Файл: Рубежный контроль 1 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 3
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ _1__
по дисциплине «Человек и его права в контексте современной реальности»
_____________________________________________________
ФИО студента | Скрид Анастасия Дмитриевна |
Направление подготовки | Педагогическое образование (МУЗЫКА) |
Группа | ПОМ-Б-03.01-Д-2022-1 |
Москва 2022
Рубежный контроль 1.
1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах?
Первоначально в системе человеческих ценностей преобладают потребности преимущественно физиологического характера. Прежде всего, человек воспринимает себя как часть живой природы, как представитель животного мира. Как и любое другое живое существо, он уделял главное внимание и тратил всю свою энергию на добывание пищи, поддержание и защиту своей жизни, отражению угроз, исходивших от других живых существ и неведомых для него сил природы. После, у людей происходило расширение системы ценностей. Человек начинает находить в себе некое духовное начало и некую индивидуальность со специфическими данными, отличающими его от других ему подобных существ. Он начинает осознавать свои способности и дарования, испытывает радость и наслаждение в процессе их реализации. Постепенно происходит естественная дифференциация общественных функций и обязанностей: наиболее сильные и ловкие охотятся, физически слабые (женщины и дети) собирают растительную пищу поблизости, готовят еду, присматривают за детьми. Члены социума с ярко выраженными интеллектуальными данными обобщают жизненный опыт
, размышляют над многообразными проявлениями природы, ее повторяющимися явлениями, прогнозируют события, становятся прорицателями и жрецами. И в конечном итоге социальная дифференциация людей привела к индивидуализации, персонификации и институционализации власти со всеми вытекающими последствиями.
2. Как изменился статус человека с образованием государства?
С образованием государств власти человек обретает новый статус, превращается гражданина. Он принуждается к уплате налогов, к содержанию аппарата власти и управления, призывается на военную службу с целью защиты государства и расширения его границ, время от времени приглашается к участию в выборах должностных лиц, к оценке действий других граждан или подданных.
3. Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека.
Законы Ману – делали акцент на мирное население во время войны и ставил особый статус для женщин и детей, а именно: плененных людей можно было продать в рабство, но нельзя их убивать. Также в этих законах запрещалось использовать некоторые виды оружия (зубчатых, ядовитых)
Законы Солона и Ликурга – делали акцент на свободе и равенстве перед законом, считая все это основой общественного порядка.
4. Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека.
Естественные законы и права человека долгое время отождествлялись людьми с законами Неба, творцом и верховным контролером которых является некое Верховное существо (Бог). Люди верили в существование порожденных самой природой, лишь частью которой человек является, порядков, законов и норм жизни, которым отдавали приоритет. Соблюдение этих законов — норма жизни, отклонение от них, их нарушение — грех, зло.
5. Как религия влияет на понимание статуса человека?
В Индуизме было четыре основные касты: брахманы (священники и учителя), кшатрии (воины), вайшьи (обычные люди), и шудры (слуги).
Буддизм отрицает кастовую систему и связанные с ней взгляды на общественное неравенство. бытие человека — это жажда жизни, а жизнь — сплошное страдание, проявляющееся в страхе смерти, старости, болезнях, горе, заботах. Все зло общества проистекает из эгоизма человека, выражающегося в его приверженности к своему личному телу, личному бытию.
Христианство изначально принижает человека, приписывая ему статус «раба божьего», а всему человечеству — «стада божьего», ведомого пастырями.
Ислам многим отличается и от иудаизма, и христианства — религий рабов, зависимых и бесправных людей. Прежде всего, ислам отличается самим пониманием статуса человека. В отличие от библейской доктрины грехопадения первого человека, что должно быть искуплено покорностью и молитвами на протяжении всей жизни, ислам исходит из того, что Бог простил Адаму его неповиновение и не рассматривает человека как носителя первородного греха.
6. Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?
В 1581г. утвержденная Генеральными штатами, одна из формул Нидерландской революции, гласила. – “Бог создавал поданных не для того, чтобы они удовлетворяли прихоти принца, независимо от того, угодны они богу или нет, правильные они или нет, и служили ему как рабы, но создал принца для пользы подданных, без которых он вообще не принц». Одними из первых право народов и некоторые принципы взаимоотношений стран и народов сформулировали испанцы Ф. Витториа, Б. де Лас Касас3 и голландец Г. Гроций.
7. Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов.
Право, по мнению Гроция, — это синоним справедливости. Свобода морей, считал он, должна стать ключевым аспектом связи между странами и государствами. Ни одно государство не может присваивать себе право контроля над морями и океанами ввиду их необъятности и отсутствия фиксированных границ.
Все люди по природе равны, считал Локк. Труд является источником и обоснованием собственности. Государство, учреждаемое договором или согласием граждан, устанавливает пределы собственности. Стало быть, государство не всегда существовало. Индивид относительно самостоятелен и независим.
Интересы обществ и граждан являются основой и целями, во имя которых существуют государства и которым правители должны подчинять свою деятельность, считал Пуфендорф. Пуфендорф отвергал идею божественного и абсолютного права монарха и отстаивал идеи свободы человека в утверждении общественного порядка.
8. Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека?
Идеологи американской революции дополнили условия идеи прав человека их новым содержанием. Альфой и омегой общественно-политического устройства общества для них становятся свободные люди, которые «рассматривают свои права как вытекающие из законов природы, а не как дарованные верховной властью». Противостояние войне правительств против естественных прав человека они объявляют общим делом человечества.
9. Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции?
Декларация прав человека и гражданина Французской революции внешне похожа на американскую Декларацию независимости, однако она менее решительна и менее последовательна. Декларация содержит скорее обещания, которые могут быть выполнены в будущем, нежели реальные права. Сохранение естественных и неотъемлемых прав человека на свободу, собственность, безопасность и право сопротивляться притеснению, объявлялось целью всех политических объединений. Декларация провозглашала народ верховным сувереном, равенство всех французов перед законом, являющимся выражением воли общества.
10. Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом?
Кант считал, что разум является основой морали. Любые действия человека должны быть предприняты, исходя из диктуемого разумом чувства обязанности, и никаких действий не следует осуществлять, повинуясь только закону или обычаям. Свободу человека Кант понимал не как безграничную свободу анархии, но как свободу самоуправления, свободу осознанно повиноваться законам универсума как они познаются разумом. Государство, по мнению Канта, — это правовая организация, основанная на таких априорных принципах, как свобода, равенство и самостоятельность граждан.
По мнению Гегеля, права человека на жизнь и на здоровье обращены не к отдельным людям, а к человечеству вообще. Обязанность содержать нуждающегося человека человечество возлагает не на отдельное лицо, а на государство или же наиболее близких ему людей. Никакой договор, в том числе и конституция, не распространяется и не может распространяться на жизнь и честь человека. Не могут они распространяться также и на его мысль.
В ранних работах Маркса поставлен вопрос о соотношении политической эмансипации и человеческой эмансипации, сделан основной упор на освобождении человека путем ликвидации возвышающегося над ним и подавляющего его государства. Что общечеловеческая эмансипация требует радикальной революции, а в отдельных странах — частичной, политической революции. Последняя основана на том, что часть гражданского общества эмансипирует себя и достигает всеобщего господства и, исходя из своего особого положения, эмансипирует все общество.
11. Какую роль сыграли социальные революции XIX-XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека?
Теория прав и свобод человека складывалась постепенно, дополняясь и обогащаясь опытом новых стран и революций разного типа. Многообразие стран, континентов и общественных систем, их соперничество и сотрудничество оказали, в целом, огромное позитивное влияние на ускоренное формирование современной системы прав и свобод человека.