Файл: 2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г. Спенсера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.
Основное учение Герберта Спенсера – учение об эволюции, которую он определяет так: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения». Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части:
-
Дифференциацию; -
Интеграцию.
Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.
5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.
Одну из первых и плодотворных теорий развития общества в мировой социологии создал Э. Дюркгейм (1856—1918 гг.). В своей книге «О разделении общественного труда» он сказал о том, что общество движется от механической солидарности к органической.
Согласно Дюркгейму развитие человеческого общества проходит
две фазы:
-
механической солидарности (доиндустриальное общество); -
органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество).
Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный
уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.
На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни.
На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.
6. Понимающая социология М.Вебера.
В основе понимающей социологии Макса Вебера находится поведение человека. Он предполагал, что индивид поступает так или иначе, исходя из собственного анализа ситуации и своих мировоззрений. То есть, основывается не на внешние факторы, а на свои внутренние.
Вебер был уверен, что социология должна быть именно понимающей (понимать поведение каждого индивида) т.к. любое поведение человека осмысленно.
По его мнению, главная суть понимающей социологии должна была сводиться к вопросам:
-
Через какие осмысленные действия люди достигают своей цели? -
И как это сказывается на поведении других?
В своем сборнике избранных работ он также использует словосочетание «социальное действие». Оно складывается из поведения человека и бывает
4 типов.
-
Целерациональное — человек четко видит перед собой цель и пытается ее достигнуть. Например, такое часто встречается в сфере торговли и бизнеса. -
Ценностно-рациональное — человек основывается на свои духовные или нравственные ценности. В этом случае личная цель уходит на второй план. -
Традиционное — человек что-то делает, исходя из привычки. Например, такой шаблон поведения он видел в семье. Сейчас он поступает так же. -
Аффективное — человек выполняет какие-то действия под влиянием эмоций.
Вебер считал, что из социального действия можно сделать выводы обо всем обществе. Например, он заметил, что в обществах, живущих по старым порядкам, используется аффективное и традиционное поведение.
В современных — целерациональное.