Файл: Задание Представьте характеристику субъектности ребенка дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Представьте характеристику субъектности ребенка дошкольного возраста.

Изучите содержание параграфа 1.2. «Развитие ребенка как субъекта детской деятельности» главы 1, раздела 1, модуля 1.

Ответьте на вопросы и выполните задания

  1. Заполните таблицу

Основные направления развития ребенка как субъекта деятельности (по Д. Б. Эльконину)

Год жизни

Основные направления

1-й год жизни:

2-й год жизни:

3-й год жизни:

3–5 лет:

5 лет:

6–7 лет:

ребенок — субъект эмоционального общения

ребенок — субъект предметной деятельности

ребенок — субъект самостоятельной деятельности

ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности — взрослый); ребенок — субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий

ребенок — субъект общественной деятельности

ребенок — субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).




  1. Объясните, почему ребенка дошкольного возраста можно рассматривать как субъекта деятельности и поведения?


Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны:

— с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

— процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет исключительно чувственнопрактическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.



  1. Как может проявляться ребенок как субъект деятельности? Заполните таблицу

Группа субъектных проявлений

Характеристика группы

эмоционально-субъектные

выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры. Одни дети любят слушать музыку, другим нравится участвовать в разных видах игр, третьим — постоянно экспериментировать. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательность, избирательное отношение к миру, то есть предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ним (общаться со сверстниками, рисовать одному, заниматься со взрослым).

деятельностно-субъектные

проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе воспитания и обучения содержания деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты решения той или иной задачи, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» самостоятельной деятельности




  1. Сделайте вывод. В чем выражаются субъектные проявления дошкольника.


Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями


  1. Какие качества проявляются у дошкольника как субъекта?


У ребенка как субъекта проявляются следующие качества: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.


  1. Развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности обеспечивается через накопление и обогащение его социокультурного опыта.


Заполните таблицу

Характеристика компонентов социокультурного опыта дошкольника

Название компонента

Характеристика компонента

Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре

отражается в возникающих у ребенка интересах к деятельности, дифференцированных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости продуктов деятельности

Опыт знаний о мире, природе, обществе, искусстве

складывается из кругозора и эрудиции ребенка.

Опыт умения взаимодействовать с миром и культурой

включает две группы умений:

— 1-я группа — умения, которые могут быть обозначены как обобщенные способы деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде деятельности, позволяющие ребенку: — определять цель и задачи деятельности; — выбирать адекватные задачам способы действий; — оценивать полученные результаты деятельности.

— 2-я группа — умения, необходимые для участия в разных видах деятельности: игровой, трудовой, художественной, познавательной др.

Опыт творческой деятельности, или творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание

накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах деятельности; переноса умений в новые условия; решения возникающих нестандартных задач деятельности.