Файл: Занятие 4 Обучающийся Жорник Надежда Владимировна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие № 4
Выполнил:
Обучающийся Жорник Надежда Владимировна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Задание 1.
№ п/п | Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин | Описания направлений и содержания научной деятельности | Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний |
1. | Преддошкольная педагогика | Вес ее по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на формирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья стремительно увеличивается. Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной. | наука закономерности и условия воспитания детей до трех лет. |
2. | Дошкольная педагогика | Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно- воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также семей с одним или двумя детьми. | наука о воспитании человека на всех этапах его развития. |
3. | Специальная педагогика | Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. | это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. |
4. | Социальная педагогика | это отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учётом конкретных условий социальной среды | Основная задача социальной педагогики, как учебной дисциплины состоит в подготовке квалифицированных специалистов социальных педагогов, изучению различных проблем в области педагогических наук. |
5. | Коррекционная педагогика | это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), и, занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. | личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении, затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию. |
6. | Дефектология: 6.1 Сурдопедагогика | Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих людей. | наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших). |
6.2 Тифлопедагогика | Тифлопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слепых и слабовидящих людей. | наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих). | |
6.3 Олигофренопедагогика | Олигофренопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания умственно отсталых людей. | наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью. | |
6.4 Логопедия | наука о нарушениях речи, путях их преодоления и предупреждения. | наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при сохранном слухе. |
Задание 2.
№ п/п | Направления и виды образовательной деятельности педагога | № п/п | Направления и виды деятельность обучаемых |
1. | управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков | 1. | восприятие новых знаний и получение умений |
2. | организация эвристической и исследовательской деятельности | 2. | ознакомление обучаемых с новыми заданиями |
3. | проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения | 3. | познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
4. | управление процессом перехода от теории к практике | 4. | практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
5. | разъяснение целей и задач обучения | 5. | приобретение умений и навыков, а также их систематизация |
6. | собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения | 6. | самоконтроль, самодиагностика достижений |
7. | анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация | | |
8. | управление процессом познания научных закономерностей и законов | | |
Задание 3.
№ п/п | Наименования концепций воспитания | Авторы, Ф.И.О. | Положительные черты концепций | Недостатки концепций | Практическое применение концепции воспитания |
1 | Концепция дошкольного воспитания. | научно- исследовательским коллективом «Школа» | Концепция определяла детство «как этап подготовки к будущей жизни», акцентировала внимание на отношении к детству как самоценному времени жизни, предлагала следующие пути обновления дошкольного образования: охрана и укрепление здоровья (физического и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров и условий финансирования дошкольного воспитания, перестройка системы управления. Концепция подчеркивала необходимость реализации специфических возрастных возможностей детей дошкольного возраста, использование доступных для детей видов деятельности. Для гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми в концепции предлагалось использовать личностно-ориентированную модель, когда воспитатель в общении с детьми придерживается принципа «Не рядом и не над, а вместе!»; ребёнок рассматривается как полноправный партнер в условиях сотрудничества, что предполагает расширение степеней его свободы. | | На занятиях прямое обучение не должно быть преобладающей формой организации; необходимо использовать на занятиях дидактическую игру, чтобы занятия представляли синтез игры и познавательной деятельности. В Концепции указывалось на необходимость выделять личное время в регламенте жизни детей. |
2 | Концепция целостного развития личности | А. Петровский | предполагает учет в педагогической работе возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей. | Учет не биологического возраста, а истинного возраста. Считается, что дошкольный возраст характеризуется неравномерностью развития. | |
3 | Педагогическая Концепция целостного развития ребенка | М. В. Крулехт | целостное развитие ребенка, по мнению М. В. Крулехт, – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности. | Индивидуальными свойствами являются возраст и половая принадлежность. | |
4 | Концепция содержания непрерывного образования | Доронова Т., Виноградова Н., Галигузова Л. | - воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, поддержка индивидуальности; - обеспечение эмоционального благополучия детей; - развитие любознательности, инициативности, творчества; - развитие компетентности в сфере общения между людьми. | | |
5 | Концепция раннего детского возраста | Павлова Л. Н | предельно бережное отношение к здоровью детей, обеспечение чувства защищенности, гармоничное единение ребенка с культурой своего народа, гармоничные взаимоотношения взрослого и ребенка, гармоничное единение между содержанием, целями, задачами и средствами воспитания. Характеризуется гипотеза движущих сил развития и воспитания, утверждается, что в раннем возрасте вместе с активностью самовыражения у детей наблюдается активность эвристического поведения. Характеризуются современные модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста. | | дошкольное учреждение организует консультативную помощь родителям, беременным женщинам, молодым матерям. |
А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной
и перспективной? Что является основанием для этого?
Самая востребованная и перспективная современная концепция является концепция дошкольного воспитания. Потому что концепция подчеркивала необходимость реализации специфических возрастных возможностей детей дошкольного возраста, использование доступных для детей видов деятельности, предлагалось использовать личностно-ориентированную модель. Для охраны и укрепления здоровья в концепции предлагалось организовать поиск эффективных средств совершенствования двигательной сферы детей, введение в штатное расписание ДОУ преподавателя физкультуры. В организации жизни ребенка ведущее место отводится игре. Для этого игра должна быть свободной от навязанной взрослыми тематики и регламентации действий.
Задание 4.
№ п/п | Наименования направлений воспитания | Характеристики содержания воспитательной деятельности |
1. | Трудовое воспитание | воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности; приобщение к общечеловеческим ценностям. |
2. | Экологическое воспитание | развитие ценностного отношения к природе; формирование чувства прекрасного. |
3. | Патриотическое воспитание | воспитание патриотизма и любви к Родине; освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства. |
4. | Эстетическое воспитание | привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности; формирование психологической и мыслительной культуры личности. |
5. | Нравственное воспитание | воспитание законопослушного гражданина общества; |
6. | Физическое воспитание | формирование навыков здорового образа жизни; выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам. |
7. | Умственное воспитание | освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности; формирование умений и навыков мыслительных операций. |
8. | Правовое воспитание | воспитание законопослушного гражданина общества; |
Задание 5.
№ п/п | Наименования методов воспитания | № п/п | Смысловое наполнение метода | № п/п | Приём реализации воспитательного воздействия |
1 | Убеждение | 2 | Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности. | 2 | Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах. |
2 | Пример | 1 | Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника. | 1 | Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе. |
3 | Упражнение | 6 | Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов. | 5 | Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении. |
4 | Поощрение | 3 | Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным | 3 | Вручение грамоты, подарка и похвала. |
5 | Наказание | 4 | Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки. | 6 | Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ. |
6 | Внушение | 5 | Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется. | 4 | Воспитатель говорит воспитаннику: «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!» |
Задание 6.
№ п/п | Наименования форм | Предварительная подготовка | Организатор | Характер влияния педагога | Результат совместной деятельности |
1. | Диспут | следует начинать с выбора темы, ее правильной формулировки. | педагоги | рассуждение | Цели и задачи были достигнуты |
2. | Консультация | Фактически при подготовке к консультированию необходимо провести анализ дела и выработать позицию по делу. | педагоги | общение | |
3. | Экскурсия | При подготовке экскурсии на предприятие маршрут намечается таким образом, чтобы можно было провести вводную и заключительную беседу и познакомить обучающихся с основными производствами или отдельными цехами в технологический последовательности | педагоги | Общение, просмотр | Запоминание информации, изучение нового. |
4. | Концерт | 1. Определить тему (форму проведения) концерта; 2. определить дату, время и место проведения концерта; 3. составить программу или сценарий концерта; 4. просмотреть и отобрать концертные номера; 5. продумать текст конферанса и подготовить ведущих; 6. подготовить и распространить пригласительные билеты; 7. оформить и вывесить афиши; 8. провести репетицию концерта; 9. организовать и провести концерт; 10. последействие. | Педагоги, музыкальный работник. | слушание | Цель и задачи выполнены |
5. | Субботник | Инструктаж, определится с датой, выдача инструментов для уборки. | Заведующий, сотрудники. | | Уборка произведена чисто, мусор негде не валяется |
6. | Стенгазета | Выбрать тему. Найти материал | Педагоги | творчество | Цель достигнуты и вызывает интерес у детей |