ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Koob.ru
В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков
КЛИНИЧЕСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ:
Руководство для врачей и медицинских психологов
В руководстве излагаются основные принципы и методические приемы патопсихологии. Приводятся сведения о наиболее часто применяемых методиках исследования памяти, внимания, сенсомоторики, уровня и особенностей протекания мыслительных процессов, личностных свойств. В разделах, посвященных вопросам патопсихологической семиотики, дается характеристика данных, получаемых при обследовании больных шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, эпилепсией, олигофренией, старческим слабоумием, пресенильными психозами (деменциями), церебральным атеросклерозом, алкоголизмом, с последствиями черепно-мозговой травмы, пограничными нервно-психическими расстройствами, психическими заболеваниями детского и подросткового возраста. Обсуждаются вопросы валидности па-топсихологических методик в нозологической психиатрической диагностике.
Для врачей психиатров, невропатологов, наркологов, медицинских психологов, дефектологов, юристов, а также для более широкого круга читателей, интересующихся вопросами психиатрии и психологии. Может служить учебным пособием для студентов медицинских вузов, психологических отделений педагогических институтов.
Предисловие
Настоящее руководство является продолжением и развитием ранее изданных авторами книг по проблемам патопсихологии (Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. Ташкент, 1971; Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976; Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986). Все они за сравнительно непродолжительный отрезок времени попали в разряд библиографических редкостей, некоторые даже отсутствуют в библиотеках.
Патопсихология - относительно молодая наука, представленная немногочисленными руководствами и пособиями Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, а также вышеперечисленными. Потребность же в них крайне велика. В них нуждаются психиатры, клинические психологи, дефектологи, педагоги, юристы. Они необходимы студентам-медикам, учащимся психологических факультетов и отделений университетов и педагогических вузов. Особенно важное значение приобретают знания в области патопсихологии для специалистов, проводящих экспертную работу - судебно-психиатрическую, судебно-психологическую, военную, трудовую. В то же
Время в последние годы появились книги, претендующие на 1" роль руководств по экспериментальной психологии, в которых совершенно непродуманно и без всякой системы собраны самые разнообразные тесты, иногда даже заимствован-вые из газет и популярных журналов, часто лишенные какого-либо теоретического обоснования, без проверки их валид-ности и надежности.
Цель настоящего руководства - ознакомить читателя с вопросами методологии патопсихологического исследования, основными приемами его проведения и патопсихологической семиотикой, т.е. отражением клинической картины психического заболевания в результатах психологических исследований. Этому соответствует структура нашего .руководства.
Авторы не претендуют на абсолютно полное, исчерпывающее подробное изложение отдельных методик. В психологической литературе инструкции по применению многих из них представлены самостоятельными многостраничными руководствами, например, по методикам Векслера, Розенцвейга и др. Наша задача главным образом состояла в ознакомлении читателя с методиками, способом их использования, критической оценке описанных в руководстве методик, обучении тактике и стратегии проведения психологического исследования. Конечно, очень ценно, когда исследующий знает как можно больше методик, но еще важнее, когда он понимает их значение и возможность получения с их помощью результатов, необходимых для клинициста, психотерапевта, реабилитоло-га. Патопсихолог должен не только снабдить психиатра имеющими диагностическое значение данными, но и представить психологическую структуру обнаруженных им изменений психической деятельности, с которой связано возникновение па-топсихологических симптомов.
Мы далеки от тенденции пользоваться лишь одной группой методик - либо типа функциональных проб в понимании Б. В. Зейгарник, либо одних лишь опросников, тестов, проективных методов. Одно должно разумно дополнять другое. Нельзя исследование больного строить лишь на результатах данных, полученных с помощью опросников и психо-диагностических тестов. Наш опыт работы в клинической патопсихологии показывает, что основное значение следует придавать функциональным пробам, дающим четкую структурную картину нарушений психической деятельности. Эти методики разработаны московской школой патопсихологов Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, к ученикам и последователям которых относят себя и авторы настоящей книги. Но такое исследование
хорошо дополняется и уточняется данными, получаемыми с помощью некоторых опросников, тестов.
Разумеется, мы не можем претендовать на описание всего обширного диапазона психологических методик и ограничиваемся описанием известных нам по собственному опыту и представляющейся нам бесспорной литературе.
Авторы будут признательны читателям за отзывы и пожелания, это поможет им в дальнейшей работе.
^: 1-
1, Общая часть
Патопсихология является разделом медицинской психологии - науки, возникшей на стыке медицины и психологии.
Медицинская психология относится к междисципли-ной, пограничной области исследований. Она исходит психологических теорий и разработанных на их основе ахологических методов, основная роль которых состоит в решении научных и практических проблем, актуальных для медицины.
1 О значении психологии для медицины, в частности для Изучения деятельности головного мозга при различных заболеваниях, писали И. М. Сеченов и И. Л. Павлов.
V Е. В. Шорохова (1978) подчеркивает, что медицина так же нуждается в данных прикладной психологии, равно как и теорию психологии обогащает медицинская практика.
Общая теория медицины неразрывно связана с общими психологическими концепциями. Медицине и психологии присущи общие методологические принципы. Присущи
"ИМ и общие проблемы, выходящие за пределы сугубо медицинской проблематики - это соотношение биологического и социального в деятельности человека, связь между психикой и деятельностью мозга, психосоматические и со-матопсихические корреляции, проблемы нормы и патологии, соотношения между сознанием и неосознаваемыми формами психической деятельности.
Б. Д. Карвассарский (1982) в естественном стремлении
медицинской психологии распространить психологические знания на возможно большее число аспектов медицины и здравоохранения видит признание возрастающей роли психологии для медицины, прогрессивный и перспективный пути развития медицинской психологии.
Таким образом, медицинская психология -- прикладная наука, развитие которой определяется следующими целями (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966; M. М. Кабанов, Б. Д. Карвассарский, 1978; Б. Д. Карвас-сарский, 1982): изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в их динамике; изучение нарушений развития психики
; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Медицинская психология одновременно выступает в роли психологической и медицинской науки (В. М. Банщиков, 1978; В. Милев, К. Мечев, 1981; Б. Д. Карвассар-ский, 1982). В соответствии с разрешаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинская психология является медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она должна быть отнесена к психологии.
Сущность клинической психологий по-разному определяют в различных странах, нередко при этом не имеют единого мнения и психологи, работающие в одной стране.
М. С. Роговин (1969) приводит характеристику клинической психологии, используя классификационную схему американского библиографического журнала
, согласно которой объем клинической психологии соответствует содержанию понятия медицинской
психологии (разумеется, с учетом господствующих в американской психологии теоретических концепций). Но даже в американской литературе A. Lewicki (1974) отмечает три различные точки зрения на предмет клинической психологии. Первая характеризуется тем, что сводит клиническую психологию к изучению психических расстройств, возникающих в связи с тем или иным заболеванием; соответственно второй клиническая психология понимается как идеографическая психологическая дисциплина, занимающаяся изучением психических проявлений личности (сюда : включаются профессиональные консультации, консультирование студентов колледжей, исследование руководящего персонала предприятий); с третьей точки зрения, клиническая психология рассматривается как область прикладной психологии, изучающая с помощью измерительных приемов, анализа и наблюдения понимаемые в бихе-виористском аспекте способности и свойства личности и направленная на разработку способов устранения дезадап-тированного поведения. Такое понимание клинической психологии было подвергнуто справедливой критике поляковым (1977), отметившим при этом и коренное отличие американской психологии от советской, характеризующееся спецификой присущих первой психоло-тических методик, направленных главным образом на констатацию тех или иных психических <способностей> или свойств личности (психометрические тесты, прожектив-ные анкетные методики, личностные опросники).
Понятно, что слепое перенесение понятия клинической психологии в том виде, как оно было характеризовано выше, в патопсихологию невозможно. В то же время понятие клинической психологии может оказаться целесообразным при правильном к нему методологическом подходе, так как оно способствует известному сужению очень широкого круга задач медицинской психологии. Это обстоятельство было отмечено В. Ивановым (1971, 1976), В. М. Блейхером (1976), В. М. Банщиковым (1978).
Можно думать, что отношение клинической психологии к медицинской такое же, как отношение клиники к медицине вообще.
При таком подходе под клинической психологией можно понимать область медицинской психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники - психиатрической, неврологической, соматической. Эту точку зрения разделяет В. Иванов (1971), рассматривая клиническую психологию как часть медицинской, ставящую перед собой более непосредственные диагностические задачи, и различая такие составные разделы клинической психологии, как патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.
Разделение клинической психологии на пато-, нейро-и соматопсихологию в значительной мере условно. Их значительно сближает использование в каждой из перечисленных областей методов исследования, разработанных в другой, а также наличие пограничной патологии, являющейся предметом изучения нескольких наук.
Понятие патопсихологии иногда без оснований идентифицируется с понятием психопатологии, хотя они вовсе не тождественны, несмотря на их внешнее сходство и единство образующих эти слова корней. Патопсихология, по определению Б. В. Зейгарник (1969), исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает классификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии. Психопатология является наукой сугубо медицинской, разделом психиатрии, она оперирует главным образом клиническими понятиями.
Психопатология, т. е. общая психиатрия, занимается описанием признаков психического заболевания в динамике, в течении болезни. А. В. Снежневский (1970) видел основное отличие психопатологии от психологии в том, что первая оперирует понятиями медицинскими (этиология , патогенез, симптом, синдром) и использует общепа-тологические критерии (возникновение болезни, исход болезни). Однако следует заметить, что патопсихология также использует эти клинические критерии, так как без постоянного соотнесения с ними она. бы