Файл: Жигалова, И. М. Организация и планирование на магистральных газопроводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И. М. ЖИГАЛОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ

НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДАХ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НЕДРА»

Л Е Н И Н Г Р А Д С К О Е О Т Д Е Л Е Н И Е

ЛЕНИНГРАД. 1973

У Д К 621.643.23 :331.015 + 658.512.6

• “ Э Д - 0 LfC

Жигалова И. М. Организация и планирование на магистральных газопроводах. Л ., «Недра», 1973.

/зГ/Г/ В книге рассматриваются организация и плани­ рование на магистральных газопроводах. Разъяс­ няются руководящие материалы по заработной плате, системе премирования, себестоимости и другим эконо­ мическим вопросам в системе управления маги­ стральными газопроводами.

Особое внимание уделено переводу управлений магистральных газопроводов на новую систему пла­ нирования и экономического стимулирования, по­ рядку образования и расходования фондов развития производства, материального поощрения и социально­ культурных мероприятий.

Книга представляет собой практическое пособие для инженерно-технических работников и служащих магистральных газопроводов.

Таблиц 47, иллюстраций 14, приложений 12, список литературы — 25 назв.

73

© Издательство «Недра», 1973

ПРЕДИСЛОВИЕ

Главная экономическая задача советского народа — созда­ ние материально-технической базы коммунизма. Особая роль при этом принадлежит топливной промышленности, которая наряду с металлургией является фундаментом развития экономики. На топливную промышленность расходуется около Уз всех капитало­ вложений в промышленность и транспорт, поэтому особенно важны для всех отраслей народного хозяйства постоянная экономия топлива и использование его наиболее эффективных видов.

Природный газ один из наиболее дешевых и высокоэффективных видов топлива. Себестоимость его добычи более чем в 10 раз ниже себестоимости добычи угля (в пересчете на условное топливо). На газовых промыслах по сравнению с угольными шахтами в 6 раз выше уровень фондоотдачи и в 55 раз — уровень производитель­ ности труда.

Большую экономическую эффективность имеет и применение газа во всех отраслях народного хозяйства. Только от замены газом других видов топлива можно сэкономить до 10 руб. на каждые 1000 м3 газа. Применение газа в качестве технологического топлива позволяет ускорить технологические процессы, повысить коэффи­ циент использования оборудования, улучшить качество и снизить себестоимость продукции, а также облегчает осуществление комп­ лексной механизации и автоматизации производства.

Так, в доменном производстве применение газа повышает про­ изводительность печей примерно на 4—5%, снижает себестоимость от 2 до 12% и расход дефицитного кокса на 10—15%. Использование природного газа в мартеновском производстве позволяет на 3—4% увеличить производительность печей и на 3—4% сократить удельный расход топлива. В машиностроении при переводе мазутных печей на газ сокращение удельных норм расхода топлива достигает 2—3%, а при использовании специальных газовых печей — 20—25%, кроме

1*

3


того, в 2 раза уменьшаются потери металла в окалину путем приме­ нения безокислительного нагрева. Применение природного газа в цементной промышленности повышает производительность вра­ щающихся печей на 10—15%, сокращает их простои на 10—13%, уменьшает удельный расход топлива на 5—7%, снижает себестои­ мость продукции на 10—15%. При производстве кирпича перевод на газ кольцевых печей способствует сокращению цикла обжига кирпича на 20—25%, увеличению съема кирпича с 1 м3 канала печи примерно на 40%, значительному облегчению труда рабочих. В стекольной промышленности применение природного газа по­ вышает производительность стекловаренных печей на 10—12%, снижает расход топлива на 20—30%, повышает производительность труда рабочих на 8%. При производстве строительной керамики, применение природного газа сокращает на 5—8% удельный расход топлива, на 5—7% повышает сортность продукции и на 1,5—2% снижает отходы. Сейчас уже около 60% цемента, стекла и строи­ тельной керамики производится с использованием природного газа.

Перевод электростанций на природный газ сопровождается по­ вышением к. п. д. станционных котлов до 92—93%. Кроме того, использование природного газа позволяет отказаться от дорого­ стоящих установок для подачи и приготовления топлива, благодаря чему стоимость сооружения электростанций снижается на 17—20%. Перевод промышленных котельных на газовое топливо повышает производительность котлов на 7—9% и снижает удельные расходы топлива. Применение газа в качестве топлива дает возможность не только повысить производительность оборудования и снизить удельные затраты сырья и топлива, но и внедрить новые более эффективные процессы сжигания.

Особое значение для народного хозяйства имеет применение газа в качестве сырья для химической промышленности. На базе пере­ работки природных газов можно получить примерно 20 000 орга­ нических соединений, из которых свыше 500 имеют в настоящее время промышленное значение. Использование газа в химической промыш­ ленности не только снижает себестоимость выпускаемой продукции и значительно сокращает капиталовложения, но и высвобождает для народного хозяйства миллионы тонн пищевых продуктов.

Реальную выгоду от применения газа в быту получает и население. Широкое применение газа в быту и промышленности позволяет очистить воздушные бассейны городов и поселков от пыли и вредных

4

примесей топливного происхождения и улучшить санитарно-ги­ гиенические условия жизни населения.

Советский Союз располагает огромными запасами природного газа. Только за истекшее пятилетие (1965—1970 гг.) разведанные запасы газа увеличились в 4 раза. Открытие крупной газоносной провинции на севере Тюменской области, насчитывающей 11 мощных газовых месторождений, группы крупных газовых месторождений- в юго-восточных районах Западно-Сибирской низменности, Мессояхского месторождения в Красноярском крае, крупного Вуктылского газоконденсатного месторождения, Оренбургского, Шехитлинского месторождений, увеличение запасов месторождений Якутии, Украины, Узбекистана и Туркмении вывели страну по промышлен­ ным запасам газа на первое место в мире. Советский Союз теперь располагает надежной сырьевой базой для увеличения добычи газа. Высокие темпы развития газовой промышленности коренным об­ разом изменяют структуру производства топлива в нашей стране. Доля природного газа в топливном балансе в 1970 г. увеличилась до 20% против 8% в 1960 г. Если в первые годы развития газовой промышленности природный газ использовался главным образом для удовлетворения коммунально-бытовых нужд, то сейчас более 80% общего объема добычи газа используется в промышленности. Все более увеличивается использование газа в тех отраслях про­ мышленности, где его применение дает наибольший эффект (ме­ таллургической, химической, производстве строительных материалов и других отраслях). Так, с применением природного газа выплавля­ ется около 85% чугуна и стали, производится 80% цемента, изго­ товляется 75% аммиака, 80% метанола, производится 30% электро­ энергии и др.

Использование газа в химической промышленности в истекшем пятилетии (1965—1970 гг.) возросло почти втрое. В результате применения природного газа для производства синтетического этилового и бутилового спиртов и ацетона сэкономлено более 1,5 млн. т муки, почти столько же патоки и более 10 млн. т зерна. В целом за пятилетие использование природного газа позволило получить более 8 млрд. руб. экономии, что значительно превышает капитальные вложения в газовую промышленность.

Газификация промышленности и быта тесно связана с тран­ спортом и хранением газа, так как ресурсы природного газа разме­ щены главным образом в восточных, южных и северных районах нашей страны, а основное потребление газа сосредоточено в Центре,

5


на Западе и Северо-Западе. Так, европейская часть страны и Урал потребляют 70% всего топлива, а располагают только 11% топливноэнергетических ресурсов страны.

Единственным средством транспорта больших количеств горючих газов в естественном состоянии являются газопроводы. Строительство газопроводов в СССР начато было в годы войны и особенно развер­ нулось в послевоенный период. Первый магистральный газопровод диаметром 200 мм и протяженностью 70 км был введен в эксплуата­ цию в 1941 г. для подачи газа во Львов с Дашавского месторождения. Затем был построен еще ряд газопроводов небольшой протяженности, которые транспортировали газ с газовых месторождений в близрасположенные промышленные центры: Елшанка — Саратов, Бугуруслан — Куйбышев, Шебелинка — Харьков и др.

Началом развития магистрального транспорта газа считается 1946 г., когда в эксплуатацию был введен газопровод Саратов — Москва диаметром 300 мм и протяженностью 800 км. С вводом этого газопровода началась широкая газификация Москвы.

Принятый на XX и XXI съездах КПСС к$фс на изменение струк­ туры топливного баланса страны создал необходимые предпосылки для бурного развития магистрального транспорта газа. Капита­ ловложения в магистральный транспорт газа ежегодно составляют около половины всех затрат по газовой промышленности. За 13 лет (1958—1970 гг.) доля газа, транспортируемого по магистральным

газопроводам на

дальние расстояния, увеличилась

с

45 до 90%,

а протяженность

газопроводов возросла с 12,2 до

70

тыс. км.

Среднегодовой прирост протяженности магистральных газопро­ водов составил за 1940—1950 гг. — 0,2, за 1951—1955 гг. — 0,5, за 1956—1960 гг — 2,9, за 1961—1965 гг. — 4,2, за 1966—1970 гг. — более 5 тыс. км.

В настоящее время страна располагает мощной системой маги­ стральных газопроводов. Одной из крупнейших в мире газопроводных магистралей является система двухниточного газопровода Бухара — Урал. По проектным данным Гипроспецгаза каждый миллиард кубометров природного газа, переданный по этому газопроводу, дает народному хозяйству ежегодную экономию 6,3 млн. руб. и уменьшает потребность в капитальных затратах на развитие топливной промышленности на 14,3 млн. руб.

Второй, еще более крупной, является система газопроводов Средняя Азия — Центр, которая дает возможность использовать огромные запасы газа Средней Азии, Казахстана и является источ­

6


ником питания уже действующих магистралей, таких как Саратов — Горький — Череповец, Северный Кавказ — Центр, Шебелинка — Конаково и др. Построены самые северные в мире газопроводы Игрим — Серов и Мессояха — Норильск. В 1968 г. начато строи­ тельство самой крупной в мире газовой магистрали, которая связы­ вает север Тюменской области с районами европейской части СССР.

Высокий уровень развития магистрального транспорта газа позволил образовать на территории СССР несколько систем маги­ стральных газопроводов: Центральную, Восточноукраинскую, За­ падную, Поволжскую, Кавказскую, Среднеазиатскую и Уральскую. В основном эти системы закольцованы и объединены в общегосу­ дарственную систему, находящуюся под единым диспетчерским управлением. Закольцованная система газопроводов объединяет в один комплекс источники газа, подземные хранилища и потреби­ телей и позволяет оперативно маневрировать большими потоками газа.

Для обеспечения потребителей газом в ближайшие годы будут построены новые газовые магистрали. В девятой пятилетке дальней­ шее увеличение добычи газа должно быть обеспечено за счет восточ­ ных труднодоступных районов страны, значительно удаленных от центров потребления. При этом особое значение имеет строительство третьей очереди газопровода Средняя Азия — Центр, двухниточного газопровода Наин — Бейнеу — Александров-Гай, газопровод Шехетли — Хива, Окарем — Бейнеу — Острогожск, Медвежье — На­ дым — Пунга, Надым — Пунга — Свердловск и др.

Встроительстве новых газопроводов применяются трубы больших

исверхбольших диаметров и газоперекачивающие агрегаты повы­

шенной мощности, а также новые средства связи, автоматизации и диспетчеризации. Это дало возможность достигнуть высокой пропускной способности сети газопроводов и большой экономии металла при одновременном сокращении затрат на строительство и эксплуатацию магистральных газопроводов. Так, при сооружении газопроводов из труб диаметром 2500 мм вместо 1020 удельный расход металла уменьшается на 43%, а капиталовложения — на 42%. Применение же газотурбинных агрегатов мощностью 25 тыс. квт вместо существующих сейчас агрегатов мощностью 4,5 тыс. квт снижает удельные затраты по капиталовложениям на 42% и по эксплуатационным расходам на 26%.

Одна из особенностей газовой промышленности — неравномер­ ность потребления газа. Важнейшей задачей обеспечения нормаль­

7


ного газоснабжения является покрытие максимального зимнего расхода. Эта задача решается путем создания подземных хранилищ газа. Сейчас в нашей стране разведаны и подготовлены под подземные хранилища 12 водоносных структур, на девяти из которых созданы хранилища. Созданы также 6 подземных хранилищ в истощенных газовых и нефтяных месторождениях. Образование единой газо­ транспортной системы путем кольцевания газопроводов в сочетании с подземными хранилищами резко увеличит маневренность в рас­ пределении огромных количеств газа, повысит надежность газо­ снабжения и позволит обеспечить равномерную работу как газо­ проводов, так и промыслов.

Одним из основных факторов, обуславливающих развитие и наи­ более эффективное использование магистральных газопроводов, является действующая система организации управления, планиро­ вания и экономического стимулирования, находящаяся пока на стадии становления. Несмотря на высокие темпы развития и все возрастающее значение газопроводного транспорта, соответству­ ющие вопросы недостаточно изучены и систематизированы. Поэтому в системе организации и планирования, действующей в УМГ, нет единства, бытует различное толкование одних и тех же показате­ лей производственно-хозяйственной деятельности, значительно раз­ личается методика планирования и учета. В производственных подразделениях зачастую можно наблюдать разные системы орга­ низации труда и материального стимулирования. Почти отсут­ ствуют показатели, позволяющие анализировать и сравнивать эф­ фективность работы управлений магистральных газопроводов. От­ сутствие специальной литературы, а также необходимых методо­ логических разработок по ряду теоретических и практических во­ просов организации и планирования осложняет работу хозяйствен­ ных руководителей, экономистов и других работников и затрудняет вскрытие и использование внутрипроизводственных резервов.

Автором сделана попытка дать систематизированный методоло-' гический материал по основным вопросам организации и планиро­ вания на магистральных газопроводах с учетом требований хозяй­ ственной реформы. Серьезное внимание при этом уделено обоснова­ нию и разработке наиболее эффективных принципов экономического стимулирования, способствующих научно обоснованному планиро­ ванию, рациональной организации труда и производственного процесса и максимально возможному выявлению и использованию внутрипроизводственных резервов.

8