Файл: Нестеров, Ю. Ф. Судовые холодильные установки учебник для институтов водного транспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бенно нагнетательных, замерзание проходного отверстия ТРК, за­ сорение фильтров и др.

При заедании иглы ТРК в открытом виде его проход открыва­ ется чрезмерно, давление всасывания повышается, покрывается инеем всасывающая труба, а иногда и всасывающая сторона го­ ловки блока цилиндров. В этом случае следует разобрать ТРК и устранить заедание иглы или заменить клапан.

Если в клапанах компрессора есть пропуски хладагента вслед­ ствие неплотного прилегания их к седлам, то наблюдается боль­ шая продолжительность работы и малое время стоянки компрессо­ ра при нормальных давлениях нагнетания и всасывания. При по­ ломке пластин клапанов давления нагнетания и всасывания вырав­ ниваются, компрессор работает непрерывно, а испаритель не обмер­ зает. В данном случае надо очистить клапаны, а сломанную деталь заменить новой. Об исправности всасывающих клапанов можно судить по быстрому созданию вакуума в картере работающего компрессора при закрытом запорном всасывающем клапане. При нормальной плотности всасывающих клапанов во время провора­ чивания вручную маховика остановленного компрессора стрелка мановакуумметра отклоняется дважды за один оборот маховика. О неисправности нагнетательных клапанов свидетельствует быст­ рое возрастание давления во всасывающей полости остановленного компрессора при закрытом запорном всасывающем клапане.

При неисправности предохранительного клапана нагревается труба, соединяющая его со всасывающей стороной компрессора, и повышается температура перегрева пара, нагнетаемого компрес­ сором.

При неплотности поршня давление в испарителе при закрытом регулирующем клапане падает медленно, кроме того, стрелки ма­ нометров не дают регулярных толчков при каждом ходе поршня. Устраняют эту неисправность заменой уплотнительных колец, а при неравномерном износе цилиндра — еще и проточкой его.

Вредное влияние воды, воздуха и загрязнений на работу хо­ лодильной машины и удаление их из системы рассматривалось в

§ 13.

При засорении грязью и окалиной ТРК «ли замерзании в нем воды, содержащейся во фреоне, большее или меньшее открытие клапана не влияет на температуру кипения, и компрессор будет работать короткими циклами. Засорившийся клапан следует пере­ брать и очистить. Иногда помогает быстрое открытие и закрытие клапана несколько раз подряд. Оттаивают ТРК тряпкой, смочен­ ной в горячей воде. При повторном замерзании в нем воды вклю­ чают осушитель или заменяют адсорбент, если осушитель уже был включен.

Признаком засорения жидкостного фильтра является пониже­ ние температуры хладагента после него вследствие дросселирова­ ния жидкости в фильтрующем устройстве. В засорившемся фильт­ ре часть хладагента испаряется, поэтому через ТРК проходит жид­ кость с примесью пара, в результате чего в нем слышится свист.

239


При засорении жидкостный фильтр покрывается инеем, давление в испарителе оказывается ниже нормального, компрессор работает короткими циклами. Покрытие инеем входного штуцера ТРК сви­ детельствует о засорении фильтра ТРК. Если засоряется паровой фильтр (грязеуловитель) на всасывающем трубопроводе, то давле­ ние в испарителе не понижается даже при закрытом регулирующем клапане. Для устранения таких неисправностей надо очистить и промыть сетки фильтров.

Загрязнения трубок холодильных аппаратов маслом (при пло­ хом действии маслоотделителя), отложениями из воды и рассола, снеговой шубой ухудшают теплопередачу, повышают давление конденсации и заставляют работать с более низкой температурой кипения. При этом уменьшается холодопроизводительность маши­ ны, увеличиваются продолжительность ее работы и расход электро­ энергии, в связи с чем загрязнения необходимо периодически уда­ лять с теплопередающих поверхностей.

Если в конденсаторе имеются воздух и неконденсирующиеся газы, то наблюдаются повышенное давление конденсации, не соот­ ветствующее температуре охлаждающей воды, существенное уве­ личение разности между температурами конденсации и уходящей циркуляционной воды, а также значительное возрастание темпе­ ратуры перегретого пара в конце сжатия в компрессоре (даже при значительном открытии регулирующего клапана). Дополнитель­ ным признаком нахождения воздуха в системе служит дрожание стрелки манометра. Воздух из конденсатора и ресивера нужно пе­ риодически выпускать.

Давление конденсации может повышаться также от недоста­ точной подачи воды или прекращения подачи ее в конденсатор изза неисправности циркуляционного насоса или засорения конден­ сатора. Для устранения такой неисправности следует обеспечить достаточную подачу циркуляционной воды.

Основные причины, приводящие к аварии холодильной уста­ новки, являются следствием гидравлических ударов в компрессо­ рах, чрезмерного повышения давления нагнетания, замерзания рас­ сола в испарителях, недопустимого повышения температуры обмо­ ток электродвигателей.

§47. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ СУДОВЫХ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК

На элементы холодильного оборудования распространяются известные правила техники безопасности для сходственных судо­ вых механизмов, аппаратов, баллонов, электродвигателей, прибо­ ров, узлов и т. п. Однако в технике безопасности при эксплуата­ ции холодильных установок есть и своя специфика, вытекающая из особенностей применяемых в них хладагентов.

Требования безопасности, предъявляемые Регистром к распо­

240


ложению и обслуживанию холодильных установок на

судах, бы­

ли рассмотрены в § 17 и 16. Вопросы безопасности

излагались

также в § 7 при описании свойств хладагентов.

Поэтому ниже

приведены лишь еще не рассмотренные основные

специфические

особенности техники безопасности для судовых холодильных уста­ новок.

Запрещается устанавливать в одном помещении с холодиль­ ной машиной аппараты и приборы, работающие с открытым пла­ менем или имеющие внешние поверхности с температурой выше 350°С, так как аммиак взрывоопасен, а фреон-12 при температу­ ре свыше 430°С разлагается с образованием ядовитых веществ. По этим же причинам во время осмотра внутренних частей хо­ лодильного оборудования запрещается пользоваться для освеще­ ния открытым пламенем и курить.

Врефрижераторном компрессорном отделении (на выходе) должны находиться в застекленном шкафу противогазы, резино­ вые перчатки, защитные очки, теплые рукавицы и аптечка.

Врефрижераторном отделении разрешается хранить не более одного баллона с фреоном, который следует размещать вдали от источников тепла (отопительных устройств и т. п.). Запрещается нагревать баллоны при заполнении системы хладагентом.

При растворении в рассоле

пассиваторов и добавлении их на­

до пользоваться перчатками и очками.

 

 

 

как

К движущимся частям машины запрещается прикасаться

при работе, так и при автоматической

остановке до тех пор,

по­

ка не будет устранена

возможность

их

автоматического вклю­

чения.

холодильного

оборудования

и ремонтных

Во время вскрытия

или аварийных работ,

а также

при

обнаружении

значительной

утечки хладагента немедленно нужно включить вытяжную

вен­

тиляцию, чтобы защитить людей от отравления ядовитым аммиа­ ком или удушья вследствие недостатка кислорода при концен­

трации пара фреона-12 в воздухе

помещения (более 30%.

Чтобы

не обморозить кожу

рук при непосредственном попадании

на нее

жидкого хладагента,

необходимо

надевать резиновые

перчатки.

Во избежание повреждения глаз надо пользоваться

защитными

очками. Нельзя приближать лицо вплотную к местам возможных пропусков хладагента.

Выпуск масла из маслосборников, маслоотстойников конден­ саторов и испарителей, а также воздуха из конденсаторов и ре­ сиверов в аммиачных машинах нужно производить в противога­ зе марки КД, при этом на руках должны быть надеты резиновые перчатки, должна быть включена вытяжная вентиляция.

Вскрывать и ремонтировать компрессоры, аппараты, трубо­ проводы и другое холодильное оборудование разрешается толь­ ко после предварительного отсасывания хладагента из повреж­ денного участка, отключения его от остальной системы плотным перекрытием соответствующих запорных клапанов и снижения абсолютного давления до атмосферного. При вскрытии аммиачных

241


машин необходимо пользоваться противогазом КД и резиновыми перчатками, а фреоновых машин — защитными очками. ■

Обслуживающий персонал должен

уметь

оказывать

первую

(доврачебную) помощь при травмах хладагентом.

немедленно

При удушьи, вызванном паром

фреона,

надо

вывести пострадавшего на свежий

воздух и до прибытия врача,

если требуется, производить искусственное дыхание.

Желательно

дать вдыхать кислород, а при общей

слабости — выпить

крепкий

чай или кофе. Если пострадавший отравился аммиачным

паром,

следует вынести его на свежий воздух,

сделать

искусственное

дыхание и по возможности сменить одежду, укрыв его потеплее. Затем дать вдыхать теплый пар 1—2%-ного раствора уксусной или лимонной кислоты (из чайника через бумажную трубку) и при­ нять внутрь слабый раствор лимонной кислоты (лимонад) или 3%-ный раствор молочной кислоты.

При обмораживании жидким фреоном необходимо осторож­ ным растиранием кожи стерильным ватным тампоном или марлевой салфеткой восстановить кровообращение и чувствитель­ ность ее, после чего обтереть обмороженное место спиртом, нало­ жить повязку из чистого бинта и направить пострадавшего к врачу. Если поражены обширные участки кожи и образовались пузы­ ри, растирать ее нельзя. Жидкий аммиак удаляют с кожи струей воды или уксусом. Только после этого пораженные участки мож­ но растирать и наложить на них повязку.

При попадании фреона в глаза следует промыть их струей во­ ды комнатной температуры, 2%-ным раствором поваренной со­ ли или 2 — 4%-ным раствором борной кислоты, закапать стериль­

ным вазелиновым маслом

и немедленно обратиться к врачу. Если

в глаза попал аммиак, их

нужно промыть 2—4 %-ным раствором

борной кислоты и закапать этим слабым раствором.


 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

1.

А к с е н о в

А. Г. Пособие механику и машинисту

судовой

холодильной

установки. М., «Транспорт», 1969. 184 с.

 

 

 

 

 

 

2.

В о л к о в В. Ф., Ч и ч е н о в А. И.

Судовые холодильные машины и уста­

новки. Л., Судпромгиз, 1961. 263 с.

 

 

 

 

 

 

 

3.

Временное руководство по эксплуатации судовых

фреоновых

холодиль­

ных установок. М., «Транспорт», 1965.

126 с. (МРФ РСФСР).

 

 

 

4.

Д о б р о в о л ь с к и й

А. II. Судовые холодильные машины и установки.

Л., «Судостроение», 1969. 255 с.

 

 

 

 

тел,

приме­

5.

Д о б р о в о л ь с к и й А. П. Таблицы и диаграммы рабочих

няемых в судовых холодильных установках. Л., «Судостроение», 1966. 88 с.

6.

Д о б р о в о л ь с к и й

А. П.

Судовые

холодильные установки.

 

Л., Суд­

промгиз, 1962. 391 с.

К. Я. Теплоизоляция судовых рефрижераторных поме­

7.

Ж и л и н с к и й

щений. Л., «Судостроение»,

1966. 104 с.

 

 

 

 

 

 

8.

Ж и л и н с к и й

К. Я. Судовая теплоизоляция. Л., Судпромгиз, 1962. 405с.

9. Рефрижераторные суда. Л., Судпромгиз, 1963. 523 с. Авт.: Зайцев В. П.,

Ниточкин А. Е., Попырин И. А., Сурвилло В. Л., Чулин Н. И.

 

 

 

10.

З а х а р о в

Ю.

В. Судовые установки кондиционирования воздуха и холо­

дильные машины. Л., «Судостроение», 1972. 566 с.

 

«Транспорт»,

11.

З а х а р о в

Ю.

В.

 

Судовые

холодильные установки. М.,

1967. 272 с.

 

Н. Н. Обработка воздуха в судовых системах кондицио­

12.

К а с а л а й н е н

нирования. Л., «Судостроение», 1971. 143 с.

 

 

187

с.

13.

Каталог холодильного оборудования. М., Машгиз, 1963.

14.

Каталог холодильного оборудования. М., 1960. 183

с. (ЦИНТИМАШ).

15.

Ку P ы л е в Е. С.,

Г е р а с и м о в

Н. А. Холодильные установки.

М.—Л.,

Машгиз, 1961. 607 с.

В.,

X о р д а с Г. С.

Расчеты параметров и конструктивных

16.

Л о с к у т о в В.

элементов судовых систем. Л., «Судостроение», 1968. 216 с.

 

 

 

17.

Л о с к у т о в В.

В.,

 

X о р д а с Г. С. Гидравлические расчеты судовых сис­

тем. Л., Судпромгиз, 1963. 312 с.

 

 

Л. 3. Судовые холодильные уста­

118.

М а р т ы н о в с к и й

 

В. С., М е л ь ц е р

новки и их эксплуатация. Л., «Судостроение», 1971. 375 с.

 

 

 

 

19.

М и ц е в и ч

А.

Т. Оптимизация некоторых параметров рефрижераторных

судов. М., «Наука», 1968. 155 с.

 

 

 

 

 

 

Л., «Су­

20.

Н е с т е р о в Ю.

Ф.

Теория и расчет судовой тепловой изоляции.

 

достроение», 1973.

440

с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Правила классификации и постройки морских судов. Ч. XII. «Холодиль­ ные установки». Л., «Транспорт», 1970. 682—694 с. (Регистр СССР).

22.Правила постройки стальных судов внутреннего плавания. Раздел Д. «Хоходильные установки». М., «Речной транспорт», 1961. 158— 164 с. (Речной Ре­

гистр РСФСР).

243