Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Мороз Анастасия Геннадьевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
- Списывание с классной доски и букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2 слов.
- Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 3-4 слов.
- Списывание со вставкой пропущенной буквы или слога с предварительным анализом.
Третий этап представляет собой формирование навыка списывания на уроках грамматики и правописания во 2-4 классах, где продолжается обучение списыванию с рукописного и печатного текста. Выделяют простое списывание текста и списывание с различными заданиями.
Текст 2.
В «Прописях» подчеркиваются буквы безударных гласных не зависимо от того, совпадают ли эти звуки с буквами или нет. Однако обобщенный подход проводится в них не последовательно как по отношению к гласным (например: В лесу растут сосны. Буква «е» подчеркнута, а буква «а» в слове растут подчеркивать не надо), так и во особенности по отношению к согласным (например: буква «ж» в слое ёж подчеркивается, а буква «ш» в слове ёрш нет, хотя обе буквы являются одной и той же орфограммой).
Задание 2
Урок обучения грамоте
УМК системы Л.В.Занкова
Тема: Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
Цель: создать условия для знакомства учащихся с новой позицией букв е, ё, ю, я.
Задачи: способствовать усвоению новых знаний о буквах е, ё, я, ю: могут обозначать два звука, если они стоят после букв гласных звуков; развивать фонематический слух учащихся; познавательные процессы; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Личностные УУД: формирование элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения; иметь представление о языке как средстве общения;
Регулятивные: принимать учебную задачу;находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Коммуникативные: иметь представление о правилах общения в классе.
I . Орг. момент
II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель нашего урока – вспомнить особенности этих букв.
III . Актуализация знаний. Открытие нового знания.
Чтение слов /на доске, столбики/ -
Я - Что прочитали? /букву, слог, слово/ Я доложить готова, что она буква, слог и слово!
як Зоя молния красная сеял
яма Рая заяц милая лаял
язык / имена / кто,что? / какая? /что делал?
ягода собственные/ предмет/ признак/ действие/
- Найдите многозначное слово – язык.
Работа по Азбуке, стр.84 – рисунки, пословицы.
Письмо – Я,я
У Яны яркая лента. – Что можете сказать про букву я?
Загадка – Он в своей лесной палате носит пестренький халатик. Он деревья лечит, постучит и легче /дятел/
Рассматривание рисунка дятла /есть пестрый, красноголовый –желна/
Описание дятла /черный жилет, красный берет, нос как топор, хвост как упор/
- Почему дятла называют лесным доктором?
4. Чтение слогов: ня, дя, бя, ся, зя, мя, тя, ря. – найдите слог, с которого начинается слово дятел /дя/
5. Рассматривание картинок птиц. Чтение названий.
Беседа о бережном отношении к птицам
Запись слов: Зяблик, дятел, цапля, овсянка, трясогузка.
- Подчеркнуть мягкое слияние.
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
Загадка – Летом катится клубок, у него колючий бок, он охотится ночами за жуками и мышами /ЁЖ. Показ рисунка ежа, рассказ о нем. Ёж – лесной, ёж морской/. Звукобуквенный анализ. Сколько слогов, что слышим в начале слова?
Вывод 1 : [йо] – в начале слова и после гласных обозначается буквой ё.
- Составьте предложение: Ёж нёс гриб.
Вывод 2 - в слове нёс буква ё обозначает один звук [о] после мягкого согласного.
Чтение слов в столбиках:
ёж ёрш поёт моё лёд гусёнок жё лтый
ёжик ёршик даёт твоё мёд утёнок шё лковый
/ работа над значениями слов/
- Почему у буквы ё две точки?
/Читаю рассказ- Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.
Запись слов: Ёж, ёлка, котёнок, клён, ревёт.
- Поставьте ударение. Что заметили?
Вывод: буква ё всегда ударная.
Работа по Азбуке, с. 79
Чтение стихотворения наизусть.
Чтение выражений-фразеологизмов с заданием: объяснить значения выражений, найти слова с буквой ё.
Письмо букв Ю,ю.
Письмо: Юрта, юмор, юнга, Юра, Юля, июль.
Ответы на вопросы.
Методические требования к организации повторения:
- не рекомендуется при повторении использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты, которые имели место при изучении их.
- задания, применяемые при повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным;
- творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний.
Задание 3
тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Состав слова | | ознакомление с особенностями однокоренных слов,с понятием «корень» | формирование понятий: «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставки | углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных надежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. |
Части речи | преобладают наблюдения и группировка слов по значению: название предметов, признаков, действий | вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи | склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм | склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм |
Предложение | разбирают предложения по смыслу, то есть о чем или о ком говорится в предложении, что именно об этом говорится | предлагается точное определение предложения, они изучают состав предложения, его структуру, знакомятся с главными членами предложения | наблюдают за главными членами предложения, учатся работать с ними. Учеников знакомят с второстепенными членами предложения, их названиями, ролью в предложении. Также в третьем классе говорят о том, что предложения подразделяются на несколько типов | знакомятся с понятием «однородные члены предложения», учатся ставить знаки препинания при однородных членах предложения |
3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.
Проанализировав три УМК: «Перспективная начальная школа», «Школа России» и «Начальная школа XXI века» на предмет Методики изучения темы "Предложение" в начальных классах можно сделать следующие выводы:
В целом все три УМК представляют изучение темы соответственно примерной общей образовательной программе начального общего образования. Но есть некоторые различия в подходе изучения данной темы.
Первое отличие – это то, что среди трех УМК точное определение предложения в учебнике вводится лишь по УМК «Школа России». В «Перспективной начальной школе» его не вводят в учебнике вообще (учитель с детьми выводят определение сами), а в учебнике «Начальной школы 21 века» вводят признаки предложения.
Второе отличие – в УМК «Перспективная начальная школа» изучение членов предложения начинается со 2-ого класса в теме «Главные и неглавные слова в предложении». Научные названия вводятся только в 3-ем классе.
Третье существенное отличие заключается в том, что только в УМК «Начальная школа 21 века» сложные предложения делят на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Кроме того, изучив разные УМК, можно отметить следующие виды упражнений, применяемые для формирования языкового понятия.
Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:
- различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);
- смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт);
- деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;
Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:
- обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
- определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);
- расположите слова по алфавиту;
- подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.
Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:
- укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);
- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;
- найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;
Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:
- найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);
- обозначьте условными знаками части слова;
- подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);
- выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы)
- сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:
- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
- составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);
- определите способ образования слова;
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
- постановка слова в указанной форме;
Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:
- отграничение одних синтаксических структур от других;
- определение структуры данной синтаксической единицы;