Файл: Контрольная работа по дисциплине Инновационный менеджмент Тема работы Инновационные стратегии ведущих зарубежных компаний студентка гр б1 Менж ипу 41.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.»
Социально-экономический институт
Кафедра « Производственный менеджмент »
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине « Инновационный менеджмент »
Тема работы: Инновационные стратегии ведущих зарубежных компаний
Выполнила:
студентка гр. б1 – МЕНЖ ипу – 41
заочной формы обучения
курс 4
Шифр193046
Долганова Дарья Алексеевна
__________________________
(подпись)
Проверил:
доктор экономических наук , доцент
Жулина Елена Геннадиевна
______________________
(дата, подпись)
Саратов 2023
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Социально-экономический институт
Кафедра « Производственный менеджмент »
ЗАДАНИЕ
на выполнение контрольной работы
по дисциплине « Инновационный менеджмент »
студенту группы б1 – МЕНЖ ипу – 41 Долганова Дарья Алексеевна
В контрольной работе необходимо:
1. Рассмотреть инновационные стратегии;
2. Изучить типы инновационных стратегий зарубежных компаний;
3. Изучить стратегии зарубежных компаний.
Дата выдачи: __________________ 2022 г.
Срок выполнения: ______________ 2022 г.
Руководитель: Жулина Елена Геннадиевна
Студент: Долганова Дарья Алексеевна
Содержание
1.Инновационные стратегии ведущих зарубежных компаний 4
2.Типы поведения фирм на рынке: стратегии эксплерентов, виолентов, патиентов, коммутантов. 8
Список использованных источников 12
Лист замечаний 13
-
Инновационные стратегии ведущих зарубежных компаний
Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.
Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.
Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.
Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Инновационными стратегиями могут быть:
· инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг;
· применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении;
· переход к новым организационным структурам;
· применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов
Существует множество классификаций инновационных стратегий.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
По менеджерскому «поведению» на основе классификации К. Фримана различаются следующие модификации инновационной стратегии предприятия.
Наступательная – амбиция в данном случае заключается в том, чтобы быть первым на рынке. Характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах ведения конкурентной борьбы. Ей присущи большой риск и высокая возможная окупаемость. Она требует от руководителей определенной классификации в осуществлении научно-технических нововведений, способности выдать новые рыночные перспективы и изменения, быстро реализовать их в товарах. В большинстве случаев необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий. Такие фирмы стремятся быть первыми на рынке, что требует от ее менеджмента высокой организованности и квалификации, поиска эффективных инноваций, активной НИОКР, маркетинговой системы управления. Это стратегия слияния, стратегия приобретения. Она характерна для малых инновационных фирм.
Оборонительная — направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР. Предприятия проводят исследования и разработки без претензий на занятие ведущих позиций, их цель заключается в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и повысить технический уровень производства. Это весьма затратоемкая стратегия. Она используется главным образом в обособленных (государственных) научно-исследовательских учреждениях.
Промежуточная — сводится к разумной конкуренции. Успех при этом достигается за счет самостоятельного проведения эффективной инновационной политики с тем, чтобы не отстать от ведущей фирмы, в то же время необходимо избегать риска на рынке высокого уровня потребителей с тщательным отбором продукции.
Такую стратегию можно назвать пассивной, так как она означает смену товара, который не требует серьезных изменений в средствах и технологиях производства, не нуждается в значительных дополнительных затратах умственного труда, не приводит к коренным изменениям в технико-технологических характеристиках.
Защитная — предполагает высокий риск и пригодна для фирм, способных получать прибыль в условиях конкуренции. Для этого необходимо завоевать значительную долю рынка и поддерживать норму прибыли посредством низких издержек производства. Как показывает зарубежный опыт, успех при этом ожидает те фирмы, которые имеют сильные позиции в производстве и маркетинге. В то же время надо сохранять достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на нововведения, внедренные конкурентом.
Традиционная — направлена на удержание имеющихся позиций на рынке, предприятие стремится только к повышению качества существующих продуктов. Она концентрирует внимание предприятия на действия конкурентов и в меньшей степени реагирует на потребности и поведение потребителей. Поэтому наверняка в долгосрочной перспективе оно будет отставать сначала в технико-технологическом, а затем и в экономическом отношении.
Оппортунистская — предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск и использование таких секторов предполагают глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности. В этом случае высока степень риска быстрой утраты монопольного положения.
Имитационная — используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений, которые копируют основные свойства продукта, выпускаемого на рынок инновационными фирмами.
При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами. Инновационная стратегия исходит из принципа "время - деньги". Новая технология приобретается у других, например, путем закупок лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается быстрее и действует надежнее, чем собственные разработки, изобретения. Это успешная стратегия, но для адаптации оригинального и создающего монопольную ситуацию продукта умственного труда (изобретения) необходимы высокая специальная квалификация и неутомимое поддержание достигнутого уровня. Этот тип стратегии называют также адаптационным.
Зависимая — наблюдается преимущественно на мелких предприятиях, которым крупные вменяют новый продукт или производственный метод. Характерна для фирм работающих на условиях франчайзинга.
Поглощающая — относится к случаям, когда приобретенная лицензия реализуется в принципиально новой продукции с высокой прибылью и новым рынком.
Инновационные стратегии предприятия (Л. Кудинов), можно разделить на две основные группы:
1) стратегии проведения НИОКР - связаны с проведением предприятием исследований и разработок. Они определяют характер заимствования идей, инвестирования НИОКР, их взаимосвязи с существующими видами продукции и процессами;
2) стратегии и адаптации нововведений - относятся к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ
Портфель инновационных стратегий формируется под влиянием различных факторов инновационного развития. Их уровень определяется для каждого предприятия в отдельности. Для цели роста масштабов производства применяются различные стратегии при высоком и низком уровне факторов инновационного развития.
-
Типы поведения фирм на рынке: стратегии эксплерентов, виолентов, патиентов, коммутантов.
Реализация инновационной стратегии фирмы во многом зависит от ее организационной формы и конкурентного поведения. Для анализа положения фирмы необходимо четко представлять насколько ее научно-призводственные, технологические, кадровые и организационные ресурсы соответствуют рыночным потребностям и что надо предпринять, чтобы достичь такого соответствия с минимальными затратами.
А.Ю.Юданов в зависимости от этих показателей подразделяет компании на четыре типа: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты. Х.Фризевинкель ассоциировал поведение фирм с конкурентным поведением в мире животных. В таблице приведена сравнительная характеристика фирм, соответствующая типу их стратегического конкурентного поведения.
Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерентами. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.
Эксплерентная (пионерская) стратегия фирм - инноваторов связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений, преимущественно 1-го хода. Сила зксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке.
Фирмы-эксплеренты работают в "окрестностях" этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукция. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса. Девиз зксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится». Среди подобных фирм первопроходцы в выпуске персональных компьютеров (ЭППЛ, "Зенит", "Осборн"), биотехнологии (Джинентек) и др.
Перед фирмой-эксплерентом-пионером возникает проблема объема производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого фирма-эксплерент заключает альянс с крупной фирмой, так как не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества.
Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз с мошной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.
При ориентации на узкий сегмент рынка это будут фирмы-патиенты.
Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, выбравших узкий сегмент и специализацию для ограниченного круга потребителей. Они, как правило, удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств.
Их девиз: «Дорого, зато хорошо». Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.
Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями.
Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны.
В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.
Для отечественных фирм эта стратегия может быть принята в качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильными.