Файл: Доклад Теория государства Д. Норта. Государство и проблема принципалаагента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад
Теория государства Д. Норта. Государство и проблема «принципала-агента»
По Д. Норту, «Государство - организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных».
Норт описывает государство с помощью простой статической модели контракта между верховным правителем и подданными, которому присущи следующие черты:
Дуглас Сесил Норт
1. Правитель относится к ситуации, как собственник. Он продает или поставляет за вознаграждение защиту и правосудие, включая защиту прав собственности и контрактных прав. Вознаграждение - это налоги. В силу экономии на масштабе и специализации правителя членам общества это выгоднее, чем если бы каждый из них сам защищал свои права собственности и контрактные права.
2. Правитель приобретает верховную власть. Он может командовать, уверенный, что его будут беспрекословно слушаться. Он получает возможность требовать и получать обязательные взносы от своих подданных, размеры которых он устанавливает произвольно. Правитель будет вести себя, как дискриминирующий монополист, выделяя группы подданных по доходу и устанавливая сборы таким образом, чтобы максимизировать свое благосостояние. Это некое объяснение прогрессивной налоговой шкалы, когда с богатых берут 30 %, потому что у них после этого все равно еще что-то останется, а с бедных 10 %, потому что иначе они умрут с голоду, и в следующий раз от них не получишь и этих 10 %.
3. Ограничения для правителя со стороны подданных задаются двумя типами потенциальных издержек:
а.) Издержки выхода - стоимость того, что подданный сумеет перебраться в другое государство, сменить подданство и устроиться на новом месте;
б.) Издержки перемены правителя - стоимость того, что подданные сумеют заменить правителя.
Норт считает, что у каждого правителя есть некие враждебные альтернативные силы внутри страны, т.е. место правителя всегда внутренне конкурентно.
В модели Норта правитель в обмен на налоги предоставляет своим подданным две основных услуги:
-
Правила игры (конституцию) -
Набор общественных (и полуобщественных) благ.
Услуга 1: Конституция, писаная или неписаная.
Понятие «предоставление конституции» предполагает, что правительство инвестирует средства в то, чтобы снизить трансакционные издержки по информации, сделать все эти правила доступными и ясными для граждан. Такие правила резко снижают для граждан неопределенность существования. Не имея их, гражданин при столкновении с контрагентом, не знал бы, каким набором правил тот будет руководствоваться, а когда конституция предоставлена, гражданин твердо знает, подданным какой страны он является. Гражданин твердо знает, что хозяин пивной, куда он зайдет выпить пива, его не зарежет (он не имеет права делать колбасу из клиентов своей пивной), а в худшем случае нальет ему кислого пива. С этой точки зрения, гласное объявление государством ряда комбинаций и стратегий запрещенными - большое достижение цивилизации.
Но эти же ограничения специфицирует права собственности граждан таким образом, чтобы максимизировать доход правителя. Например, при феодализме выделялось право на землю - основной ресурс, которым данное общество располагало, и земля, естественно, присваивалась верховным правителем, который уже сам раздавал ее другим, как своим агентам. На этом было основано эффективное использование ресурсов данной общественной организацией. Т.е. это некое взимание ренты с производства, использующего природные ресурсы, когда ограниченным ресурсом была плодородная земля. При рабовладельческом строе выделялось право на личность - на человека, который работал. В «гидравлических цивилизациях» выделялось право на воду. И т.д.
Услуга 2: Предоставление набора общественных и полуобщественных товаров. (правитель вынужден содержать армию для охраны подданных, строить библиотеки, и т.д.).
Эти товары и услуги направлены на снижение трансакционных издержек: издержек ведения переговоров, издержек составления и спецификации контрактов, а также принуждения к их исполнению.
Как правило, предоставление спектра данных товаров допускает значительную отдачу от масштаба, что делает государство эффективным исполнителем данной социальной функции. В основном, государство снижает издержки измерения.
По Норту, у поведения правителя в простой статической модели есть два ограничения.
Во-первых, это уровень политической конкуренции, внутренней и внешней.
Во-вторых, это собственные трансакционные издержки правителя, куда входят:
-
Агентские издержки, т.е. издержки мониторинга и контроля над бюрократами с тем, чтобы они не растаскивали достояние правителя и правильно реализовывали его волю; -
Информационные издержки, предполагающие сбор информации о производственной и социальной деятельности подданных. Чтобы правителю максимизировать монопольную ренту, т.е. определить оптимальный уровень сбора налогов. -
Издержки измерения, обусловленные многообразием видов деятельности агентов с различными производственными функциями.
Установление эффективных прав собственности, которые могли бы увеличить производство в экономике, тем не менее, связано с меньшими налоговыми поступлениями, чем в случае неэффективных прав собственности. Это происходит в силу наличия высоких издержек мониторинга и сбора налогов. Поэтому, часто правителю выгоднее допустить монопольное положение одного из «сильных» агентов, чем обеспечить конкурентное окружение.
Государство имеет не только признаки института, но и является организацией, и в этом качестве выполняет роль и принципала (поручителя), и агента (или исполнителя)
Причем эти отношения в данном случае достаточно своеобразны, поскольку в отношениях «государство - граждане» имеет место двойная модель «принципала-агента», или «поручителя-исполнителя». Иными словами, и граждане, и государство одновременно являются и «принципалом», и «агентом». Так, гражданин является принципалом, когда делегирует часть своих прав государству-агенту. Подчиняясь же решениям, установленным государством-принципалом, как гарантом исполнения контрактов, гражданин выступает как агент. Человек воспринимает себя одновременно и участником -- объектом государственного управления, и субъектом, принуждаемым соблюдать нормы поведения, которые, он, возможно, не выбирал. Модель «принципал-агент» позволяет выявить ряд проблем связанных с функционированием государства:
-
не будет ли государство стремиться распространить сферу своего контроля за пределы оговоренных сторонами сделок; -
не будет ли государство, пользуясь своей монополией на применение насилия, игнорировать интересы граждан и не рассматривать их даже в качестве ограничения при максимизации собственных интересов; -
не будут ли граждане вести себя оппортунистически, стремясь уклониться от оплаты предоставляемых государством услуг.