Файл: Баклашов, И. В. Расчет, конструирование и монтаж армировки стволов шахт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
для зарезонансного режима работы подъема (ѵ > 2со4)
я^ __________
|
|
Ш!Т2 r |
2 |
F |
V mftiC04 / |
|
|
|
|
|||
|
|
(0,5Ку 2б |
|
|
|
|
|
|
|
|
(Ѵ.4І> |
|
|
|
X |
пѵ |
|
|
іД |
_ / |
2еу у |
\2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
CÖ4 |
4 |
|
|
|
|
|||||
|
S |
т ^ |
|
У |
\ |
mhLWi ) |
|
|
|
|||
где Д j, |
і*, |
(о4, hx определяются |
соответственно |
по |
формулам: |
|||||||
(Ѵ.ЗЗ), (Ѵ.35), (Ѵ.34), (Ѵ.36) при I, равном среднеарифметической: |
||||||||||||
величине |
шага армировки; |
|
неоднородности системы, |
кото |
||||||||
{0,ЪКу2і —• 77іѵц) — параметры |
||||||||||||
|
|
рые определяются по формулам (ГѴ.84),. |
||||||||||
|
|
(IV.80), |
(IV. 79), |
(IV. 15) |
при |
і = |
1, |
/ = 4 |
||||
|
|
и аи, которое следует принимать как средне |
||||||||||
|
|
геометрическое по всем проводникам подъема. |
Таким образом, приведенные выше формулы (V.14)—(Ѵ.41) опре деляют расчетные параметры эксплуатационногосостояния арми ровки в боковой и лобовой плоскостях: расчетные максимальные горизонтальные перемещения направляющих устройств (их, ии)у расчетные деформации проводников (е*, еу) и расчетные эксплуата ционные нагрузки на проводники (Рх, Ру).
§ 22. Обоснование расчетных предельных состояний
Расчет жесткой армировки включает решение двух основных взаимосвязанных задач: определение нагрузок и подбор сечений элементов армировки, обеспечивающих ее безаварийную эксплуа тацию. Определению нагрузок посвящены предшествующие главы книги, включая также первый параграф настоящей главы. Эта задача представляется достаточно сложной и решается в результатедетального исследования динамических процессов в системе «подъем ный сосуд — армировка».
Подбор сечений элементов армировки по известным нагрузкам: является не менее сложной и ответственной задачей при проекти ровании армировки. Рассмотрим основные из существующих пред ложений по решению этой задачи при расчете армировки на эксплуа тационные нагрузки.
В работе О. А. Залесова [8 ] задача формулируется следующим образом: определение таких параметров армировки, при которых динамическая система была бы устойчива, а силы взаимодействия достаточно малыми. Иными словами, для осуществления нормаль ной работы необходимо так выбрать параметры системы, чтобы
185
■обеспечить с некоторым запасом динамическую устойчивость. При этом указывается, что армировку следует рассчитывать не на прочность, а на динамическую устойчивость.
Сформулированные требования выполняются, если параметры армировки удовлетворяют следующим условиям. Систему реко
мендуется |
эксплуатировать: |
|
|
режиме |
|
|
|||
в боковой |
плоскости |
в дорезонансном |
|
|
|||||
|
2Сб тах^2 |
50, Сбг |
|
1,05; |
|
(Ѵ.42) |
|||
|
|
тС>ѵі |
|
' |
шіп |
|
|
|
|
в лобовой плоскости в зарезонансном режиме |
|
|
|||||||
|
10 |
С я тах^2 |
ос; |
Сл т а х |
1,' |
|
(Ѵ.43) |
||
|
т л ѵ% |
25, |
С л 1 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
тде Сбтах, |
Сл тах — соответственно максимальная приведенная же |
||||||||
|
сткость армировки и упругой подвески напра |
||||||||
|
вляющих роликов в боковой и лобовой пло |
||||||||
Сбшіп) |
скостях; |
|
|
|
|
|
|
||
Сл шіп — соответственно минимальная приведенная жест |
|||||||||
|
кость |
армировки и упругой подвески направля |
|||||||
|
ющих роликов в боковой и лобовой плоскостях; |
||||||||
тб, тл — соответственно |
приведенная |
к осям |
боковых |
||||||
|
и лобовых роликов масса груженого |
подъем |
|||||||
|
ного |
сосуда. |
|
V |
|
плоскости |
обеспе |
||
При этом переход |
через резонанс в |
лобовой |
чивается за счет включения в направляющие устройства сосуда ■специальных демпферов.
В работах [12, 35], выполненных коллективом авторов (Н. Г. Гаркуша, В. И. Дворников, А. П. Ветров и др.) в ИГМиТК, делается вывод о необходимости введения некоторого запаса устойчивости движения для работы системы в дорезонансной области. Нормальная эксплуатация возможна,_если параметры системы подобраны таким
образом, что |
удовлетворяются |
следующие неравенства: |
|
||
в боковой плоскости |
|
|
|
|
|
|
|
[/С]6 < |
(т г ;2 )к р . |
(Y.44) |
|
|
|
(тѵ2) |
’ |
||
в лобовой плоскости |
|
||||
|
(тѵ*)кр |
|
|
||
|
[ к ] л < |
|
(Ѵ.45) |
||
|
(тіЯ) |
’ |
|||
|
|
|
|
||
где (тау2)бр) |
(mvz)%р выражения, определяемые авторами как кри |
||||
|
тические |
значения интенсивностей подъем |
|||
|
ной |
установки, |
соответствующие |
границам |
|
|
боковой и лобовой резонансных областей; |
||||
[№ , Ш л — допустимые запасы устойчивости, критерием |
|||||
|
к определению которых является соблюдение |
||||
|
неравенства у ==£ ЗА, записанного |
из усло |
|||
|
вия |
прочности |
проводников (где у — ам |
186
плитуда стационарных колебаний сосуда, Д — половина зазора между направляющим устройством и проводником).
Указанные предложения по подбору селений элементов армировки, с нашей точки зрения, имеют ряд недостатков. Предлагаемые оценки зависят только от динамических характеристик системы и не зависят от ее прочностных характеристик. Совершенно очевидно, что системы с одинаковыми динамическими характеристиками, опре деляющими одинаковые величины эксплуатационных нагрузок, будут иметь различные коэффициенты запаса устойчивости движе ния, если они имеют различные прочностные характеристики. Более того, эти коэффициенты запаса являются некоторой функцией времени эксплуатации, так как со временем происходит «старение системы» в результате механического и коррозийного износа и на копления усталостных повреждений. При расчете элементов армировки необходимо учитывать их долговечность.
Указанные расчетные предложения основаны на единой оценке, не зависящей от напряженно-деформированного состояния армировки. Иными словами, эти предложения не согласованы с нормами проектирования металлических конструкций по предельным состоя ниям, которые в настоящее время являются не только общепризнан ными, но и обязательными [60].
Таким образом, предлагаемые оценки являются весьма прибли женными и допускаемая погрешность может привести или к увеличе нию объема металлоконструкций и стоимости монтажных работ или к появлению аварийных режимов при эксплуатации подъемов с про ектными параметрами.
Дальнейшее развитие расчеты элементов армировки получили в работе [3], основные положения которой используются в настоя щей главе. Практика эксплуатации подъемных установок свидетель ствует о том, что предельные состояния системы «подъемный сосуд — армировка» обычно наступают в результате потери несущей способ ности элементов армировки (из условия их прочности и выносли вости) или в результате появления аварийных перемещений подъем ного сосуда с последующим ударом о расстрелы и выходом его из проводников. С позиций метода расчета строительных конструкций, по предельным состояниям в системе «подъемный сосуд — арми ровка» реализуются первое и второе предельные состояния.
Необходимо заметить, что наступление потери устойчивости дви жения подъемного сосуда бесспорно является предельным состоя нием системы, но ориентироваться в практических расчетах на ука занное предельное состояние нецелесообразно. При наличии нели нейных элементов в системе нарастание амплитуды колебаний сосуда при подходе к резонансным областям происходит постепенно и пре дельные состояния из условия потери несущей способности или по явления недопустимых перемещений реализуются намного раньше, чем наступает потеря устойчивости движения. Поэтому в дальней шем будем рассматривать сформулированные выше первое и второе
'187
предельные состояния системы, имея в виду, что возможность потер устойчивости движения можно оценить через коэффициент запас устойчивости движения.
Приведем соответствующие расчетные выражения для первого и второго предельных состояний системы«подъемный сосуд—армировка».
I № яруса. |
Первое предельное состояние системы характеризуется |
|||||||||
появлением предельных напряжений или накоплением |
||||||||||
-к— 53 |
усталостных повреждений, при которых исчерпывается |
|||||||||
|
несущая |
способность |
элементов |
армировки, |
т. е. |
ха |
||||
|
рактеризуется появлением первого предельного состоя |
|||||||||
|
ния |
элементов |
армировки. |
|
|
|
|
|
||
|
Рассмотрим первое предельное состояние системы |
|||||||||
|
из условия несущей |
способности проводников. |
Ука |
|||||||
|
занное предельное состояние было отмечено, например, |
|||||||||
■63 |
при |
эксплуатации |
скипо-клетевого |
ствола |
шахты |
|||||
им. Лутугина в Донбассе [34], |
когда |
работа |
подъема |
|||||||
■S3 |
была нарушена в результате появления остаточных де |
|||||||||
формаций в проводниках (профиль деформированного |
||||||||||
55 |
проводника показан на рис. 75). |
|
|
|
|
|
||||
Предположим |
невыгодное сочетание нагрузок, при |
|||||||||
65 |
котором |
проводники |
воспринимают |
одновременно |
бо |
|||||
ковые |
и |
лобовые горизонтальные |
эксплуатационные |
нагрузки, приложенные в середине пролета. Если счи-
■S7
Ряс. 75. Профиль деформнроваппого проводника в скипо-кле тевом стволе шахты им. Лутугина
чать'''появление остаточных деформаций недопустимым для нор мальной эксплуатации подъема, можем записать следующее рас четное выражение для первого предельного состояния системы из условия прочности проводников:
M x (z* + 0,5l) |
My(z* + 0.51) |
Уо |
R, |
|
(V.46) |
|
Snpy |
J пр де |
|
|
|||
тгде Мх (z* + 0,5Z), Му (ъ* |
0,51) — боковой и |
лобовой |
изгиба- |
|||
|
ющие |
моменты в проводнике |
||||
|
в середине пролета; |
|
|
|||
|
ч0, Уо — координаты |
рассматриваемой |
||||
|
точки сечения проводника; |
|||||
|
R — расчетное сопротивление ма |
|||||
|
териала (например, |
для про |
||||
|
катной |
стали устанавливает |
||||
|
ся |
по |
таблице |
2 |
СНиП |
|
|
П-В.3—62 [60] из условия |
|||||
|
достижения |
металлом |
преде |
|||
|
ла |
текучести). |
|
|
||
Изгибающий момент в середине пролета проводника |
|
|
||||
М (z* + 0,5Z) — 1 PI Л- Y |
i- Mk+1). |
|
(V.47) |
1 8 8
где Р — горизонтальная эксплуатационная нагрузка в середине пролета (боковая Рх и лобовая Ру).
Вычислив опорные изгибающие моменты Мк и Мк+1 Ію форму лам (11.39) при и = 0,5, получаем
Mk= Mk+1= —Pl [0,375 ( ^ 0+ ^ і)— О,5а(40—^42)]. (V.48)
С учетом (V.48) выражение (V.47) запишется в виде
M { 7 . * + 0,bl) = \ P l { \ ~ i , b { A 0 + A1) + 2a{A0- A . 1)). |
(V.49) |
Тогда, подставив (V.49) в (Y.46) и учитывая (V.15) и (V.17), окон чательно можем записать расчетное выражение, соответствующее первому предельному состоянию системы в момент эксплуатации t из условия прочности проводников,
|
|
|
|
|
R { t ) ^ R , |
і |
|
|
|
(V.50) |
|||
где R (t) — максимальное |
расчетное |
напряжение |
в |
проводнике, |
|||||||||
|
R (0 = \ |
[ к — а;) |
|
к - а;) |
ХуУо] I; |
(Ѵ-51> |
|||||||
. .. |
п'р X |
|
|
1 — 1 ,5 |
A i ) |
2 d X ( А 0 — A 2 ) |
|
|
. |
/\т |
|
||
ЛА |
Г-4г {2-\~ЗА0 — 3^ 2) — \ |
а х (2-^о — А \~ 2 А 2 ~ \- Л3) + |
» V Ѵ |
•” £) |
|||||||||
|
_ . |
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
(4—9AQ— |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
3 2 а д |
|
|
|
|
|
|
|
||
У*у ' |
|
|
1 — 1,5 (Ар-\- Аі)-т-2о.у (-Ар — А 3) |
|
|
•; |
(V.53) |
||||||
'пр у |
■ |
( 2 + 3 ^ 4 о — 3 ^ 4 « ) — — < Х у ( 2 А 0 — А і — 2 А ^ - \ ~ A s ) - \ r |
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
Сп. с у |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
32аі/ (4 — M o — 9 - 4 j) J |
|
|
|
|
|
||||
А 0, Аі, |
А 2, А 3 — коэффициенты, которые определяются по табл. 8 |
||||||||||||
|
|
|
в |
зависимости от ах при подстановке |
в |
(Ѵ.52) и |
|||||||
|
|
|
в |
зависимости от ау |
при подстановке |
в |
(V.53); |
||||||
|
|
|
|
а. |
2 E J пру i |
|
6EJпр X. |
|
|
|
(V.54) |
||
|
|
|
|
|
PCр х |
|
|
|
|
|
|
|
J пр % (t), J n?y (t) — моменты инерции поперечного сечения провод ника при деформировании лобовыми и боковыми нагрузками, определяемые в момент эксплуата ции t с учетом механического и коррозийного износа;
Срл (г), Cpу (t) — боковая и лобовая жесткости несущего расстрела, которые определяются согласно рекомендациям, изложенным в § 8 , в зависимости от осевого момента инерции/р z(^) и площади Fv(t) попе речного сечения расстрела с учетом коррозий ного износа;
189