Файл: Задача из пособия "Математика. Огэ 2015. 20 типовых вариантов. Рослова Л. О., Кузнецова Л. В., Шестаков А. С., Ященко И. В.".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Пример 1. Задача из пособия “Математика. ОГЭ 2015. 20 типовых вариантов. Рослова Л.О., Кузнецова Л.В., Шестаков А.С., Ященко И.В.” Вариант 6, задача 23.

Постройте график функции  . Найдите все значения а, при которых прямая   не имеет с графиком данной функции общих точек.

 

Сначала займемся областью определения данной функции:  , так как на ноль делить нельзя, и   , то есть  ,так как подкоренное выражение неотрицательно.

Теперь можно преобразовать выражение, попробовать его упростить. Получим:



Выделим целую часть:

 

Теперь картина стала совсем ясной: имеем обычную гиперболу с коэффициентом 6.   , которую сместили влево на 2 единицы   , а потом сместили на одну единицу вниз:   . Причем существует эта наша гипербола, согласно области определения, только до точки 4, а в точке (-2) имеет вертикальную асимптоту. Строим:



К задаче 1

Видно, что прямая  
 не будет иметь с графиком общих точек, так как является горизонтальной асимптотой. Также все прямые, лежащие выше нее, до прямой   , также не будут иметь общих точек с данной функцией, а сама прямая   – будет уже иметь точку пересечения с гиперболой, так как неравенство области определения – нестрогое.

Ответ:   )

Пример 2. Задача из пособия “Математика. ОГЭ 2015. 20 типовых вариантов. Рослова Л.О., Кузнецова Л.В., Шестаков А.С., Ященко И.В.” Вариант 7, задача 23.

Постройте график функции  . Найдите все значения а, при которых прямая   не имеет с графиком данной функции общих точек.

 

 

Область определения данной функции:  , так как на ноль делить нельзя, и   , то есть   ( ,так как подкоренное выражение неотрицательно.

Теперь можно преобразовать выражение, попробовать его упростить. Получим:



Имеем прямую, параллельную биссектрисе 1 и 3 квадрантов, смещенную вниз по оси ординат на 2 единицы, и не существующую на отрезке (-2; 2]. Строим:



К задаче 2

По графику видно, что любая прямая, параллельная оси х и проходящая через точки оси y с координатами (0;4] не будет иметь общих точек с графиком функции.



Ответ:   ( .

Пример 3. Задача из пособия “Математика. ОГЭ 2015. 20 типовых вариантов. Рослова Л.О., Кузнецова Л.В., Шестаков А.С., Ященко И.В.” Вариант 18, задача 23.

Постройте график функции  . Найдите все значения p, при которых прямая    имеет с графиком данной функции 2 общие точки.

 

Кстати, здесь можно найти статью о том, как строить графики функций с модулями.

Область определения 

Раскрываем модуль. В положительной полуплоскости (правой)   , в отрицательной полуплоскости (левой)   . Тогда в правой полуплоскости имеем   , в левой полуплоскости  .

Функция    представляет собой прямую   , которую можно двигать вверх-вниз на p единиц. Построим график заданной функции и подвигаем по нему прямую  :



К задаче 3

Видим, что между двумя крайними положениями прямой  
, показанными синим цветом,  то есть при    и   , когда имеем только одну общую точку, располагаются прямые, имеющие с графиком функции две общие точки. Тогда две общие точки будем иметь при   .

Ответ:   .

Пример 4. Задача из пособия “Математика. ОГЭ 2015. 20 типовых вариантов. Рослова Л.О., Кузнецова Л.В., Шестаков А.С., Ященко И.В.” Контрольный вариант, задача 23.

Постройте график функции  . Найдите все значения а, при которых прямая   имеет с графиком данной функции ровно одну общую точку.

Область определения данной функции – вся числовая ось, кроме точек (-2) и (3), так как в этих точках знаменатель обращается в ноль.

Теперь упростим выражение, задающее график функции:



 Разложим числитель на множители:  , где   .

.

.

.

Имеем: 

Получили параболу. Точки пересечения с осью x – (-3) и (2) – это корни уравнения  . Вершина параболы: 
 в точке (-0.5; -6.25). Не забудем о двух выколотых точках! Строим:



К задаче 4

Таким образом, если прямая   пройдет через эти выколотые точки, то она неминуемо пересечет только одну ветвь параболы. Тогда необходимо определить ординаты выколотых точек, для этого подставим их абсциссы в уравнение, задающее функцию. Получим две точки: (-2; -4) и (3; 6).

Однако надо учесть еще и то, что парабола всегда “растет” быстрее прямой, поэтому, если прямая пройдет через вершину параболы и через начало координат, то она уже не будет пересекаться с параболой вверху, просто “не догонит”. Поэтому еще один вариант ответа –  .

Ответ: с=-4 и с=6,

Пример 5. Постройте график функции   и определите по графику, сколько общих точек будет иметь график этой функции с прямой    при различных значениях параметра с.

Трудно себе представить вот так, сразу, без подготовки, что называется, “на вскидку”, как будет выглядеть график этой функции. Но мы видим модуль – это часто делает функцию кусочной. То есть на одном интервале она задается одним выражением, а на другом интервале – другим. Поэтому прежде всего нужно определить, в каких точках подмодульное выражение меняет знак. Для этого приведем оба слагаемых подмодульного выражения к одному знаменателю: . Теперь приравняем к нулю числитель и знаменатель полученного выражения: