Файл: Задание Заполните таблицу Особенности развития систем органов у ребенка дошкольного и школьного возраста.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1.

Заполните таблицу «Особенности развития систем органов у ребенка дошкольного и школьного возраста»:

Название системы органов

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Первое детство

(с 4 до 7 лет)

Второе детство

(с 8 до 12 лет)

Подростковый возраст

(с 12 до 16 лет)

 Нервная

 Клетки серого вещества мозга двигательные проводящие системы полностю не сформированы вещество полушарий головного мозга слабо дефферинцыровано на белое и серое


 Миелинизация основных нервных волокон развита равновесие движение ловкость достаточна высока скорость реакции на любые стимулы

  является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), н

 Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем

 костная

 Мышцы ребенка развиты не достаточна волокно короткие тонкие нежные и почти не прощупываются в подкожно жировом слое мышцы бедны сократительными белками жирами и неорганическими веществами

 Богата хрящевой тканью мягкие гибкие недостаточна прочные

 Кости интенсивна утолщаются повышается их механическая прочность

 Толщина компактного вещества практически не изменяется

Мышечная

Мышцы развиты не достаточно развитее разных мышечных групп происходят не равномерно

 Мышцы слабые особенно мышцы спены и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении

 Укрепляются связки усиливается мышечное развитее в конце периода полового созревания едет прирост мышц спины плечевого пояса и ног

 . До 14 лет пространство между позвонками заполнено хрящом. Именно этим объясняются искривления позвоночника. ... По мере развития костно–мышечной системы развиваются и двигательные навыки подростков. Школьники–подростки бегают быстрее, прыгают выше, бросают мяч дальше, чем раньше. Это происходит потому, что развивается крупная мускулатура, дети становятся сильнее. Совершенствуется и мелкая мускулатура. Подростки способны скоординировать работу плеча, руки, корпуса и ног. Более того, подросток способен, например, координировать зрение и движение кисти руки.

 Сердечно сосудистая

 Высокий процент крови относительно массы тела сохраняется высокая чсс

 Отличается большой жизнеспособностью сосуды достаточно широкие а стенки сосудов эластичные но функции нервной системы регулирующие работу сердца еще недостаточно развиты.

 легочная артерия шире аорты, затем просветы их становятся одинаковыми, а после полового созревания устанавливается обратное взаимоотношение. Суммарные просветы артерий и вен... 

 одно самое главное отличие от кардиосистемы взрослых – она находится в динамике, постоянно растет и ... Объем его в 16 лет почти в 3,5 раза больше, чем бывает при рождении.

Дыхательная

Узкий просвет недостаточно развитее мышечной и эластической тканей бронхов

Формирование органов дыхание заканчивается к 7 годам и в дальнейшем увеличиваются только их размеры

Увеличивается в 10 раз развитее продолжается до 20-24 лет

Увеличивается в 10 раз развитее продолжается до 20-24 лет



Задание 2.

Заполните таблицу «Типы телосложения детей»:

Тип телосложения

Характеристика

Дигестивный

 короткая шея, короткая и широкая грудная клетка, выпуклый живот.Сильно развиты жировые складки, лицо широкое в нижней части.

Мышечный

 равномерно развитое туловище, широкие прямые плечи, развитая грудная клетка, средний надчревный угол. Контуры мышц выражены отчетливо. Лицо квадратное или округлой формы.

Астеноидный

 Слабое развитее костного компонента, узкая грудная клетка, острый надчревный угол, впалый живот, длинные худые ноги.

Торакальный 

 Значительное развитее грудной клетки в длину, объемные легкие, небольшой живот, крупный нос.

 

Задание 3.

Составьте план-конспект занятия/урока по теме: «Основные закономерности развития детского организма. Что нужно знать специалисту».

Укажите цель, задачи, оборудование, обязательно указывайте цель каждого задания. В заключительной части обязательно подведение итогов.

При написании любого конспекта необходимо придерживаться методических рекомендаций. Цель всегда одна, остальное задачи, которые помогают достичь цели. Занятие разбивается всегда на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Если Вы используете материал из интернет ресурса, то его необходимо перерабатывать. Добавлять свое обязательно.

По возможности проведите занятие/урок. Выполните анализ и кратко представьте результаты. Ответ:
Тема: Контроль своевременного развития и состояния здоровья детей – ведущая форма работы в дошкольном учреждении. Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста, показатели физического развития (масса тела, длина тела, окружность грудной клетки, окружность головы). Срок прорезывания молочных зубов. Понятие акселерации.



Вид занятия: лекция

Цели занятия:
обучающие: сформировать знания студентов о физическом развитии и состоянии здоровья детей, расширить знания о показателях физического развития, изучить схему прорезывания молочных зубов, познакомить с понятием «акселерация».

развивающие: развитие интереса к изучению предмета, развитие познавательной активности, наблюдательности, мышления; развитие понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; развитие мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья других через овладение принципами здорового образа жизни.
воспитательные: воспитание общей культуры, чувства гуманизма, такта, отзывчивости, желания использовать полученные знания в жизни, в будущей профессиональной деятельности.
Методическая цель: совершенствовать приёмы активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения медико-биологических и социальных основ здоровья.
Задачи лекции:

  • обеспечить формирование системы знаний по медико-биологическим и социальным основам здоровья;

  • учить умению аргументированно излагать научный материал;

  • формировать профессиональный педагогический кругозор и общую культуру;

  • отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания.


Оснащение: методическое: учебник, схемы, наглядные пособия, методическая разработка лекции; материально – техническое: ПК

Использованная литература:

  1. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. – Москва, 29.05.2013.

  2. Оздоровление детей в условиях детского сада [Текст] / ред. Л. В. Кочетковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.


1 Сообщение темы, цели занятия, мотивация учебной деятельности

Сохранение и укрепление здоровья детей, всестороннее и гармоничное их развитие, подготовка к успешному обучению в школе во многом зависят от уровня подготовки будущих педагогов в области педиатрии и дошкольной гигиены. В современных условиях снижения уровня здоровья населения ДНР, роста числа экологических, природных и техногенных катастроф, появления оружия массового поражения, возникновения угрозы образования очагов массового поражения стало недостаточно установившегося уровня гигиенического воспитания и санитарной культуры населения, появилась необходимость в приобретении специальных медицинских знаний, стала актуальной проблема не только духовного, но и физического здоровья человека.

Также, не стоит забывать, что вы еще и будущие родители. Поэтому знания особенностей детского организма, симптомов и, самое главное, профилактики различных детских болезней особенно важны для вас.
2 Актуализация опорных знаний

- Как вы думаете, как осуществляется контроль своевременного развития и состояния здоровья детей?

- Какие антропометрические показатели физиологического здоровья детей вы знаете?

- Знаете ли вы, что такое акселерация?
3 . Изучение нового материала

План лекции


  1. Контроль своевременного развития и состояния здоровья детей – ведущая форма работы в дошкольном учреждении.

  2. Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста, показатели физического развития (масса тела, длина тела, окружность грудной клетки, окружность головы).

  3. Срок прорезывания молочных зубов.

  4. Понятие акселерации.


1. Контроль своевременного развития и состояния здоровья детей – ведущая форма работы в дошкольном учреждении.

Педиатрия (греч. «лечение ребенка») – это учение о закономерностях развития детского организма, о детских болезнях, их причинах, способах диагностики, лечения и предупреждения. Становления педиатрии как самостоятельной науки относят к 1780 году, однако только в 1870 году была открыта кафедра детских болезней в московской медико-хирургической академии и именно этот год считается отделением педиатрии. Современная педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения; разрабатывает важные проблемы физиологии и патологии различных возрастных периодов детства, рационального вскармливания и питания детей, специфической профилактики детских инфекций, научной основы диспансеризации и т.д. Особое внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей и подростков.

Гигиена (греч. «целебный, приносящий здоровье») изучает влияние факторов внешней среды на развитие организма; разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в образовательном учреждении. 
Дошкольная гигиенакак наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. При этом понимается не только материальная среда, окружающая ребенка, но и коллектив, в котором он находится, а также методы воспитания и обучения. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении.

На разных возрастных этапах состояние организма ребенка различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные дошкольной гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере роста и развития ребенка. Педиатрия и гигиена детей дошкольного возраста изучают следующие основные темы:

  • особенности детей раннего и дошкольного возраста

  • здоровье и физическое развитие детей

  • причины заболеваний и травматизма у детей, влияние их на организм, признаки, по которым можно выявить заболевание у ребенка

  • гигиена физического воспитания — (требования к местам проведения занятий, оборудованию, организации закаливания)

  • гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей

  • гигиена окружающей среды

  • профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах

  • гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала.

Обе науки — педиатрия и дошкольная гигиена — основываются на опыте и достижениях анатомии, физиологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. В частности, знания в области анатомии и возрастной физиологии, законы высшей нервной деятельности позволяют правильно подойти к разработке всех вопросов гигиены и воспитательно-образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста. Гигиена изучает влияние разнообразных факторов внешней среды на реакции организма, что можно сделать только применяя физиологические методы исследования. Важная задача педиатрии и дошкольной гигиены — профилактика заболеваний в дошкольных учреждениях. Чтобы успешно осуществлять эту задачу, надо хорошо знать причины возникновения болезней у детей, способы их передачи, симптомы, по которым можно их распознать. При разработке профилактических гигиенических мероприятий необходимо опираться на данные разных наук: эпидемиологии, офтальмологии, отоларингологии и др., что позволяет создать благоприятные условия для развития детей, перенесших острые инфекции, страдающих функциональными отклонениями или хроническими заболеваниями. В практике медицинского обеспечения детских учреждений, как педиатр, так и санитарный врач проводят в жизнь мероприятия, соответствующие современным научным достижениям педиатрии и гигиены. Они снабжают работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, способствует нормальному физическому и нервно-психическому развитию, укреплению здоровья детей. Педиатрия и дошкольная гигиена тесно взаимосвязаны, так как объектом их изучения являются дети от рождения до 14 лет.