Файл: Решетов, Д. Н. Работоспособность и надежность деталей машин учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
Д. Н. РЕШЕТОВ проф., докт. 1ехн. наук
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
И НАДЕЖНОСТЬ
ДЕТАЛЕЙ
МАШИН
Допущено Министерством высшего и среднего слеци* ального образования СССР в качестве учебного пособия
для студентов машиностроительных специальностей вузов
М0СК8А «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1974
Гоа. ггвличчч*}
6П5.3 Р47
УДК 621.81 (075)
И" ..
ЧИТА-ЛЫтОГQ ЗАДД
w |
- з я |
ш |
Р е ц е н з е н т ы : кафедра |
Московского |
станкоинструменольного института* |
проф. Н. А. Спииыа |
|
р 31302 214 j j | _ 74
001(01)—74
©Издательство «Высшая школа», 1974 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основой для написания книги явился курс лекций, читанных ав тором в течение ряда лет в МВТУ имени Баумана студентам специаль ности «Динамика и прочность машин» и слушателям факультета повы шения квалификации преподавателей по специальности «Детали машин».
Огромный объем имеющейся информации и ограниченность объе мов учебников по деталям машин вызывает необходимость написания книги для второго концентра изучения предмета после прохождения общего курса втуза.
Общий курс правомерно строится по изучаемым объектам — де талям машин и имеет структуру, оптимальную для практического ис пользования. Построение пособия для второго концентра по той же схеме неизбежно должно привести к повторениям. Между тем разные детали машин подчиняются общим критериям работоспособности, расчета и конструирования. Построение пособия по критериям рабо тоспособности и надежности позволяет достигнуть большей общности расчетов, облегчает перенос опыта расчетов (в частности, допускае мых напряжений и других характеристик) с одних (более массовых) деталей на другие, поднимает роль расчетов на жесткость, износо стойкость, теплостойкость, надежность.
Назначение книги — сообщить читателям сведения по одной из актуальнейших проблем современной техники — надежности и дол говечности машин и по другим современным вопросам расчета и кон струирования деталей машин. Она должна способствовать единству подхода к расчету и конструированию деталей машин.
Недостаточная точность и надежность расчетов машин бывает,
содной стороны, связана с незнанием теоретических и эксперимен тальных разработок отдельных вопросов или с применением в них слишком сложного аппарата и недоведением результатов до удобного использования, с другой, при привлечении к расчетам представителей более точных наук, — с неучетом важных практических факторов или
суточненным учетом одной группы факторов и неучетом другой. По этому одной из задач написания книги было способствовать сближению результатов исследований и практики конструирования и расчета деталей машин. В книге по возможности отражен практический опыт расчета и конструирования машин.
Ограниченность объема книги позволила осветить многие вопросы лишь в общей форме с минимальным количеством расчетов.
Предназначается в качестве учебного пособия для студентов маши
ностроительных специальностей вузов. Может быть также полезна работникам КБ и НИИ.
з
I. Н АГРУЗКИ В М АШ И НАХ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Нагрузки, действующие на детали машин, можно разделить на
полезные и |
собственные |
(вредные). П о л е з н ы е |
нагрузки исполь |
||
зуются для |
совершения |
производственного процесса. |
С о б с т в е н |
||
н ы е нагрузки неизбежно |
сопутствуют работе машин |
и в основном |
|||
складываются из вредных |
динамических нагрузок |
и из местных, или |
кромочных, нагрузок, связанных с концентрацией нагрузки (давле ния) по поверхности контакта. Концентрация нагрузки отличается от концентрации напряжения тем, что она возникает на поверхности контакта.
Естественно, не все динамические нагрузки — вредные. В машинах ударного действия (например, в молотах) и машинах вибрационного действия (в резонансных испытательных машинах и др.) динамиче ские нагрузки используют для осуществления полезного рабочего процесса.
По характеру изменения во времени нагрузки в |
машинах делятся |
на постоянные и переменные. П о с т о я н н ы е |
нагрузки — это |
в основном силы тяжести, нагрузки от начальной затяжки, от постоян ного давления жидкости или газа. К ним же относят нагрузки, по стоянные в течение длительного цикла работы, так как они вызывают разрушение того же характера.
Весовые нагрузки имеют основное значение в транспортных и подъ емно-транспортных машинах, в установках для глубокого бурения. Они существенны также в машинах, имеющих тяжелые роторы с урав новешенными поперечными внешними силами.
Нагрузки от начальной затяжки могут достигать значительных величин и служить самостоятельной причиной отказов. Так, наблю даются случаи надрыва болтов, особенно малого диаметра, при
затяжке, |
повреждение ступиц при напрессовке с максимальными |
||
натягами, |
выдавливание ямок на |
дорожках |
качения подшипников |
и т. д. |
|
|
|
Причины п е р е м е н н о с т и |
нагрузок |
в машинах: |
неравномерность рабочего процесса машины-двигателя. Например, в поршневых машинах простого действия обратный ход поршня хо лостой; индикаторная диаграмма двигателей внутреннего сгорания, т. е. диаграмма изменения давления в цилиндре по ходу поршня, резко неравномерна;
внутренняя динамика — пуск, торможение, реверсирование, уско рения звеньев механизмов, неуравновешенность, ошибки изготов ления;
4
неравномерность и переменность рабочего процесса машины-орудия, Существенна неравномерность во всех машинах с прерывистым про цессом (строгальных, долбежных, протяжных станках, прессах, экс каваторах). Наибольшая неравномерность — у машин ударного и вибрационного действия;
переменность режима работы, сил сопротивления и динамические воздействия в транспортных машинах.
Указанные возмущающие нагрузки вызывают колебания в системе. Возможно возникновение автоколебаний и динамической неустой чивости.
Напряжения в подавляющем большинстве машин — переменные. Постоянные напряжения, так же как и постоянные нагрузки, преиму щественно вызываются силой тяжести и начальной затяжкой. На по стоянные напряжения рассчитывают большинство заклепок, болты с большой начальной затяжкой, котлы и резервуары, детали с длитель ным циклом нагружения. Постоянные нагрузки могут вызывать пере менные напряжения вследствие: а) вращения деталей типа валов, осей относительно нагрузки, в результате чего растянутые волокна через пол-оборота становятся сжатыми, и наоборот, б) поочередного входа в зацепление зубьев, подвергающихся, таким образом, напряже ниям по пульсационному циклу.
Переменные нагрузки бывают постоянного и изменяющегося уров ней или стационарные и нестационарные. Нестационарные нагрузки — это переменные нагрузки с меняющимися параметрами, в первую очередь, с меняющейся амплитудой. Подавляющее большинство машин
работает при |
н е с т а ц и о н а р н ы х р е ж и м а х . |
Рассмотрим |
нагрузки наиболее массовых машин — автомобилей |
и станков. |
|
Переменность нагрузки автомобиля может быть связана: с загруз кой (автомобиль может ехать с полной загрузкой, с частичной или без груза), с рельефом местности (езда в гору, по ровной местности и под гору), с видом и качеством дорожного полотна или грунта (асфальт, ростовая, грунтовая дорога, песок), с разной скоростью движения, с остановом и разгоном у светофоров, с водителем разной квалифика ции и т. д. Каждый из этих факторов может менять нагрузку в несколь ко раз.
Универсальные станки, составляющие подавляющее большинство станочного парка страны, могут работать то на обдирке, то на отде лочных операциях, в условиях индивидуального, серийного и круп
носерийного |
производств, обрабатывать |
то крупные, то мелкие |
|
детали из |
разных |
материалов, использовать разные инструменты |
|
и т. д. Моменты |
на шпинделе при этом |
могут меняться в сотни |
|
раз. Специальные технологические машины, |
используемые в массовом |
производстве, также подвержены переменным нагрузкам в связи с раз ными технологическими операциями и с периодической перестройкой на обработку других деталей.
Машин, работающих с постоянными режимами, очень мало. К ним относятся машины центральных силовых и насосных станций, транс портные машины для работы на длинных линиях.
5
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗОК ПО ВРЕМЕНИ
ВСССР и в других странах в применении к технологическим и транспортным машинам: станкам, автомобилям, тракторам, горным и сельскохозяйственным машинам — проведены записи нагрузок в функ ции времени и накоплена некоторая обобщающая эксплуатационная информация о нагрузках.
Вобщем случае переменными являются как амплитуды, так и сред ние значения нагрузок и напряжений. Осциллограммы при тензометрировании получаются в виде сложных кривых. Для практического использования их систематизируют, причем непрерывное изменение нагрузок заменяют дискретным и общий диапазон разбивают на 10— 15 интервалов.
При уточненных расчетах напряжения можно приводить к симметричному знакопеременному циклу [53 и др.]
°а зкв= °а + Ф°т,
!
где оа — половина размаха между максимальным и ближайшим минимальным значением напряжения того же полуцикла; ат — среднее значение этих напря
жений; тр — коэффициент влияния асимметрии цикла.
Сначала подсчитывают размахи, не превышающие двух интервалов. Потом их исключают из осциллограмм и подсчитывают размахи до трех интервалов
ит д.
Вэтих условиях необходима двухпараметрическая схематизация — по строение корреляционных таблиц.
Учитывая малость коэффициента ф и соответственно роли средних напряже ний, можно для расчетов принимать, что среднее напряжение остается постоян ным, и учитывать только переменность амплитуд. Соответствующие способы приведения называют однопараметрическими.
Вкачестве датчиков обычно используют тензодатчики, тарирован ные на нагрузки.
Из применяемых современных методов регистрации распределе ния нагрузок укажем на следующие:
1.Запись нагрузок на магнитную ленту с обработкой при помощи специальных электронных статистических анализаторов. Возможно
применение анализаторов, позволяющих двухпараметрическую схема тизацию и построение корреляционных таблиц.
2. Применение анализаторов мгновенных значений нагрузок по показаниям счетчиков без предварительной записи процессов.
Ручная расшифровка осциллограмм исключительно трудоемка и не может быть рекомендована. Применяют устройства для автоматиза ции обработки осциллограмм с использованием фотоэлектрических элементов, но они менее рациональны, чем анализаторы магнитной за писи на лентах.
Для изучения распределения номинальных нагрузок в машинах с постоянной скоростью вращения механизмов можно использовать самопишущие ваттметры или счетчики, регистрирующие время работы в каждой части диапазона мощности. Изучение номинальных нагрузок при повторяющихся процессах возможно путем хронометража работы и расчетного определения нагрузок.
6
Выбор расчетных законов распределения нагрузок по времени представляет собой статистическую задачу. Универсальные машины строят на неопределенного потребителя и неизвестные условия работы. Законы распределения, изученные статистически на действующих машинах, для новых машин (или даже для новых периодов эксплуа тации действующих машин) будут вероятностными.
На основе результатов наблюдений строят кривую относительного
числа циклов нагружений n/N |
как функцию нагрузки х = |
Р |
/Ртах |
(рис. 1). Здесь п — число циклов |
нагружений при нагрузке |
Р, |
N — |
о |
0,2 W 0,8 0,8 |
Рис. |
Рис. 2 |
общее число циклов нагружений. Для.вновь проектируемых машин
эту функцию рассматривают как функцию п л о т н о с т и |
в е р о |
||||||
я т н о с т и |
(иначе плотности распределения) f |
(х) (рис. 1, |
а). |
Затем |
|||
строят функцию вероятности |
(иначе |
функцию |
распределения) |
F (х) |
|||
(рис. 1, б). |
|
между собой известным соотношением: |
|||||
Эти функции связаны |
|||||||
|
|
f |
W = F' |
(X). |
|
|
|
Функция |
плотности |
вероятности |
показывает вероятность работы |
с каждым значением нагрузки. Площадь, очерчиваемая кривой плот ности вероятности, равна единице. Площадь до некоторого значения х — Р1Ртах выражает вероятность того, что нагрузка меньше Р.
Функция вероятности, как выражающая собой площадь, очерчи ваемую кривой / (х), также показывает вероятность того, что нагрузка меньше данной величины Р.
Изученные экспериментально распределения для разных машин можно свести к четырем типовым, за которые выбраны распределения, достаточно хорошо изученные в математике (рис. 2). Рекомендуются следующие типовые расчетные режимы работы машин: тяжелый
7