Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания
Особенности рассматриваемых уровней научного знания наиболее наглядно выявляются при их сравнении и обнаружении различий между ними.
Первое. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по предмету. На обоих уровнях может изучаться один и тот же объект, но исследовательский подход к этому объекту и его отражение в научных знаниях каждого из этих уровней будут различными.
Эмпирическое исследование по своим целям и исследовательским возможностям направлено на изучение явлений и обнаружение взаимозависимостей между этими явлениями в процессе научных экспериментов и использования других методов эмпирического познания: наблюдения, измерения. На этом уровне (в силу его возможностей и его методологической оснащенности) сущность исследуемых объектов и сущностные связи между объектами не могут быть выявлены. Здесь исследуются проявления сущности, но не сама сущность вещей.
На теоретическом уровне научного знания выявление сущностных связей выступает в качестве основной исследовательской задачи. При этом сущность изучаемого объекта на теоретическом уровне выражается посредством открываемых и формулируемых исследователем законов.
Второе. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по специфике взаимодействия исследователя с объектом. Эмпирическое исследование основано на непосредственном (хотя часто и опосредованном с помощью приборов и исследовательских инструментов) взаимодействии ученого с исследуемым объектом.
Теоретическое исследование изначально не предполагает подобного непосредственного взаимодействия субъекта познания с объектом. Здесь он изучается опосредованно, поскольку на этом уровне исследователь работает с идеальным, абстрагированным образом объекта, использующим результаты эмпирического познания (что не исключает и последующего эмпирического уточнения такого образа). Например, и на этом уровне может идти речь об эксперименте и моделировании, однако имеется в виду "мысленный эксперимент" и идеальное моделирование.
Третье. Уровни научного познания в существенной мере различаются используемыми
понятийными средствами и языком научных рассуждений.
Таким образом, эмпирический объект – это идеальный, абстрагированный образ реального объекта, в котором присутствуют лишь некоторые из свойств, присущих последнему. В связи с этим содержание понятия, обозначающего эмпирический объект, по содержанию оказывается беднее понятия, описывающего объект реальный.
Предложения языка эмпирического описания (их можно назвать эмпирические высказывания – предложения языка эмпирического уровня научного знания) поддаются непосредственной проверке. Например, упомянутое выше высказывание "стрелка вольтметра остановилась на делении шкалы 12" является истинным, если прибор действительно дает такое показание. Таким образом, большинство эмпирических высказываний верифицируемо (проверяемо).
Однако теоретические высказывания (предложения, составляющие язык научных теорий) сопоставляются с результатами наблюдений и экспериментов не изолированно ("каждое предложение с каждым результатом опыта"), а системно – в рамках определенной теории.
Единство эмпирического и теоретического уровней научного познания
Эмпирический и теоретический уровни познания имеют определенную связь. Без теории для исследователя не предоставлялась бы возможность его понимания того, что он наблюдает и для чего необходимо провести эксперимент, т.е. что он ищет и что изучает.
Например, чтобы сформулировать эмпирическое высказывание: "Тело движется равномерно по прямой линии", - используется определенная схема описания, предполагающая определенную теорию - теорию равномерного и прямолинейного движения.
Из этого можно заключить, что эмпирические данные любой науки являются результатами, которые воспринимаются нами в опыте, они могут быть истолкованы теоретически.
Разумеется, в процессе истолкования мы говорим одно, но видим другое", хотя заметна связь между первым и вторым. Есть очевидные обоснования того, что мы не видим электрический ток, идущий по проводнику, но видим отклонение стрелки прибора - амперметра.
Собственным самостоятельным научным значением обладает эмпирический уровень научного познания. Например, огромное значения для мира науки имело открытие в 1896 г. Французский физик А. Беккерель обнаружил естественную радиоактивность урановой соли.
В сфере биологии начались большие изменения после того, как естествоиспытатель Антони ван Левенгук из Нидерландов начал свои исследования многих природных объектов. В своей работе он использовал микроскоп.
Самостоятельность значения эмпирического уровня научного познания состоит в результатах всякого опыта. Опыт зависим в его истолковании и понимании от определенной теории, по отношению к некоторой другой теории (разумеется, релевантной, которая относится к той же самой предметной области) вполне могут выступать как основа ее анализа и критики.
Основания науки
Основания науки – фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие в целостную систему многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний и обеспечивающие их включение в культуру той или иной исторической эпохи.
Возрастающий интерес к этой проблематике был стимулирован: научными революциями 20 в. (в физике, космологии, биологии); появлением новых направлений и отраслей науки (кибернетики, теории информации); усилившимися процессами дифференциации и интеграции наук. Во всех этих ситуациях возникала потребность осмысления фундаментальных понятий, идей и образов, определяющих стратегии научного исследования и их историческую изменчивость.
Ряд компонентов и аспектов оснований науки был выявлен и проанализирован в западной философии науки 2-й пол. 20 в.
Структура оснований науки определена связями трех основных компонентов: 1) идеалов и норм исследования, 2) научной картины мира, 3) философских оснований науки.
Основания науки выполняют следующие функции: 1) определяют постановку проблем и поиск средств их решения; 2) служат системообразующим базисом научного знания, объединяя в целостную систему разнообразие теоретических и эмпирических знаний каждой научной дисциплины; 3) выступают опосредствующим звеном между наукой и другими областями культуры, определяют характер воздействия социокультурных факторов на процессы формирования теоретических и эмпирических знаний и обратное влияние научных достижений на культуру той или иной исторической эпохи. Трансформация оснований науки происходит в эпохи научных революций и выступает основным содержанием революционных преобразований в науке. Эти трансформации определяют формирование новых типов научной рациональности.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Существует два уровня научного знания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом уровне (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень научного знания характеризуется непосредственным изучением реальных, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне процесс накопления информации об изучаемых объектах и явлениях осуществляется путем проведения наблюдений, проведения различных измерений, постановки экспериментов. Здесь также осуществляется первичная систематизация фактических данных, полученных в виде таблиц, диаграмм, графиков и т. д. Кроме того, на этом уровне научного знания-как следствие обобщения научных фактов-можно сформулировать некоторые эмпирические законы.
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональном (логическом) уровне познания. На этом уровне выявляются наиболее глубокие, существенные аспекты, связи и закономерности, присущие изучаемым объектам и явлениям. Теоретический уровень - это более высокий уровень научного знания. Результаты теоретического познания-это гипотезы, теории и законы.
Список литературы
Основная литература:
1. Фесикова О.В. Философские проблемы науки и техники: методические указания к практическим занятиям. Воронеж, 2017.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа. 1991г.
3. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемалогия. М.: Изд-во мгу, 1974
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV
5. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001
6. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII
Интернет-ресурсы:
1.Структура научного знания и его основные элементы. Уровни познания (zaochnik.com)
2.Структура ⚠️ научного знания: уровни и методы, их характеристики (fenix.help)
3.Эмпирический и теоретический уровни научного познания. (studfile.net)
4.Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания - Философия и методология науки (studme.org)
5.Уровни научного познания (zaochnik.com)
6.ОСНОВАНИЯ НАУКИ (iphlib.ru)