Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Мороз Анастасия Геннадьевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

- Списывание с классной доски и букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2 слов.

- Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 3-4 слов.

- Списывание со вставкой пропущенной буквы или слога с предварительным анализом.

Третий этап представляет собой формирование навыка списывания на уроках грамматики и правописания во 2-4 классах, где продолжается обучение списыванию с рукописного и печатного текста. Выделяют простое списывание текста и списывание с различными заданиями.
Текст 2.

В «Прописях» подчеркиваются буквы безударных гласных не зависимо от того, совпадают ли эти звуки с буквами или нет. Однако обобщенный подход проводится в них не последовательно как по отношению к гласным (например: В лесу растут сосны. Буква «е» подчеркнута, а буква «а» в слове растут подчеркивать не надо), так и во особенности по отношению к согласным (например: буква «ж» в слое ёж подчеркивается, а буква «ш» в слове ёрш нет, хотя обе буквы являются одной и той же орфограммой).

Задание 2

Урок обучения грамоте
УМК системы Л.В.Занкова

Тема: Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Цель: создать условия для знакомства учащихся с новой позицией букв е, ё, ю, я.

Задачи: способствовать усвоению новых знаний о буквах е, ё, я, ю: могут обозначать два звука, если они стоят после букв гласных звуков; развивать фонематический слух учащихся; познавательные процессы; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Личностные УУД: формирование элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения; иметь представление о языке как средстве общения;

Регулятивные: принимать учебную задачу;находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Коммуникативные: иметь представление о правилах общения в классе.
I . Орг. момент

II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель нашего урока – вспомнить особенности этих букв.

III . Актуализация знаний. Открытие нового знания.

Чтение слов /на доске, столбики/ -

Я - Что прочитали? /букву, слог, слово/ Я доложить готова, что она буква, слог и слово!


як Зоя молния красная сеял

яма Рая заяц милая лаял

язык / имена / кто,что? / какая? /что делал?

ягода собственные/ предмет/ признак/ действие/

- Найдите многозначное слово – язык.

Работа по Азбуке, стр.84 – рисунки, пословицы.

Письмо – Я,я

У Яны яркая лента. – Что можете сказать про букву я?

Загадка – Он в своей лесной палате носит пестренький халатик. Он деревья лечит, постучит и легче /дятел/

Рассматривание рисунка дятла /есть пестрый, красноголовый –желна/

Описание дятла /черный жилет, красный берет, нос как топор, хвост как упор/

- Почему дятла называют лесным доктором?

4. Чтение слогов: ня, дя, бя, ся, зя, мя, тя, ря. – найдите слог, с которого начинается слово дятел /дя/

5. Рассматривание картинок птиц. Чтение названий.

Беседа о бережном отношении к птицам

Запись слов: Зяблик, дятел, цапля, овсянка, трясогузка.

- Подчеркнуть мягкое слияние.

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Загадка – Летом катится клубок, у него колючий бок, он охотится ночами за жуками и мышами /ЁЖ. Показ рисунка ежа, рассказ о нем. Ёж – лесной, ёж морской/. Звукобуквенный анализ. Сколько слогов, что слышим в начале слова?

Вывод 1 : [йо] – в начале слова и после гласных обозначается буквой ё.

- Составьте предложение: Ёж нёс гриб.

Вывод 2 - в слове нёс буква ё обозначает один звук [о] после мягкого согласного.

Чтение слов в столбиках:

ёж ёрш поёт моё лёд гусёнок жё лтый

ёжик ёршик даёт твоё мёд утёнок шё лковый

/ работа над значениями слов/

- Почему у буквы ё две точки?
/Читаю рассказ- Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.

Запись слов: Ёж, ёлка, котёнок, клён, ревёт.

- Поставьте ударение. Что заметили?



Вывод: буква ё всегда ударная.

Работа по Азбуке, с. 79

Чтение стихотворения наизусть.

Чтение выражений-фразеологизмов с заданием: объяснить значения выражений, найти слова с буквой ё.

Письмо букв Ю,ю.

Письмо: Юрта, юмор, юнга, Юра, Юля, июль.

Ответы на вопросы.

Методические требования к организации повторения:

- не рекомендуется при повторении использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты, которые имели место при изучении их.

- задания, применяемые при повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным;

- творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний.

Задание 3

тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Состав слова




ознакомление с особенностями однокоренных слов,с понятием «корень»

формирование понятий: «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставки

углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных надежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

Части речи

преобладают наблюдения и группировка слов по значению: название предметов, признаков, действий

вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи

склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм

склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм

Предложение

разбирают предложения по смыслу, то есть о чем или о ком говорится в предложении, что именно об этом говорится

предлагается точное определение предложения, они изучают состав предложения, его структуру, знакомятся с главными членами предложения

наблюдают за главными членами предложения, учатся работать с ними. Учеников знакомят с второстепенными членами предложения, их названиями, ролью в предложении. Также в третьем классе говорят о том, что предложения подразделяются на несколько типов

знакомятся с понятием «однородные члены предложения», учатся ставить знаки препинания при однородных членах предложения


3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.

 Проанализировав три УМК: «Перспективная начальная школа», «Школа России» и «Начальная школа XXI века» на предмет Методики изучения темы "Предложение" в начальных классах можно сделать следующие выводы:
В целом все три УМК представляют изучение темы соответственно примерной общей образовательной программе начального общего образования. Но есть некоторые различия в подходе изучения данной темы.

Первое отличие – это то, что среди трех УМК точное определение предложения в учебнике вводится лишь по УМК «Школа России». В «Перспективной начальной школе» его не вводят в учебнике вообще (учитель с детьми выводят определение сами), а в учебнике «Начальной школы 21 века» вводят признаки предложения.

Второе отличие – в УМК «Перспективная начальная школа» изучение членов предложения начинается со 2-ого класса в теме «Главные и неглавные слова в предложении». Научные названия вводятся только в 3-ем классе.

Третье существенное отличие заключается в том, что только в УМК «Начальная школа 21 века» сложные предложения делят на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Кроме того, изучив разные УМК, можно отметить следующие виды упражнений, применяемые для формирования языкового понятия.

Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:

- различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);

- смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт);

- деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;

Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:

- обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;

- определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);

- расположите слова по алфавиту;

- подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.


Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:

- укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);

- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;

- найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;

Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:

- найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);

обозначьте условными знаками части слова;

- подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);

- выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы)

- сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);

- определите способ образования слова;

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:

- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

- постановка слова в указанной форме;

Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:

- отграничение одних синтаксических структур от других;

- определение структуры данной синтаксической единицы;