Файл: 2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г. Спенсера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

Основное учение Герберта Спенсера – учение об эволюции, которую он определяет так: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения». Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части:

  1. Дифференциацию;

  2. Интеграцию.

Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.

5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

Одну из первых и плодотворных теорий развития общества в мировой социологии создал Э. Дюркгейм (1856—1918 гг.). В своей книге «О разделении общественного труда» он сказал о том, что об­щество движется от механической солидарности к органической.

Согласно Дюркгейму развитие человеческого общества про­ходит
две фазы:

  1. механической солидарности (доиндустриаль­ное общество);

  2. органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество).

Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламента­ция, подчинение личности требованиям коллектива, минималь­ный
уровень разделения труда, отсутствие специализации, еди­нообразие чувств и верований, господство обычаев над формаль­ным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.

На поздней стадии, при органической солидарности, симво­лизирующей современное общество, сокращается тирания кол­лективного сознания и возрастает суверенитет отдельной лично­сти, появляется понятие частной жизни.

На смену клану прихо­дит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой эконо­мической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

6. Понимающая социология М.Вебера.

В основе понимающей социологии Макса Вебера находится поведение человека. Он предполагал, что индивид поступает так или иначе, исходя из собственного анализа ситуации и своих мировоззрений. То есть, основывается не на внешние факторы, а на свои внутренние.

Вебер был уверен, что социология должна быть именно понимающей (понимать поведение каждого индивида) т.к. любое поведение человека осмысленно.

По его мнению, главная суть понимающей социологии должна была сводиться к вопросам:


  1. Через какие осмысленные действия люди достигают своей цели?


  2. И как это сказывается на поведении других?

В своем сборнике избранных работ он также использует словосочетание «социальное действие». Оно складывается из поведения человека и бывает
4 типов.

  1. Целерациональное — человек четко видит перед собой цель и пытается ее достигнуть. Например, такое часто встречается в сфере торговли и бизнеса.

  2. Ценностно-рациональное — человек основывается на свои духовные или нравственные ценности. В этом случае личная цель уходит на второй план.

  3. Традиционное — человек что-то делает, исходя из привычки. Например, такой шаблон поведения он видел в семье. Сейчас он поступает так же.

  4. Аффективное — человек выполняет какие-то действия под влиянием эмоций.


Вебер считал, что из социального действия можно сделать выводы обо всем обществе. Например, он заметил, что в обществах, живущих по старым порядкам, используется аффективное и традиционное поведение.
В современных — целерациональное.