Файл: Баклашов, И. В. Расчет, конструирование и монтаж армировки стволов шахт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ОРГ |
— лобовая жесткость проводника, спарепыого с основ |
С0 = —— |
|
Ci, |
ным проводником; |
С2 — жесткости распорных поперечных расстрелов, опре- • |
|
|
деляемые согласно рекомендациям, изложенным в §8. |
Кроме указанных параметров в формулу (Ѵ.72) входят: деформа |
ционные параметры А 0, А х, А 2, ах, ау системы, моменты инерции J np х (t) и / пр у (t) поперечного сечения проводника, боковая Ср ѵ (t)
и |
лобовая |
Ср у (t) |
жесткости несущего расстрела, момент инерции . |
|
/ р |
2 (і) и |
площадь |
Fр (<) поперечного сечения несущего расстрела, |
|
боковая |
Сп |
с х и |
лобовая Сп с у жесткость подъемного сосуда, |
шаг армировки Z, проектные конструктивные зазоры Ах и А'у, рас четные параметры их и иу эксплуатационного состояния армировки. Перечисленные параметры определяются согласно рекомендациям, изложенным выше применительно к формуле (Ѵ.50), с учетом кор розийного и механического износа элементов армировки.
Характерная особенность напряженного состояния элементов армировки заключается в том, что оно изменяется от минимального до максимального значения при каждом цикле подъема и максималь ный уровень напряжений с течением времени увеличивается в резуль тате механического и .коррозийного износа. Иными словами, опре деленные выше максимальные напряжения R(t) в проводниках и расстрелах увеличиваются в процессе эксплуатации и многократно повторяются. Причем число циклов нагрузки равно числу циклов подъема. Совершенно очевидно, что при указанных циклических напряжениях предельное состояние армировки из условия накопле ния усталостных повреждений может наступить гораздо раньше, чем предельное состояние из условия прочности проводников (Ѵ.50) и расстрелов (Ѵ.72).
На практике неоднократно были зафиксированы случаи потери несущей способности элементов армировки в результате появления в них усталостных повреждений. Так, например, на стволе «Новый» шахты № 17—17-бис после 4 лет работы скипового подъема при скорости 9 м/с началось усталостное разрушение проводников.
Произвести количественную оценку накопления усталостных повреждений можно следующим образом [61, 62]. В момент эксплуа тации Z, уровню напряжений R (іх), вычисленному для проводни ков по формуле (Ѵ.51), а для расстрелов по формулам (Ѵ.73), (Ѵ.74) и (Ѵ.75), соответствует определенное число циклов нагрузки пп на кривой усталости, необходимое для полного разрушения эле мента,
Я (* і) = Ф і(»п ). |
(Ѵ .78) |
Введем условную величину D, называемую мерой повреждения элемента армировки, которая является неубывающей функцией времени эксплуатации Z, равной нулю в начальный момент эксплуа тации и единице в момент полного разрушения элемента [63]. Если
194
число циклов нагрузки в год, соответствующее числу циклов подъема в год, равно ?г0, то приращение меры повреждения за один год экс плуатации составляет
откуда получим
і?(і1) = Фа(Я0).
Используя последнее уравнение, запишем приращение меры повреждения D0 как некоторую функцию времени
0о= Ф(*і)-
Тогда мера повреждения за время эксплуатации армировки t, пред ставляющая количественную оценку накопления усталостных повре ждений, равна
(ѵ -79)
О
Вычисление интеграла (Ѵ.79) в общем виде представляет опреде ленные трудности. - Поэтому укажем приближенный метод решения задачи, обеспечивающий точность, вполне приемлемую для инженер ных расчетов. Функция времени R (гг) близка к линейной в интер вале от R (0) до R (t) и может быть представлена следующим образом:
R(t1) = R{ 0 ) + |
Rlt)- R-@ |
h 1, |
(V .8 0 ) |
где R (0) — уровень напряжений |
в начале |
эксплуатацпи; |
|
R (t) — уровень напряжений в расчетный момент эксплуата ции t.
Уравнение кривой усталости с допустимой погрешностью можно представить в виде
Ф і К Н Д в + Я і е ^ Ч |
(Ѵ.81) |
где R B — предел выносливости; |
усталости. |
R 1, кв — параметры аппроксимации кривой |
Подставив (V.80) и (Ѵ.81) в (Ѵ.78), после указанных преобразо ваний и вычисления интеграла (V.79) получаем расчетное выражение, соответствующее первому предельному состоянию системы в момент
эксплуатации |
t из условия накопления усталостных напряжений |
в элементах |
армировки, |
где
D = |
k^n^tRi |
ln |
ln r (t ) |
|
R ( t ) - R ( 0 ) |
|
ln r (0 ) |
D < 1, |
|
(V.82) |
|
[lnr(Q]™ —[1п г(0 )]т |
(V.83) |
||
< - 2 |
m m ! |
||
|
13* |
195 |
расчетное число циклов подъема данного сосуда в год, определяемое в зависимости от производительности подъема по стандартной методике [5].
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(V.84) |
|
|
r(t): |
R (t) — R n |
|
|
|
|
|
|
|
(V.85) |
|||
|
|
R-L |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
R (0), |
R |
(t) — максимальные напряжения |
в элементах |
армировки |
||||||||||
|
|
в начале эксплуатации и в расчетный момент эксплуа |
||||||||||||
|
|
тации t, определяемые для проводников по формуле |
||||||||||||
|
|
(V.51), а для расстрелов — по |
формулам (V.73), (V.74), |
|||||||||||
|
|
(V.75). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчетное число циклов подъема п0 можно приближенно опреде |
||||||||||||||
лить |
по |
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
”°= Ж ' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<Ѵ86) |
||
где А |
— годовая производительность |
|
подъема |
по |
|
стволу,' |
т/год; |
|||||||
к — |
число сосудов в стволе, осуществляющих |
подъем полез |
||||||||||||
|
|
|
ного |
ископаемого; |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
G0 — вес полезного ископаемого в од |
|||||||||||
|
|
|
ном |
сосуде, |
т. |
|
показывают, что |
|||||||
|
|
|
Исследования |
|||||||||||
|
|
|
предел |
|
выносливости |
і?в, |
соответ |
|||||||
|
|
|
ствующий переменным напряжениям |
|||||||||||
|
|
|
в элементах |
армировки и вычислен |
||||||||||
|
|
|
ный |
с |
|
учетом |
коррозии |
металла, |
||||||
|
|
|
концентрации напряжений и других |
|||||||||||
|
|
|
факторов, можно |
положить равным |
||||||||||
|
|
|
R B — 0,5Д. Тогда параметр |
аппрок |
||||||||||
|
|
|
симации |
кривой |
усталости |
R x = |
||||||||
|
|
|
= R — R B = 0,5R, |
а |
величину дру |
|||||||||
|
|
|
гого параметра |
аппроксимации с до |
||||||||||
|
|
|
пустимой погрешностью |
можно при |
||||||||||
|
|
|
нять кв = 0,5 • 10"6. |
|
|
|
выраже |
|||||||
|
|
|
С учетом |
изложенного |
||||||||||
|
|
|
ние (Ѵ.83) преобразуется к виду |
|||||||||||
|
|
|
D = |
|
|
0.25 • Ю"6п0гЛ |
I |
ln. |
ln г (t) |
|||||
|
|
|
|
|
|
R ( t ) - R ( 0 ) |
|
ln Г (0) |
||||||
|
|
|
UL |
[lnr(t)]OT—[ln?- (0 )]m |
I |
|
|
|||||||
|
|
|
+2 |
|
(V.87) |
|||||||||
|
|
|
|
|
mm ! |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Рис. |
76. |
|
Расчетная |
схема для |
определе |
||||||
|
|
|
ния |
перемещений |
выступающих |
элемен |
||||||||
|
|
|
|
|
|
тов |
подъемного сосуда |
|
І96
где
r(t) =
Ң 0 )=
2R(t) R
to to * О
(Ѵ.88)
(Ѵ.89)
Как указывалось выше, нарушение нормальной эксплуатации подъема может наступить не только по причине потери несущей способности элементов армировки. Эксплуатация подъема может быть нарушена также в результате появления аварийных перемеще ний подъемного сосуда и выхода его из проводников. Указанное предельное состояние классифицируется как второе предельное состояние системы.
Перемещения выступающих элементов подъемного сосуда легко определить по расчетным параметрам их и иу эксплуатационного состояния армировки. Если предположить, что выступающие эле менты подъемного сосуда жестко связаны с его центром тяжести, можно записать следующие расчетные выражения, соответствующие второму предельному состоянию системы в момент эксплуатации t:
|
|
|
|
|
|
(Ѵ.90) |
|
|
бу 00 |
бу, |
|
(Ѵ.91) |
|
где • |
б, (t) = ux [cp« + |
ф(/) + J*. ф(/)] + (Дѵ1 - |
Д.(); |
(Ѵ.92) |
||
|
by(t) = Ug |
+ т ~ ФбЛ |
+ К |
I ФІУ) I + (А .ч — A |
i } ' 1*11 |
|
|
|
+ £ (Ауі |
Ay); |
|
(V.93) |
Яц Уі, z1 — координаты выступающих элементов сосуда к, опреде ляемые в системе координат х х, у±, жестко связан ной с центром тяжести сосуда (принятые обозначения и правило знаков показаны на рис. 76);
|
|
|
— |
= |
их |
(7 = |
1, |
2, |
3); |
|
(V.94) |
|
|
|
|
U x |
|
- |
|
||||||
|
|
|
* |
|
Фп/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
|
|
n |
(7 = |
4, |
5); |
|
|
(V.95) |
|
|
|
|
|
Un j |
|
|
|||||
|
|
|
Uy |
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
и х |
(0. |
и у |
(0 — расчетные |
параметры |
эксплуатационного |
состояния |
||||||
|
|
|
армировки |
в боковой и лобовой плоскостях, |
опре |
|||||||
|
|
|
деляемые с учетом времени эксплуатации по |
соот |
||||||||
|
|
|
ветствующим формулам, указанным в § 21 в зависи |
|||||||||
|
|
|
мости от режимов работы подъема, шага армировки |
|||||||||
Фщ- |
|
и расположения |
проводников; |
указанным |
||||||||
определяются по |
|
соответствующим |
формулам, |
|||||||||
в |
§ 16, в |
зависимости |
от |
расположения |
проводников; |
|
|
197
Фі;\ |
ф ^, |
ФзЛ |
определяются |
по |
формулам (ІІІ.113)—(ІІІ.119); |
||
(7 = 1, 2, 3) |
|
|
|
|
|
||
ФІ^і |
ф ^ |
определяются по формулам (III.131)—(III.133); |
|||||
(7 = |
4, 5) |
|
|
_________ |
|
||
|
|
|
(Л.vi— A;.) = О, ] / 2 in Ш ! - ; |
(V.96) |
|||
|
|
|
(A//iAI/) = О, У 2 ln |
; |
(V.97) |
||
|
d — расстояние по оси |
ух от центра |
тяжести |
подъемного со |
|||
|
|
суда |
до горизонтальной |
линии, |
проходящей через точки |
||
|
|
контакта боковых направляющих устройств |
сосуда с прово |
||||
|
дниками (см. рис. 76); |
|
|
|
|||
|
I — коэффициент, равный нулю при проверке перемещений вы |
||||||
|
ступающих элементов сосуда в пределах зазора между со |
||||||
|
|
судом |
и расстрелом, |
несущим проводник, |
и равпый еди |
нице во всех остальных случаях; 6А., бу — допускаемые минимальные зазоры в боковой и лобовой пло
скостях между выступающими элементами подъемного со суда с одной стороны и элементами крепи ствола, армировки или соседнего сосуда с другой стороны, указанные в § 1 и назначаемые в соответствии с Правилами безопасности.
При высоких скоростях подъема и концевых нагрузках макси мальные перемещения 6А.(t) и 8У(t) выступающих элементов сосуда могут достигать 10 см и более. В этом отношении некоторые вели чины зазоров, допускаемых Правилами безопасности, представля ются заниженными. Например, рекомендуемый минимальный зазор между разгрузочным роликом скипа и расстрелом, несущим провод
ник, составляет |
6,5 см, что согласно исследованиям, выполненным |
в работе [64], |
не гарантирует надежной работы подъема. |
Расчетные выражения (V.92) и (V.93) для наиболее распростра ненных армировок с двумя двухсторонними проводниками, если обеспечивается выполнение условий (пп. 1, 2, 3), сформулирован ных -в § 16, значительно упрощаются и записываются следующим образом:
для |
клетевых с лобовыми проводниками и скиповых |
подъемов |
(G>! < |
со3) |
|
|
M 0 = w.v+ (A.U — Ai); |
(V .98) |
|
ö, (0 = иу+ Ц г - (А-а - Ai) + S (Д,д - А}); ' |
(Ѵ.99) |
для клетевых подъемов с двумя двухсторонними боковыми провод никами (со3 < Ö -L)
б.ѵ(і) = и, + (Д,1-А І); |
(V.IOO) |
W = и, + - Ы - [и, + (ДЛ1 - ДІ)] + 1 (Д,г - ДI); |
(V. 101) |
198