Файл: Лекция 6 Тема Качество фармацевтических товаров. Технологические методы защиты товара Упаковка. Маркировка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МДК 01.02. Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента.
Лекция №6
Тема 1.3. Качество фармацевтических товаров.
Технологические методы защиты товара: Упаковка.Маркировка.
Тема 1.3.2.Упаковка. Функциональное назначение. Элементы упаковки. Классификации упаковки.
Цель занятия:добиться прочного усвоения системы знаний; освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций, закрепить знания по качеству товаров аптечного ассортимента (ТАА), по методам защиты ТАА: упаковка, маркировка
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
В процессе занятия обучающийся должен знать: Правила работы с упаковочными материалами, вспомогательными средствами, основные требования к качеству товара и факторы, сохраняющие качество товара: упаковку.
Литература:1.Экономика и организация фармации: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / [И. В. Косова, Е. Е. Лоскутова, Т. П. Лагуткина и др.]; под редакцией И. В. Косовой. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2018.
2.Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента, под редакцией Матвеевой Ю.П., Лесонен А.С., Жуковой О.В.- М. «Феникс», 2018
План лекции:
1. Факторы, сохраняющие качество ТАА.
2. Упаковка. Виды упаковок.
3. Функциональное назначение.
4. Элементы упаковки.
5. Требования к упаковке.
Из предыдущих лекций вы знаете, что существуют факторы, влияющие на качество товара. Это факторы, формирующие качество и сохраняющие качество. Если первые-это качественное сырье, оборудование, тары, упаковочных материаловсоблюдение технологии изготовления, соответствие требованиям нормативно-правовых актов, фармакопейных статей (ФС), временных фармакопейных статей (ВФС), фармакопейных статей предприятия(ФСП), государственных стандартов (ГОСТ), технических условий (ТУ), технологическому регламенту производства, то вторые – это факторы или условия, сохраняющие качество изготовленных товаров. Возможно, что качественно изготовленная продукция до потребителя доходит далеко не в лучшем виде. Факторами, сохраняющими качество являются упаковка, маркировка и хранение. Сегодняшняя лекция посвящена упаковке.
Упаковка:
Рисунок 1.
Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения и пространственного перемещения продукции.
Упаковочные материалы – материалы, применяемые для изготовления тары, укупорочных средств, для завертывания, плотной укладки и амортизации с целью защиты продукции от повреждений при транспортировании.
Укупорочные средства – средства, применяемые для герметизации тары или готового продукта.
Вспомогательные упаковочные средства – средства, которые используются для улучшения потребительных свойств. К ним можно отнести капельницы, дозаторы, пилки, ножички и т.д.
Информативные материалы – все, что входит в состав упаковки для информации пользователя (листы-вкладыши в лекарственных препаратах, инструкции по применению и т.п.).
Функции упаковки:
- предохранение товара от воздействия внешней среды;
- удобство пользования (например, одноразовые шприцы, таблетированные и ампульные лекарственные формы и т.п.);
- защита от преднамеренного вскрытия до попадания товара потребителю;
- защита от детей;
- удобство транспортировки, хранения и продажи товара;
- носитель информации.
Росту значения упаковки способствуют:
1)самообслуживание в торговле— с увеличением числа магазинов самообслуживания упаковка начинает выполнять функции продавца: она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление о товаре в целом;
2)рост доходов населения— увеличение доходов населения означает, что потребители готовы заплатить за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки;
3)образ фирмы и образ марки— товары высокого качества в оригинальной упаковке фирмы создают приверженность потребителей именно к этой фирме, к этой марке;
4)возможность для новаторства— новаторство в упаковке может принести большие выгоды.
Негативные стороны использования упаковки:
1) совершенствование упаковки приводит к росту цен на товары;
2) на упаковку расходуются дефицитные ресурсы, в частности, бумага, алюминий, стекло;
3) загрязнение окружающей среды, т.е. экологические аспекты упаковки.
Основные элементы упаковки:
- тара;
- укупорочные средства;
- вспомогательные средства;
- информативные материалы.
Разновидности тары по назначению:
Первичная или индивидуальная упаковка (тара) – упаковка, которая имеет непосредственный контакт с товаром (флаконы из стекломассы, бутылки, полимерные емкости с нанесенной надписью, капсулы, тубы, аэрозольные баллоны, пакеты из полимерных материалов или бумаги, завертка брикета в этикеткубандероль и т.п.).
Рисунок 2.
Вторичная или групповая упаковка (тара) – необходима для защиты первичной упаковки и рационального учета товара. Она может объединять несколько видов первичных упаковок (картонная пачка или картонная коробка с инструкцией и наклеенной этикеткой
, упаковка из полимерной пленки и фольги, банка стеклянная, пакеты или мешки из крафт-бумаги, бумажная обертка с бандеролью и этикеткой и т.п.).
Функции вторичной упаковки:
1) сохранность первичной упаковки от атмосферных воздействий;
2) возможность наиболее простого, удобного учета и контроля продукции;
3) удовлетворение потребностей потребителей в информации о ЛС.
Виды вторичных упаковок:
-
картонная пачка с инструкцией и наклеенной этикеткой, -
упаковка из полимерной пленки и фольги, -
банка стеклянная, -
пакеты или мешки из крафт-бумаги, -
мешки пленочные из полимерных материалов, -
обертка бумажная с бандеролью и этикеткой (для предметов санитарии и гигиены).
Рисунок 3.
Транспортная(третичная)упаковка (тара), в которой продукция доставляется от предприятия-изготовителя до мест распределения (база, склад) или потребителя – коробы из гофрокартона, деревянные ящики, контейнеры, мешки из крафт-бумаги или полимерных материалов и т.п.
Виды транспортной (третичной упаковки):
-
короб из гофрированного картона, -
ящики деревянные, -
контейнер, -
мешки из полимерных материалов, -
мешки из крафт-бумаги, -
мешки тканевые.
Разновидности тары по материалу :
- Стеклянная тара (ампулы, пузырьки);
- Металлическая тара (банки, тубы, пробирки, аэрозольные баллоны);
- Тара из полимерных материалов (пакеты, флаконы, шприцы-тюбики).
Рисунок 4.
Безопасность упаковки- это отсутствие механического или химического загрязнения товара компонентами упаковки, в том числе веществами, вредными для организма человека.
Экологическая чистота— это способность упаковки при ее утилизации и использовании не наносить существенного вреда окружающей среде.
Надежность упаковки— способность сохранять товар или его герметичность в течение длительного времени.
Совместимость— способность упаковки не изменять потребительские свойства упакованных товаров.
Взаимозаменяемость— способность упаковки одного вида заменять упаковку другого вида при использовании по одному и тому же функциональному назначению.
Эстетические свойства упаковки— применение современного дизайна и привлекательных материалов для ее изготовления.
Экономическая эффективностьопределяется стоимостью упаковки, ценой эксплуатации и ценой утилизации.
Особые требования к упаковке:
-
газо- и паронепроницаемость, -
химическая индифферентность к лекарственным препаратам, -
прочность, -
стойкость к температурным воздействиям, -
светонепроницаемость, -
барьерная устойчивость к микроорганизмам.
Несколько слов об укупорочных средствах.
Классификация укупорочных средств.
1. Крышка навинчиваемая
2. Крышка натягиваемая
3. Колпачок алюминиевый
Материалы, применяемые для изготовления потребительской тары и укупорочных средств, должны быть допущены к применению МЗ РФ.
Стеклянная тара наиболее широко используется в аптечном производстве для хранения медикаментов, их транспортировки, а также для непосредственного отпуска ЛС больным.
Банка и другая объемная тара, предназначенные для сыпучих продуктов, мягких ЛФ и других густых, вязких и медленно текучих препаратов должна иметь горловину, внутренний диаметр которой должен превышать половину диаметра корпуса тары.
Негативные стороны стекла:
- непрозрачные вкрапления
- прозрачные вкрапления (нитевидные полосы на стекле)
- пузыри газа
- пассечка (мелкие трещинки)
пороки поверхности (однобокость, неустойчивость)
- неравномерность толщины дна
- царапины и щербины.
Задания:
-
Прочитать, подготовить по плану лекции теоретический материал к практическому занятию. -
Ответить на контрольные вопросы:
1) Что понимают под упаковкой товаров?