Файл: Кулоян, Л. Т. Тепло- и холодоснабжение в условиях теплого климата (на примере Армянской ССР).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Таблица 1—j
Число |
часов использования |
максимума суммарной |
тепловой |
нагрузки |
в зависимости от нагрузки |
|||||||
|
|
|
|
горячего водоснабжения |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Кгв = 1 Д |
|
|
Кгв = 1.2 |
|
Кгв = 1.3 |
|
|
к гв = |
м |
|
Города |
©_ |
о> |
QO |
Cl |
О |
СО |
<о |
03 |
оо |
|
© |
СО |
|
о* |
o' |
|
©" |
|
|
o' |
©“ |
|
O' |
o ' |
|
|
II |
II |
II |
II |
II |
1! |
II |
II |
II |
1 |
II |
II |
|
S |
X |
ахГ |
X |
ох* |
03? |
X |
со? |
спГ |
|
X |
ах |
|
ох |
СП. |
ох |
оз_ |
ах |
СО. |
||||||
Кутаиси |
1970 |
1890 |
1810 |
2538 |
2370 |
2258 |
3018 |
2785 |
2610 |
‘ 3770 |
3490 |
3135 |
Баку |
2308 |
2228 |
2148 |
2844 |
2680 |
2568 |
3300 |
3070 |
2895 |
4025 |
3740 |
3440 |
Сумгаит |
2340 |
2265 |
2182 |
2875 |
2705 |
2598 |
3315 |
3100 |
2920 |
4050 |
3760 |
3468 |
Евлах |
2245 |
2165 |
2082 |
2788 |
2621 |
2504 |
3245 |
3020 |
2840 |
3970 |
3690 |
3392 |
Кировабад |
2490 |
2410 |
2334 |
3015 |
2760 |
2738 |
3458 |
3220 |
2770 |
4155 |
3870 |
3575 |
Тбилиси |
2600 |
2527 |
2447 |
3120 |
3000 |
2830 |
3550 |
3350 |
3150 |
3920 |
3670 |
3420 |
Душанбе |
2038 |
1935 |
1856 |
2580 |
2415 |
2300 |
3058 |
2820 |
2645 |
3810 |
3524 |
3225 |
Мегри |
1880 |
1804 |
1720 |
2458 |
2290 |
2177 |
2940 |
2714 |
2530 |
3710 |
3425 |
3124 |
Ашхабад |
2410 |
2330 |
2246 |
2940 |
2770 |
2660 |
3385 |
3158 |
2975 |
4100 |
3810 |
3510 |
Кафаи |
2265 |
2187 |
2102 |
2808 |
2640 |
2625 |
3260 |
3035 |
2858 |
3990 |
3710 |
3410 |
Ташкент |
2266 |
2190 |
2105 |
2810 |
2643 |
2628 |
3265 |
3040 |
2862 |
3995 |
3715 |
3415 |
Кировакан |
2683 |
2608 |
2528 |
3194 |
3020 |
2910 |
3620 |
3400 |
3220 |
4305 |
4020 |
3724 |
Ереван |
2465 |
2387 |
2302 |
2990 |
2820 |
2710 |
3430 |
3200 |
3025 |
4140 |
3845 |
3555 |
Лепипакгш |
2732 |
2658 |
2574 |
3238 |
3062 |
2558 |
3645 |
3430 |
3260 |
4340 |
4050 |
3750 |
Таким образом, природно-климатические, строительно
планировочные и другие местные факторы оказывают опреде ленное влияние на величину и характер теплопотребления.
Полученные зависимости дают возможность лишь ориентиро вочно оценить влияние местных условий на основные показа тели теплопотребления населенного пункта.
Хотя в результате всеобъемлющего технического прогрес са роль этих факторов постепенно слабеет, их дальнейшее и более тщательное изучение является одним из актуальных задач развития энергетики.
§ 1—2. Теплоэнергопотребление в промышленности
Научный уровень прогнозирования развития энергетики, и, в частности, теплоэнергетики, в первую очередь зависит от качества исходных данных, каковыми являются перспектив ные планы развития промышленности и других отраслей на родного хозяйства. Однако, следует подчеркнуть, что правиль
ное планирование развития энергетики требует не механичес кого использования этих исходных разработок, а их критичес кой оценки, которая даст возможность путем последователь ных уточнений и исправлений всесторонне учесть перспективы
развития топливно-энергетического хозяйства (ТЭХ) страны.
С этой точки зрения особенно важным является увязка тем пов роста энергоемких отраслей промышленности с разви тием энергетической базы экономического района или рес публики. Быстрое развитие этих отраслей промышленности в условиях ограниченных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) создает большие трудности в развитии энергетики и всего народного хозяйства. Значительное развитие теплоэнер гоемких отраслей промышленности может быть оправдано наличием больших ресурсов ценного сырья, транспорт кото рых в другие республики (для переработки) нецелесообразен, высоким уровнем потребления готовой продукции, значитель ными топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами, осо быми условиями и т. п. При этом возможны случаи:
а) когда все условия существуют одновременно — раз витие этих отраслей, безусловно, рационально, и поэтому не обходимо определить их оптимальные объемы;
б) когда отсутствуют основные условия: топливно-энерге тические ресурсы и сырье—развитие этих отраслей в обычных условиях нерационально. Только при наличии каких-либо осо
бых условий |
(монопольное владение «техническим |
секретом» |
|
производства, |
наличие производственных |
фондов |
и высокая |
организация производства, высокая цена |
готовой |
продукции |
|
и т. д.) оно может оказаться оправданным; |
|
01
в) когда отсутствует часть этих условий, а некоторые из
них весьма ограничены и т. д.
Экономическое обоснование масштабов развития энерго
емких отраслей |
фактически |
сводится |
к определению |
о п т и |
м а л ь н о й с т р у к т у р ы |
развития |
промышленности. Для |
||
этого требуется |
(с точки зрения излагаемого вопроса) |
принять |
такие пропорции развития отдельных отраслей промышленно сти (в т. ч. и энергетики), которые обеспечили бы возможно минимальные затраты на энергоснабжение, отнесенные к еди нице суммарной валовой продукции.
Таким образом, оптимизация потребления ТЭР в промыш
ленности в первую очередь связана с оптимизацией ее струк туры. Для решения этого взаимосвязанного комплекса вопро сов должны быть известны экономические показатели тех ТЭР, которые дополнительно предусмотрены в топливно-энер гетическом балансе (ТЭБ) района (или республики) для по крытия ожидаемого прироста энергопотребления.
Оптимальное размещение предприятий в такой большой стране, как Советский Союз, должно быть тесно связано с тен денцией развития топливно-энергетического баланса как всей страны, так и отдельных экономических районов. Это требо вание особенно важное значение имеет для дальней перспек тивы (за пределами 5—10 лет), когда инерционность развития народного хозяйства не поддается учету. В этом случае сов местная и взаимосвязанная оптимизация перспективного ТЭБ и дислокации основных энергопотребляющих предприятий оказывается наиболее целесообразным методом решения по ставленной задачи. На решение этих вопросов большое, а иногда и решающее, влияние оказывает развитие транспорта.
Прогресс отдельных и особенно дальних видов транспорта, улучшение его экономических показателей постепенно и до определенного предела будет сглаживать влияние неравно мерности в географическом распределении сырьевых и энер гетических ресурсов. С этой точки зрения представляются це лесообразными варианты развития энергоемких отраслей промышленности, а также варианты размещения этих отрас лей внутри данного района и страны сопоставлять также по суммарным годовым транспортным затратам. Эти последние слагаются из затрат, связанных с транспортом сырья 3)-,.
полуфабрикатов о Тп> топлива и энергии Зтт> готовой продук ции З т г И перемещением трудовых ресурсов З пт. Технологи ческое оборудование, объем и качество продукции принима ются идентичными.
Ожидаемая оптимизация т р а н с п о р т н ы х з а т р а т будет достигнута при
L3Tp = Зтс -f- Зтп -J- Зтт —|-Зтг -j- Зпт —* мин.
При разработке вопросов, связанных с оптимальным раз мещением предприятий, приходится учитывать наиболее важ ные местные условия, которые могут оказать серьезное влия ние на капиталовложения и эксплуатационные затраты.
Известно, например, что местные природные условия влияют также на оплату труда (высокий уровень зарплаты в горных, северных и других районах), на допустимую степень загрязнения окружающей среды и т. д. Значительное влияние могут оказать и наличие производственных фондов, высоко квалифицированных специалистов и т. д. При наличии всех необходимых данных, что весьма проблематично, задачу оп тимизации можно решить методом минимизации годовых рас четных затрат.
Структура промышленности в каждом данном районе связана также со многими другими, в том числе экологичес кими, социальными и историческими факторами. Однако,
главным является должный учет экономических интересов всей страны в целом, что в первую очередь требует обеспече ние взаимосвязанной оптимизации структуры промышленно сти и энергетической системы страны в целом.
Разработанный совместными усилиями СО АН СССР, СОПС при Госплане СССР и ВГПИ и НИИ «Энергосетьпроект» метод замыкающих затрат на топливо и энергию приз ван решить эту задачу на более высоком научном уровне
(см. § 2—10).
Дальнейшее развитие энерго- и особенно теплоемких от раслей промышленности в Закавказском экономическом райо не, отличающемся напряженным топливным балансом, долж но быть тщательно обосновано путем всесторонних технико экономических расчетов.
Следует также отметить, что даже в ближайшей перс пективе, в связи со строительством мощной атомной электро станции в Армянской ССР положение может значительно из мениться. Необходимость строительства АЭС в республике, которая отличается, с одной стороны, наиболее высокими тем пами развития промышленности и, с другой, резко ограни ченными ресурсами энергии, очевидна.
Известно, что для АЭС достижение приемлемых эконо мических показателей возможно только при их достаточно высокой мощности. Поэтому весьма вероятно, что строитель ством мощной АЭС будет достигнуто значительное опереже ние развития энергетики по сравнению с другими отраслями народного хозяйства республики и всего Закавказья в целом. В этом аспекте вопросы оптимизации дальнейшего развития энергоемких отраслей промышленности и размещения основ ных энергопотребляющих предприятий в Закавказском эко
23