ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствие с поставленными целями.
Признаки управления:
1) Наличие целостной организованной системы;
2) Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
3) Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
4) Служит интересам взаимодействия основных элементов;
5) Обеспечивается системой определенных средств.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Признаки социального управления:
-
существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей; -
обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности; -
направлено на достижение определенной управленческой цели; -
характеризуется наличием субъекта и объекта управления; -
субъект управления наделяется определенным властным ресурсом; -
объект управления является подвластным субъектом, сознательно волевое поведение которого может изменяться в соответствии с указаниями субъекта; -
реализуется в рамках определенного механизма.
Социальное управление: Государственное управление; Местное (муниципальное) самоуправление; Общественное самоуправление.
2.
Государственное управление - это подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов исполнительной власти (как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов) в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.
Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления:
-
Государственное управление в широком смысле - это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность законодательных, исполнительных, судебных и других органов). -
Государственное управление в узком смысле – это исполнительная (административная) деятельность, т.е. деятельность органов исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.
Взаимосвязь заключается в том, что государственное управление в узком смысле представляет собой вид деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Государственное управление в широком смысле есть деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, а не только исполнительной власти.
3.
Исполнительная власть - ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Признаки исполнительной власти
-
является самостоятельной ветвью единой государственной власти; -
выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти; -
осуществляется органами исполнительной власти; -
обладает предметно-функциональной самостоятельностью; -
обладает единством, т.е. осуществляется на всей территории РФ; -
организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами; -
ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер; -
носит универсальный характер, т.е. осуществляется постоянно и непрерывно; -
имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
Цели исполнительной власти:
1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;
2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;
3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;
защита человека от противоправных посягательств.
Органы исполнительной власти делятся на федеральные, субъектов федерации РФ и местные органы исполнительной власти.
4.
Предмет отрасли административного права –
управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами.
Группы административно-правовых отношений:
-
организационные управленческие отношения (внешние) (отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов) ; -
внутриорганизационные отношения (опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности); -
общегосударственные контрольно-организационные отношения (возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства, от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам)); -
административно-юстиционные (возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления).
5.
Административно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие организационно-управленческие отношения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанные на многократное применение.
Виды норм административного права:
По характеру правовых предписаний:
-
Управомочивающие (т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой. Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой); -
Обязывающие (т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.); -
Запрещающие (т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.); -
Поощрительные (поощрительное воздействие способствует возникновению интереса к совершению определенных дел, получению материального, морального, иного одобрения.).
Гипотеза нормы права (предположение) – часть правовой нормы, описывающая условия, при наступлении которых следует применять данную норму. В ней указываются обстоятельства, при которых у субъектов правоотношений возникают права и обязанности.
Диспозиция нормы права (распоряжение) – центральный элемент нормы права, содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Она устанавливает права и обязанности сторон, определяет варианты поведения участников общественных отношений.
Санкция нормы права (взыскание) – элемент правовой нормы, указывающий на меры государственного принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права.
6.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права.
Методы:
-
Власти и подчинения (субординация); -
Рекомендаций; -
Согласований; -
Ответственности; -
Административно-договорный.
По своему характеру они могут быть материальными (урегулированными материально-правовой нормой) и процессуальными. Административно процессуальные правоотношения складываются по поводу разрешения индивидуально конкретных дел в управленческой сфере. Задача административно процессуальных отношений — обеспечение реализации предписаний материальной нормы, поэтому административно-процессуальное правоотношение выступает как средство соответствующего материального отношения. Возникновение административно-процессуального отношения возможно лишь при наличии одновременно материальных и корреспондирующих им процессуальных административно-правовых норм, а также материального правоотношения, которое в роли юридического факта порождает административно процессуальное правоотношение.
По характеру взаимоотношений участников этих отношений выделяются:
вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями иных органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные – между выше– и нижестоящими субъектами, входящими в различные системы органов управления (например, отношения между органами управления здравоохранением и всеми органами управления по поводу выполнения обязательных предписаний органов здравоохранения).
По характеру порождающих их юридических фактов различаются отношения, порождаемые правомерными действиями, и отношения, порождаемые неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием
, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием — на реализацию ее санкции).
По продолжительности действия правоотношения могут быть бессрочные, срочные и краткосрочные.
По объему и месту в системе административно-правового регулирования: общие, отраслевые, межотраслевые.
7.
Административный способ защиты административно-правовых отношений осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановление или отмену незаконных или нецелесообразных актов управления, принятие к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия и т. д.
Судебный способ защиты административно-правовых отношений имеет место там, где вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников данного административно-правового отношения решается судом по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора.
Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы и т. д.) и использование разнообразных согласительных процедур.
8.
Административное право как отрасль права – это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.