Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОЕННАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЯ ТЫЛА И ТРАНСПОРТА

Н. Г. ГАРКАВИ, В. К. НОВИКОВ, В. И. СЕЗОНОВ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВООРУЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ

ИДОРОЖНЫХ ВОЙСК

УЧ Е Б Н И К

Утвержден Заместителем Министра обороны — Начальником тыла ВС СССР

генералом армии С. К. Куркоткиным

Л е н и н г р а д

1 9 7 4

В учебнике изложены общие принципы технологии и организа­ ции эксплуатации средств технического вооружения железнодорож­ ных и дорожных войск. Особое внимание уделено применению со­ временных экономико-математических методов в рассматриваемых областях.

Учебник написан по программе курса «Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск» для слушателей 4 и 6-го факультетов Военной ордена Ленина академии тыла и транспорта.

Учебник может быть использован слушателями факультета за­ очного обучения, курсантами высших военных училищ строительных профилей, студентами железнодорожных, автодорожных и строитель­ ных институтов при изучении эксплуатации техники на военных ка­ федрах, а также офицерами железнодорожных н дорожных войск, занимающимися эксплуатацией машин.

Главы 1—6, 9—16 написал профессор, доктор технических наук полковник Н. Г. Гаркави, главы 17—19 — доцент, кандидат техни­ ческих наук полковник-инженер В. К. Новиков, 7—8 совместно полковник Н. Г. Гаркави и полковник-инженер В. И. Сезонов.

Общее редактирование выполнил профессор, доктор технических наук полковник Н. Г. Гаркави.

ВВЕДЕНИЕ

В Директивах XXIV съезда КПОС по девятому пятилетиему плану указывается главная задача пятилетки: «.. .обеспечить зна­ чительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического про­ изводства, повышения его эффективности, научно-технического про­ гресса и ускорения роста производительности труда» *. Таким об­ разом, повышение эффективности производства является одной из главных задач пятилетки. Об этом говорил и товарищ Л. И. Бреж­ нев в своем докладе XXIV съезду КПСС «.. .главное, на что мы должны рассчитывать,— это повышение эффективности производ­ ства» **.

Эффективность всякого производства характеризуется соотно­ шением между затратой ресурсов и количеством выпущенной про­ дукции, производительностью. «Рост производства продукции про­ мышленности и сельского хозяйства все в большей мере должен происходить за счет повышения производительности труда. Это основной путь развития социалистической экономики»,— говорил А. Н. Косыгин в докладе «Директивы XXIV съезда КПСС по пяти­ летнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 годы» ***.

Задания девятой пятилетки по росту производительности труда очень велики. Так, например, в строительстве за счет роста произ­ водительности труда должно быть получено 95% увеличения объ­ ема строительно-монтажных работ, которые в основном механизи­ рованы. Поэтому использование машин оказывает решающее влия­ ние на выполнение этих задач, на эффективность производства. Широко известны слова В. И. Ленина «.. .берет верх тот, у кого ве­ личайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие ма­ шины. ..» ****

*Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, 1971, стр. 239—240.

**Там же, стр. 55.

***Там же, стр. 134—135.

****В. И. Ле н и н . Поли. собр. соч., т. 36, стр. 116.

&


Громадные масштабы хозяйства СССР обусловливают большое значение даже сравнительно малых относительных изменений его показателей. Повышение выработки строительных машин только на 1% обеспечивает экономию в приведенных годовых затратах в

13—15 млн. руб.

Существует несколько путей повышения производительности строительной техники:

использование более мощных, высокопроизводительных, со­ вершенных по конструкции машин;

применение передовых приемов работы, четкой организации строительства, использование машин, в наибольшей степени соот­ ветствующих условиям строительства;

обеспечение постоянной готовности техники к работе при оп­ тимальных значениях технико-экономических показателей, сокра­ щение времени на вспомогательные операции по уходу за машина­ ми, уменьшение затрат ресурсов, необходимых для их работы.

Последнее условие относится к области технической эксплуата­ ции машин.

В одной из современных фундаментальных наук «Теория иссле­

дования операций» под термином «эксплуатация изделий» пони­ мается совокупность всех фаз его существования: хранение, транс­ портировка, проверка, подготовка к использованию по назначению, использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт. Приблизительно такое содержание вкладывается в это понятие и в ряде официальных руководящих документов.

Целью рационально организованной технической эксплуатации машин является получение от них наибольшего производственного эффекта, под которым понимается:

наивысшая производительность;

наибольший срок службы вообще и между ремонтами в част­

ности;

— наименьшие затраты при работе ресурсов различных видов. В настоящее время в области технической эксплуатации строи­ тельных машин имеются недостатки, объясняемые в значительной степени тем, что на многих стройках не используется передовая технология мероприятий, объединяемых понятием «техническая эксплуатация», не применяются научные методы управления экс­

плуатацией.

Эти недостатки сказываются на показателях работы машин. Например, годовая выработка на 1 м3 емкости ковша одноковшо­ вых экскаваторов в 1970 г. в среднем по СССР составляла 138,9 тыс. м3, при максимальной выработке 310 тыс. м3 и мини­ мальной— 63 тыс. м3. Приведенные числа показывают, что с одной стороны машины обладают большими возможностями, а с другой стороны, что эти возможности используются недостаточно, т. е. имеются большие резервы в эксплуатации машин. Вскрыть эти ре­ зервы, использовать их полностью и является главной задачей экс­ плуатации машин в современных условиях.

.4


Особенно большое значение имеет четкая организация и пере­ довая технология эксплуатации машин в военное время. Высокая интенсивность работы, частые перемещения машин между объек­ тами работ, боевое воздействие противника приводят к тому, что машины выходят из строя значительно быстрее, чем в мирное вре­ мя, т. е. объем работ по техническому обслуживанию и ремонту машин существенно возрастает. С другой стороны, частая смена обстановки, перемещения средств технического обслуживания и ремонта приводят к усложнению организации эксплуатации машин.

Таким образом, техническая эксплуатация машин в военное время является сложным процессом, требующим от его руководи­ телей достаточно глубоких знаний, навыков, умения всесторонне анализировать совместное влияние многочисленных факторов.

Техническая эксплуатация машин

состоит из

двух составных

частей — технологии и организации

(управления)

эксплуатации.

Первая часть определяет рациональные, в заданных условиях, ме­ тоды выполнения мероприятий по эксплуатации, вторая — решает вопросы организации их производства и управления ими.

Технология решает такие вопросы, как, например, выбор рацио­ нального способа хранения или перемещения той или иной кон­ кретной машины, определение допусков на регулировку какого-то узла машины и т. п. Очевидно, что для грамотного решения ука­ занных вопросов необходимо знать существующие технические спо­ собы (например, хранения или перемещения машины) и уметь на­ ходить наиболее рациональный для данных условий.

Трудность решения задач по технологии эксплуатации заклю­ чается в том, что при этом приходится решать весьма разнообраз­ ные вопросы. Сейчас очень многие достижения современной науки, казалось бы даже весьма далекие от эксплуатации строительных машин, эффективно используются при технической эксплуатации.

Организация эксплуатации машин состоит, как правило, из трех элементов — планирования, собственно организации и управления.

Планирование эксплуатации сводится к решению таких вопро­ сов, как расчет количества технических обслуживании, выполняе­ мого за какой-то период, потребного времени, сил и средств для пе­ ремещения машин и т. п. Это планирование большей частью осно­ вывается на вероятностных методах расчета.

Организация эксплуатации заключается в установлении мест развертывания подвижных мастерских, порядка использования транспортных средств при перемещении тяжелой техники и дру­ гих подобных вопросов. Для всех этих задач требуется отыскание оптимальных решений.

Управление эксплуатацией должно обеспечивать корректировку планов, организации, а иногда и технологии эксплуатации при из­ менениях обстановки. Для этого требуется непрерывный сбор и по­ лучение информации.

Организация эксплуатации особенно сложна в военное время. Являясь составной частью строительства и восстановления желез-

5


пых и автомобильных дорог, она должна соответствовать обста­ новке, задачам войск и обеспечивать наиболее эффективное ис­ пользование техники. Задачи, решаемые, при организации эксплуа­ тации машин, как правило, многовариантны и поэтому их решение должно основываться на современных математических методах оп­

тимизации.

Принимаемые решения по технической эксплуатации машин должны быть всегда экономически наиболее выгодными. Следова­ тельно, для успешного руководства технической эксплуатацией не­ обходимо использование сведений различных по характеру наук, обобщенного опыта практики.

Техническая эксплуатация строительных машин, как научная и учебная дисциплина начала формироваться в период 1945—50 гг. До 'настоящего времени процесс формирования ее не закончен, многие вопросы технологии эксплуатации решаются без использо­ вания современных возможностей науки и техники. Организация и управление эксплуатацией вообще почти не имеют научно обо­ снованных принципов.

Задача учебника — научить слушателей академии наиболее со­ временной технологии эксплуатации строительных машин, разра­ батывать различные варианты решений задач в области эксплуа­ тации, выбирать и реализовывать наиболее эффективные из них.

Изложение начинается с рассмотрения надежности машин, как одного из основных факторов, определяющих эффективность их эксплуатации. Анализ причин изменения надежности машин в процессе их использования позволяет обосновать принятую систе­ му технического обслуживания.

Содержание технических обслуживаний, технология и оборудо­ вание, .применяемые при их выполнении, освещаются последова­ тельно в нескольких следующих славах.

Основное внимание в книге уделяется организации эксплуата­ ции машин, анализу факторов, определяющих ее, и способов оты­ скания оптимальных решений. При этом довольно широко исполь­ зуются современные экономико-математические методы. Для пра­ вильного понимания этих разделов книги необходимы первичные знания теории вероятностей и исследования операций.

Завершается книга разделом, в котором рассмотрено влияние эксплуатационных материалов на эксплуатацию машин.

Таким образом, в учебнике рассмотрены все вопросы, объеди­ няемые понятием «техническая эксплуатация машин». Норматив­ ные, справочные данные, а также конкретные приемы, применяе­ мые при эксплуатации отдельных видов машин, в книге отсутствуют.


Часть I. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН

Г л а в а 1. ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ НАДЕЖНОСТЬ МАШИН

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАДЕЖНОСТЬ МАШИН

К- Маркс указывает, что «инструмент, машина .. .служат в про­ цессе труда лишь до тех пор, пока они сохраняют свою первона­ чальную форму, пока они завтра могут вступить в процесс труда в той самой форме, как и вчера»*.

Свойство машины выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в установленных пределах в течение заданных промежутка времени или наработки, называется надеж­ ностью машины.

Под эксплуатационными показателями, при этом, понимаются показатели производительности, экономичности и другие.

Показатели, численно характеризующие надежность машин, ре­ гламентируются ГОСТом 13377—67 и довольно многочисленны. Выбор среди них тех, которые достаточно полно характеризуют эксплуатационные качества строительно-восстановительных машин и влияют на организацию эксплуатации, основывается на анализе ряда факторов, определяемых конструкций машины и анализом ее функционирования. По своей конструкции рассматриваемые ма­ шины относятся к группе ремонтируемых в процессе эксплуатации.

Строительно-восстановительные машины обычно используются не беспрерывно, так как имеются периоды их хранения, транспор­ тировки, технических обслуживаний, ремонтов. Величины этих пе­ риодов не постоянны и не равны между оабой. В каждом из этих периодов параметры машины могут иметь различные значения. Выход параметра за пределы поля допуска означает отказ маши­ ны, т. е. нарушение ее работоспособности. Следовательно, состоя­ ние машины можно описать с помощью одной случайной функции x(t). При этом *(/)== 1, если машина работоспособна, и x(t)= О при отказе машины.

* К. Ма р к с . Капитал, т. 1. Госполитиздат, 1953, стр. 210.

7

На рис. 1 представлен пример реализации функции x(t). Через

тг обозначены периоды работы машины, t\,

U, iU— периоды устра­

нения отказов,

г'з, h — простои исправной

машины.

Отказ машин

приводит к различным последствиям, которые з

общем являются ущербом. Величина ущерба определяется затра­ той средств на устранение отказа, простоем машины, не выполне­ нием ею задания.

Рис. 1. Реализация функции состояний машин.

Изменение величины полезности C(t) (например, стоимости продукции) характеризуется на рис. 1 пунктирной линией. В пе­ риоды tь to, t.\ полезность отрицательна, так как происходит затра­ та ресурсов на устранение отказов, в U, ts С(0 = 0 .

Задачей эксплуатации машин является получение наибольшей величины полезности, т. е.

 

 

С(7’0) = 2 с а д t f —

МАХ,

 

 

 

i

 

 

где

С(Т0) — общая величина полезности

за время эксплуата-

 

ции

7'0;

 

 

 

 

 

 

Т0= Т - \ - Тв,

 

 

где

Т — общее

время

работы машины,

 

 

 

Тв — общее

время

восстановления,

TB=

'£l tj.

 

 

 

 

 

i

В нашем примере

Тъ — tx-(- t7-\- tA.

При исключении из расчета продолжительности простоев ис­ правных машин, которые не зависят от их надежности, можно написать

С (Т0)

Т

С ( г 0)шах>

т + т ,

где С(7'0)шах — максимальная величина полезности за время Т0г получаемая при — — 0.

8