Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Краткий отчет о практике
Кадровая служба организации является важным звеном в отношениях между нанимателем и работником. Работники кадровых служб разрабатывают кадровую политику организации, осуществляют подбор и расстановку кадров, работу по подготовке и переподготовке кадров, контролируют соблюдение правил внутреннего распорядка и состояние трудовой дисциплины, ведут необходимую документацию, а также выполняют другие важные функции. От эффективности работы кадровых служб во многом зависит психологический климат в организации, а, следовательно, и результативность деятельности организации в целом.
Вышесказанное определяет актуальность изучения деятельности психолога кадровой службы при найме персонала на предприятии, особенно это важно в работе учреждений по социальному обслуживанию населения.
Цель практики - формирование общего представления о психологической службе учреждения и ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, а также используемыми им психологическими методами и технологиями.
Практические задачи, решаемые за время прохождения практики:
- познакомиться с деятельностью учреждения;
- определить задачи психолога кадровой службы в учреждении;
- изучить профессиональные функции и должностные обязанности психолога;
- пронаблюдать за деятельностью психолога в учреждении и выявить особенности работы системы психологической службы;
- изучить деятельность психолога при найме персонала.
- изучить систему диагностики, используемой психологом в учреждении.
Место прохождения практики: УЗСН Администрации Шолоховского района
Место и роль психолога в организации
Практический психолог по отношению к организации может занимать две позиции:
«Внешняя» – это приходящий психолог, который обычно привлекается для выполнения пакета работ в области бизнес-психологии;
«Внутренняя» – это практикующий психолог, работающий в организации непосредственно.
Такое деление разделяет работу и подход к ней, как по содержанию, и по роду деятельности. Обычно «приходящий» психолог в организации, более нейтрален при решении многих задач
, однако при этом минусом является тот факт, что он недостаточно хорошо знает компании изнутри, не может моментально вникнуть в ее организационные и управленческие процессы. На это требуется время. Практический психолог же, работающий в штате, хотя и избавлен от этих недостатков, но имеет и свои значительные минусы – постоянная работа в организации делает его членом коллектива, а это, в свою очередь, часто не позволяет объективно взглянуть, дать оценку многим вещам, просто умолчать о чем то, руководствуясь личной выгодой - это значительно снижает эффективность его работы.
Функции психолога в организации
Исследовательская или экспертная функция. Практический психолог в организации привлекается в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах поведения членов коллектива в сложной системе внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются именно конкретные ситуации, с использованием современных методологических методов психологии. Обычно на основании этих исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются их результаты и даются рекомендации решения проблем.
Насколько сведения такого отчета достоверны? Следует ли руководителю прибегать к рекомендациям психолога? Несомненно, такое заключение основывается на современных представлениях науки в области организационной психологии. А как мы уже неоднократно упоминали на страницах сайта, психология, благодаря контролю ее результатов методами математической статистики, наука довольно точная. Но в тоже время, психолог не может гарантировать, что те шаги, которые примет руководство, основываясь на его исследованиях и заключении будут иметь исключительно положительный эффект. Главная задача экспертной оценки ситуации специалистом - не убедить руководителя, который заказал исследование, действовать строго определенным образом, а учесть анализ ситуации при принятии решения.
Функция консультирования. Психолог-консультант дает рекомендации по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива. Это касается всех этапов пути, который человек проходит в организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в области управления персоналом, мотивации труда, психологического климата в организации, развивает групповую сплоченность и борется с конфликтами в коллективе.
Здесь главное преимущество консультанта со стороны – независимость суждения. Позиция нейтралитета – это залог объективной оценки и непредвзятых выводов. В данном случае могут привлекаться как универсальные психологи, так и те, которые специализируются на конкретных проблемах.
Организационная функция. Которая, по сути, объединяет и дополняет в себе две первых. В ней психолог практик в организации выступает в роли педагога, который передает свои знания в области психологии ученикам – работникам организации, чтобы они в полной мере использовали все наработки современной психологии в своей повседневной работе, повышая ее эффективность.
Функции организационного психолога практика можно разделить на три основные группы.
Работа с персоналом:
Оценка персонала при найме на работу, в ходе отбора, при ротациях и новых назначениях;
Консультирование в области профессиональной деятельности;
Передача сотрудникам социально-психологических знаний;
Адаптации работников на месте их работы.
Работа с кадровым резервом.
Психологическое консультирование и психологическая помощь, которую оказывает психолог практик.
Работа в области организации деятельности компании:
Аттестация должностей, с учетом психологических требований к той или иной должности, разработка должностных инструкций;
Выявление недостатков в организации рабочих мест;
Мониторинг удовлетворенности персонала, повышение эффективности сотрудников организации через систему стимулирования труда.
Участие в маркетинговых исследованиях, формирование положительного имиджа организации.
Организационное управление и социальное планирование, в которой принимает участие практический психолог:
Психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях и реорганизациях;
Формирование организационной культуры компании;
Управление конфликтами, участи в их разрешении, создание благоприятного климата, препятствующего их возникновению;
Осуществление наблюдения за социально-психологическим климатом в коллективе, его оздоровление;
Культивирование групповой сплоченности в организации;
Повышение лояльности у сотрудников к труду и самой компании, где они работают.
Краткая характеристика предприятия
В ст Вешенская социальное обслуживание осуществляется с мая 1990 г.
Специфика учреждений социального обслуживания населения заключается в социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Центр оказывает бесплатные социальные и медицинские услуги на дому гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.
Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.
В коллективе трудится более 73 сотрудников разных специальностей.
Каждый специалист Центра имеет соответствующие образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Профессиональные функции психолога Центра
Сегодня профессия психолога проникает во все новые сферы, построение системы управления персоналом с одновременным внедрением современных кадровых технологий требует привлечения к кадровой работе психологов. Необходимость в этом диктуется также тем, что успешная деятельность любой организации или предприятия все чаще оказывается зависима от определенных психологических качеств по каждой должности. Провести эту работу по выявлению наличия и уровня развития необходимых психологических качеств может только специалист-психолог.
На должность психолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Психолог».
Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия людей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
-
проводит индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование; -
составляет психолого-педагогическое заключение на основании проведенных исследований; -
применяет в своей деятельности современные научно-обоснованные методы психодиагностики и консультативных методик.
Основными задачами психолога Центра являются:
-
организация и осуществление мероприятий, направленных на профессиональный психологический отбор кадров в системе социальной защиты населения; -
организация и осуществление психологических обследований специалистов с целью выявления психологических последствий профессиональной деятельности; -
организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую подготовку специалистов к выполнению профессиональной деятельности; -
разработка методической базы для решения задач, стоящих перед психологом учреждения.
Основные направления работы психолога Центра:
-
мероприятия по психодиагностическому обеспечению: участие в мероприятиях по профессиональному подбору и отбору кандидатов, аттестационных мероприятиях; -
психологическая подготовка: проведение лекционных, тренинговых занятий, учебно-методических семинаров для сотрудников; -
проведение индивидуально-психологических консультаций для руководителей подразделений и сотрудников.
Деятельность психолога в кадровой службе Центра
Наше учреждение относится к социальной сфер, где интенсивно применяется труд социального работника всех уровней: социального педагога, специалиста по социальной работе и социального работника.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
К «противопоказаниям» к социальной работе относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.
При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к клиентам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние. Кроме того, сведения личного характера о клиентах, ставшие известными сотрудникам учреждения при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.
Как видим, специфика деятельности Центра предъявляет серьезные требования к личности работника учреждения, т.к. не каждый человек способен работать в таком учреждении, поэтому и необходим тщательный отбор сотрудников. Следовательно кадровая служба Центра - это потенциальное место работы психолога, т.к. в процессе деятельности по найму персонала психолог с более высокой степенью точности может оценить претендентов и отобрать наиболее соответствующих должности.