Файл: Жигалова, И. М. Организация и планирование на магистральных газопроводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
И. М. ЖИГАЛОВА
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ
НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДАХ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НЕДРА»
Л Е Н И Н Г Р А Д С К О Е О Т Д Е Л Е Н И Е
ЛЕНИНГРАД. 1973
У Д К 621.643.23 :331.015 + 658.512.6
• “ Э Д - 0 LfC
Жигалова И. М. Организация и планирование на магистральных газопроводах. Л ., «Недра», 1973.
/зГ/Г/ В книге рассматриваются организация и плани рование на магистральных газопроводах. Разъяс няются руководящие материалы по заработной плате, системе премирования, себестоимости и другим эконо мическим вопросам в системе управления маги стральными газопроводами.
Особое внимание уделено переводу управлений магистральных газопроводов на новую систему пла нирования и экономического стимулирования, по рядку образования и расходования фондов развития производства, материального поощрения и социально культурных мероприятий.
Книга представляет собой практическое пособие для инженерно-технических работников и служащих магистральных газопроводов.
Таблиц 47, иллюстраций 14, приложений 12, список литературы — 25 назв.
73 |
© Издательство «Недра», 1973 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Главная экономическая задача советского народа — созда ние материально-технической базы коммунизма. Особая роль при этом принадлежит топливной промышленности, которая наряду с металлургией является фундаментом развития экономики. На топливную промышленность расходуется около Уз всех капитало вложений в промышленность и транспорт, поэтому особенно важны для всех отраслей народного хозяйства постоянная экономия топлива и использование его наиболее эффективных видов.
Природный газ один из наиболее дешевых и высокоэффективных видов топлива. Себестоимость его добычи более чем в 10 раз ниже себестоимости добычи угля (в пересчете на условное топливо). На газовых промыслах по сравнению с угольными шахтами в 6 раз выше уровень фондоотдачи и в 55 раз — уровень производитель ности труда.
Большую экономическую эффективность имеет и применение газа во всех отраслях народного хозяйства. Только от замены газом других видов топлива можно сэкономить до 10 руб. на каждые 1000 м3 газа. Применение газа в качестве технологического топлива позволяет ускорить технологические процессы, повысить коэффи циент использования оборудования, улучшить качество и снизить себестоимость продукции, а также облегчает осуществление комп лексной механизации и автоматизации производства.
Так, в доменном производстве применение газа повышает про изводительность печей примерно на 4—5%, снижает себестоимость от 2 до 12% и расход дефицитного кокса на 10—15%. Использование природного газа в мартеновском производстве позволяет на 3—4% увеличить производительность печей и на 3—4% сократить удельный расход топлива. В машиностроении при переводе мазутных печей на газ сокращение удельных норм расхода топлива достигает 2—3%, а при использовании специальных газовых печей — 20—25%, кроме
1* |
3 |
того, в 2 раза уменьшаются потери металла в окалину путем приме нения безокислительного нагрева. Применение природного газа в цементной промышленности повышает производительность вра щающихся печей на 10—15%, сокращает их простои на 10—13%, уменьшает удельный расход топлива на 5—7%, снижает себестои мость продукции на 10—15%. При производстве кирпича перевод на газ кольцевых печей способствует сокращению цикла обжига кирпича на 20—25%, увеличению съема кирпича с 1 м3 канала печи примерно на 40%, значительному облегчению труда рабочих. В стекольной промышленности применение природного газа по вышает производительность стекловаренных печей на 10—12%, снижает расход топлива на 20—30%, повышает производительность труда рабочих на 8%. При производстве строительной керамики, применение природного газа сокращает на 5—8% удельный расход топлива, на 5—7% повышает сортность продукции и на 1,5—2% снижает отходы. Сейчас уже около 60% цемента, стекла и строи тельной керамики производится с использованием природного газа.
Перевод электростанций на природный газ сопровождается по вышением к. п. д. станционных котлов до 92—93%. Кроме того, использование природного газа позволяет отказаться от дорого стоящих установок для подачи и приготовления топлива, благодаря чему стоимость сооружения электростанций снижается на 17—20%. Перевод промышленных котельных на газовое топливо повышает производительность котлов на 7—9% и снижает удельные расходы топлива. Применение газа в качестве топлива дает возможность не только повысить производительность оборудования и снизить удельные затраты сырья и топлива, но и внедрить новые более эффективные процессы сжигания.
Особое значение для народного хозяйства имеет применение газа в качестве сырья для химической промышленности. На базе пере работки природных газов можно получить примерно 20 000 орга нических соединений, из которых свыше 500 имеют в настоящее время промышленное значение. Использование газа в химической промыш ленности не только снижает себестоимость выпускаемой продукции и значительно сокращает капиталовложения, но и высвобождает для народного хозяйства миллионы тонн пищевых продуктов.
Реальную выгоду от применения газа в быту получает и население. Широкое применение газа в быту и промышленности позволяет очистить воздушные бассейны городов и поселков от пыли и вредных
4
примесей топливного происхождения и улучшить санитарно-ги гиенические условия жизни населения.
Советский Союз располагает огромными запасами природного газа. Только за истекшее пятилетие (1965—1970 гг.) разведанные запасы газа увеличились в 4 раза. Открытие крупной газоносной провинции на севере Тюменской области, насчитывающей 11 мощных газовых месторождений, группы крупных газовых месторождений- в юго-восточных районах Западно-Сибирской низменности, Мессояхского месторождения в Красноярском крае, крупного Вуктылского газоконденсатного месторождения, Оренбургского, Шехитлинского месторождений, увеличение запасов месторождений Якутии, Украины, Узбекистана и Туркмении вывели страну по промышлен ным запасам газа на первое место в мире. Советский Союз теперь располагает надежной сырьевой базой для увеличения добычи газа. Высокие темпы развития газовой промышленности коренным об разом изменяют структуру производства топлива в нашей стране. Доля природного газа в топливном балансе в 1970 г. увеличилась до 20% против 8% в 1960 г. Если в первые годы развития газовой промышленности природный газ использовался главным образом для удовлетворения коммунально-бытовых нужд, то сейчас более 80% общего объема добычи газа используется в промышленности. Все более увеличивается использование газа в тех отраслях про мышленности, где его применение дает наибольший эффект (ме таллургической, химической, производстве строительных материалов и других отраслях). Так, с применением природного газа выплавля ется около 85% чугуна и стали, производится 80% цемента, изго товляется 75% аммиака, 80% метанола, производится 30% электро энергии и др.
Использование газа в химической промышленности в истекшем пятилетии (1965—1970 гг.) возросло почти втрое. В результате применения природного газа для производства синтетического этилового и бутилового спиртов и ацетона сэкономлено более 1,5 млн. т муки, почти столько же патоки и более 10 млн. т зерна. В целом за пятилетие использование природного газа позволило получить более 8 млрд. руб. экономии, что значительно превышает капитальные вложения в газовую промышленность.
Газификация промышленности и быта тесно связана с тран спортом и хранением газа, так как ресурсы природного газа разме щены главным образом в восточных, южных и северных районах нашей страны, а основное потребление газа сосредоточено в Центре,
5
на Западе и Северо-Западе. Так, европейская часть страны и Урал потребляют 70% всего топлива, а располагают только 11% топливноэнергетических ресурсов страны.
Единственным средством транспорта больших количеств горючих газов в естественном состоянии являются газопроводы. Строительство газопроводов в СССР начато было в годы войны и особенно развер нулось в послевоенный период. Первый магистральный газопровод диаметром 200 мм и протяженностью 70 км был введен в эксплуата цию в 1941 г. для подачи газа во Львов с Дашавского месторождения. Затем был построен еще ряд газопроводов небольшой протяженности, которые транспортировали газ с газовых месторождений в близрасположенные промышленные центры: Елшанка — Саратов, Бугуруслан — Куйбышев, Шебелинка — Харьков и др.
Началом развития магистрального транспорта газа считается 1946 г., когда в эксплуатацию был введен газопровод Саратов — Москва диаметром 300 мм и протяженностью 800 км. С вводом этого газопровода началась широкая газификация Москвы.
Принятый на XX и XXI съездах КПСС к$фс на изменение струк туры топливного баланса страны создал необходимые предпосылки для бурного развития магистрального транспорта газа. Капита ловложения в магистральный транспорт газа ежегодно составляют около половины всех затрат по газовой промышленности. За 13 лет (1958—1970 гг.) доля газа, транспортируемого по магистральным
газопроводам на |
дальние расстояния, увеличилась |
с |
45 до 90%, |
а протяженность |
газопроводов возросла с 12,2 до |
70 |
тыс. км. |
Среднегодовой прирост протяженности магистральных газопро водов составил за 1940—1950 гг. — 0,2, за 1951—1955 гг. — 0,5, за 1956—1960 гг — 2,9, за 1961—1965 гг. — 4,2, за 1966—1970 гг. — более 5 тыс. км.
В настоящее время страна располагает мощной системой маги стральных газопроводов. Одной из крупнейших в мире газопроводных магистралей является система двухниточного газопровода Бухара — Урал. По проектным данным Гипроспецгаза каждый миллиард кубометров природного газа, переданный по этому газопроводу, дает народному хозяйству ежегодную экономию 6,3 млн. руб. и уменьшает потребность в капитальных затратах на развитие топливной промышленности на 14,3 млн. руб.
Второй, еще более крупной, является система газопроводов Средняя Азия — Центр, которая дает возможность использовать огромные запасы газа Средней Азии, Казахстана и является источ
6
ником питания уже действующих магистралей, таких как Саратов — Горький — Череповец, Северный Кавказ — Центр, Шебелинка — Конаково и др. Построены самые северные в мире газопроводы Игрим — Серов и Мессояха — Норильск. В 1968 г. начато строи тельство самой крупной в мире газовой магистрали, которая связы вает север Тюменской области с районами европейской части СССР.
Высокий уровень развития магистрального транспорта газа позволил образовать на территории СССР несколько систем маги стральных газопроводов: Центральную, Восточноукраинскую, За падную, Поволжскую, Кавказскую, Среднеазиатскую и Уральскую. В основном эти системы закольцованы и объединены в общегосу дарственную систему, находящуюся под единым диспетчерским управлением. Закольцованная система газопроводов объединяет в один комплекс источники газа, подземные хранилища и потреби телей и позволяет оперативно маневрировать большими потоками газа.
Для обеспечения потребителей газом в ближайшие годы будут построены новые газовые магистрали. В девятой пятилетке дальней шее увеличение добычи газа должно быть обеспечено за счет восточ ных труднодоступных районов страны, значительно удаленных от центров потребления. При этом особое значение имеет строительство третьей очереди газопровода Средняя Азия — Центр, двухниточного газопровода Наин — Бейнеу — Александров-Гай, газопровод Шехетли — Хива, Окарем — Бейнеу — Острогожск, Медвежье — На дым — Пунга, Надым — Пунга — Свердловск и др.
Встроительстве новых газопроводов применяются трубы больших
исверхбольших диаметров и газоперекачивающие агрегаты повы
шенной мощности, а также новые средства связи, автоматизации и диспетчеризации. Это дало возможность достигнуть высокой пропускной способности сети газопроводов и большой экономии металла при одновременном сокращении затрат на строительство и эксплуатацию магистральных газопроводов. Так, при сооружении газопроводов из труб диаметром 2500 мм вместо 1020 удельный расход металла уменьшается на 43%, а капиталовложения — на 42%. Применение же газотурбинных агрегатов мощностью 25 тыс. квт вместо существующих сейчас агрегатов мощностью 4,5 тыс. квт снижает удельные затраты по капиталовложениям на 42% и по эксплуатационным расходам на 26%.
Одна из особенностей газовой промышленности — неравномер ность потребления газа. Важнейшей задачей обеспечения нормаль
7
ного газоснабжения является покрытие максимального зимнего расхода. Эта задача решается путем создания подземных хранилищ газа. Сейчас в нашей стране разведаны и подготовлены под подземные хранилища 12 водоносных структур, на девяти из которых созданы хранилища. Созданы также 6 подземных хранилищ в истощенных газовых и нефтяных месторождениях. Образование единой газо транспортной системы путем кольцевания газопроводов в сочетании с подземными хранилищами резко увеличит маневренность в рас пределении огромных количеств газа, повысит надежность газо снабжения и позволит обеспечить равномерную работу как газо проводов, так и промыслов.
Одним из основных факторов, обуславливающих развитие и наи более эффективное использование магистральных газопроводов, является действующая система организации управления, планиро вания и экономического стимулирования, находящаяся пока на стадии становления. Несмотря на высокие темпы развития и все возрастающее значение газопроводного транспорта, соответству ющие вопросы недостаточно изучены и систематизированы. Поэтому в системе организации и планирования, действующей в УМГ, нет единства, бытует различное толкование одних и тех же показате лей производственно-хозяйственной деятельности, значительно раз личается методика планирования и учета. В производственных подразделениях зачастую можно наблюдать разные системы орга низации труда и материального стимулирования. Почти отсут ствуют показатели, позволяющие анализировать и сравнивать эф фективность работы управлений магистральных газопроводов. От сутствие специальной литературы, а также необходимых методо логических разработок по ряду теоретических и практических во просов организации и планирования осложняет работу хозяйствен ных руководителей, экономистов и других работников и затрудняет вскрытие и использование внутрипроизводственных резервов.
Автором сделана попытка дать систематизированный методоло-' гический материал по основным вопросам организации и планиро вания на магистральных газопроводах с учетом требований хозяй ственной реформы. Серьезное внимание при этом уделено обоснова нию и разработке наиболее эффективных принципов экономического стимулирования, способствующих научно обоснованному планиро ванию, рациональной организации труда и производственного процесса и максимально возможному выявлению и использованию внутрипроизводственных резервов.
8