Файл: Социальные условия возникновения социологии стр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Социология»


Предпосылки возникновения социологии

(тема практического задания)

ФИО студента

Шапошникова Анна Александровна

Направление подготовки

Педагогическое образование (музыка)

Группа

ПОМ-Б-03.01-Д-2022-1


Москва 2022

Содержание:

Введение………………………………………………………………стр.3-4

Социальные условия возникновения социологии…………………стр.5

Социологическая теория О. Конта …………………………………стр.6-7

Марксистское направление………………………………………….стр.8-9

Предмет и объект социологии……………………………………….стр.10-11

Структура и логика развития социологического знания…..………стр.12-14

Заключение…………………………………………………………….стр.15

Список используемой литературы…………………………………….стр.16

Введение.

Любой предмет, любая вещь имеет свою историю возникновения, также как и наука. Если говорить обобщенно, то история социологии — это раздел социологической науки (иногда его называют даже особой наукой, что, видимо, не совсем точно), в рамках которого рассматривается процесс ее зарождения, становления, функционирования, развития. Любая наука в процессе развития и становления означает формирование, а также функционирование множеств направлений, отраслей, сфер и теорий.

В чем же состоит предмет истории социологии как раздела социологической науки? История социологии изучает возникновение и развитие социологической науки от ее истоков до наших дней. Следовательно, можно заметить, что история социологии есть сама социология в ее изменении, совершенствовании, развитии.


Как мы уже поняли, социология и по сей день является еще развивающейся наукой, а потому социология не может не обращаться к своей собственной истории. Причина такой позиции, прежде всего, в сохранении своей биографии и исправлении значительных достижений. Чтобы стать профессиональным социологом или просто начать глубоко разбираться в этой области, необходимо изучить основные и исторические концепции, ценности и теории. Социология требует, чтобы вы знали все от начала до конца.

Социология — неотъемлемая часть общества и важное средство его изучения, поскольку она идет «в комплекте» с обществом. История социологии — это не только раздел социологии, но и инструмент и метод изучения самого общества. История социологии раскрывает логику развития как самой науки, так и общества в целом. Изучение истории социологии дает возможность сформировать основные этапы развития, а также представление о начале социологической науки. Понятия и положения социологии, которые впервые были сформулированы гораздо раньше, в наше время вызывают большой интерес к изучению.

Многие сталкиваются с тем, что начинают изучать то, что давно изучено и открыто утверждается просто потому, что не знают исторического процесса его развития.

Историки-социологи рассматривают и изучают развитие социологии до наших дней. Это необходимо для того, чтобы следить за прогрессом самой социологии. Взгляды на прошлое могут существенно меняться в наше время в зависимости от степени исследования и глубины проникновения в исторический материал. Актуальные проблемы сегодня вынуждают социологов обращаться к новым прочтениям работ классиков обществознания, которые активно использовались в прошлом.

1. Социальные условия возникновения социологии.

Социология возникла в конце 1930-х и начале 1940-х годов, в очень нестабильное время. Именно в это время начинают свою теоретическую и практическую деятельность К. Маркс и Ф. Энгельс. Основоположниками социологии являются О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и М. Вебер. Именно они в этот период решили установить согласие и солидарность между различными социальными группами.

Они видели в социологии инструмент познания в обществе и формулировку рекомендаций по его реформе. С их точки зрения, методологической основой реформизма является «позитивный метод».



Эмпирические социальные исследования в Европе стали особенно бурно развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Социально-социальные проблемы явно обозначились, но параллельно появились силы, заинтересованные в устранении этих проблем.

В процессе использования природных ресурсов люди столкнулись с ограничениями этих ресурсов, тем самым расширив ареал производства. В результате единственным способом повышения производительности было более рациональное использование труда. К началу XIX в. Производители выступали дополнением к ресурсам и механизмам, а изобретать и совершенствовать нужно было только механизмы, так что в середине века стало понятно, что управлять сложным оборудованием могут только компетентные люди, заинтересованные в собственной деятельности. Когда была осознана проблема сложности во всех сферах жизни, возникли предпосылки для становления и развития науки и результатов взаимодействия людей и их взаимодействий.
2. Социологическая теория О. Конта

Огюст Конт –французский философ, социолог и популяризатор науки, основатель позитивистского направления, был автором многочисленных работ по социологии. При создании своих работ, Конт пытается определить место социологии в системе наук. Огюст считал, что предметом социологии должна стать наука об общественных явлениях. Но на долю социологии приходилось все то, что ими не изучается, т.к. она появилась позже других общественных наук. В отличие от естественных наук, которые изучают отдельные явления, именно социология должна изучать общественную систему, а также все социальные явления и процессы во взаимодействии со всей жизнью общества.

О. Конт свою социологическую теорию делил на две части: социальная статистика и социальная динамика. У социальной статистики была задача в изучении человека, общества, в целом условий жизни не только человека, но и всех социальных общностей. Конт исходил из того, что личность невозможно понять, не разобравшись в ее сложной, противоречивой сущности.

Огюст поставил задачу выявить отношения между людьми, семьями и обществами, поскольку он стремился изучить степень семейного взаимодействия у людей и какие отношения существуют между людьми и обществом. О. Конт исходил из того, что семья является основным социальным организмом общества. Оно является одним из средств ее обеспечения, а также воспитания человека, накладывая отпечаток на всю социальную деятельность личности. Социологи считали, что мы должны сначала сосредоточиться на семье, а затем изучить саму ткань общества. Саму социальную структуру О. Конт изучал с разных сторон, в том числе рассматривал такие социальные общности, как каста, раса, нация.


В «Социальной динамике» О. Конте развивает теорию общественного прогресса, в которой главным фактором является духовное и духовное развитие общества. Задача социальной динамики заключалась в выяснении движущих сил социального развития. Для него такими силами являются: экономические условия, географическая среда и климатические условия. Но эти силы не оказывают должного внимания на жизнь общества, а уже мышление, сознание и взгляды общества оказывают.

О. Конт описывает три последовательных этапа интеллектуального развития человека: теологический (религиозная мысль, сверхъестественное, вера) и метафизический (где уже философы отказываются от апелляции к сверхъестественному), пытаясь все объяснить с помощью абстрактных сущностей) и позитивный ( на этом этапе человек перестает быть активным в абстрактных сущностях, отказывается от раскрытия причин явлений, ограничиваясь наблюдением явлений и фиксацией устойчивых связей, которые могут быть установлены между ними). Переходы от одного этапа к другому всегда выполняются последовательно, а не одновременно. Здесь также действует принцип «от простого к сложному».

3. Марксистское направление.

К. Маркс (1818-1883) является основоположником марксистского направления. Его теория основана на материалистическом понимании истории. Маркс считал, что экономическая, даже экономическая деятельность лежит в основе общественной жизни людей и даже имеет собственное название: «Способы производства материальных благ». Любой метод всегда предполагает два аспекта: производительные силы и производственные отношения. Эти два аспекта вместе составляют экономический базис общества, на котором возвышается идеологическая надстройка, включающая право, политику, идеологию, мораль, науку и т. д.

Маркс создает теорию социальных систем, которая лежит на основе материалистического понимания истории. Он вводит новое понятие - общественно-экономическая формация.

Общественная формация - это социальная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов.

По Марксу, история человеческого общества знала четыре из пяти общественно-экономических формаций.

1. Первобытнообщинная;

2. Рабовладельческая;

3. Феодальная;


4. Капиталистическая;

5. Коммунистическая (еще не наступившая, у которой имеется две фазы: социализм, коммунизм).

Теория социального развития появилась благодаря смены общественно-экономических формаций. Цель социального развития - осуществление перехода к коммунистической формации. На данной стадии. человечество перейдет от предыстории к подлинной истории. Взаимоотношения между производительной силой производственными отношениями являются неустойчивыми, т.к. главный содержательный элемент производительных сил находится в развитии. В определенный момент производственные отношения становятся тормозом развития производственных сил.

Одно из центральных мест социального учения Маркса - теория социальных революций. В процессе революции происходит смена установившихся устаревших производственных отношений, устанавливаются новые отношения, которые соответствуют уровню развития производственных сил, тем самым, общество переходит постепенно на новый уровень. К. Марка называл революцию «локомотивом истории» и говорил, что не стоит бояться и переживать за ее разрушительный эффект.

К. Маркса считают первооткрывателем теории социального конфликта. Для Конта главным являлась стабилизация общества, а для Маркса уже уничтожение общества, замена новым, более правильным и справедливым. Многие считают, что возникновение и формирование всей мировой социологии появилось как реакция на марксизм, желание опровергнуть его средствами теории. Маркс проанализировал социальные конфликты, обосновал возникновение социального неравенства как явление, которое просто необходимо для общественного развития и его прогресса.

4. Предмет и объект социологии.

Чаще всего часть окружающего нас мира, субъективного или объективного, принимают в качестве объекта определенной науки, вне зависимости от нашего о ней знания. Элементом реальности является объект науки, которую исследователь представляет как данность.

В предмете современной социологии выражается состояние научного знания. Бесспорно, каждая наука создает свои понятия, благодаря которым идет описание той или иной реальности, существующая вне зависимости от нашего знания о ней.

Предметом науки является логически взаимосвязанная и стройная система основных понятий, описывающих ту часть объективной действительности, которая является предметом данного научного метода исследования. Физическая реальность — это та часть реальности, которая изучается опытами и описывается физическими понятиями. Социальная реальность считается частью реальности, изучаемой анкетами и описываемой социологическими понятиями.