Файл: Сотрудничество по противодействию преступности это скоординированная деятельность субъектов международного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
всего лишь ответ общества на ее вызов, ответ не всегда своевременный, адекватный, целенаправленный и эффективный. Правоохранительные меры вырабатываются, как правило, коллективно в рамках демократических и гуманистических принципов, оформляются в управленческих, оперативных или процессуальных решениях, программах действий или законодательных актах и только потом претворяются в практической деятельности работников системы уголовной юстиции. И даже если разрабатываемые меры были адекватны текущей криминологической обстановке, ко времени их практической реализации характер преступности может существенно измениться.

Уголовное и иное законодательство, на основе которого осуществляется борьба с преступностью, по своей природе консервативно. Преодолеть это, видимо, никогда не удастся, хотя такие попытки время от времени предпринимаются. Первая возможность – создание обоснованного, перспективного, обобщенного законодательства с большой временно́й и содержательной базой прочности. Теоретически оно может быть разработано на основе глубокого изучения и надежного прогноза тенденций различных форм общественно опасного поведения. Практически это сделать чрезвычайно трудно, поскольку преступность – результирующая огромного множества переменных, которые связаны со всеми сферами человеческой жизни и деятельности. Другая возможность – это непрерывное изменение и дополнение уголовного законодательства в соответствии с текущей криминологической обстановкой. Казалось бы, это правильно. Но "оперативное" законодательство в криминологической сфере несет в себе не меньший вред, чем консервативное и обобщенное. Во-первых, оно все равно является ответом на уже сделанные шаги преступности. Во-вторых, в силу недостаточного обобщения оно, как правило, казуистично и ограничено. В-третьих, часто меняющееся уголовное законодательство, не имеющее в традиционном человеческом сознании и поведении необходимой опоры, малоэффективно и неавторитетно.

Следующая составляющая – деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью – более мобильна, чем уголовное законодательство. Но эти органы функционируют на основе законов. Иной подход, используемый тоталитарными режимами в разных странах, опаснее, чем сама преступность. Демократическое общество не может позволить себе бороться с преступностью ее методами, хотя это зачастую и эффективно. В правовом государстве, построение которого мы декларировали, это недопустимо.


Мировое сообщество озабочено решением двух главных задач: как снизить темпы прироста преступности и в то же время как обеспечить человеческое обращение с правонарушителями. Совместимы ли они? Несомненно. Но с одним условием: они возможны одновременно лишь в цивилизованном демократическом обществе, где глубоко осознаны реальные закономерности преступности, ее объективные причины и научно-практическая несостоятельность неправового и жестокого обращения с правонарушителями, т.е. при оптимальном соотношении эффективности и гуманности. Причем система борьбы с преступностью должна быть результативной.

Итак, мировые тенденции преступности не дают оснований для благоприятного криминологического прогноза. Интенсивный рост преступности – не сама болезнь общества, а лишь симптом его более серьезных социальных недугов. Ухудшение криминологической обстановки в мире связано с увеличением "ножниц" между преступностью и социальным контролем над ней. Это противоречие традиционным усилением уголовно-правовой борьбы устранить невозможно. Решить данную проблему можно путем усиления социально-правового и криминологического контроля, разработки конкретно-криминологической стратегии предупреждения преступности, реализуемой и корректируемой непрерывно.