Файл: Лекция 6 Тема Качество фармацевтических товаров. Технологические методы защиты товара Упаковка. Маркировка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МДК 01.02. Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента.

Лекция №6

Тема 1.3. Качество фармацевтических товаров.

Технологические методы защиты товара: Упаковка.Маркировка.

Тема 1.3.2.Упаковка. Функциональное назначение. Элементы упаковки. Классификации упаковки.

Цель занятия:добиться прочного усвоения системы знаний; освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций, закрепить знания по качеству товаров аптечного ассортимента (ТАА), по методам защиты ТАА: упаковка, маркировка

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

В процессе занятия обучающийся должен знать: Правила работы с упаковочными материалами, вспомогательными средствами, основные требования к качеству товара и факторы, сохраняющие качество товара: упаковку.

Литература:1.Экономика и организация фармации: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / [И. В. Косова, Е. Е. Лоскутова, Т. П. Лагуткина и др.]; под редакцией И. В. Косовой. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2018.
2.Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента, под редакцией Матвеевой Ю.П., Лесонен А.С., Жуковой О.В.- М. «Феникс», 2018

План лекции:



1. Факторы, сохраняющие качество ТАА.

2. Упаковка. Виды упаковок.

3. Функциональное назначение.

4. Элементы упаковки.
5. Требования к упаковке.
Из предыдущих лекций вы знаете, что существуют факторы, влияющие на качество товара. Это факторы, формирующие качество и сохраняющие качество. Если первые-это качественное сырье, оборудование, тары, упаковочных материаловсоблюдение технологии изготовления, соответствие требованиям нормативно-правовых актов, фармакопейных статей (ФС), временных фармакопейных статей (ВФС), фармакопейных статей предприятия(ФСП), государственных стандартов (ГОСТ), технических условий (ТУ), технологическому регламенту производства, то вторые – это факторы или условия, сохраняющие качество изготовленных товаров. Возможно, что качественно изготовленная продукция до потребителя доходит далеко не в лучшем виде. Факторами, сохраняющими качество являются упаковка, маркировка и хранение. Сегодняшняя лекция посвящена упаковке.

Упаковка:

Рисунок 1.
Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения и пространственного перемещения продукции.

Упаковочные материалы – материалы, применяемые для изготовления тары, укупорочных средств, для завертывания, плотной укладки и амортизации с целью защиты продукции от повреждений при транспортировании.

Укупорочные средства – средства, применяемые для герметизации тары или готового продукта.

Вспомогательные упаковочные средства – средства, которые используются для улучшения потребительных свойств. К ним можно отнести капельницы, дозаторы, пилки, ножички и т.д.

Информативные материалы – все, что входит в состав упаковки для информации пользователя (листы-вкладыши в лекарственных препаратах, инструкции по применению и т.п.).

Функции упаковки:

- предохранение товара от воздействия внешней среды;

- удобство пользования (например, одноразовые шприцы, таблетированные и ампульные лекарственные формы и т.п.);

- защита от преднамеренного вскрытия до попадания товара потребителю;

- защита от детей;

- удобство транспортировки, хранения и продажи товара;



- носитель информации.

Росту значения упаковки способствуют:

1)самообслуживание в торговле— с увеличением числа магазинов самообслуживания упаковка начинает выполнять функции продавца: она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление о товаре в целом;

2)рост доходов населения— увеличение доходов населения означает, что потребители готовы заплатить за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки;

3)образ фирмы и образ марки— товары высокого качества в оригинальной упаковке фирмы создают приверженность потребителей именно к этой фирме, к этой марке;

4)возможность для новаторства— новаторство в упаковке может принести большие выгоды.

Негативные стороны использования упаковки:

1) совершенствование упаковки приводит к росту цен на товары;

2) на упаковку расходуются дефицитные ресурсы, в частности, бумага, алюминий, стекло;

3) загрязнение окружающей среды, т.е. экологические аспекты упаковки.
Основные элементы упаковки:

- тара;

- укупорочные средства;

- вспомогательные средства;

- информативные материалы.

Разновидности тары по назначению:

Первичная или индивидуальная упаковка (тара) – упаковка, которая имеет непосредственный контакт с товаром (флаконы из стекломассы, бутылки, полимерные емкости с нанесенной надписью, капсулы, тубы, аэрозольные баллоны, пакеты из полимерных материалов или бумаги, завертка брикета в этикеткубандероль и т.п.).



Рисунок 2.

Вторичная или групповая упаковка (тара) – необходима для защиты первичной упаковки и рационального учета товара. Она может объединять несколько видов первичных упаковок (картонная пачка или картонная коробка с инструкцией и наклеенной этикеткой
, упаковка из полимерной пленки и фольги, банка стеклянная, пакеты или мешки из крафт-бумаги, бумажная обертка с бандеролью и этикеткой и т.п.).

Функции вторичной упаковки:

1) сохранность первичной упаковки от атмосферных воздействий;

2) возможность наиболее простого, удобного учета и контроля продукции;

3) удовлетворение потребностей потребителей в информации о ЛС.

Виды вторичных упаковок:

  • картонная пачка с инструкцией и наклеенной этикеткой,

  • упаковка из полимерной пленки и фольги,

  • банка стеклянная,

  • пакеты или мешки из крафт-бумаги,

  • мешки пленочные из полимерных материалов,

  • обертка бумажная с бандеролью и этикеткой (для предметов санитарии и гигиены).




Рисунок 3.
Транспортная(третичная)упаковка (тара), в которой продукция доставляется от предприятия-изготовителя до мест распределения (база, склад) или потребителя – коробы из гофрокартона, деревянные ящики, контейнеры, мешки из крафт-бумаги или полимерных материалов и т.п.

Виды транспортной (третичной упаковки):

  • короб из гофрированного картона,

  • ящики деревянные,

  • контейнер,

  • мешки из полимерных материалов,

  • мешки из крафт-бумаги,

  • мешки тканевые.

Разновидности тары по материалу :

- Стеклянная тара (ампулы, пузырьки);

- Металлическая тара (банки, тубы, пробирки, аэрозольные баллоны);

- Тара из полимерных материалов (пакеты, флаконы, шприцы-тюбики).




Рисунок 4.

Безопасность упаковки- это отсутствие механического или химического загрязнения товара компонентами упаковки, в том числе веществами, вредными для организма человека.

Экологическая чистота— это способность упаковки при ее утилизации и использовании не наносить существенного вреда окружающей среде.


Надежность упаковки— способность сохранять товар или его герметичность в течение длительного времени.

Совместимость— способность упаковки не изменять потребительские свойства упакованных товаров.

Взаимозаменяемость— способность упаковки одного вида заменять упаковку другого вида при использовании по одному и тому же функциональному назначению.

Эстетические свойства упаковки— применение современного дизайна и привлекательных материалов для ее изготовления.

Экономическая эффективностьопределяется стоимостью упаковки, ценой эксплуатации и ценой утилизации.
Особые требования к упаковке:

  • газо- и паронепроницаемость,

  • химическая индифферентность к лекарственным препаратам,

  • прочность,

  • стойкость к температурным воздействиям,

  • светонепроницаемость,

  • барьерная устойчивость к микроорганизмам.


Несколько слов об укупорочных средствах.

Классификация укупорочных средств.

1. Крышка навинчиваемая

2. Крышка натягиваемая

3. Колпачок алюминиевый

 

Материалы, применяемые для изготовления потребительской тары и укупорочных средств, должны быть допущены к применению МЗ РФ.

Стеклянная тара наиболее широко используется в аптечном производстве для хранения медикаментов, их транспортировки, а также для непосредственного отпуска ЛС больным.

Банка и другая объемная тара, предназначенные для сыпучих продуктов, мягких ЛФ и других густых, вязких и медленно текучих препаратов должна иметь горловину, внутренний диаметр которой должен превышать половину диаметра корпуса тары.

Негативные стороны стекла:

- непрозрачные вкрапления

- прозрачные вкрапления (нитевидные полосы на стекле)

- пузыри газа

- пассечка (мелкие трещинки)

пороки поверхности (однобокость, неустойчивость)

- неравномерность толщины дна

- царапины и щербины.
Задания:

  1. Прочитать, подготовить по плану лекции теоретический материал к практическому занятию.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

1) Что понимают под упаковкой товаров?