ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Описанный прием применялся для исследования первоклассников, у которых были диагностированы состояния явной и латентной учебной дезадаптации, а также для исследования хорошо приспособившихся к школьному обучению детей. Оказалось, что при явной дезадаптации значительно сужается круг общения как дома, так и в школе. Значительно увеличена доля лиц, общение с которыми вызывает негативные эмоции. Дети с латентной дезадап-тацией мало отличаются от хорошо адаптированных по оценкам внешкольного общения, а по показателям, характеризующим общение в школе, приближаются к детям с явной дезадаптацией. Это явление, видимо, обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, благополучие в сфере внешкольного общения является фактором, препятствующим переходу латентной дезадаптации в явную. С другой стороны, возникновение явной учебной дезадап-тации сопровождается отрицательными эмоциями такой интенсивности, которые искажают восприятие общения не только в школе, но и вне ее.
Для изучения отношения к пребыванию в школе детей и подростков в возрасте 10-16 лет была разработана ан-421
кета <Школа> (И. В. Крук, 1992). Утверждения, составившие анкету, были взяты из рассказов детей и подростков, у которых наблюдалось отрицательное отношение к посещению школы. Как правило, эти высказывания относились к тому периоду, когда между ребенком и врачом устанавливались после длительной психотерапевтической работы доверительные отношения. В анкету были введены также утверждения, касающиеся настроения, сна, аппетита. На каждое утверждение может быть дан ответ: <Верно>, <Пожалуй, верно>, <Неверно>. Для того чтобы направленность исследования была менее явной для испытуемого, некоторым утверждениям был придан противоположный характер. Приводим текст анкеты и ключ к ней.
Верно Пожалуй, верно Неверно Ключ 1. У меня чаще бывает хорошее настроение + + + 012 2. Мне трудно есть по утрам + + + 210 З.Я иду в школу с удовольствием + + + 012 4. Есть учителя, которых я по-настоящему боюсь + + + 210 5. Если бы можно, я не ходил бы в школу + + + 210 6. На каникулах я становлюсь совсем другим человеком + + + 210 7. Я хотел бы, чтобы моя семья переехала в такое место, где меня никто не знает + + + 210 8. Большинство моих друзей - мои одноклассники + + + 012 9. У меня не меньше друзей, чем у других + + + 0 12
Верно Пожалуй, верно Неверно Ключ 10. Иногда я прогуливаю уроки + + + 2 10 11. Я понимаю новый материал медленнее, чем другие ученики + + + 210 12. Я считаю себя способным человеком + + + 012 13. Бывало, я не мог заставить себя идти в школу + + + 210 14. Среди учителей есть хорошие, понимающие люди + + + 012 15. Есть учителя, которые меня не выносят + + + 210 16. Я очень отличаюсь от других учеников + + + 210 17. Некоторые люди в моем классе были в меня влюблены (или влюблены сейчас) + + + 012 18. Я никогда не влюблялся в одноклассницу + + + 2 10 19. Надо мной смеются чаще, чем над другими в школе + + + 210 20. Уже в понедельник я мечтаю, чтобы скорее пришло воскресенье + + + 210 21. Иногда я не могу уснуть из-за того, что случилось в школе + + + 210 22. Я советуюсь с родителями, если в школе что-нибудь не так + + + 012
Диапазон оценок, получаемых при помощи анкеты, - от 0 до 44. В тех случаях, когда на все утверждения выбирается ответ <Пожалуй, верно>, результаты недостоверны из-за настороженного или скептического отношения к про-422
423
цедуре исследования. При явной дезадаптации оценка превышает 30 баллов, при латентной составляет 20-30 баллов. При хорошей адаптации оценка, как правило, не превышает 20 баллов.
Для выявления психогенно-травмирующих обстоятельств у школьников была разработана модифицированная методика неоконченных предложений (И. В. Крук, 1992). Предлагается завершить 10 фраз: <Если бы я был учителем...>, <Когда я слышу слово "школа"...>, <Ученики, с которыми я учусь...>, <В школе мне больше всего нравится...>, <Когда меня нет, мои учителя...>, <Моя школа...>, <Считаю, что большинство учеников...>.
Использование патопсихологического исследования в детской психоневрологической клинике способствует получению объективной информации о состоянии психики ребенка, облегчает понимание развития у него болезненного состояния, помогает врачу найти пути для преодоления имеющихся у ребенка болезненных нарушений.
Спмсок литературы
Айвазян Г. Л., ТаравковаИ. Л. Сравнительные данные психолого-диагностического обследования больных гипертонической болезнью с помощью цветового теста // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии: Сб. научи, т- рудов / ЛНИПНИ им. В. М. Бехтерева. Л., 1990. Т. 27. С. 113-115.
Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993. 400 с.
Андрущенко Т. Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в предподростковом возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1991. № 1. С. 42-48.
Алейникова С. М. Сравнительное исследование формирования мышления у детей, больных шизофренией, с разными типами дизонтогенеза // Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. М.: Б. и., 1982. С. 106-122.
Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах: Метод, пособие (Психоневрологический институт им. В. М. Бехтере-ва). СПб, 1994.18 с.
Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1982. Кн. 1-316 с.; Кн. 2-293 с.
Бежаншивили Б, И. Исследование эмоционально-волевой сферы психически больных методом <уровня притязаний> // Психологические методы исследования в клинике. Л.: Б. и., 1967. С. 214-218.
425
Белая И. И. Методика Роршаха и ее применение при исследовании больных эпилепсией: Методические рекомендации. М.: Б. и., 1978. 75 с.
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976.186 с.
Беспалько И. Г. Статистические и клинико-диагностические аспекты категории локализации в методе Рорша-ха // Психологические методы исследования личности в клинике. Л.: Б. и., 1978. С. 104-113.
Биренбаум Г. В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слова при патологических изменениях мышления // Новое в учении об апраксии, агно-зии и афазии. М. - Л.: Госмедиздат, 1934. С. 147-164.
Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976.325 с.
Блейхер В. М. Клиника приобретенного слабоумия. - Киев: Здоровья, 1976. 151 с.
Блейхер В. М. Расстройства мышления. Киев: Здоровья, 1983.192 с.
Блейхер В. М., Боков С. Н. О новой вербальной проективной методике исследования личности // Журн. невро-патол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1992. №5-12. с. 90-93.
Блейхер В. М., Боков С. Н. Предпочтение цвета в тесте Люшера и функциональное состояние вегетативной нервной системы // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. № 2. С. 99-102.
Блейхер В, М,, Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. К.: Вища шк., 1978.141 с.
426
Блейхер В. М., Красовицкая Т. М. Патопсихологичес-кие исследования при шизофрении, осложненной алкоголизмом // Проблемы высшей нервной деятельности, патофизиологии, клиники и терапии психозов: В 2-х ч. Киев: Наукова думка. 1980. Ч. 2. С. 100-102.
Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоровья, 1980. С. 280.
Блейхер В. М., Фельдман Н. Б. Апробация опросника для выявления личностной акцентуации // Врачебное дело.
1985. № 12. С. 84-85.
Блейхер В. М., Фельдман Н. Б. Особенности личностной акцентуации как фактора предрасположенности к некоторым психосоматическим заболеваниям // Журн. не-вропатол. и психиатр, им. С. С. Корсакова. 1988. № 3. с. 101-104.
Боков С. Н. Исследование аффективности больных параноидной шизофренией // Врачебное дело. 1988. № 4. С. 108-109.
Боков С. Н. Аффективность как фактор дифференциальной диагностики неврозов и неврозоподобной шизофрении: Клинико-психологическое исследование: Авто-реф. Дис.... канд. мед. наук. СПб. 1992. 24 с.
Боков С. Я., Блейхер В. М. Апробация метода Титце в патопсихологии// Журнал психиатрии и медицинской психологии. 1995. № 1. С. 42-45.
Бояршинова Т. Я. К вопросу о психологической диагностике вялотекущей шизофрении (по данным TAT) // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсако-ва. 1975. № II. С. 1680-1682.
Братусь Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.95 с.
Братусь Б. С. Психологические особенности уровня 427
притязаний выбора целей при психопатии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1976 № 12. С. 1825-1828.
Булахова Л. Л., У майская Н. М. Дифференциальная диагностика расстройств речи у детей дошкольного возраста, страдающих нервно-психическими заболеваниями.: Метод, рекомендации. Киев: Б. и., 1983. 22 с.
Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев: Вища шк., 1979. 174 с.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989 200 с.
ВасильченкоГ. С., РешетнякЮ. А. Исследование межличностных отношений у сексологических больных // Проблемы современной сексопатологии. М., 1972. С. 161- 174.
ВассерманЛ. И., Бочаров В. В., Сергеев В. Л., Таш-лыков В. Л., Ткаченко С. В. Исследование особенностей и уровня самооценки в системе интерперсональ-ных отношений у .больных с невротическими и невро-зоподобными расстройствами различного генеза // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях: Сб. научных трудов. Т. 112. Л.: Изд-воЛНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1985. С. 65-72.
Виленский О. Г. Последствия закрытых черепно-мозговых травм. Киев: Здоровья, 1971. III с.
Винкшна И. А. К характеристике системы отношений личности больных, страдающих неврозами // Клинико-психологические исследоьания личности. Л.: Б. и., 1971. С. 87-89.
Выявление суицидальных тенденций с помощью экс-428
1
^
'
er
^
периме^тально-психологического обследования: Метод. рекоме^цации / Н. В. Агазаде. Баку, 1988. С. 6-10.
Габриял Т. М. Самооценка как метод исследования личности // Тез. докл. конф. <Проблемы патопсихологии>. М.: Б. и., 1972. С. 105-117.
Гербачевский В. К, Индивидуальные особенности поведения в ситуации выбора в связи с некоторыми характеристиками интеллекта // Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. Л.: Б. и., 1969. С. 25-37.
Гильяшева И. Н. О возможностях использования метода TAT при изучении личности больного в психоневрологической клинике // Психологические методы исследования в клинике. Л.: Б. и., 1967. С. 228-232.
Говоркова А. Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений - Вопр. психологии, 1962. № 2. С. 83-91.
Гоштаутас А. А. Изучение особенностей личности в профилактических исследованиях ишемической болезни сердца // Первичная психологическая профилактика и реабилитация больных ИБС. Вильнюс, 1982. С. 25-60.