Файл: Доклад по дисциплине Социология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Институт инженерно-педагогического образования

Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин

Доклад

по дисциплине «Социология»
По теме « Институты духовной сферы: религия, наука, искусство»
Выполнил: студент группы ЗЭУ-107

Мухаббатов Д.Р.

Проверила: Заглодина Т.А.

Екатеринбург

2023

Введение

Любое общество для того, чтобы функционировать, должно производить, распределять и потреблять материальные и духовные блага. Так, потребность в создании ценностей вынуждает людей закреплять и поддерживать отношения. Для максимальной оптимизации этих отношений они институализируются, то есть общество санкционирует и закрепляет удовлетворение потребностей в определенных объемах и определенными методами и способами. 

Духовная сфера — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

Все эти институты призваны к накоплению  социально значимых ценностей, норм, знаний и опыта, передачи культуры от одного поколения к другому.

Важной частью институтов культуры являются коммуникационные институты, призванные производить и распространять информацию, которая выражена в символах. 
Все перечисленные институты организуют деятельность людей и различных учреждений в соответствии с определенными нормами,  правилами и функциями. 

Институт религии

Религия  представляет собой социальный институт, включающий формальные и неформальные правила, идеи и ценности, а так же нормы, которые  регулируют повседневную жизнедеятельность людей. Религия определяет систему отношений человека и Бога (сверхъестественных сил), которые дают человеку духовную опору и выступают объектом его поклонения (веры). 

Религия направлена на осознание предельных смыслов человеческого бытия, на поиск глубинного единства и связи человека с мировым универсамом. Религия указывает на духовно-практические пути для постижения и получения смысла жизни. Она дает духовные ориентиры для преодоления человеком своей ограниченности, имеет свои специфические формы осознания и переживания единства человека и мира.


Структурными элементами религии как социального института являются:

  • комплекс различных верований;

  • религиозные организации;

  • свод морально-нравственных предписаний, правил, догм.

Институт науки

Наука как социальный институт представляет собой организацию, которая обеспечивает эффективность научной деятельности и использование ее результатов. Наука удовлетворяет потребность общества в объективном знании.

Для своего  функционирования как социального института наука выработала следующие ценности и нормы ( по Р.Мертону):

  • универсализм (убежденность в объективности положений научного знания, его независимости от субъекта);

  • всеобщность (знание является всеобщим достоянием);

  • бескорыстность (запрет на пользование наукой в личных корыстных интересах);

  • организованный скептицизм (ответственность ученых  за оценку работ коллег).

Научное открытие является достижением, которое обменивается ученым на признание и вознаграждение. Именно научное достижение определяет статусность и престиж ученого.

Наука как профессиональный вид деятельности начала складываться во время первых научных революций в XVI–XVII веках. Уже с XVIII - первой половины XX столетия научная деятельность находит отражение в следующих системах:

  • отношение к природе; 

  • отношения между учеными как членами профессиональной группы;

  • заинтересованное отношение общества к науке, главным образом к ее результатам и достижениям. 

Наука становится социальным институтом со своей организацией(научным сообществом), системой ролей, своими особенностями и присущими ей чертами.
В XX веке наука является производительной силой общества, она выстраивается в систему экономических, технологических, нравственных и других отношений. Так, наука становится социальным институтом, который организует и регулирует производство и применения знания.

Институт искусства

Искусство представляет собой институт регуляции деятельности людей по отношению к художественным ценностям. Это отношения между художником и обществом (публикой); между художником и посредником, обеспечивающим распространение произведений искусства; отношения художника и критика.


Институт искусства удовлетворяет потребности в передаче культурного наследия, поиска решений  духовных проблем, самореализации и  воспитания личности.