Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Конвенция ратифицирована всеми государствами-членами Совета Европы и рассматривается как один из самых основательных, тщательно продуманных и эффективных документов в области защиты прав человека. В отличие от других международных пактов и конвенций, ЕКЗПЧОС призвана защищать индивидов от неуместных и не пра1 Россия стала членом Совета Европы 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ЕКЗПЧОС 5 мая 1998 г. вовых действий их правительств. В некоторых странах (в Австрии) она инкорпорирована в Конституцию страны. Граждане этих стран имеют право апеллировать к Конвенции даже против некоторых внутренних законов. В других (в Дании, на Мальте) она приравнена к внутреннему праву. Бывший Генеральный секретарь Совета Европы К. Лалумье не без оснований именовала ЕКЗПЧОС «бриллиантом в короне» европейской системы прав человека1, а один из активных функционеров СЕ Ганс Крюгер — конституционным биллем целого континента2. Из ЕКЗПЧОС почти целиком исключены все права человека, которые с точностью не могут быть названы гражданскими и политическими. Комитет по легальным и административным делам Консультативной ассамблеи Совета Европы так объяснял набор прав и свобод для Конвенции: гражданские и политические права — это «общий знаменатель… политических институтов, первый триумф демократии, а также необходимое условие, при которых они действуют. Вот почему они должны стать предметом коллективной гарантии.
Европейская социальная хартия подписана в 1961 г. и вступила в силу в 1965 г. и рассматривается Советом Европы как контра парт Европейской конвенции по правам человека. Она призвана содействовать реальному росту уровня жизни людей и социальной безопасности в Европе4. После почти тридцатилетнего опыта практической реализации Хартии, она была пересмотрена в сторону расширения гарантируемых в ней прав человека. В первой части Социальной хартии в редакции 1961 г., подписавшие ее государства приняли на себя как цель их политики, которая будет проводиться всеми необходимыми средствами, как национальными, так и международными, обязательство создать условия, при которых провозглашаемые в ней права и принципы могут реализоваться эффективно. В последующих 19 статьях эти права детализировались. Во второй части Хартии раскрывалось содержание каждого права и говорилось о том, что государства должны сделать для его реализации. В третьей части Хартии, состоящей из 20 статей, говорилось о том, что договаривающиеся стороны рассматривают первую часть этого документа как декларацию о целях, которые должны реализовываться соответствующим образом. Принявшие Хартию государства связывали себя определенным минимумом детализированных положений ее второй части и отбирали некоторые из них в качестве обязательных для себя.
Составляющим европейской системы защиты прав и свобод человека является Европейская конвенция по предупреждению и бесчеловечного/деградирующего обращения или наказания, вступившая в силу в 1989 году. Она призвана защищать людей, лишенных свободы, от пыток и нечеловеческого обращения в местах заключения путем установления неюридического механизма превентивного характера, основой которого являются посещения этих мест уполномоченными на то лицами. Подобный механизм раньше отсутствовал где-либо в мире. Контент-анализ этого соглашения будет осуществлен ниже в разделе о свободе от пыток и другого унижающего человека обращения.
Хотя государства американского континента признают обязательность положений этой Декларации для себя, было принято решение разработать также и континентальный договор о правах человека, который учел бы исторические и культурные традиции Западного полушария. Принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также учреждение Европейского Суда по правам человека не могли не только не подтолкнуть эту работу, но и определенным образом не ориентировать страны ОАГ в этом вопросе.
Американская конвенция о правах человека, работа над которой началась в 1959 г., подписана представителями государств-членов ОАГ на специализированной международной конференции по правам человека в г. Сан-Хосе (Коста-Рика) 22 ноября 1969 г. Естественно, что в распоряжении составителей проекта Американской конвенции имелись тексты обоих международных пактов по правам человека и ЕКЗПЧОС. Еще девять лет ушли на ратификацию Конвенции, и она вступила в силу в июле 1978 г. США — член ОАГ — отказались стать участниками этой конвенции. Конвенция исходит из того, что каждый человек имеет обязанности перед семьей, обществом и человечеством. Права каждого человека ограничены правами остальных, безопасностью всех, справедливыми требованиями сообщества и демократического общества. Позже к Американской конвенции о правах человека приняты дополнительные протоколы. Первый (Протокол Сан-Сальвадора) формулирует экономические, социальные и культурные права человека. Второй протокол отменил смертную казнь. В соответствии со статьей 34 Американской конвенции по правам человека принят также «Пакт Сан-Хосе» (22 ноября 1969 г.), учредивший Межамериканский Суд по правам человека, решения которого обязательны для всех, подписавших Пакт стран. Американская система прав и свобод человека значительно шире и, судя по перечню конвенций о правах человека и институтам по их защите, глубже европейской системы. Организацией американских государств приняты и реализуются (возможно, с разной степенью успеха) специальные конвенции о защите прав женщин и ребенка. Важное место в американской системе прав человека занимает «Межамериканская демократическая хартия», принятая на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ в Лиме (Перу) 11 сентября 2001 г. Она провозглашает право народов континента на демократию и обязанность правительств обеспечивать ее. Представительная демократия рассматривается как основа правления закона и конституционных режимов государств— членов Организации американских государств. Хартия не только постулирует демократию, но и устанавливает ее основные критерии.
Африканская хартия по правам человека и народов разрабатывалась тогда, когда уже вступили в силу международные пакты о правах человека, а на европейском и американском континентах функционировали дополнительно еще и свои конвенции, а также созданные в соответствии с ними контрольные механизмы. Особенность Африканской хартии состоит в том, что она отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации. Она существенно отличается от аналогичных договоров регионального характера, принятых ранее в рамках Совета Европы и Организации Американских Государств. Африканскую хартию «следует... рассматривать в качестве уникального документа не только для Африканского континента, но также и в контексте все возрастающего числа региональных договоров в области прав человека, адаптированных к особенностям нужд и интересов тех регионов, в рамках которых они действуют».
К числу наиболее ярких отличительных черт Хартии, которые одновременно представляют и концептуальные новации в области международного права прав человека, относятся признание, наряду с правами человека, прав народов («третье поколение» прав человека); признание неделимости прав человека, под которыми в Хартии подразумеваются права политические, гражданские, экономические, социальные и культурные; признание права на развитие в качестве права человека; провозглашение ряда основополагающих обязанностей, налагаемых на человека в его отношениях с семьей, общиной, обществом, государством, а также другими законно признанными образованиями и международным сообществом; ярко выраженный коллективистский (семья, община, народ) подход к правам человека. Частное лицо должно, согласно концепции Хартии, отдавать приоритет интересам общины. В качестве «ответного шага» община принимает на себя обязательства защищать права своих членов.
Хартия на данный момент — единственный международный многосторонний договор, закрепивший так называемое «третье поколение» прав человека. Отсюда вытекает существенный вклад рассматриваемого договора в развитие международного права прав человека. Целый ряд прав, закрепленных в Хартии, по сравнению с Европейской конвенцией, сформулированы весьма расширительно, но в то же время гораздо менее содержательно. С одной стороны, это позволяет Африканской Комиссии и Ассамблее глав государств и правительств африканских стран более динамично и гибко подходить к вопросу о толковании Хартии и закрепленных в ней прав, адаптируясь к специфическим условиям континента. С другой стороны, юридическое содержание каждой статьи Хартии оказывается ограниченным, что усугубляется весьма частыми и порой неоправданными ссылками на внутреннее право государств-участников Хартии.
Арабская хартия прав человека состоит из преамбулы и 53 статей. Преамбула Арабской хартии содержит, с одной стороны, принципы, закрепленные в Уставе ООН, основные положения Всеобщей декларации прав человека и пактов о правах человека, а с другой стороны, основные положения Каирской декларации о правах человека в исламе. Таким образом, государства — члены Лиги пытаются совместить современную концепцию прав человека с исламской концепцией и в то же время положения Арабской хартии соответствуют международным стандартам прав и свобод человека. Хартия во многих статьях отражает национальную специфику арабских государств, культурные и религиозные особенности региона. Правовой недостаток Хартии заключается в том, что она не предусматривает полный правовой механизм защиты и гарантии прав человека, как Пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол и другие международные договоры в области прав человека. Создание Арабской комиссии по правам человека в 1999 г. стало важным этапом развития арабской системы защиты прав человека. В ее полномочия входит рассмотрение докладов государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Хартии (ст. 49). В отличие от Африканской комиссии и Межамериканской комиссии Арабская комиссия не рассматривает индивидуальные жалобы нарушения прав человека, закрепленных в Хартии, и не имеет механизма по контролю за соблюдением ее рекомендаций.
Исламская концепция прав человека представляет собой совокупность допустимых исламом норм, регулирующих взаимоотношения исламских государств с мусульманами и не мусульманами, проживающими на территории мусульманских государств, направленных на защиту прав и свобод человека. Источниками исламской концепции прав человека являются Коран, Сунна, Иждтихад, судебное решение и иные исламские соглашения по правам человека.
В исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что Всевышний, и единственно он, является автором закона и источником прав человека. Исключительность статуса личности по мусульманскому праву обуславливается содержанием и природой права на безопасную и достойную жизнь, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения, права собственности, социальных прав.
В Исламе провозглашаются экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права, которые схожи с теми правами, которые содержатся в Международной декларации прав человека, Международной Хартии экономических, социальных и культурных прав, Международной хартии гражданских и политических прав и других декларациях и конвенциях ООН.
Так, как и в Универсальной декларации прав человека, в Исламе также признает право на семью и частную жизнь, право на свободу передвижения и проживания, право на собственную культуру и язык, а также право на свободу совести. Универсальная исламская декларация прав человека 1980 года, однозначно утверждает, что «У каждого человека есть право на свободу совести и вероисповедания в соответствии с его религиозными убеждениями», что вытекает из коранического предписания о том, что в выборе религии не должно быть принуждения.
Среди политических прав особое место занимает положения о том, что «у каждого человека и у каждого народа есть неотчуждаемое право на свободу во всех ее видах: физической, культурной, экономической и политической – и у них должно быть право бороться всеми возможными способами против любого нарушения или попрания этих прав; и у каждого угнетенного человека или народа есть законное право поддерживать других людей или другие народы в этой борьбе». Ислам утверждает, что «протест и борьба против угнетения является правом и обязанностью каждого мусульманина, даже если ему противостоит глава государства». Основное положение среди всех прав человека занимает право на жизнь.
Европейская социальная хартия подписана в 1961 г. и вступила в силу в 1965 г. и рассматривается Советом Европы как контра парт Европейской конвенции по правам человека. Она призвана содействовать реальному росту уровня жизни людей и социальной безопасности в Европе4. После почти тридцатилетнего опыта практической реализации Хартии, она была пересмотрена в сторону расширения гарантируемых в ней прав человека. В первой части Социальной хартии в редакции 1961 г., подписавшие ее государства приняли на себя как цель их политики, которая будет проводиться всеми необходимыми средствами, как национальными, так и международными, обязательство создать условия, при которых провозглашаемые в ней права и принципы могут реализоваться эффективно. В последующих 19 статьях эти права детализировались. Во второй части Хартии раскрывалось содержание каждого права и говорилось о том, что государства должны сделать для его реализации. В третьей части Хартии, состоящей из 20 статей, говорилось о том, что договаривающиеся стороны рассматривают первую часть этого документа как декларацию о целях, которые должны реализовываться соответствующим образом. Принявшие Хартию государства связывали себя определенным минимумом детализированных положений ее второй части и отбирали некоторые из них в качестве обязательных для себя.
Составляющим европейской системы защиты прав и свобод человека является Европейская конвенция по предупреждению и бесчеловечного/деградирующего обращения или наказания, вступившая в силу в 1989 году. Она призвана защищать людей, лишенных свободы, от пыток и нечеловеческого обращения в местах заключения путем установления неюридического механизма превентивного характера, основой которого являются посещения этих мест уполномоченными на то лицами. Подобный механизм раньше отсутствовал где-либо в мире. Контент-анализ этого соглашения будет осуществлен ниже в разделе о свободе от пыток и другого унижающего человека обращения.
-
Как складывалась американская система защиты прав человека?
Хотя государства американского континента признают обязательность положений этой Декларации для себя, было принято решение разработать также и континентальный договор о правах человека, который учел бы исторические и культурные традиции Западного полушария. Принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также учреждение Европейского Суда по правам человека не могли не только не подтолкнуть эту работу, но и определенным образом не ориентировать страны ОАГ в этом вопросе.
Американская конвенция о правах человека, работа над которой началась в 1959 г., подписана представителями государств-членов ОАГ на специализированной международной конференции по правам человека в г. Сан-Хосе (Коста-Рика) 22 ноября 1969 г. Естественно, что в распоряжении составителей проекта Американской конвенции имелись тексты обоих международных пактов по правам человека и ЕКЗПЧОС. Еще девять лет ушли на ратификацию Конвенции, и она вступила в силу в июле 1978 г. США — член ОАГ — отказались стать участниками этой конвенции. Конвенция исходит из того, что каждый человек имеет обязанности перед семьей, обществом и человечеством. Права каждого человека ограничены правами остальных, безопасностью всех, справедливыми требованиями сообщества и демократического общества. Позже к Американской конвенции о правах человека приняты дополнительные протоколы. Первый (Протокол Сан-Сальвадора) формулирует экономические, социальные и культурные права человека. Второй протокол отменил смертную казнь. В соответствии со статьей 34 Американской конвенции по правам человека принят также «Пакт Сан-Хосе» (22 ноября 1969 г.), учредивший Межамериканский Суд по правам человека, решения которого обязательны для всех, подписавших Пакт стран. Американская система прав и свобод человека значительно шире и, судя по перечню конвенций о правах человека и институтам по их защите, глубже европейской системы. Организацией американских государств приняты и реализуются (возможно, с разной степенью успеха) специальные конвенции о защите прав женщин и ребенка. Важное место в американской системе прав человека занимает «Межамериканская демократическая хартия», принятая на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ в Лиме (Перу) 11 сентября 2001 г. Она провозглашает право народов континента на демократию и обязанность правительств обеспечивать ее. Представительная демократия рассматривается как основа правления закона и конституционных режимов государств— членов Организации американских государств. Хартия не только постулирует демократию, но и устанавливает ее основные критерии.
-
Что вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов? Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода?
Африканская хартия по правам человека и народов разрабатывалась тогда, когда уже вступили в силу международные пакты о правах человека, а на европейском и американском континентах функционировали дополнительно еще и свои конвенции, а также созданные в соответствии с ними контрольные механизмы. Особенность Африканской хартии состоит в том, что она отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации. Она существенно отличается от аналогичных договоров регионального характера, принятых ранее в рамках Совета Европы и Организации Американских Государств. Африканскую хартию «следует... рассматривать в качестве уникального документа не только для Африканского континента, но также и в контексте все возрастающего числа региональных договоров в области прав человека, адаптированных к особенностям нужд и интересов тех регионов, в рамках которых они действуют».
К числу наиболее ярких отличительных черт Хартии, которые одновременно представляют и концептуальные новации в области международного права прав человека, относятся признание, наряду с правами человека, прав народов («третье поколение» прав человека); признание неделимости прав человека, под которыми в Хартии подразумеваются права политические, гражданские, экономические, социальные и культурные; признание права на развитие в качестве права человека; провозглашение ряда основополагающих обязанностей, налагаемых на человека в его отношениях с семьей, общиной, обществом, государством, а также другими законно признанными образованиями и международным сообществом; ярко выраженный коллективистский (семья, община, народ) подход к правам человека. Частное лицо должно, согласно концепции Хартии, отдавать приоритет интересам общины. В качестве «ответного шага» община принимает на себя обязательства защищать права своих членов.
Хартия на данный момент — единственный международный многосторонний договор, закрепивший так называемое «третье поколение» прав человека. Отсюда вытекает существенный вклад рассматриваемого договора в развитие международного права прав человека. Целый ряд прав, закрепленных в Хартии, по сравнению с Европейской конвенцией, сформулированы весьма расширительно, но в то же время гораздо менее содержательно. С одной стороны, это позволяет Африканской Комиссии и Ассамблее глав государств и правительств африканских стран более динамично и гибко подходить к вопросу о толковании Хартии и закрепленных в ней прав, адаптируясь к специфическим условиям континента. С другой стороны, юридическое содержание каждой статьи Хартии оказывается ограниченным, что усугубляется весьма частыми и порой неоправданными ссылками на внутреннее право государств-участников Хартии.
-
Опишите основные положения Арабской хартии и Исламской декларации о правах человека.
Арабская хартия прав человека состоит из преамбулы и 53 статей. Преамбула Арабской хартии содержит, с одной стороны, принципы, закрепленные в Уставе ООН, основные положения Всеобщей декларации прав человека и пактов о правах человека, а с другой стороны, основные положения Каирской декларации о правах человека в исламе. Таким образом, государства — члены Лиги пытаются совместить современную концепцию прав человека с исламской концепцией и в то же время положения Арабской хартии соответствуют международным стандартам прав и свобод человека. Хартия во многих статьях отражает национальную специфику арабских государств, культурные и религиозные особенности региона. Правовой недостаток Хартии заключается в том, что она не предусматривает полный правовой механизм защиты и гарантии прав человека, как Пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол и другие международные договоры в области прав человека. Создание Арабской комиссии по правам человека в 1999 г. стало важным этапом развития арабской системы защиты прав человека. В ее полномочия входит рассмотрение докладов государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Хартии (ст. 49). В отличие от Африканской комиссии и Межамериканской комиссии Арабская комиссия не рассматривает индивидуальные жалобы нарушения прав человека, закрепленных в Хартии, и не имеет механизма по контролю за соблюдением ее рекомендаций.
Исламская концепция прав человека представляет собой совокупность допустимых исламом норм, регулирующих взаимоотношения исламских государств с мусульманами и не мусульманами, проживающими на территории мусульманских государств, направленных на защиту прав и свобод человека. Источниками исламской концепции прав человека являются Коран, Сунна, Иждтихад, судебное решение и иные исламские соглашения по правам человека.
В исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что Всевышний, и единственно он, является автором закона и источником прав человека. Исключительность статуса личности по мусульманскому праву обуславливается содержанием и природой права на безопасную и достойную жизнь, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения, права собственности, социальных прав.
В Исламе провозглашаются экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права, которые схожи с теми правами, которые содержатся в Международной декларации прав человека, Международной Хартии экономических, социальных и культурных прав, Международной хартии гражданских и политических прав и других декларациях и конвенциях ООН.
Так, как и в Универсальной декларации прав человека, в Исламе также признает право на семью и частную жизнь, право на свободу передвижения и проживания, право на собственную культуру и язык, а также право на свободу совести. Универсальная исламская декларация прав человека 1980 года, однозначно утверждает, что «У каждого человека есть право на свободу совести и вероисповедания в соответствии с его религиозными убеждениями», что вытекает из коранического предписания о том, что в выборе религии не должно быть принуждения.
Среди политических прав особое место занимает положения о том, что «у каждого человека и у каждого народа есть неотчуждаемое право на свободу во всех ее видах: физической, культурной, экономической и политической – и у них должно быть право бороться всеми возможными способами против любого нарушения или попрания этих прав; и у каждого угнетенного человека или народа есть законное право поддерживать других людей или другие народы в этой борьбе». Ислам утверждает, что «протест и борьба против угнетения является правом и обязанностью каждого мусульманина, даже если ему противостоит глава государства». Основное положение среди всех прав человека занимает право на жизнь.