Файл: Структура научного знания и его основные элементы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство высшего образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова»

Кафедра ….

Реферат

по дисциплине «Философия и методология научного знания»

на тему: «Структура научного знания и его основные элементы»


Выполнила: ст-ка группы

……

Проверил:

…..


Воронеж 2022

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3

1. Основания структурирования научного знания ……………………….....….4

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания ………..……...6

3. Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания…………………………………………………………..……………...10

4. Единство и взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания…………………………………………………………….…12

5. Основания науки………………………………………………………………14

Заключение…………………………………...………………...……………...…15

Список литературы……………………………...…………………………….…16

Введение

Наука - представляет собой систему знаний и особую сферу человеческой деятельности, в пределах и посредством которой изучаются наиболее существенные свойства, признаки, явлений действительности, закономерности их существования и развития. Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида тому свидетельство. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, к тому же даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI – XVII вв. Именно в Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и развитие индустриального общества без науки невозможно.

В современном мире роль науки имеет очень важное значение. Все, что окружает нас, является результатом научной деятельности, ее плодами. Именно наука стала причиной научно - технической революции, которая началась в конце XVIII века и продолжается в наше время. За последние 20 - 30 лет объем знаний человечества о природе бытия и природе человека вырос в сотни раз, а за последние три столетия мы получили более 90 процентов всех знаний, которыми обладает человечество.


Актуальность темы заключается в том, что соотношение теоретического и эмпирического уровней познания развивается на основе динамики научного знания и закономерностей развития науки. По мере использования научных открытий эволюционируют техника и технология. Соответственно наука как сложное и многогранное образование оказывает влияние на общественное развитие.

Цель работы - рассмотреть соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания.

Основания структурирования научного знания

Научное знание — это объективный вид знания, сформированный в результате научной деятельности и отвечающий определенным критериям: однозначность, доказанность, системность, определенность, проверяемость, полезность, открытость к критике, способность к изменению, пересмотру и совершенствованию.

К областям научного знания относятся: математика, естествознание, логика, технические, социальные и гуманитарные науки. Также включает в себя знание о законах природы, общества и мышления.
Представляет собой динамичную когнитивную систему, элементы которой постоянно подвергаются пересмотру и трансформациям.

Анализируя науку как социальный институт, можно выделить особую группу структурных компонентов, которые прежде всего связаны с развитием и функционированием научных учреждений, организаций и непосредственно осуществлением соответствующей деятельности.

Рассматривая науку как специфический вид исследовательской деятельности, можно выделить структурные компоненты, которые будут соответствовать деятельностному подходу. Важно понимать, что в таком случае необходимо акцентировать внимание на исследование таких структурных компонентов деятельности, как объект, субъект, инструменты познания.

Представления о субъекте познания развивались от представления о нём как о чём-то разумном и мыслящем. Это виделось как субъект, который фактически выглядел как своего рода познающая машина. Более того, стоит отметить, что представления о нём не ограничивались этим, в более обширном смысле он представлялся как эмпирический, ценностно нагруженный индивид.

В пределах деятельностного подхода к науке на протяжении длительного времени бытовало мнение, что к инструментам познавательной деятельности относятся приборы и методы познания, которые лишь усиливают или наоборот уменьшают познавательную мощь исследователя, при этом не оказывают принципиального воздействия на содержание истины. Это мнение наиболее ярко выраженно в классической – ньютоновской картине мира.



Неклассическая картина мира стала основанием, чтобы усомниться в правильности осмысления данного подхода. Очевидно, что плюрализм истины по большому счёту обуславливался возможностями научных приборов и исследовательского вооружения различными инструментами для проведения качественных исследований. Такой подход рассмотрения науки чаще всего переплетается и тесно связан с дифференциацией по уровням познавательной деятельности.





Эмпирический и теоретический уровни научного познания


Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление.

Для эмпирического познания характерна факто фиксирующая деятельность.

Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала. Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Позиции эмпиризма: на 1-м плане – роль ощущения, непосредственные наблюдения в познании и отрицание роли теоретического мышления. Позиция рационализма: на 1-м плане – деятельность разума, приписывает ему роль единства силы познания и игнорирования значения чувственного познания.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне ученый оперирует только теоретическими (идеальными, знаковыми) объектами. Также на этом уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании

Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: проблема, гипотеза и теория.


Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. решения.

Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

К общим методам познания действительности относятся: индукция, дедукция, аналогия, сравнение, обобщение, абстрагирование и др.

К специфическим методам теоретического познания в науке принадлежат: идеализация, интерпретация, мысленный эксперимент, машинный вычислительный эксперимент, аксиоматический метод и генетический метод построения теории, и др.

Формы и методы научного познания

Познание- это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.

Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) -- материально-технический -- производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта -- лишь одно из многих других.

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».


Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. По словам известного французского физика Луи, де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция- процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике.

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий. фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.