Файл: Нестеров, Ю. Ф. Судовые холодильные установки учебник для институтов водного транспорта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
бенно нагнетательных, замерзание проходного отверстия ТРК, за сорение фильтров и др.
При заедании иглы ТРК в открытом виде его проход открыва ется чрезмерно, давление всасывания повышается, покрывается инеем всасывающая труба, а иногда и всасывающая сторона го ловки блока цилиндров. В этом случае следует разобрать ТРК и устранить заедание иглы или заменить клапан.
Если в клапанах компрессора есть пропуски хладагента вслед ствие неплотного прилегания их к седлам, то наблюдается боль шая продолжительность работы и малое время стоянки компрессо ра при нормальных давлениях нагнетания и всасывания. При по ломке пластин клапанов давления нагнетания и всасывания вырав ниваются, компрессор работает непрерывно, а испаритель не обмер зает. В данном случае надо очистить клапаны, а сломанную деталь заменить новой. Об исправности всасывающих клапанов можно судить по быстрому созданию вакуума в картере работающего компрессора при закрытом запорном всасывающем клапане. При нормальной плотности всасывающих клапанов во время провора чивания вручную маховика остановленного компрессора стрелка мановакуумметра отклоняется дважды за один оборот маховика. О неисправности нагнетательных клапанов свидетельствует быст рое возрастание давления во всасывающей полости остановленного компрессора при закрытом запорном всасывающем клапане.
При неисправности предохранительного клапана нагревается труба, соединяющая его со всасывающей стороной компрессора, и повышается температура перегрева пара, нагнетаемого компрес сором.
При неплотности поршня давление в испарителе при закрытом регулирующем клапане падает медленно, кроме того, стрелки ма нометров не дают регулярных толчков при каждом ходе поршня. Устраняют эту неисправность заменой уплотнительных колец, а при неравномерном износе цилиндра — еще и проточкой его.
Вредное влияние воды, воздуха и загрязнений на работу хо лодильной машины и удаление их из системы рассматривалось в
§ 13.
При засорении грязью и окалиной ТРК «ли замерзании в нем воды, содержащейся во фреоне, большее или меньшее открытие клапана не влияет на температуру кипения, и компрессор будет работать короткими циклами. Засорившийся клапан следует пере брать и очистить. Иногда помогает быстрое открытие и закрытие клапана несколько раз подряд. Оттаивают ТРК тряпкой, смочен ной в горячей воде. При повторном замерзании в нем воды вклю чают осушитель или заменяют адсорбент, если осушитель уже был включен.
Признаком засорения жидкостного фильтра является пониже ние температуры хладагента после него вследствие дросселирова ния жидкости в фильтрующем устройстве. В засорившемся фильт ре часть хладагента испаряется, поэтому через ТРК проходит жид кость с примесью пара, в результате чего в нем слышится свист.
239
При засорении жидкостный фильтр покрывается инеем, давление в испарителе оказывается ниже нормального, компрессор работает короткими циклами. Покрытие инеем входного штуцера ТРК сви детельствует о засорении фильтра ТРК. Если засоряется паровой фильтр (грязеуловитель) на всасывающем трубопроводе, то давле ние в испарителе не понижается даже при закрытом регулирующем клапане. Для устранения таких неисправностей надо очистить и промыть сетки фильтров.
Загрязнения трубок холодильных аппаратов маслом (при пло хом действии маслоотделителя), отложениями из воды и рассола, снеговой шубой ухудшают теплопередачу, повышают давление конденсации и заставляют работать с более низкой температурой кипения. При этом уменьшается холодопроизводительность маши ны, увеличиваются продолжительность ее работы и расход электро энергии, в связи с чем загрязнения необходимо периодически уда лять с теплопередающих поверхностей.
Если в конденсаторе имеются воздух и неконденсирующиеся газы, то наблюдаются повышенное давление конденсации, не соот ветствующее температуре охлаждающей воды, существенное уве личение разности между температурами конденсации и уходящей циркуляционной воды, а также значительное возрастание темпе ратуры перегретого пара в конце сжатия в компрессоре (даже при значительном открытии регулирующего клапана). Дополнитель ным признаком нахождения воздуха в системе служит дрожание стрелки манометра. Воздух из конденсатора и ресивера нужно пе риодически выпускать.
Давление конденсации может повышаться также от недоста точной подачи воды или прекращения подачи ее в конденсатор изза неисправности циркуляционного насоса или засорения конден сатора. Для устранения такой неисправности следует обеспечить достаточную подачу циркуляционной воды.
Основные причины, приводящие к аварии холодильной уста новки, являются следствием гидравлических ударов в компрессо рах, чрезмерного повышения давления нагнетания, замерзания рас сола в испарителях, недопустимого повышения температуры обмо ток электродвигателей.
§47. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ СУДОВЫХ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК
На элементы холодильного оборудования распространяются известные правила техники безопасности для сходственных судо вых механизмов, аппаратов, баллонов, электродвигателей, прибо ров, узлов и т. п. Однако в технике безопасности при эксплуата ции холодильных установок есть и своя специфика, вытекающая из особенностей применяемых в них хладагентов.
Требования безопасности, предъявляемые Регистром к распо
240
ложению и обслуживанию холодильных установок на |
судах, бы |
|
ли рассмотрены в § 17 и 16. Вопросы безопасности |
излагались |
|
также в § 7 при описании свойств хладагентов. |
Поэтому ниже |
|
приведены лишь еще не рассмотренные основные |
специфические |
особенности техники безопасности для судовых холодильных уста новок.
Запрещается устанавливать в одном помещении с холодиль ной машиной аппараты и приборы, работающие с открытым пла менем или имеющие внешние поверхности с температурой выше 350°С, так как аммиак взрывоопасен, а фреон-12 при температу ре свыше 430°С разлагается с образованием ядовитых веществ. По этим же причинам во время осмотра внутренних частей хо лодильного оборудования запрещается пользоваться для освеще ния открытым пламенем и курить.
Врефрижераторном компрессорном отделении (на выходе) должны находиться в застекленном шкафу противогазы, резино вые перчатки, защитные очки, теплые рукавицы и аптечка.
Врефрижераторном отделении разрешается хранить не более одного баллона с фреоном, который следует размещать вдали от источников тепла (отопительных устройств и т. п.). Запрещается нагревать баллоны при заполнении системы хладагентом.
При растворении в рассоле |
пассиваторов и добавлении их на |
|||||
до пользоваться перчатками и очками. |
|
|
|
как |
||
К движущимся частям машины запрещается прикасаться |
||||||
при работе, так и при автоматической |
остановке до тех пор, |
по |
||||
ка не будет устранена |
возможность |
их |
автоматического вклю |
|||
чения. |
холодильного |
оборудования |
и ремонтных |
|||
Во время вскрытия |
||||||
или аварийных работ, |
а также |
при |
обнаружении |
значительной |
||
утечки хладагента немедленно нужно включить вытяжную |
вен |
тиляцию, чтобы защитить людей от отравления ядовитым аммиа ком или удушья вследствие недостатка кислорода при концен
трации пара фреона-12 в воздухе |
помещения (более 30%. |
Чтобы |
||
не обморозить кожу |
рук при непосредственном попадании |
на нее |
||
жидкого хладагента, |
необходимо |
надевать резиновые |
перчатки. |
|
Во избежание повреждения глаз надо пользоваться |
защитными |
очками. Нельзя приближать лицо вплотную к местам возможных пропусков хладагента.
Выпуск масла из маслосборников, маслоотстойников конден саторов и испарителей, а также воздуха из конденсаторов и ре сиверов в аммиачных машинах нужно производить в противога зе марки КД, при этом на руках должны быть надеты резиновые перчатки, должна быть включена вытяжная вентиляция.
Вскрывать и ремонтировать компрессоры, аппараты, трубо проводы и другое холодильное оборудование разрешается толь ко после предварительного отсасывания хладагента из повреж денного участка, отключения его от остальной системы плотным перекрытием соответствующих запорных клапанов и снижения абсолютного давления до атмосферного. При вскрытии аммиачных
241
машин необходимо пользоваться противогазом КД и резиновыми перчатками, а фреоновых машин — защитными очками. ■
Обслуживающий персонал должен |
уметь |
оказывать |
первую |
||
(доврачебную) помощь при травмах хладагентом. |
немедленно |
||||
При удушьи, вызванном паром |
фреона, |
надо |
|||
вывести пострадавшего на свежий |
воздух и до прибытия врача, |
||||
если требуется, производить искусственное дыхание. |
Желательно |
||||
дать вдыхать кислород, а при общей |
слабости — выпить |
крепкий |
|||
чай или кофе. Если пострадавший отравился аммиачным |
паром, |
||||
следует вынести его на свежий воздух, |
сделать |
искусственное |
дыхание и по возможности сменить одежду, укрыв его потеплее. Затем дать вдыхать теплый пар 1—2%-ного раствора уксусной или лимонной кислоты (из чайника через бумажную трубку) и при нять внутрь слабый раствор лимонной кислоты (лимонад) или 3%-ный раствор молочной кислоты.
При обмораживании жидким фреоном необходимо осторож ным растиранием кожи стерильным ватным тампоном или марлевой салфеткой восстановить кровообращение и чувствитель ность ее, после чего обтереть обмороженное место спиртом, нало жить повязку из чистого бинта и направить пострадавшего к врачу. Если поражены обширные участки кожи и образовались пузы ри, растирать ее нельзя. Жидкий аммиак удаляют с кожи струей воды или уксусом. Только после этого пораженные участки мож но растирать и наложить на них повязку.
При попадании фреона в глаза следует промыть их струей во ды комнатной температуры, 2%-ным раствором поваренной со ли или 2 — 4%-ным раствором борной кислоты, закапать стериль
ным вазелиновым маслом |
и немедленно обратиться к врачу. Если |
в глаза попал аммиак, их |
нужно промыть 2—4 %-ным раствором |
борной кислоты и закапать этим слабым раствором.
|
|
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
|
|
|
|
|||
1. |
А к с е н о в |
А. Г. Пособие механику и машинисту |
судовой |
холодильной |
||||||||
установки. М., «Транспорт», 1969. 184 с. |
|
|
|
|
|
|
||||||
2. |
В о л к о в В. Ф., Ч и ч е н о в А. И. |
Судовые холодильные машины и уста |
||||||||||
новки. Л., Судпромгиз, 1961. 263 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
3. |
Временное руководство по эксплуатации судовых |
фреоновых |
холодиль |
|||||||||
ных установок. М., «Транспорт», 1965. |
126 с. (МРФ РСФСР). |
|
|
|
||||||||
4. |
Д о б р о в о л ь с к и й |
А. II. Судовые холодильные машины и установки. |
||||||||||
Л., «Судостроение», 1969. 255 с. |
|
|
|
|
тел, |
приме |
||||||
5. |
Д о б р о в о л ь с к и й А. П. Таблицы и диаграммы рабочих |
|||||||||||
няемых в судовых холодильных установках. Л., «Судостроение», 1966. 88 с. |
||||||||||||
6. |
Д о б р о в о л ь с к и й |
А. П. |
Судовые |
холодильные установки. |
|
Л., Суд |
||||||
промгиз, 1962. 391 с. |
К. Я. Теплоизоляция судовых рефрижераторных поме |
|||||||||||
7. |
Ж и л и н с к и й |
|||||||||||
щений. Л., «Судостроение», |
1966. 104 с. |
|
|
|
|
|
|
|||||
8. |
Ж и л и н с к и й |
К. Я. Судовая теплоизоляция. Л., Судпромгиз, 1962. 405с. |
||||||||||
9. Рефрижераторные суда. Л., Судпромгиз, 1963. 523 с. Авт.: Зайцев В. П., |
||||||||||||
Ниточкин А. Е., Попырин И. А., Сурвилло В. Л., Чулин Н. И. |
|
|
|
|||||||||
10. |
З а х а р о в |
Ю. |
В. Судовые установки кондиционирования воздуха и холо |
|||||||||
дильные машины. Л., «Судостроение», 1972. 566 с. |
|
«Транспорт», |
||||||||||
11. |
З а х а р о в |
Ю. |
В. |
|
Судовые |
холодильные установки. М., |
||||||
1967. 272 с. |
|
Н. Н. Обработка воздуха в судовых системах кондицио |
||||||||||
12. |
К а с а л а й н е н |
|||||||||||
нирования. Л., «Судостроение», 1971. 143 с. |
|
|
187 |
с. |
||||||||
13. |
Каталог холодильного оборудования. М., Машгиз, 1963. |
|||||||||||
14. |
Каталог холодильного оборудования. М., 1960. 183 |
с. (ЦИНТИМАШ). |
||||||||||
15. |
Ку P ы л е в Е. С., |
Г е р а с и м о в |
Н. А. Холодильные установки. |
М.—Л., |
||||||||
Машгиз, 1961. 607 с. |
В., |
X о р д а с Г. С. |
Расчеты параметров и конструктивных |
|||||||||
16. |
Л о с к у т о в В. |
|||||||||||
элементов судовых систем. Л., «Судостроение», 1968. 216 с. |
|
|
|
|||||||||
17. |
Л о с к у т о в В. |
В., |
|
X о р д а с Г. С. Гидравлические расчеты судовых сис |
||||||||
тем. Л., Судпромгиз, 1963. 312 с. |
|
|
Л. 3. Судовые холодильные уста |
|||||||||
118. |
М а р т ы н о в с к и й |
|
В. С., М е л ь ц е р |
|||||||||
новки и их эксплуатация. Л., «Судостроение», 1971. 375 с. |
|
|
|
|
||||||||
19. |
М и ц е в и ч |
А. |
Т. Оптимизация некоторых параметров рефрижераторных |
|||||||||
судов. М., «Наука», 1968. 155 с. |
|
|
|
|
|
|
Л., «Су |
|||||
20. |
Н е с т е р о в Ю. |
Ф. |
Теория и расчет судовой тепловой изоляции. |
|
||||||||
достроение», 1973. |
440 |
с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21.Правила классификации и постройки морских судов. Ч. XII. «Холодиль ные установки». Л., «Транспорт», 1970. 682—694 с. (Регистр СССР).
22.Правила постройки стальных судов внутреннего плавания. Раздел Д. «Хоходильные установки». М., «Речной транспорт», 1961. 158— 164 с. (Речной Ре
гистр РСФСР).
243