхания: «Ложись на спину… Закрой глаза… Представь, что ты вдыхаешь запах цветка… Нежный аромат цветка… Попробуй вдохнуть его не только носом, но и всем телом… Кожа на ногах, животе, руках, голове… Вдох, выдох… Тело превращается в губку… При вдыхании он всасывает воздух через все поры кожи, при выдохе воздух просачивается наружу. Вдохни, выдохни… Ты хорошо отдохнул… Тело заряжено энергией… Считаю до пяти… Когда я досчитаю до пяти, открой глаза. Открой глаза. Свежесть в теле… Счастье… «Хороший юмор».

Пранаяма — основные дыхательные упражнения йоги Полное дыхание


Полное дыхание — дыхание йога является наиболее рациональным видом дыхания; оно является основой правильного дыхания. Полное дыхание способствует лучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Это дыхание оказывает чудесный эффект и улучшает состояние легких и всего организма в целом. Но для того, чтобы это дыхание действительно зажило, вам нужна тренированная диафрагма, которая может хорошо работать и здоровые капилляры. Поэтому перед освоением метода полного дыхания или одновременно с освоением этого метода необходимо выполнить упражнения для капилляров и диафрагмы. Обычно мы плохо дышим именно из-за плохой работы диафрагмы. Следующие упражнения способствуют тренировке диафрагмы и максимальному эффекту полного дыхания.

Процесс дыхательных движений осуществляется с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Диафрагма — это перегородка мышц и сухожилий, отделяющая грудную полость от брюшной. Его основной функцией является создание отрицательного давления в грудной полости и положительного давления в брюшной полости.

В зависимости от того, какие мышцы задействованы, существует 4 вида дыхания:

  • нижняя или «брюшная», «диафрагма» (во время вдыхания участвует только диафрагма, грудная клетка остается неизменной; нижняя часть легкого в основном и средняя часть слабо вентилируется) В йоге нижних дыханий легкие обладают большей свободой действия, чем верхние и средние дыхания, и поэтому могут удерживать больше воздуха. Таким образом, верхнее дыхание заполняет только верхнее легкое, среднее дыхание заполняет только среднее и частично верхнее легкое, а нижнее дыхание заполняет только среднее и частично нижнее легкое;

  • средняя или «ребристая» (в дыхательных движениях принимают участие межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и слегка приподнимается; диафрагма также слегка приподнимается) Хотя этот метод дыхания не так опасен для здоровья человека, как верхнее дыхание, в йоге он считается гораздо менее эффективным, чем полное йога-дыхание, и поэтому не входит в дыхательную гимнастику. При среднем дыхании диафрагма поднимается вверх и кишечник втягивается. Рёбра легко скользят, а грудь соответственно расширяется;

  • верхняя или «ключица» (дыхание достигается только за счет подъема ключицы и плеч на затянутой грудной клетке и некоторого втягивания диафрагмы; головки легких обычно вентилируются, а средняя часть слегка аэрируется).


Этот вид дыхательной йоги известен на Западе как «ключичное дыхание». Во время верхнего дыхания ребра расширяются, ключица и плечи поднимаются, а кишечник сжимается и давит на диафрагму, которая, в свою очередь, также расширяется и увеличивается. При этом методе дыхания используется только верхняя часть легких — наименьшая часть легких, поэтому в легкие поступает гораздо меньший объем воздуха, чем в легкие. Даже у движущейся вверх диафрагмы не хватает свободы и места для ее движения. После йоги этот вид дыхания нежелателен для человека, который хочет быть здоровым, поэтому это дыхание не используется в дыхательной гимнастике; смешанное или «полное йоговское дыхание» (сочетание всех вышеперечисленных видов дыхания, с равномерной вентиляцией всех частей легких). Полное дыхание йоги сочетает в себе преимущества всех трех типов дыхания — верхнего, среднего и нижнего. Она приводит в движение всю легочную дыхательную систему, каждую клетку, каждую мышцу дыхательной системы. Таким образом, полное дыхание йоги позволяет достичь максимальной пользы при минимальном потреблении энергии. Именно этот тип дыхания лежит в основе дыхательных упражнений и науки о дыхании в йоге.

У йогинов также есть три особых вида дыхания.

Эти три вида дыхания используются отдельно и имеют свое значение. Очищающее дыхание йогинов обычно используется для выполнения серии упражнений в пранаяме или динамических упражнений. Этот тип дыхания может также использоваться для восстановления ритма дыхания после физических нагрузок.

Следующий вид — дыхание, которое оживляет нервы, которое мобилизует, пробуждает и оживляет все скрытые резервы организма.

Голосовое дыхание йогинов хорошо для развития вокала. И, соответственно, рекомендуется для развития людям, которые работают в один голос.

Очищающее дыхание

Встаньте прямо, опустите руки и расслабьте плечи. Вдохните по правилам «полного дыхания». Задержите дыхание на 2-4 секунды или на 6-8 импульсных ударов.

Дышащие, бодрящие нервы.

Это упражнение хорошо известно йогам, которые считают его одним из самых эффективных средств пробуждения нервов и восстановления сил уставшему человеку.

Встаньте прямо, опустите руки и расслабьте плечи. Вдохните по правилам «полного дыхания». Задержите дыхание на 2-4 секунды или на 6-8 импульсных ударов.

Вытяните руки вперед и расслабьте мышцы как можно сильнее. Оставьте столько сил в ваших руках, сколько вам нужно, чтобы держать их в расширенном положении.


Медленно двигайте руки к плечам и постепенно напрягайте мышцы.

Медленно и крепко (как если бы вы положили руки к стенам коридора) расставьте руки в стороны и быстро положите их обратно на плечи. Повторите это движение 2 или 3 раза, а затем расслабьте все тело сильным выдохом через рот. Вдохните очищение. Сделай полный вдох.

Семь вспомогательных упражнений для развития дыхательной мускулатуры.

Западный человек, не знакомый с правильной техникой дыхания, обычно дышит всю оставшуюся жизнь, не используя все группы дыхательных мышц. Когда вы начнете осваивать более «организованные» формы дыхания, вы, естественно, столкнетесь с определенными проблемами, ощущением дискомфорта, связанным с недостаточной тренировкой мышц. Для устранения этой специфической мышечной слабости Рамачарака разработал семь упражнений, которые любой желающий может сделать без специальной подготовки. Эти упражнения являются эффективным средством улучшения общего состояния здоровья и развития различных групп мышц. Их можно практиковать без ограничений. Кроме того, большинство взрослых нуждаются в этих упражнениях для развития дыхательных мышц до нормального состояния.

Когда вы практикуете это упражнение в первый раз, вы можете задержать дыхание на очень короткое время, но небольшая тренировка значительно улучшит вашу способность задерживать дыхание на долгое время.

Не рекомендуется начинать это упражнение сразу после того, как вы только что «участвовали» в дыхательных упражнениях йогинов. Упражнение должно быть выполнено с большой осторожностью. После первой попытки возможно даже легкое головокружение — в этом случае упражнение нужно остановить, немного прогуляться, ритмично и слегка подышать воздухом. Вы не должны возвращаться к этому упражнению в ближайшие несколько дней.

Встаньте прямо, руки свободно направлены вниз по телу.

Встаньте в вертикальном положении и поместите руки по бокам груди, как можно выше до подмышек, с большими пальцами, обращенными назад, ладонями рук по бокам и оставшимися пальцами к передней части груди. Это означает, что вы должны мягко сжимать грудь руками с боков, не давя слишком сильно на кожу ладонями. При вдыхании воздуха задержите его на 1-2 секунды. Затем начните с медленного сжатия ребер руками во время медленного дыхания.

Встань прямо. Сделай глубокий вдох. Задержите дыхание, пока вы дышите. Вытяните обе руки вперед, надавите ладонями на кулаки и держите их на уровне плеч, сжимая кулаки вместе.


Одним движением ты забираешь свои руки обратно. Верните руки в исходное положение, а затем быстро переместите их обратно. Повторите упражнение еще несколько раз, всегда сжимая кулаки и напрягая мышцы рук.

Идите с высоко поднятой головой и слегка приподнятым подбородком, сдержанными плечами и убедитесь, что ваши шаги имеют одинаковую длину. Сделайте полный вдох, считайте до восьми, и в этот момент сделайте восемь шагов так, чтобы счет соответствовал шагам, и вдох был сделан, как в восемь шагов, но без перерыва. Выдохните медленно, воздух через нос, также считайте до восьми и в этот момент сделайте восемь шагов. Задержите дыхание, пока продолжаете ходить и считайте до восьми. Повторяйте это упражнение, пока не устанете.

Встаньте прямо, поднимите голову, выпрямите грудь, потяните живот, верните плечи назад. Руки с сжатыми кулаками вниз по телу. Поднимите себя медленно на пальцы ног и сделайте полный вздох так же медленно и равномерно. Задержите дыхание на несколько секунд, оставаясь в том же положении.

Медленно вернитесь в исходное положение и очень медленно выдыхайте воздух через ноздри.

Встань прямо. Сделай полный вдох и задержи его. Слегка согнитесь вперед, держите палку на два конца в руках, постепенно напрягайте мышцы рук и нажимайте на палку с максимальной силой. Отпусти палку и выпрямись, пока ты медленно выдыхаешь воздух. Повторите упражнение 4 — 7 раз.

Одним из важнейших принципов как йоги вообще, так и пранаямы в частности, является последовательность и окончание школы. Каждое дыхательное упражнение, каждая задержка и регулировка дыхания через несколько повторений доводится до совершенства, становится легким и естественным в своем исполнении. Перед тем, как сделать следующий шаг, вы должны научиться выполнять более легкие упражнения «вслепую», автоматически и без усилий.

Рекомендуется йога:

  • для тех, кто всерьез и навсегда хочет контролировать разум;

  • для тех, у кого есть здравый смысл и терпение, чтобы найти время, чтобы усовершенствовать

  • для тех, у кого мало здоровья, но кто хотел бы иметь больше;

  • тех, кому жизненным опытом позволено видеть себя волевым и последовательным в своих действиях;

  • для тех, кто достаточно взрослый, чтобы спрашивать о смысле жизни, но все еще достаточно молодой, чтобы не скучать.

Несмотря на ряд медицинских противопоказаний, пранаяма доступна каждому — чем меньше здоровья, тем больше требуется здравого смысла и тем более постепенно внедряются техники. Медицинские противопоказания даже самого «тяжелого» вида (инфаркт, инсульт, стенокардия или сердечная недостаточность) относительны, но начать преподавание можно только в стабильной стадии и ни при каких обстоятельствах на стадии обострения болезни.