Файл: Криминалистическая характеристика и организация расследования похищения человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мотивы и цели совершенного преступления

Похищение человека совершается только с прямым умыслом, когда виновный осознает, что он похищает человека, действуя вопреки его воле, и желает этого, при этом преобладающим является корыстный мотив, хотя нередко имеют место случаи, когда похищение человека является способом разрешения между гражданами конфликтов имущественного характера (возврат ранее выданного кредита, оплата проданного имущества, похищение против похищения и др.),12 но тем не менее основным мотивом при совершении похищения человека является корысть, что, в свою очередь, не исключает возможности совершения этого преступления по другим мотивам (месть, удовлетворение сексуальных потребностей и другие).

Также необходимо выделить характерные цели присущие для похищения человека, совершенного преступными группами: получение выкупа; требование невозвращенного долга (действительного или мнимого); передача в собственность похитителей имущества, принадлежащего потерпевшему или его близким; иные (например, с целью более легкого совершения другого преступления).13

Вывод:

Рассмотрев и проанализировав криминалистическую характеристику похищения человека, считаю возможным вынести несколько особенностей и заключений.

Во-первых, усматривается высокая степень значимости анализа характеристики потерпевшего, так как, как правило, объектом похищения становятся не случайные прохожие, а конкретные лица в силу присущих им каких либо особенностей жизнедеятельности, либо взаимосвязи с преступником. Соответственно глубокий анализ характеристики потерпевшего напрямую влияет на эффективность и быстроту расследования. Также необходимо выделить такую особенность, что похищение человека совершается группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой. При расследовании преступления очень важно учитывать это, так как чем более широкий круг подозреваемых сотрудники правоохранительных органов возьмут в оперативную разработку, тем более высока вероятность успешного раскрытия преступления и изобличения преступников.

Во-вторых, просматривается тесная взаимосвязь между элементами криминалистической характеристики преступления. Только полный анализ их в совокупности поможет составить эффективную программу расследования.

1.2. Организация расследования похищения человека


Для расследования по делам о похищениях людей характерен этап возбуждения уголовного дела, в ходе которого нередко осуществляется проверка материалов о событиях, имеющих признаки преступления, имеющихся в распоряжении правоохранительных органов. Этот этап, строго говоря, не входит в расследование, но предшествует ему и в ряде случаев является обязательным условием возбуждения уголовного дела. В криминалистике его называют этапом предварительной проверки материалов, содержащих признаки преступления.

Основная задача предварительной проверки - установить, имеются ли в данном случае признаки преступления, какого именно и необходимо ли на основании этих признаков возбуждать уголовное дело. Но одновременно решаются и другие задачи - устанавливаются и фиксируются фактические данные, которые в дальнейшем могут стать доказательствами по делу. Таким образом, этап предварительной (доследственной) проверки - это самостоятельное направление работы следователя, содержанием которого является решение вопроса о том, необходимо ли по данному факту возбуждать уголовное дело, а также выявление и фиксация фактических данных, которые в дальнейшем могут стать доказательствами по делу.14

Основными поводами к возбуждению уголовных дел по факту похищения человека являются заявления и сообщения о преступлении, поэтому с содержательной стороны исходная информация по делам о похищениях человека бывает следующих видов:

1. Содержащая сведения о совершении именно похищения человека (имеются свидетели похищения, предъявлено требование выкупа или иное требование, с целью освобождения потерпевшего, задержаны похитители, похищенный освобожден и тому подобное).

2. Содержащая сведения о возможности совершения, как похищения человека, так и другого преступления (ранее, до похищения потерпевшему высказывались реальные угрозы убийством, после похищения есть основания подозревать похитителей в убийстве похищенного (при отсутствии каких-либо требований, если обнаружены предметы одежды потерпевшего со следами крови и тому подобное).

3. Известен только факт исчезновения либо имеется лишь заявление (предположение) родственников и иных лиц о похищении человека (заявитель видел, как неизвестные увозили потерпевшего на машине, потерпевший является весьма состоятельным человеком и тому подобное).



И.А. Дворняк отмечает, что о поступившем в подразделение заявлении или сообщении о похищении человека должен быть незамедлительно уведомлен прокурор. По мнению данного исследователя, желательно, чтобы прокурор как можно раньше подключил опытного следователя к ознакомлению с первичными материалами проверки для их совместного с оперативными работниками анализа и принятия в кратчайшие сроки решения по поводу возбуждения уголовного дела. Своевременное участие в деле следователя и оперативных работников обеспечивает формирование полноценной доказательственной базы и последующую судебную перспективу дела. Заявления о похищении людей должны рассматриваться по месту захвата потерпевшего и по тому же принципу возбуждаться и расследоваться. Пересылка материалов и возбужденных уголовных дел по месту освобождения или обнаружения похищенного в тех случаях, если оно не совпадает с местом захвата, не допускается.15

Заявления о похищении людей, как правило, поступают в аппараты уголовного розыска. Оттуда они должны немедленно передаваться в подразделения УБОП с одновременным сообщением об этом в районную прокуратуру по месту совершения преступления. Если признаки преступления видны, либо если требуются срочные меры по освобождению человека, жизни и здоровью которого может угрожать опасность, уголовное дело следует возбуждать незамедлительно. Одновременно создается следственно-оперативная группа, которую возглавляет следователь, принявший дело к своему производству. Проведение предварительной проверки в таких случаях недопустимо, так как любая потеря времени может привести к трагическим последствиям.16 Чаще всего предварительная проверка проводится тогда, когда информация об имевшем место похищении поступила от потерпевшего, который освободился сам либо был освобожден преступниками на определенных условиях, причем эти условия по каким-либо причинам не выполнены. В подобных ситуациях сведения, которые сообщает потерпевший, нередко содержат противоречия и достоверность этих сведений вызывает сомнения; в то же время органы Министерства внутренних дел имеют реальную возможность обеспечить безопасность потерпевшего и его близких. Следователь должен лично принять от потерпевшего письменное или устное заявление о преступлении. В соответствии с ч. 3 ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устное заявление оформляется протоколом. При этом у заявителя необходимо выяснить следующее:


1) сведения о самом заявителе (Ф.И.О., место рождения, адрес, место работы и должность);

2) сведения о его взаимоотношениях с преступниками (знал ли он их до похищения, если знал - их установочные данные и характер отношений похитителей с потерпевшим);

3) фактические обстоятельства похищения (время, место и способ похищения, способ перемещения, место удержания, количество преступников, сведения об их внешнем облике, одежде, именах или кличках, данные об использовании технических средств и наличии вооружения и т.д.);

4) обстоятельства освобождения потерпевшего (каким образом он сумел освободиться, если его освободили похитители - на каких условиях, почему эти условия не выполнены);

5) кому из близких и знакомых потерпевшего известно об имевшем место похищении.

Далее предварительная проверка проводится в основном силами аппаратов УБОП.

Как известно, в соответствии с Федеральным законом об ОРД разрешается проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия:

- опрос граждан;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- проверочная закупка;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- снятие информации с технических каналов связи;

- оперативное внедрение;

- контролируемая поставка;

- оперативный эксперимент.

Большинство перечисленных мероприятий в принципе может осуществляться по делам о похищении людей. Следует, однако, иметь в виду, что при этом необходимо проводить их в условиях строгой конспирации, чтобы не "спугнуть" преступников и в кратчайшие сроки.

На практике в ходе предварительной проверки чаще всего проводятся опрос граждан, наведение справок, прослушивание телефонных переговоров, а также некоторые другие мероприятия, проведение которых составляет исключительную компетенцию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.17

Круг сведений, выясняемых при опросе граждан, определяется отношением данного лица к потерпевшему и той информацией о похищении и связанных с ним обстоятельствах, которыми это лицо может располагать. Так, у очевидцев похищения выясняются картина события и как можно более полные сведения о преступниках; у близких потерпевшего - что им лично известно о похищении и что рассказывал им об этом потерпевший и т.д. Естественно, опросы должны проводиться конспиративно и как можно быстрее.


Справки, касающиеся личности потерпевшего, его имущественного положения, характера деятельности и финансового состояния структур, с которыми потерпевший так или иначе связан, могут наводиться в самых различных органах, организациях и учреждениях - в налоговой инспекции, местной администрации и т.д. Важную информацию можно получить путем проверки того или иного лица по учетам Министерства внутренних дел, а также в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов. Кроме того, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Эти мероприятия могут проводиться на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, либо о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших такое деяние. К подобным деяниям относится и похищение человека. В ходе предварительной проверки может также проводиться осмотр места происшествия.

Типичными версиями в случае похищения человека могут быть следующие:

1. Имеет место похищение человека, захват заложников.

2. Имеет место инсценировка похищения с участием самого «потерпевшего».

3. Заявление о похищении - инсценировка с целью сведения счетов с конкурентами или решения финансовых проблем.