Файл: Иноземцев, Г. Г. Незатылованные шлицевые червячные фрезы-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л. М. ОЗЕРНОЙ, О. Ф. ПРИЛУЦКИЙ, И. Л. РОЗЕНТАЛЬ

АСТРОФИЗИКА

ВЫСОКИХ

ЭНЕРГИЙ

МОСКВА АТОМИЗДАТ 1973

УДК 523.11 + 537.591 + 539.12

J ' /

1ч-

О з е р н о й

Л . M . , П р и л у ц к и й

О. Ф.,

Р о з е н -

т а л ь И. Л .

Астрофизика высоких энергий. М., Атомиздат,

1973 г., с. 248

 

 

 

В книге рассмотрены вопросы, наименее

освещенные

в обзорах

и монографиях, а именно взаимопроникновение методов физики ча­ стиц высоких энергий и астрофизики. Особенно большое внимание обращается на теорию процессов взаимодействий частиц больших энергий, существующих в космосе, изложение экспериментальных данных о процессах в звездах, галактиках и Метагалактике, реги­ стрируемых вне оптического диапазона (инфракрасная, рентгенов­ ская и гамма-астрономия). Много внимания уделено интерпретации данных, наблюдаемых в этих диапазонах энергий.

Таблиц 27, рисунков 55, библиография 518

О

0023 — 020

© Атомиздат, 1973

034(01)—73 20—73

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние десятилетия в астрономии произошли поистине революционные изменения. Более существенны, пожалуй, не кон­ кретные сенсационные открытия (квазаров, пульсаров, реликтового излучения и т. п.), а изменение самого «духа» астрономии.

До начала XX века астрономия в основном была наукой об объек­ тах, которые считались стационарными во времени. Космогоничес­ кие гипотезы, подобные гипотезе Канта—Лапласа, были по су­ ществу инородным телом. Хорошая иллюстрация подобной ситуа­ ции — это первоначальное стремление Эйнштейна построить мо­ дель статической Вселенной.

Если пытаться выделить отдельные достижения, сыгравшие наи­ большую роль в разрушении идеи неизменности в астрономии, то, вероятно, следует назвать работы Фридмана и Хаббла. По-ви­ димому, к двадцатым годам нашего столетия астрономия «созрела» для мощного вторжения в нее идеи эволюции. Сейчас эта идея, получившая подтверждение астрономическими открытиями неста­ ционарных и взрывающихся объектов, пронизывает всю современ­ ную астрономию; наиболее интересные исследования относятся именно к нестационарным объектам (Вселенная, квазары, ядра галактик, сверхновые звезды, пульсары и т. п.).

Идея эволюции тесно связана и с другими переменами в астроно­ мии. В последнее время произошло резкое расширение диапазона наблюдений. До конца тридцатых годов оптический диапазон за­ нимал монопольное положение; в 50-а; годах положение кардиналь­ но изменилось. Сейчас проводятся систематические наблюдения почти во всех диапазонах длин волн излучений, в которых меж­ звездная среда относительно прозрачна (радио-, инфракрасный, оптический, ультрафиолетовый, рентгеновский и у-диапазоны).

Наиболее полная информация о нестационарных объектах очень часто связана с внеоптическими диапазонами. Сейчас наблю­ даются объекты, мощность излучения которых в инфракрасном и

з


рентгеновском диапазонах на много порядков больше, чем в опти­ ческом. Это обстоятельство имеет, в сущности, простое объясне­ ние: в нестационарных объектах и процессах возникают мощные потоки релятивистских частиц, которые приводят к существенно неравновесному излучению, простирающемуся от радиодо у- диапазона.

Разумеется, упомянутое расширение наблюдательных возмож­ ностей обусловлено изменением традиционных методов исследова­ ний. Электроника и современные методы регистрации элементар­ ных частиц приобретают в астрономии ту же степень «гражданства», что и традиционные оптические приборы. Все эти обстоятельства привели к появлению новых разделов астрономии и, в частности, астрофизики высоких энергий.

Общепризнанных границ круга вопросов, которые следовало бы отнести к астрофизике высоких энергий, пока нет. Обычно сюда включают астрофизические явления с выделением энергии, состав­ ляющей заметную долю массы покоя источников, и (или) процессы, сопровождающиеся генерацией квантов и частиц высоких энер­ гий.

Данный раздел астрофизики будет играть, по-видимому, фунда­ ментальную роль в понимании природы нестационарных объектов, поскольку именно взаимодействия релятивистских частиц со средой (веществом, полями, излучением) обусловливают большую, а иногда и основную часть информации об этих объектах.

Настоящая книга посвящена астрофизике высоких энергий. Сформулируем цели книги и характер ее построения. Прежде чем ответить на эти вопросы, нам нужно было четко представить себе круг ее будущих читателей.

Программа-максимум, на которую рассчитывали авторы, — при­ влечь внимание физиков, интересующихся различными астро­ физическими приложениями, и заинтересовать астрофизиков, не зна­ комых еще с этим кругом вопросов. В отличие от книги Уикса*, служащей элементарным введением в рассматриваемую проблема­ тику, мы поставили своей задачей познакомить читателя с исполь­ зуемыми здесь основными методами расчетов.

Поставленные цели оправдывают своеобразное построение книги. Астрономическое введение не претендует на сколько-нибудь полное описание космических объектов и картины их эволюции. В нем содержатся сведения о том астрофизическом «фоне», на котором

проявляются процессы высоких энергий, рассматриваемые в

после­

дующих главах. Сами эти процессы и методы их расчета

освещены

в книге достаточно полно. Мы не

стремились доводить

их

всегда

до конкретных астрофизических

приложений, поэтому

скажем

о принципах отбора примеров, играющих в известной степени иллюстративную роль.

* Т. К- Уикс. Астрофизика высоких энергий. Пер. с англ. М., «Мир», 1972.

4


Во-первых, мы старались отобрать явления, в которых физика высоких энергий выступает в «чистом» виде, без пересечений с дру­ гими разделами, например, с физикой плазмы*.

Во-вторых, мы лишь бегло касались вопросов, уже изложенных обстоятельно в монографиях. Поэтому, в частности, мало затронуты вопросы ускорения и происхождения космических лучей. Этот круг вопросов подробно изложен в монографии В. Л. Гинзбурга и и С. И. Сыроватского «Происхождение космических лучей» (М.,

Изд-во АН СССР,

1963).

В малой степени затронуты проблемы,

лежащие на пересечении

астрофизики высоких энергий и того

круга вопросов,

который

относят

к релятивистской

астрофизике

и

космологии.

С

ними

можно

познакомиться по

монографиям

Я-

Б. Зельдовича

и И. Д. Новикова «Релятивистская

астрофизика»

(М., «Наука», 1967) и «Теория тяготения и эволюция звезд» (М., «Наука», 1971).

В-третьих, мы хотели подчеркнуть упомянутое выше изменение духа астрономии и, в частности, астрофизики. Астрономы, как правило, используют физику для интерпретации наблюдаемых ими объектов с точки зрения уже установленных законов физики. Для физиков же основная задача — открытие новых закономерностей. Допустимо предположить, что исследование обнаруженных в пос­ леднее время необычных космических объектов приведет к синтезу обоих направлений.

Мы не считаем, однако, что имеющиеся сейчас астрономические данные требуют кардинальных изменений физических законов. Тем не менее многие объекты исследования (например Вселенная, пульсары или квазары) характеризуются экстремальными физи­ ческими параметрами (очень большими плотностями и температу­ рами или энергиями). Поэтому описание подобных объектов тре­ бует иногда новых подходов и методов, а быть может, и некоторой экстраполяции установленных закономерностей за пределы их обычной применимости.

Это направление исследований, возможно, приведет к открытию новых физических законов. Поэтому в книге большое внимание уделяется, например, принципиальным вопросам взаимодействия элементарных частиц в связи с интерпретацией некоторых косми­ ческих явлений (например, § 7.2). Включение подобного раздела едва ли строго соответствует названию данной книги. Однако сейчас мы еще очень далеки от точного определения круга вопросов, входящих в компетенцию астрофизики высоких энергий. Нам ка­ жется, что ее содержание будет еще не раз уточняться и изме­ няться и в ее пределах будут развиваться направления, важные не только для астрофизики, но и для физики высоких энергий.

Имея в виду последнее замечание, авторы не ставили своей целью сколько-нибудь полно осветить все интересные вопросы астро-

* Роль плазменных явлений в астрофизике изложена в монографии С. А. Каплана и В. Н. Цытовича «Плазменная астрофизика». М., «Наука», 1972.

5


физики высоких энергий. Да это и невозможно без значительного увеличения объема книги. Поэтому преимущественное внимание уделено кругу вопросов, близких нашим сегодняшним интересам. Все рассмотренные в конце книги астрономические приложения связаны с открытыми в 60-х годах фоновыми излучениями Все­ ленной. Подобный выбор обусловлен прежде всего решающей ролью частиц и фотонов высоких энергий в свойствах и происхождении этих излучений. Другие причины, определившие такой выбор, — это важность фоновых излучений для космологии (включая проб­ лемы происхождения галактик и природы активности их ядер), для которой фоновые излучения стали в настоящее время основным каналом астрофизической информации.

Хотя авторы стремились удержаться от искушения строить кон­ кретные модели для интерпретации подчас неполного и неустояв­ шегося материала астрономических наблюдений, этот соблазн не везде удалось преодолеть. В таких местах, вероятно, проявились личные пристрастия авторов, но мы старались изложить (хотя и не всегда в том же объеме) и альтернативные точки зрения.

Настоящая книга — одна из первых попыток подвести некото­ рые итоги астрономическим применениям методов физики высоких энергий. Поэтому мы заранее благодарны читателям, которые, оз­ накомившись с книгой, пришлют нам свои замечания.

Авторы приносят глубокую благодарность Г. Т. Зацепину, В. С. Березинскому и В. Н. Сазонову, которые прочитали рукопись книги и сделали много полезных замечаний.

Л. М. Озерной О. Ф. Прилуцкий И. Л. Розенталь

ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

А

массовое

число

ядра

 

 

 

 

Е

энергия

частиц

 

 

 

 

 

 

Ее

— энергия

электронов

 

 

 

 

Еу

— энергия

фотонов

 

 

 

 

 

£/i

— энергия

адронов

 

 

 

 

 

Ер

— энергия

протонов

 

 

 

 

 

Ек

— кинетическая энергия

частиц

 

 

Ef

— пороговая

энергия

процесса

 

 

 

Е*

— энергия

частиц

в

системе центра

инерции

(Ц-система)

dE/dx

— энергетические

потери частиц на единице длины пути

/(к) функция

распределения фотонов

по импульсам

Я

напряженность

магнитного

поля

 

 

 

•— компонента

напряженности

магнитного

поля, перпенди­

Н0

 

кулярная

к импульсу

частицы

 

 

— постоянная

Хаббла

 

 

 

 

/— интенсивность излучения (поток энергии излучения в едини­ це телесного угла в единичном интервале энергий на единицу

площади в единицу времени)

/— светимость единицы объема (энергия, излучаемая единицей объема среды в единицу телесного угла в единичном интер­

вале энергий в единицу времени) k — импульс фотонов

/— мощность источников излучения (число частиц, излучаемых источниками в единице объема в единицу телесного угла в

единичном интервале энергий

в

единицу времени)

М, т — массы частиц

 

 

 

 

 

п — концентрация

(полная)

 

 

 

./V — дифференциальная

концентрация

(например,

концентрация

электронов в

единичном интервале энергий

Ne е))

р — импульс частицы

с конечной

массой

 

Р— дифференциальный поток частиц через единицу площади в единицу времени в единичном интервале энергий в единице телесного угла

Т— температура

v— скорость частицы

w, dw/dQ — полная (дифференциальная) интенсивность излучения от­ дельной частицы

dW/dx — вероятность процесса на единице длины пути

7


до •— плотность

энергии

различных

компонент

космической сре­

ды (например,

wr

—• плотность

энергии

фонового реликто­

вого

излучения)

 

 

 

 

 

 

z — красное

смещение

 

 

 

 

 

Z — заряд

частицы

 

 

 

 

 

 

 

Р = и / с — отношение

скорости

частицы к

скорости

света

Р — параметр

космологической

эволюции

источников

Г — лоренц-фактор

частицы

 

 

 

 

У — показатель степенного спектра

потока

частиц

— энергия

фотонов фонового

излучения

 

 

X — пробег

частиц

в

среде

 

 

 

 

V — частота

излучения

 

 

 

 

 

а — полное

сечение

процесса

 

 

 

 

da/dQ, da/dE — дифференциальные

сечения

процессов

 

 

— угловая

частота

колебаний