Файл: Программа школа России. Учебник А. А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс Тема урока Пустыни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет: Окружающий мир.
Программа: школа России.
Учебник: А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс
Тема урока: Пустыни
Цель: знание природной зоны – пустыни, растительности, животного мира, деятельности человека; создание условий для развития научных исследований и аналитических работ с помощью групповых форм работы и взаимного обмена данными.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие мотивации образовательного процесса, личностного значения учебного процесса, познавательного интереса к новым знаниям, творческого подхода к выполнению задачи;
Регулируемое УУД:определение формулирование целей деятельности на занятии; планирование, контроль и оценка его деятельности в зависимости от поставленных задач и условий их выполнения;
Коммуникационные УУД: учить работать в коллективе, работать в коллективе, работать в коллективе, работать в коллективе, работать в коллективе, работать в коллективе, работать в коллективе;
Познавательные УУД:выберите необходимые источники информации для подготовки учебных задач, получите новые знания, получите информацию, перерабатывайте полученную информацию: сравните и группируйте факты и явления, сформируйте выводы на основе анализов знаний и знания;
Предметные УУД:познакомиться с географическим расположением и климатом; изучить особенности растительных и животных пространств, хозяйства человека.
План работы группы:
1. Анализ задачи.
2. Распределение вопросов между участниками группы.
3. Обсудить проблему.
4. Принятие решений.
5. Оформление решений
6. Выступление представителей группы.
Презентация докладов.
Оценка: каждая группа подсчитывает баллы. Выявляется группа с наибольшим количество баллов за задание.
Задание: На уроке окружающего мира по теме «Пустыня», дается школьникам задание познакомиться с темой «Пустыня...» «Что скрывается за этим словом? Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «пустыня»?
Учащиеся делятся на 4 группы таким образом, чтобы учащиеся не общались и не обсуждали со всем классом, а сначала работали с материалом и обсуждали в группах, затем участники каждой группы представляют результаты своей работы
На просмотр материалов кейса и групповые обсуждения отводится 20 минут.
Следующий этап посвящен выступлениям групп, подведению итогов. Презентация и групповое обсуждение длится 20 минут.
Заключительная часть длится 5 минут и посвящена рефлексии.
1 группа: «Географическое положение пустынь».
1) Дать определение слова «пустыня»
2) определить местоположение зоны пустынь на карте;
3) раскрасить пустыни на контурной карте природных зон
4) Сделать вывод о географическом положении пустынь.
1 группа. Кейс №1
Источник №1:Учебник А.А.Плешакова "Окружающий мир" 4 класс.
Пустыни расположены в юго-восточной части Восточно–Европейской равнины вдоль Каспийского моря.
Пустыня - молодой природный район, расположенный в умеренных поясах и отмечен на карте оранжевым цветом.
- Дополнительно отметим, что поверхность пустыни плоская и песчаная. Эти валуны песчаные и барханы постоянно движутся. Пустыни – это не только песчаная, но и глиняная, и даже каменная. Сегодня мы поговорим о песчаной пустыне и ее обитателях.
- В пустыне лето жаркое: на поверхности земли температура достигает 70 градусов, а ночью - прохладно.
- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? Он хочет попить и поплавать.
В пустыне мало выпадает осадков, иногда не выпадает ни капли дождя за лето, а летом здесь проходит 5 лет. Зима будет сурова в сравнении с летом- температура опускается до -12 градусов.
Источник 2. Толковый словарь русского языка
Источник 3: Карта природных зон
Источник 4: Контурная карта природных зон
-
группа: «Растения пустыни»
-
рассмотреть гербарий, записать название растений; -
по материалам учебника и «Атласу-определителю » ответить на вопросы:
-
Почему листья видоизменились в колючки или отсутствуют вообще? -
почему корневая система растений пустынь имеет большую длину?
-
Сделать выводы о приспособленности растений в пустыне
(заполнить схему)
Растения пустыни
-
Выбрать растения пустыни (из предложенных), разместить их на контурной карте
2 группа. Кейс №2 «Растения пустыни»
Источник № 1: Энциклопедия «Я понимаю мир. География»
Немалая часть пустынь выпадают в весенне-зимний период. Влажная почва буквально преобразуется. В течение нескольких дней она цветет самыми разными цветами. Сроки цветения зависят от количества осадков, почвы и влажности местности. Местные жители и туристы приходят полюбоваться красивым ковром из ярких цветов.
Жара и недостаток влаги вскоре возвращают пустыню в нормальное состояние, где могут расти только самые устойчивые растения.
Стволы деревьев чаще всего сильно изогнуты. Самым распространенным растением в этой местности являются кусты саксаула. Они растут группами, образуя небольшие заросли. Однако не ищите тени под их кронами. Вместо обычной листвы ветки покрыты мелкими чешуйками.
Как этот кустарник выживает в таких бесплодных почвах? Природа наделила их мощными корнями, проникающими в землю на глубину до 15 метров. И еще одно пустынное растение – верблюжья колючка, корнями способна добывать влагу на глубину до 30 метров. Колючки и очень мелкий лист пустынного растения позволяют очень экономично расходовать влажность при испарениях.
В пустыне Южной Африки растет настоящее удивительное растение: фенестрария. На поверхности Земли видны лишь несколько листьев его, а корни как крошечная лаборатория. Именно в нём происходит производство питательных веществ и благодаря этому растению под землей процветает растение.
Источник 2: атлас – определитель «От земли до неба»
Источник №3: гербарий «Растения пустыни»
Источник 4: раздаточный материал: схемы, фотографии растений пустыни.
Источник 5: фотографии растений разных природных зон
\
-
группа «Животные пустыни»
-
По материалам учебника определить, какие животные обитают в этой природной зоне. Соотнести фото и название животного. -
Сделать вывод об условиях существования животных пустыни. Работу оформите в виде кластера. -
Узнать животных пустыни по фрагментам. Подписать названия животных.
-
Разместите животных на карте природных зон
3 группа. Кейс № 3 «Животные пустыни»
Источник №1. Учебник А.А.Плешакова "Окружающий мир" 4 класс.
Источник 2:Энциклопедия «Животные»
Верблюдов называют «кораблями пустыни». Они так хорошо подходят для жизни в пустыни, что они могут обходиться месяцами без воды. Главное, перед засухой верблюд смог отложить жир в горб, который дает ему возможность поглощению энергии и воды, которая вырабатывается в процессе расщепления жира.
Черепаха считается самым обычным обитателем. Они остаются на поверхности только три месяца, в течение этого времени откладывают огромное количество яиц, а потом снова прячутся в глубине песка в норах.
"Крокодилом" пустынь назвали самого крупного ящера - варан. Достигает до 1 5 метров в длину.
Чернотелки — жуки с блестящими черными телами, которые летать не умеют. Это насекомое может принести большой вред при поедании всего растительного материала на своей дороге.
Рогатые сахарные гадюки – змеи длиной от 60 до 80 см, толстое туловище, резко суженным коротким хвостом. Над глазами торчит по одной вертикальной чешуйке. Змея днем зарывается в песок или прячется в норы грызунов, а с наступление ночи выходит охотиться на мелких птиц и змей. Мелкие особи едят саранчовых и ящериц.
Скорпионы – днём прячутся под камнем, в скалах и так далее, а ночью только выходят на добычу. Они быстро бегают. Скорпионы питаются насекомыми, пауками и охотятся за добычей клешнями, при этом поднимают ее над головой и уничтожают уколом иглы жала.
Джейран представляет собой парнокопытный млекопитающий, обитающий в пустыни или полупустыни. Основой рациона их является довольно скудное растительное питание. Животные постоянно кочуют в поиске более питательных продуктов, из которых они могут получать необходимую влагу. Летом джейраны пасутся рано утром и поздно вечером, если относительно холодно. Днем пытаются спрятаться от неожиданной жары. Это весьма осторожное животное, когда обнаруживает опасность, убегает развивая скорость более 60 км/ч. Враги газели - это все животные, которые находятся в ее окружении. Эти звери живут в больших стадах. Продолжительность жизни до 7 лет и более.
Птиц в пустыни практически нет, потому что они не переносят жажды. Весной и начало лета появляются много птиц на полупустынном участке. Некоторые строят свой гнездо прямо на земле. И маскировочные цвета спасают их от неприятностей, а птенцы развиваются очень быстро, избежав при этом никаких ненужных опасностей.
Источник 3: Дидактический материал: фото животных, схемы
Источник 4: карта природных зон
хво
гербариями. ( работа в группах, парах)хвоинки)3 группы: дают ответ, кто живёт в пустыне.агруппа: говорят о проблемах экологии пустын
Источник 5: контурные карты природных зон России
-
группа. Экологические проблемы пустынь
1. Заполнить схему «Экологические проблемы пустынь» Установите причинно-следственные связи
Проблемы пустынь
2. Найдите в Интернете сведения о заповеднике «Чёрные земли»
4 группа. Кейс №4
Источник №1 Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс
Пустыня: представляет собой природную зону - характеризуется плоской поверхностью, небольшими или полными отсутствием растений и особых флор. Отличаются песчаными, каменными, солеными, глиняными и снежными арктическими пустынями. Полупустыня является промежуточной зоной между лесом и пустыней, в которой смешиваются фауна и флора двух районов.
Проблемы экологии различаются по типу природных территорий, однако многие из этих проблем общие для каждого типа и относятся к негативному антропогенному воздействию. Нашествие человека влечет за собой нарушение существующих экосистем, исчезновение типичных животных, расширение границ, загрязнение окружающей среды, загрязнению отходами.
В результате человеческой деятельности на полупустынных границах появляются участки деградации земли, постепенно растущие в пустынях. В природе, расширение пустынных границ происходит достаточно медленно, но под воздействием антропогенного факторов скорости роста увеличивается в разы. Это приводит к:
- вырубки лесов в границах природного района;
- распашке участков земли;
- осушение близлежащие болот, озер;