Файл: По учебному курсу Связь психологии с другими науками и развитие ее направлений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»
Министерство науки и высшего образования РФ ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Гуманитарно-педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психолог |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Связь психологии с другими науками и развитие ее направлений»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Гапонов Евгений Михайлович | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбвд-2202а | |
| | |
Преподаватель |
| |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 20__
Методы психологических исследований являются своеобразными инструментами, при помощи которых осуществляются исследования и добываются научные факты. Научный метод позволяет данным быть достоверными, доказательными, надежными. Многообразие методов обусловлено тем, что всегда есть определенная цель исследования и условия его проведения, поэтому возникает необходимость использовать различные формы инструментария, которые будут более соответствовать ситуации. Каждый метод
обладает своими преимуществами и недостатками, которые должны отчетливо осознаваться студентами.
Изучив подробное описание методов, занесите данные в таблицу 2 в соответствие с наименованиями столбцов по вертикали.
Таблица 2
Методы исследований в психологии
№ | Название метода | Суть метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
1. | Эксперимент | Для этого приема необходимо создание определенных условий. Цель — выявление или опровержение конкретных психологических фактов. Может проходить в естественных для испытуемых условиях, при этом индивид не знает, что он является объектом экспериментов. Если эксперимент проводится в лабораторных условиях, то подсобными материалами будут: аппаратура, инструкции, оборудованное помещение. Индивид понимает цель своего пребывания в лаборатории, но конечный смысл эксперимента до него не доводится. | Обеспечивается высокая точность результатов, Возможны повторные исследования в аналогичных условиях, Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными | Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности, Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований |
2. | Тесты | Одинаковое, короткое задание для всех объектов исследования. Исходя из полученных данных, составляется представление о наличии определенных качеств (памяти, внимания, интеллекта) у тестируемых. | Высокий уровень достоверности, Практичность, большие группы испытуемых, быстро обрабатываются результаты с помощью ЭВМ | Каждый человек индивидуален, поэтому не всегда верны результаты; у человека много зависит от настроения и окружающих людей; ложь, приукрашивание своих способностей. |
3. | Беседа | Основное условие- непринужденность и атмосфера доверия. В ходе общения психолог получает необходимую информацию о жизни, взглядах, деятельности объекта изучения. При этом общение происходит с двух сторон. | В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами. Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации. Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.). Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию. Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом. Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности. | Необходим высокий уровень профессионализма психолога для проведения результативного исследования (превосходное знание всех этапов данного метода, умение находить индивидуальный подход, располагать к общению). Данный метод требует много времени, что имеет большое значение для массовых опросов. При недостаточном профессионализме исследователя есть вероятность некорректных вопросов, а также нарушения объективности, что негативно сказывается на эффективности беседы, либо она может окончательно прерваться. Недостаточное умение специалиста строить вербальное общение. При данном условии беседа превращается в допрос и возможность результативного взаимодействия с собеседником значительно снижается. При групповых опросах некоторые люди (например, интроверты, люди с психологическими проблемами) чувствуют себя некомфортно, так как нет конфиденциальности. |
4. | Анкетирование | Подбор фактов на основе отчета испытуемых по специальным программам. При этом огромное значение имеет правильность содержания и формулировка поставленных вопросов | Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов. Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени. Возможность осуществления компьютерной обработки информации. При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний. | Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки. Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов. |
5. | Интроспеция | Суть метода в том, что психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определённых раздражителей (зрительных, слуховых, при постановке тех или иных задач): «Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого…». Метод реализовывался в строго контролируемых лабораторных условиях. Целью являлось выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств. | Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, чем бы это сделали другие. Таким образом, интроспекция связана с рефлексией. | Необъективность, субъективизм |
6. | Экспертных оценок | При использовании экспертных оценок обычно предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта. В некоторых работах отмечается, что это предположение не является очевидным, но одновременно утверждается, что при соблюдении определенных требований в большинстве случаев групповые оценки надежнее индивидуальных. | Синтез опыта и интуиции для получения нового знания; возможность полученияколичественных оценокв случаях, когда отсутствуют статистические сведения или показатель имеет качественную природу; быстрота получения результатов | Достоверность и надежность результатовисследования зависят откомпетентности эксперта; субъективность метода, трудоемкость процедуры сбора информации; потребность в высоко квалифицирован-ных специалистах для проведения опроса |
7. | Математической обработки | Качественный метод-интерпретация полученных данных и их дифференциация материала по типам, группам, вариантам. Применение математической статистики в психологии позволяет исследователю разобраться в экспериментальном материале, сгруппировать данные, выделить скрытые факты, наличие и характер статистических связей. Математическая обработка результатов обеспечивает доказательность (репрезентативность) исследований. В сочетании с качественными показателями количественная обработка значительно повышает объективность психологического исследования. | Наличие объективного эталона величины признака, принятого за единицу меры; возможность прямо или косвенно сопоставлять любое измеряемое явление с этим эталоном; неизменность измеряемых признаков в течение нужного периода времени | Невозможно прямо измерить уровень знаний и умений. Выполнить эти условия в психологических исследованиях не всегда удается, отсюда трудности измерений и сложности применения аппарата математики. |
8. | Моделирования | Способ познания, который позволяет участвовать в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций. Моделирование обучает путем активного вовлечения студентов в изучаемую ситуацию. Этот метод ценится за его тесную связь с реальностью, потому что воспроизводятся многие характеристики подлинного объекта. | Моделирование развивает интерес к жизненным ситуациям и проблемам. Оно может изменить отношение студента к учебе, «освежает» учебную обстановку, вносит разнообразие в обучение. Преподаватель выступает в роли помощника, тренера, а студенты учатся принимать решения. Важнейшим преимуществом является активность студента. | Чрезмерно упрощенное представление реальности может затруднить восприятие материала, и студент не получит полезного опыта познания. На таком занятии время будет потрачено неплодотворно. Во время такого упражнения может возникнуть искушение участников нарушить правила игры, поэтому нужен серьезный контроль за студентами. |