Файл: Теория эволюции. Создание видеоролика для учащихся десятых классов.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Критика теории эволюции


После появления синтетической теории эволюции почти вся критика эволюционизма осуществляется религиозными деятелями на основе противоречий научной теории и теологических догматов, а не учёными. Тем не менее, до этого момента были некоторые книги критикующие эволюцию с точки зрения какой-то научной дисциплины, например генетики и палеонтологии. Труд Н. Я. Данилевского «Дарвинизм: Критическое исследование» представляет из себя собрание контраргументов против Дарвинизма, которые, впрочем, неактуальны на данный момент. Например, одним из вопросов, который не мог быть объяснен классическим Дарвинизмом, является многообразие живых организмов в рамках одного вида.

Книга Генри Осборна «The origin and evolution of life» описывала его собственную теорию ортогенеза. Главное противоречие труда палеонтолога Осборна заключается в том, что в ходе раскопок не были обнаружены некоторые важные промежуточные стадии развития живых организмов.

Выводы


Главной проблемой, с которой я столкнулся в ходе моего исследования, оказалась то, что источники информации по данной теме написаны либо в очень упрощенной форме, либо сложным для понимания научным языком. К первой группе можно отнести популярные в наше время источники, такие как википедия, статьи в интернете и видеоролики популяризаторов науки. Из всех попыток объяснить теорию эволюции выделяется своей простотой и понятностью 3х часовая лекция Станислава Дробышевского о теории эволюции, но его лекция не подходит для использования в школе в качестве дополнительного материала из-за хронометража. Все вышеизложенное мотивирует меня создать видеоролик.



Практическая часть


Первым этапом моей работы над проектом стало написание мной сценария для видео. Этот этап был самым длительным по времени. На момент начала работы над видео мой сценарий выглядел следующим образом. Я не смог полностью превратить сценарий в текст для озвучки, поэтому сценарий по оформлению разделился на две части. Эту проблему я устранить не смог.

Сценарий:


В этом видеоролике будут использоваться следующий перечень терминов с которыми ученики десятых классов знакомятся в рамках изучения генетики. Если вы забыли или не знаете их по тем или иным причинам — ознакомьтесь с ними самостоятельно. Это важно для понимания видеоролика.

Во время эпохи возрождения возникла теория креационизма- все живое создано творцом, постоянно и неизменно. Бог изначально создал все живые организмы на земле, такими, какие они сейчас есть, и поместил их в благоприятные условия в соответствии с их признаками. Эта теория не может считаться эволюционной, так как она не предусматривает самого процесса эволюции(развития).


Ответвлением от теории креационизма является теория катастроф или же катастрофизм. Эту теорию разработал французский учёный Жорж Кювье. Изучая ископаемые остатки животных, он обнаружил, что в каждом слое породы встречаются остатки определённых видов животных, не похожих на ныне существующих. Он пришёл к выводу, что появление новых видов происходит в результате божественного акта творения, а вымирание — в результате происходящих на нашей планете событий, гораздо более масштабных, чем любые природные явления современности, например, катастрофических наводнений. Последней такой катастрофой он считал библейский Всемирный потоп. После таких катастроф восстановление флоры и фауны обеспечивалось за счёт видов, пришедших из отдалённых местностей, не подвергшихся катастрофе. Что же касается самих биологических видов, то они, по мнению Ж. Кювье, оставались неизменными между катастрофами. Эта теория была опровергнута с течением времени и причиной ее возникноверния было недостаточное колличество материала у палеонтологов того времени.

Уже в эпоху просвещения была создана первая эволюционная теория. Жан Батист Ламарк описал ее в своей книге Философия зоологии. Своей теорией Ламарк привнес ряд идей, что позднее лежали и в других эволюционных теорий. Принцип градации — изменение то простого к сложного. Приобретаемые признаки передаются по наследству. Живые организмы изменяются под действием окружающей среды со временем. Помимо правильных мыслей и идей в теории ламарка есть ряд мыслей, которые большей части людей сегодня покажутся весьма странными. Например, тот факт, что развитие животного происходит от некого стремления к совершенствованию, которое по теории есть у каждого живого существа. В качестве примера к этому принципу можно взять шею жирафа. По данному принципу это должно работать следующим образом: когда-то давно был предок жирафа с короткой шеей, но постепенно в сафари стали исчезать низко растущие растения, с которых они ели листья, поэтому жирафы стали их есть с более высоких кустов, а у их потомков стала вытягиваться шея, пока они не превратились в современных жирафов. При обсуждении наследования приобретенных характеристик по Ламарку часто упоминается эксперимент Августа Вейсмана. В изложении доктора биологических наук Александра Маркова история звучит таким образом:

В начале 20 века Август Вейсман стал проверять, наследуются ли признаки или нет, может ли взрослый организм влиять на наследственность своих потомков. Всем известны опыты с отрубанием хвостов. Если крысе отрубать хвосты в течение многих поколений, у нее бесхвостые крысята рождаться не начинают. … И масса других было опытов. То есть в общем случае Ламарк был не прав, и все научное сообщество было неправо в начале 19 века, когда считало, что приобретенные признаки таким образом могут наследоваться. ‘



Помимо опровержений более ранних теорий для создания новой эволюционной теории было достаточно предпосылок. Например:

  1. Геологические исследования показали, что жизнь на земле существует несколько миллионов лет, а не тысяч, как считалось раньше.

  2. Создание Карлом Линнеем четкой иерархии живых существ.

  3. Были найдены ископаемые остатки древних растений, сходных с современными, но в то же время отличающихся от них по многим признакам.

  4. Шлейден и Шван сформулировали клеточную теорию.

  5. Закон зародышевого сходства Карла Бэра: зародыши всех позвоночных имеют сходство и общие признаки , что говорит о родстве и происхождении друг от друга.

Теория эволюции путем естественного отбора была описана в книге Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Движущими силами эволюции в Дарвиновской теории являлась: изменчивость, наследственность и борьба за существование. Борьба за существование является предпосылкой естественного отбора, который определяется как процесс избирательного выживания и размножения организмов. Выживание одних особей происходит за счет гибели других. Борьба за существование регулирует численность популяции особей и поддерживает ее на определенном уровне. Дарвин описывал несколько видов борьбы за существование:

  • Внутривидовая(происходит наиболее остро) Внутривидовая борьба — борьба за одинаковые жизненные ресурсы, возникающая между особями одного вида. Одним из примеров внутривидовой борьбы, который Дарвин выделил отдельно является половой отбор.(Не знаю что дальше писать)

  • Межвидовая. Она может как быть борьбой за один тип пищи, так и борьбой хищника с жертвой.

  • Борьба с неблагоприятными условиями среды. Этот вид борьбы за существование является главным для естественногоотбора.

Дарвин выделял два вида изменчивости:

  • Определенная(Модификационная). Модификационная (фенотипическая) изменчивость — изменения в организме, возникшие из-за изменения фенотипа под влиянием окружающей среды. Генотип при этом не изменяется.

    Признаки Модификационной изменчивости:

  1. не передается по наследству

  2. одинаковые изменения у всех особей

  3. связана с влиянием внешней среды

  • Неопределенная(Мутационная) изменчивость — это изменчивость характер которой не соответствует изменениям внешней среды. В современной терминологии неопределенная изменчивость называется мутацией. Мутация - неопределенная изменчивость в отличие от определенной носит наследственный характер. По Дарвину, незначительные изменения в первом поколении усиливаются в последующих. Дарвин подчеркивал, что решающую роль в эволюции играет именно неопределенная изменчивость. Она связана обычно с вредными и нейтральными мутациями, но возможны и такие мутации, которые оказываются перспективными.


Доказательства эволюции:

  1. Эмбрионологические доказательства: развитие всех организмов, размножающихся половым путём, из одной клетки — зиготы; сходство ранних этапов развития зародышей разных групп животных на ранних стадиях эмбрионального формирования (закон Бэра);

  2. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят: ископаемые остатки организмов вымерших видов; ископаемые переходные формы; филогенетические ряды современных видов, например:

    пресмыкающиеся –> археоптерикс –> птицы.

  3. Молекулярно генетические доказательства. Общие гены с обезьянами. Это доказательство относится к синтетической теории эволюции, но не к Дарвиновской теории эволюции.

  4. Морфологические. Атавизмы и рудименты. примеры

Механизм естественного отбора:

Виды естественного отбора

Стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения, в пользу особей со средней выраженностью признака. Когда условия среды стабилизируются, отбор приведет к созданию хорошо приспособленной к ней формы. С этого момента в действие вступает стабилизирующий отбор, который будет поддерживать типичные, преобладающие генотипы и устранять от размножения уклоняющиеся от средней нормы мутантные формы.

Примером такого отбора являются щитни. Они стары как динозавры, а все также живут в воде.

Движущий отбор естественный отбор, который действует при направленном изменении условий внешней среды. Особи с признаками, которые соответствуют изменяющейся среде, получают преимущества. При этом другие проявления признаков не сохраняются.

Примером движущего отбора является изменение цвета бабочки березовой пяденицы с белого на черный в Англии в XVIII-XIX вв. В это время там происходило бурное развитие производств, использовался уголь, и в атмосферу выбрасывалось много сажи. Она оседала на деревьях, в том числе березах, из-за чего их стволы становились черными. Березовые пяденицы являются пищей для птиц. Окраска бабочек позволяет им маскироваться, сидя на деревьях. Однако белые бабочки стали заметны и чаще склевывались птицами. В то время как черные бабочки стали менее заметными, выживали и оставляли потомство. Через некоторое время вся популяция бабочек-пядениц стала преимущественно черной. Таким образом, пока березы были белыми действовал стабилизирующий отбор, уничтожавший отклонения от нормы (черных бабочек). Но как только условия изменились, преимущество получил отклоняющийся от нормы признак, что обусловило изменение всей популяции.


Дизруптивный (разрывающий) отбор — форма естественного отбора, при которой условия благоприятствуют двум или нескольким крайним вариантам (направлениям) изменчивости, но не благоприятствуют промежуточному, среднему состоянию признака. В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной.

Примером дизруптивного отбора является образование двух рас у погремка лугового на сенокосных лугах . В нормальных условиях сроки цветения и созревания семян у этого растения покрывают всё лето. Но на сенокосных лугах семена дают преимущественно те растения, которые успевают отцвести и созреть либо до периода покоса, либо цветут в конце лета, после покоса. В результате образуются две расы погремка — ранне- и позднецветущая.

Изоляция в теории дарвина

Биологическую изоляцию можно достаточно ясно и точно подразделить на две основные формы: этологическую и репродуктивную. Также существует географическая изоляция.

Географическая изоляция — Изоляция, возникающая при обитании популяций или видов на территориях, разделенных непреодолимыми барьерами.

Например, в озере Байкал существуют многочисленные виды моллюсков, ракообразных, рыб и червей, которые нигде больше не встречаются. Это объясняется, главным образом, тем, что 20 млн лет назад озеро Байкал было отделено от других водных бассейнов в результате образования гор. Точно так же обитающий в Сырдарье и Амударье вид рыб — лжелопатонос — появился в результате географической изоляции. Лжелопатонос относится к древним осетровым, и близкие к нему виды рыб встречаются в реке Миссисипи (Северная Америка)

Репродуктивная изоляция — механизмы, предотвращающие обмен генов между популяциями. Разделение генофондов популяций в некоторых случаях ведет к образованию новых видов. Репродуктивная изоляция может осуществляться путём предотвращения оплодотворения либо путём образования нежизнеспособных или стерильных гибридов, как, например, в случае мула.

Этологическая изоляция в биологии — это своеобразное осложнение спаривания, связанное с особенностями поведения. Под этот пример изоляции идеально подходит вокализация у птиц. Вокализация птиц даже одного вида часто довольно сильно отличается, образовывая «диалекты». Эти диалекты могут возникать как из-за разнообразия окружающей среды, так и вследствие генетического дрейфа, хотя явление мало исследовано, влияние отдельных факторов остается неизвестным даже для хорошо исследованных видов. Лучше всего эти отличия исследованы для пения во время брачного периода. Тем не менее, следствия этого явления не являются одинаковыми и существенным образом отличаются в зависимости от вида птиц. Самки, которые выросли под влиянием одного диалекта, не отвечают или отвечают хуже на пение самца того же вида, который владеет другим диалектом, что было продемонстрировано, например, для белоголовой зонотрихии (Zonotrichia leucophrys). С другой стороны, самки, которые происходят из районов, где распространены несколько диалектов или диалекты разных подвидов, не проявляют такого предпочтения к одному диалекту. Также был исследован и ответ территориальных самцов на пение чужаков. Так, обычно самцы сильнее всего отвечают на пение представителей собственного диалекта, слабее на представителей своего вида из других районов, и ещё слабее на пение родственных видов, а самцы, которые разделяют больше песен с соседствующими, лучше охраняют свою территорию.