Файл: Кулоян, Л. Т. Тепло- и холодоснабжение в условиях теплого климата (на примере Армянской ССР).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1—j

Число

часов использования

максимума суммарной

тепловой

нагрузки

в зависимости от нагрузки

 

 

 

 

горячего водоснабжения

 

 

 

 

 

 

 

 

Кгв = 1 Д

 

 

Кгв = 1.2

 

Кгв = 1.3

 

 

к гв =

м

Города

©_

о>

QO

Cl

О

СО

03

оо

 

©

СО

 

о*

o'

 

©"

 

 

o'

©“

 

O'

o '

 

II

II

II

II

II

1!

II

II

II

1

II

II

 

S

X

ахГ

X

ох*

03?

X

со?

спГ

 

X

ах

 

ох

СП.

ох

оз_

ах

СО.

Кутаиси

1970

1890

1810

2538

2370

2258

3018

2785

2610

‘ 3770

3490

3135

Баку

2308

2228

2148

2844

2680

2568

3300

3070

2895

4025

3740

3440

Сумгаит

2340

2265

2182

2875

2705

2598

3315

3100

2920

4050

3760

3468

Евлах

2245

2165

2082

2788

2621

2504

3245

3020

2840

3970

3690

3392

Кировабад

2490

2410

2334

3015

2760

2738

3458

3220

2770

4155

3870

3575

Тбилиси

2600

2527

2447

3120

3000

2830

3550

3350

3150

3920

3670

3420

Душанбе

2038

1935

1856

2580

2415

2300

3058

2820

2645

3810

3524

3225

Мегри

1880

1804

1720

2458

2290

2177

2940

2714

2530

3710

3425

3124

Ашхабад

2410

2330

2246

2940

2770

2660

3385

3158

2975

4100

3810

3510

Кафаи

2265

2187

2102

2808

2640

2625

3260

3035

2858

3990

3710

3410

Ташкент

2266

2190

2105

2810

2643

2628

3265

3040

2862

3995

3715

3415

Кировакан

2683

2608

2528

3194

3020

2910

3620

3400

3220

4305

4020

3724

Ереван

2465

2387

2302

2990

2820

2710

3430

3200

3025

4140

3845

3555

Лепипакгш

2732

2658

2574

3238

3062

2558

3645

3430

3260

4340

4050

3750


Таким образом, природно-климатические, строительно­

планировочные и другие местные факторы оказывают опреде­ ленное влияние на величину и характер теплопотребления.

Полученные зависимости дают возможность лишь ориентиро­ вочно оценить влияние местных условий на основные показа­ тели теплопотребления населенного пункта.

Хотя в результате всеобъемлющего технического прогрес­ са роль этих факторов постепенно слабеет, их дальнейшее и более тщательное изучение является одним из актуальных задач развития энергетики.

§ 1—2. Теплоэнергопотребление в промышленности

Научный уровень прогнозирования развития энергетики, и, в частности, теплоэнергетики, в первую очередь зависит от качества исходных данных, каковыми являются перспектив­ ные планы развития промышленности и других отраслей на­ родного хозяйства. Однако, следует подчеркнуть, что правиль­

ное планирование развития энергетики требует не механичес­ кого использования этих исходных разработок, а их критичес­ кой оценки, которая даст возможность путем последователь­ ных уточнений и исправлений всесторонне учесть перспективы

развития топливно-энергетического хозяйства (ТЭХ) страны.

С этой точки зрения особенно важным является увязка тем­ пов роста энергоемких отраслей промышленности с разви­ тием энергетической базы экономического района или рес­ публики. Быстрое развитие этих отраслей промышленности в условиях ограниченных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) создает большие трудности в развитии энергетики и всего народного хозяйства. Значительное развитие теплоэнер­ гоемких отраслей промышленности может быть оправдано наличием больших ресурсов ценного сырья, транспорт кото­ рых в другие республики (для переработки) нецелесообразен, высоким уровнем потребления готовой продукции, значитель­ ными топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами, осо­ быми условиями и т. п. При этом возможны случаи:

а) когда все условия существуют одновременно — раз­ витие этих отраслей, безусловно, рационально, и поэтому не­ обходимо определить их оптимальные объемы;

б) когда отсутствуют основные условия: топливно-энерге­ тические ресурсы и сырье—развитие этих отраслей в обычных условиях нерационально. Только при наличии каких-либо осо­

бых условий

(монопольное владение «техническим

секретом»

производства,

наличие производственных

фондов

и высокая

организация производства, высокая цена

готовой

продукции

и т. д.) оно может оказаться оправданным;

 

01



в) когда отсутствует часть этих условий, а некоторые из

них весьма ограничены и т. д.

Экономическое обоснование масштабов развития энерго­

емких отраслей

фактически

сводится

к определению

о п т и ­

м а л ь н о й с т р у к т у р ы

развития

промышленности. Для

этого требуется

(с точки зрения излагаемого вопроса)

принять

такие пропорции развития отдельных отраслей промышленно­ сти (в т. ч. и энергетики), которые обеспечили бы возможно минимальные затраты на энергоснабжение, отнесенные к еди­ нице суммарной валовой продукции.

Таким образом, оптимизация потребления ТЭР в промыш­

ленности в первую очередь связана с оптимизацией ее струк­ туры. Для решения этого взаимосвязанного комплекса вопро­ сов должны быть известны экономические показатели тех ТЭР, которые дополнительно предусмотрены в топливно-энер­ гетическом балансе (ТЭБ) района (или республики) для по­ крытия ожидаемого прироста энергопотребления.

Оптимальное размещение предприятий в такой большой стране, как Советский Союз, должно быть тесно связано с тен­ денцией развития топливно-энергетического баланса как всей страны, так и отдельных экономических районов. Это требо­ вание особенно важное значение имеет для дальней перспек­ тивы (за пределами 5—10 лет), когда инерционность развития народного хозяйства не поддается учету. В этом случае сов­ местная и взаимосвязанная оптимизация перспективного ТЭБ и дислокации основных энергопотребляющих предприятий оказывается наиболее целесообразным методом решения по­ ставленной задачи. На решение этих вопросов большое, а иногда и решающее, влияние оказывает развитие транспорта.

Прогресс отдельных и особенно дальних видов транспорта, улучшение его экономических показателей постепенно и до определенного предела будет сглаживать влияние неравно­ мерности в географическом распределении сырьевых и энер­ гетических ресурсов. С этой точки зрения представляются це­ лесообразными варианты развития энергоемких отраслей промышленности, а также варианты размещения этих отрас­ лей внутри данного района и страны сопоставлять также по суммарным годовым транспортным затратам. Эти последние слагаются из затрат, связанных с транспортом сырья 3)-,.

полуфабрикатов о Тп> топлива и энергии Зтт> готовой продук­ ции З т г И перемещением трудовых ресурсов З пт. Технологи­ ческое оборудование, объем и качество продукции принима­ ются идентичными.

Ожидаемая оптимизация т р а н с п о р т н ы х з а т р а т будет достигнута при

L3Tp = Зтс -f- Зтп -J- Зтт —|-Зтг -j- Зпт —* мин.


При разработке вопросов, связанных с оптимальным раз­ мещением предприятий, приходится учитывать наиболее важ­ ные местные условия, которые могут оказать серьезное влия­ ние на капиталовложения и эксплуатационные затраты.

Известно, например, что местные природные условия влияют также на оплату труда (высокий уровень зарплаты в горных, северных и других районах), на допустимую степень загрязнения окружающей среды и т. д. Значительное влияние могут оказать и наличие производственных фондов, высоко­ квалифицированных специалистов и т. д. При наличии всех необходимых данных, что весьма проблематично, задачу оп­ тимизации можно решить методом минимизации годовых рас­ четных затрат.

Структура промышленности в каждом данном районе связана также со многими другими, в том числе экологичес­ кими, социальными и историческими факторами. Однако,

главным является должный учет экономических интересов всей страны в целом, что в первую очередь требует обеспече­ ние взаимосвязанной оптимизации структуры промышленно­ сти и энергетической системы страны в целом.

Разработанный совместными усилиями СО АН СССР, СОПС при Госплане СССР и ВГПИ и НИИ «Энергосетьпроект» метод замыкающих затрат на топливо и энергию приз­ ван решить эту задачу на более высоком научном уровне

(см. § 2—10).

Дальнейшее развитие энерго- и особенно теплоемких от­ раслей промышленности в Закавказском экономическом райо­ не, отличающемся напряженным топливным балансом, долж­ но быть тщательно обосновано путем всесторонних технико­ экономических расчетов.

Следует также отметить, что даже в ближайшей перс­ пективе, в связи со строительством мощной атомной электро­ станции в Армянской ССР положение может значительно из­ мениться. Необходимость строительства АЭС в республике, которая отличается, с одной стороны, наиболее высокими тем­ пами развития промышленности и, с другой, резко ограни­ ченными ресурсами энергии, очевидна.

Известно, что для АЭС достижение приемлемых эконо­ мических показателей возможно только при их достаточно высокой мощности. Поэтому весьма вероятно, что строитель­ ством мощной АЭС будет достигнуто значительное опереже­ ние развития энергетики по сравнению с другими отраслями народного хозяйства республики и всего Закавказья в целом. В этом аспекте вопросы оптимизации дальнейшего развития энергоемких отраслей промышленности и размещения основ­ ных энергопотребляющих предприятий в Закавказском эко­

23