Файл: Задание Заполните таблицу Особенности развития систем органов у ребенка дошкольного и школьного возраста.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Заполните таблицу «Особенности развития систем органов у ребенка дошкольного и школьного возраста»:
Название системы органов | Раннее детство (от 1 года до 3 лет) | Первое детство (с 4 до 7 лет) | Второе детство (с 8 до 12 лет) | Подростковый возраст (с 12 до 16 лет) |
Нервная | Клетки серого вещества мозга двигательные проводящие системы полностю не сформированы вещество полушарий головного мозга слабо дефферинцыровано на белое и серое | Миелинизация основных нервных волокон развита равновесие движение ловкость достаточна высока скорость реакции на любые стимулы | является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), н | Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. |
костная | Мышцы ребенка развиты не достаточна волокно короткие тонкие нежные и почти не прощупываются в подкожно жировом слое мышцы бедны сократительными белками жирами и неорганическими веществами | Богата хрящевой тканью мягкие гибкие недостаточна прочные | Кости интенсивна утолщаются повышается их механическая прочность | Толщина компактного вещества практически не изменяется |
Мышечная | Мышцы развиты не достаточно развитее разных мышечных групп происходят не равномерно | Мышцы слабые особенно мышцы спены и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении | Укрепляются связки усиливается мышечное развитее в конце периода полового созревания едет прирост мышц спины плечевого пояса и ног | . До 14 лет пространство между позвонками заполнено хрящом. Именно этим объясняются искривления позвоночника. ... По мере развития костно–мышечной системы развиваются и двигательные навыки подростков. Школьники–подростки бегают быстрее, прыгают выше, бросают мяч дальше, чем раньше. Это происходит потому, что развивается крупная мускулатура, дети становятся сильнее. Совершенствуется и мелкая мускулатура. Подростки способны скоординировать работу плеча, руки, корпуса и ног. Более того, подросток способен, например, координировать зрение и движение кисти руки. |
Сердечно сосудистая | Высокий процент крови относительно массы тела сохраняется высокая чсс | Отличается большой жизнеспособностью сосуды достаточно широкие а стенки сосудов эластичные но функции нервной системы регулирующие работу сердца еще недостаточно развиты. | легочная артерия шире аорты, затем просветы их становятся одинаковыми, а после полового созревания устанавливается обратное взаимоотношение. Суммарные просветы артерий и вен... | одно самое главное отличие от кардиосистемы взрослых – она находится в динамике, постоянно растет и ... Объем его в 16 лет почти в 3,5 раза больше, чем бывает при рождении. |
Дыхательная | Узкий просвет недостаточно развитее мышечной и эластической тканей бронхов | Формирование органов дыхание заканчивается к 7 годам и в дальнейшем увеличиваются только их размеры | Увеличивается в 10 раз развитее продолжается до 20-24 лет | Увеличивается в 10 раз развитее продолжается до 20-24 лет |
Задание 2.
Заполните таблицу «Типы телосложения детей»:
Тип телосложения | Характеристика |
Дигестивный | короткая шея, короткая и широкая грудная клетка, выпуклый живот.Сильно развиты жировые складки, лицо широкое в нижней части. |
Мышечный | равномерно развитое туловище, широкие прямые плечи, развитая грудная клетка, средний надчревный угол. Контуры мышц выражены отчетливо. Лицо квадратное или округлой формы. |
Астеноидный | Слабое развитее костного компонента, узкая грудная клетка, острый надчревный угол, впалый живот, длинные худые ноги. |
Торакальный | Значительное развитее грудной клетки в длину, объемные легкие, небольшой живот, крупный нос. |
Задание 3.
Составьте план-конспект занятия/урока по теме: «Основные закономерности развития детского организма. Что нужно знать специалисту».
Укажите цель, задачи, оборудование, обязательно указывайте цель каждого задания. В заключительной части обязательно подведение итогов.
При написании любого конспекта необходимо придерживаться методических рекомендаций. Цель всегда одна, остальное задачи, которые помогают достичь цели. Занятие разбивается всегда на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Если Вы используете материал из интернет ресурса, то его необходимо перерабатывать. Добавлять свое обязательно.
По возможности проведите занятие/урок. Выполните анализ и кратко представьте результаты. Ответ:
Тема: Контроль своевременного развития и состояния здоровья детей – ведущая форма работы в дошкольном учреждении. Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста, показатели физического развития (масса тела, длина тела, окружность грудной клетки, окружность головы). Срок прорезывания молочных зубов. Понятие акселерации.
Вид занятия: лекция
Цели занятия:
обучающие: сформировать знания студентов о физическом развитии и состоянии здоровья детей, расширить знания о показателях физического развития, изучить схему прорезывания молочных зубов, познакомить с понятием «акселерация».
развивающие: развитие интереса к изучению предмета, развитие познавательной активности, наблюдательности, мышления; развитие понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; развитие мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья других через овладение принципами здорового образа жизни.
воспитательные: воспитание общей культуры, чувства гуманизма, такта, отзывчивости, желания использовать полученные знания в жизни, в будущей профессиональной деятельности.
Методическая цель: совершенствовать приёмы активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения медико-биологических и социальных основ здоровья.
Задачи лекции:
-
обеспечить формирование системы знаний по медико-биологическим и социальным основам здоровья; -
учить умению аргументированно излагать научный материал; -
формировать профессиональный педагогический кругозор и общую культуру; -
отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания.
Оснащение: методическое: учебник, схемы, наглядные пособия, методическая разработка лекции; материально – техническое: ПК
Использованная литература:
-
СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. – Москва, 29.05.2013. -
Оздоровление детей в условиях детского сада [Текст] / ред. Л. В. Кочетковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
1 Сообщение темы, цели занятия, мотивация учебной деятельности
Сохранение и укрепление здоровья детей, всестороннее и гармоничное их развитие, подготовка к успешному обучению в школе во многом зависят от уровня подготовки будущих педагогов в области педиатрии и дошкольной гигиены. В современных условиях снижения уровня здоровья населения ДНР, роста числа экологических, природных и техногенных катастроф, появления оружия массового поражения, возникновения угрозы образования очагов массового поражения стало недостаточно установившегося уровня гигиенического воспитания и санитарной культуры населения, появилась необходимость в приобретении специальных медицинских знаний, стала актуальной проблема не только духовного, но и физического здоровья человека.
Также, не стоит забывать, что вы еще и будущие родители. Поэтому знания особенностей детского организма, симптомов и, самое главное, профилактики различных детских болезней особенно важны для вас.
2 Актуализация опорных знаний
- Как вы думаете, как осуществляется контроль своевременного развития и состояния здоровья детей?
- Какие антропометрические показатели физиологического здоровья детей вы знаете?
- Знаете ли вы, что такое акселерация?
3 . Изучение нового материала
План лекции
-
Контроль своевременного развития и состояния здоровья детей – ведущая форма работы в дошкольном учреждении. -
Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста, показатели физического развития (масса тела, длина тела, окружность грудной клетки, окружность головы). -
Срок прорезывания молочных зубов. -
Понятие акселерации.
1. Контроль своевременного развития и состояния здоровья детей – ведущая форма работы в дошкольном учреждении.
Педиатрия (греч. «лечение ребенка») – это учение о закономерностях развития детского организма, о детских болезнях, их причинах, способах диагностики, лечения и предупреждения. Становления педиатрии как самостоятельной науки относят к 1780 году, однако только в 1870 году была открыта кафедра детских болезней в московской медико-хирургической академии и именно этот год считается отделением педиатрии. Современная педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения; разрабатывает важные проблемы физиологии и патологии различных возрастных периодов детства, рационального вскармливания и питания детей, специфической профилактики детских инфекций, научной основы диспансеризации и т.д. Особое внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей и подростков.
Гигиена (греч. «целебный, приносящий здоровье») изучает влияние факторов внешней среды на развитие организма; разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в образовательном учреждении.
Дошкольная гигиенакак наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. При этом понимается не только материальная среда, окружающая ребенка, но и коллектив, в котором он находится, а также методы воспитания и обучения. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении.
На разных возрастных этапах состояние организма ребенка различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные дошкольной гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере роста и развития ребенка. Педиатрия и гигиена детей дошкольного возраста изучают следующие основные темы:
-
особенности детей раннего и дошкольного возраста -
здоровье и физическое развитие детей -
причины заболеваний и травматизма у детей, влияние их на организм, признаки, по которым можно выявить заболевание у ребенка -
гигиена физического воспитания — (требования к местам проведения занятий, оборудованию, организации закаливания) -
гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей -
гигиена окружающей среды -
профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах -
гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала.
Обе науки — педиатрия и дошкольная гигиена — основываются на опыте и достижениях анатомии, физиологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. В частности, знания в области анатомии и возрастной физиологии, законы высшей нервной деятельности позволяют правильно подойти к разработке всех вопросов гигиены и воспитательно-образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста. Гигиена изучает влияние разнообразных факторов внешней среды на реакции организма, что можно сделать только применяя физиологические методы исследования. Важная задача педиатрии и дошкольной гигиены — профилактика заболеваний в дошкольных учреждениях. Чтобы успешно осуществлять эту задачу, надо хорошо знать причины возникновения болезней у детей, способы их передачи, симптомы, по которым можно их распознать. При разработке профилактических гигиенических мероприятий необходимо опираться на данные разных наук: эпидемиологии, офтальмологии, отоларингологии и др., что позволяет создать благоприятные условия для развития детей, перенесших острые инфекции, страдающих функциональными отклонениями или хроническими заболеваниями. В практике медицинского обеспечения детских учреждений, как педиатр, так и санитарный врач проводят в жизнь мероприятия, соответствующие современным научным достижениям педиатрии и гигиены. Они снабжают работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, способствует нормальному физическому и нервно-психическому развитию, укреплению здоровья детей. Педиатрия и дошкольная гигиена тесно взаимосвязаны, так как объектом их изучения являются дети от рождения до 14 лет.