Файл: Номер темы реферата 1 Тема Основные направления современной исторической науки Акбергенова Дана Исатаевна 38. 03. 02 Менеджмент.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА №1
Дисциплина: Всеобщая история
Номер темы реферата №1
Тема: Основные направления современной исторической науки
Выполнила: Акбергенова Дана Исатаевна
38.03.02 Менеджмент
Группа: МНК-2121(2)
Проверил(а): ______________________
_____________________________ (дата)
Омск 2022 г.
Содержание
| Введение | 2 |
1 | Сущность, формы, функции исторического знания. | 3 |
2 | Методы и источники изучения истории. | 5 |
3 | Понятия и классификация исторического источника | 12 |
4 | Основные направления в изучении отечественной истории | 15 |
5 | Россия и её место в мировом историческом процессе | 16 |
| Заключение | 19 |
| Список использованных источников | 20 |
Введение
В методологии истории существуют три главные парадигмы. Первая – натуралистическая или позитивистская, господствовала до конца XIX в. Она была ориентирована на поиск точного знания и закономерностей в историческом развитии.
Вторая – антинатуралистическая или неокантианская, просуществовала до 70-х гг. XX в. Она утверждала, что исторический процесс состоит из уникальных событий и явлений, не подчиняющихся каким-либо закономерностям. Нужно изучать только особенное и индивидуальное.
Третью парадигму предложили в конце XX в. постмодернисты. Их методологические концепции получили разные названия – «постструктурализм», «лингвистический поворот», «археология или генеалогия знания».
Мир рассматривается как хаос, лишенный причинно-следственных связей и ценностных ориентиров. Поэтому историческое знание доступно только интуитивному поэтическому мышлению с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями. Эта парадигма призывает не объяснять изучаемые явления, а описывать отдельные эпизоды и события.
Российский историк науки О. Медушевская предлагает парадигму «когнитивной» (от латинского слова познание, изучение) истории. Логика заключается в следующем:
Поведение и все результаты деятельности человека обусловлены его мышлением; наши предки оставили следы – интеллектуальные продукты или «вещи», которые возможно правильно интерпретировать, только поняв особенности их мышления.
-
Сущность, формы, функции исторического знания
Место истории в системе наук.
История одна из наиболее древних из двух тысяч существующих наук.
В настоящее время термин «история» (от греч. historia-рассказ о прошедшем) понимается:
- как прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом.
- как процесс развития природы и общества, движение во времени,
- как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.
В рамках настоящего курса термин «история» используется для обозначения одной из гуманитарных дисциплин.
История тесно связана с психологией, социологией, политологией, философией, правоведением, этикой, эстетикой, культурологией. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни.
Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни.
Объект и предмет исторической науки.
Объект исторической науки - прошлое человеческого общества во всем его многообразии.
Предмет истории - все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества (примерно 35-40 тысяч лет назад) и до настоящего времени.
История это комплексная наука, которая включает в себя:
- историю мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки, история Австралии), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России, история южных и западных славян);
- историю различных сфер общественной жизни: экономическую, военную историю, историю внешней политики, гражданскую историю, политическую историю, историю государства и права, историю государственного управления, историю религии, социальную, историю культуры, музыки, языка, литературы;
- историю отдельных периодов жизни человечества: (первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени).
К историческим наукам относятся:
- этнография, изучающая быт и культуру народов,
- археология, изучающая историю по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др. и целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам и т.д., находимым главным образом при раскопках. Поэтому ее часто называют «наукой лопаты». Артефакты, добытые археологами, становятся музейными экспонатами, составляют многие бесценные коллекции.
Существует также ряд специальных (вспомогательных) исторических дисциплин, исследующих определенные виды исторических источников.
Генеалогия (от греч. родословная) - наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений.
Геральдика (лат. hera1dиs глашатай) - наука, изучающая гербы как исторический источник.
Дипломатика (греч. diploma - документ) - наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера.
Метрология (греч. metron - мера и logos - наука) - наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса - в их историческом развитии
Ономастика (греч. оnоmа - имя, наименование) - наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика - изучает географические названия; антропонимика - изучает личные имена этнонимика - изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика - изучает имена богов и др.
Нумизматика (лат. nиmisma - монета) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
Палеография (греч. pa1os - древний и grafo - пишу) – наука о рукописных источниках в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила).
Сфрагистика (греч. sphragis - печать) - наука, изучающая печати
Хронология (греч. chronos - время и logos - наука) - наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов.
Кроме того, историческая наука включает в себя:
- источниковедение - теорию и методику изучения и использования исторических источников;
- историографию - наука о развитии исторической науки (историю истории).
Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных подходов, методов исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. Современная методология изучения общественного развития многомерна. Она связана с позицией исследователя, его жизненного интереса итого социального слоя, интересы которого она отражает. В исторической науке, имеющей тысячелетнюю историю, можно найти труды ученых, стоящих на различных позициях и описывающих события с учетом преобладания того или иного подхода.
-
Методы и источники изучения истории
Исходя из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы исследования истории.
1.Теологический метод. Он рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение. В наши дни имеется немало стран, где религия является государственной и носит характер официальной идеологии. И в современных условиях при наличии значительного числа верующих теологический метод имеет право на существование. Ведь в странах летоисчисление ведется от рождества Христова, в мусульманских странах - от прибытия пророка Мохамеда в Мекку в 622 г.
2. Субъективно-идеалистический метод. Этот метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных идеалистов исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, монархов, полководцев, мыслителей, дающих животворную идею. Если личность может выразить потребности общества, стать во главе общественного прогресса, тогда она вносит созидательный вклад в историю. Имена таких выдающихся людей хорошо известны. Бесспорно также и то, что абсолютизация роли личности, его воли будет давать искаженные толкования историческому процессу без учета роли народных масс.
3.Диалектико-материалистический метод. Основа диалектического материализма – это учение о материальной природе мира, то есть в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом.
Исследователь, который хочет познать правду истории, будет учитывать и материальные и субъективные факторы, он не будет отвергать теологический взгляд на историю, присущий историкам прошлого. Он будет находить рациональное зерно, пользуясь принципами всесторонности (объективности) и историзма.
Принципы изучения истории. Рассмотрение истории с позиций всесторонности. (объективности). означает прежде всего: 1) изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественного развития; 2) опору на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя под заранее заданные схемы; 3) рассмотрение каждого явления в его многократности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности положительных и отрицательных, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним. Подлинно научная история должна рассматривать все факторы - материальные и духовные.
Принцип историзма. предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи и обусловленности, с учетом соответствующей данному периоду времени, экономической, политической, социальной ситуации в стране и в мировом сообществе.
Каждое общественное явление, процесс необходимо изучать в развитии, то есть как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем оно стало в данный исторический момент. Необходимо исходить из конкретных исторических условий того времени, видеть, что это явление принесло по сравнению с прошлым, как повлияло на последующий ход событий.
Подходы и концепции. Вопрос, по каким законам и благодаря чему развивается мировой исторический процесс, волновал историков всех времен. Существует множество суждений на этот счет, и все они в той или иной степени уязвимы и несовершенны. Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории.
Наиболее древними являются мифологические и религиозные концепции. В их рамках история рассматривается как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел. Например, в христианской церковной историографии сутью и смыслом исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к богу, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение (лат. providentia, отсюда и название данного историко-философского подхода – провиденциализм). К религиозным концепциям примыкают