Ответственность за организацию хранения учетных документов несет руководитель организации.
В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется вышестоящей организации.
2.3 Анализ документооборота ООО «Трикотажница»Анализируя документооборота ООО «Трикотажница» представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Анализируя документооборота ООО «Трикотажница»
Наименование документа
| Количество документов
| Отклонение 2015г. к 2014г.
| Темп, %
|
2014 год
| 2015 год
|
Входящий
| 1545
| 1798
| 253
| 116,4
|
Исходящий
| 1282
| 1849
| 567
| 144,2
|
Внутренний
| 4139
| 4652
| 513
| 112,4
|
в том числе:
|
|
|
|
|
служебные
| 1257
| 1481
| 224
| 117,8
|
финансовые
| 1395
| 1648
| 253
| 105,6
|
приказы
| 1060
| 1242
| 182
| 118,1
|
по личному составу
| 1576
| 1613
| 37
| 102,3
|
по командировкам
| 438
| 406
| -32
| 92,7
|
ИТОГО
| 6966
| 8299
| 1333
| 423
|
Увеличение объема документооборота связано, прежде всего, за счет расширения сферы деятельности, образования новых отделов. Наибольший рост наблюдается по входящей и исходящей документации.
Анализ документооборота по месяцам представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ документооборота ООО «Трикотажница» за 2015 г.
Месяц
| Вид документа
|
Входящий
| Исходящий
| Внутренний
|
Январь
| 149
| 148
| 330
|
Февраль
| 149
| 146
| 417
|
Март
| 178
| 159
| 422
|
Апрель
| 127
| 168
| 367
|
Май
| 136
| 154
| 427
|
Июнь
| 158
| 152
| 335
|
Июль
| 146
| 148
| 417
|
Август
| 149
| 160
| 312
|
Сентябрь
| 145
| 158
| 411
|
Октябрь
| 150
| 165
| 408
|
Ноябрь
| 147
| 130
| 370
|
Декабрь
| 155
| 161
| 391
|
ИТОГО
| 1789
| 1849
| 4652
|
Самый большой поток документов приходиться на февраль, март, июнь и декабрь, это объясняется квартальными, годовыми отчетами в налоговую службу и статистику, так же на эти периоды приходятся государственные праздники, рост объемов входящих и исходящих документопотоков, предприятия происходит параллельно. Это объясняется тем, что входящие и исходящие документы, как правило, находятся во взаимосвязи, т.е. исходящий документ может содержать ответ на запрос входящей корреспонденции и наоборот.
3. Пути совершенствования документооборота на предприятии Документация предприятий и их обработка составляют около 50% объема учетных работ, поэтому снижение затрат по составлению и обработке документов является резервом сокращения времени по ведению документооборота.
- использование документов с заранее заполненными постоянными реквизитами (фирменные бланки) и широкое применение компьютерных программ с разовым вводом исходных данных и многократным получением выходной информации; - сокращение количества выписываемых и обрабатываемых документов в результате применения накопительных. многострочных документов, удобного расположения реквизитов, широкого применения унификации документов. Унификация сокращает работу по ведению учета и упрощает работу с документами. Совершенствованию документации способствует и стандартизация, под которой понимается установление одинаковых форм и размеров документов одного названия. Стандартизация облегчает хранение документов в архиве, способствует его быстрому усвоению, позволяет рационально использовать бумагу.
Третье направление совершенствования документооборота - рационализация его путем сокращения количества лиц, участвующих в составлении документа, ликвидации бесполезной документации, применение прогрессивных форм организации учета, предварительного планирования документооборота. Работа секретаря относится к категории бумажных. Конечно, что единой схемы организации документооборота не существует. Каждому подразделению придется разрабатывать ее самостоятельно. При этом многое зависит от размера предприятия, а точнее - от объема хозяйственных операций. При этом на предприятиях с небольшим документооборотом все можно свести к составлению отдельных памяток для сотрудников. Принцип составления такой памятки очень прост. Работнику следует подробно расписать, какие документы он должен оформить, чтобы к нему не было претензий по оформлению. Нелишним будет приложить к памятке и образцы необходимых бумаг. Кроме этого, в организации ООО «Трикотажница» необходима оптимизация документооборота. Необходимо начать с составления графика документооборота. Из него должно быть понятно, кто, в какие сроки и кому сдает те или иные документы, кто их подписывает. При этом работу по составлению графика документооборота организует руководитель ООО «Трикотажница», а утверждает своим приказом руководитель предприятия. Необходимо создать график сдачи первичных документов в ООО «Трикотажница», который ежегодно будет утверждаться приказом генерального директора и будет являться неотъемлемым элементом учетной политики предприятия.
Современные и перспективные направления совершенствования документационного обеспечения управления неотделимы от процесса массового внедрения достижений научно-технического прогресса. Эти достижения, связанные с созданием качественно новых видов вычислительной техники, средств связи, дают возможность перейти к принципиально иной и значительно более эффективной информационной технологии в органах управления, основанной на органичном включении комплекса технических средств в управленческий процесс. Для такой организации как ООО «Трикотажница» наиболее эффективной формой использования стандартов и нормативных актов, регламентирующих документационное обеспечение деятельности предприятия, является внедрение электронного документооборота. Это позволило бы все документы представлять в виде электронных текстов, доступ к которым может быть возможен с любого рабочего места. Система автоматизации делопроизводства и документооборота должна функционировать в локальной вычислительной сети, объединяющей компьютеры, установленные на рабочих местах работников структурных подразделений, участвующих в технологических процессах делопроизводственной деятельности предприятия. К выбору системы электронной документации следует подходить исходя из потребностей организации. Для начала нужно определится со следующим набором критериев для классификации:
При этом необходимо учитывать наличие системы защиты от доступа к информации извне, это должно непременно входить в набор корпоративной информационной системы. Поэтому при выборе системы следует обратить внимание на этот фактор и руководствоваться законом о защите информации.
Что же касается эффективности, то в качестве наилучшей ее меры выступает повышение производительности труда в результате внедрения системы. Важно отметить, что эффективность достигается не только за счет высокого быстродействия системы, но и ее широких функциональных возможностей. Полнофункциональная система позволяет автоматизировать работу с документами любых типов и практически на всех стадиях жизненного цикла, начиная от задания на разработку и кончая сдачей в архив. Кроме того, данное качество дает возможность настраивать систему на различные специфические участки, будь то классическое делопроизводство (с параллельным хождением электронных и бумажных документов) или разработка проектно-конструкторской документации (с поддержкой сканирования, векторизации, распознавания и индексирования), что актуально для ООО «Трикотажница». - единую регистрацию всей поступающей корреспонденции, включая письма и обращения граждан, с последующим направлением документов на рассмотрение руководству организации или в ее структурные подразделения; - контроль своевременного исполнения поручений, обращений граждан, организаций, резолюций и указаний руководства; проверку правильности и своевременности исполнения документов; Также система автоматизации делопроизводства и документооборота должна функционировать в локальной вычислительной сети, объединяющей компьютеры, установленные на рабочих местах работников структурных подразделений и филиалов, участвующих в процессах делопроизводственной деятельности. При переходе на работу с электронными копиями документов полностью исключить возможность их утери и свести поиск документа к запросу, выполняемому системой в течение считанных секунд. При этом даже необязательно помнить название или регистрационный номер документа - достаточно указать тематику или ключевые слова для поиска.