Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация такого производственного процесса без научно обоснованных расчетов была бы невозможна.

Непрерывность производственного процесса достигается в результате установления синхронности операций, рав­ ной или кратной продолжительности времени выполнения их. Для этого необходимо, используя аналитический ме­ тод, применяемый в системе технического нормирования труда, изучить состав каждой операции, вплоть до про­ стых рабочих приемов, и на основе полученных данных установить длительность операций, отвечающую требова­ нию непрерывности процесса.

Научная организация труда требует изучения и сог­ ласования трудовых процессов не только с применяемой техникой, но и с достижениями экономики, физиологии труда, психологии труда и др. Развернувшееся за послед­ ние годы движение за внедрение научной организации труда (НОТ) является важным фактором повышения производительности труда, особенно в новых условиях материального поощрения работников.

Для осуществления всего комплекса мероприятий, на­ правленных на повышение производительности труда, важное значение имеет принятое в соответствии с реше­ ниями XXIII съезда КПСС Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 7 марта 1967 г. «О переводе рабочих и служащих предприятий, учрежде­ ний и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Целью этого перевода являет­ ся облегчение условий труда рабочих и служащих, рас­ ширение возможностей для дальнейшего повышения их квалификации и культурного уровня, а также создание условий для более рациональной организации производ­ ства, дальнейшего роста производительности труда и эф­ фективности общественного производства.

Подготовка промышленных кадров и непрерывное по­ вышение их квалификации составляют постоянную забо­ ту Советского государства. Введение в стране всеобщего обязательного среднего образования, которое будет за­ вершено в девятой пятилетке, является хорошей основой построения разветвленной системы специальной подго­ товки кадров. Профессиональная подготовка рабочих ведется в сети профессионально-технических школ, ре­ месленных училищ, через индивидуальное и бригадное обучение.

185

Помимо этих основных форм подготовки кадров, на предприятиях внедряются многочисленные мероприятия по повышению культурно-технического уровня рабочих: организуются группы по изучению передового опыта, ос­ воению новых профессий, а также семинары и спецкурсы по отдельным производственно-техническим вопросам и др. Рабочие повышают свою квалификацию без отрыва от производства.

Источниками пополнения инженерно-технических кад­ ров являются радиотехнические и другие высшие учеб­ ные заведения и факультеты, а также средние специаль­ ные учебные заведения. Значительное количество специалистов с высшим и средним специальным радио­ техническим образованием подготавливается без отрыва от производства в порядке вечернего и заочного обуче­ ния, что усиливает связь теоретической подготовки с практической работой на производстве. Насыщенность производства инженерно-техническими работниками су­ щественным образом влияет на повышение -производ­ ственно-технического уровня кадров и производительно­ сти труда.

В результате роста культурно-технического уровня кадров развивается массовое движение изобретателей и рационализаторов за дальнейшее техническое оснащение

исовершенствование производства.

ВДирективах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. указывается: «Наряду с усилением материаль­ ной заинтересованности рабочих, служащих и коллекти­ вов предприятий в результатах труда всемерно укреплять роль моральных стимулов к труду. Повышать дисципли­ ну и ответственность каждого работника за выполнение возложенных на него трудовых обязанностей» '.

Вборьбе за повышение производительности труда большую роль играет социалистическое соревнование, движение за звание коллективов и бригад коммунистиче­

ского труда, за освоение новой техники, распространение передового опыта, лучшую организацию труда, поддер­ жание образцовой трудовой и производственной дисцип­ лины, полное использование рабочего времени, за ликви­ дацию брака, улучшение качества продукции, экономию материалов и др. Особенно важным является также уча-1

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 273—274.

1Э6


стие коллективов предприятий, цехов в разработке пла­ нов организационно-технических мероприятий, способ­ ствующее наиболее полной мобилизации имеющихся резервов. Привлечение коллективов к этой работе активизирует изобретательскую, рационализаторскую и другую производственную работу. Чтобы обратить вни­ мание коллектива на первоочередные задачи и направить работу масс по правильному руслу, целесообразно зара­ нее установить тематику рационализаторских предложе­ ний и изобретательства.

С повышением производительности труда непосред­ ственно связан вопрос о трудовой дисциплине. Послед­ ствия нарушения трудовой дисциплины измеряются не только потерей выработки на отдельном рабочем месте, но и тем большим уроном, который наносится производству в целом. В условиях современной техники и организации производства нарушение трудовой или технологической дисциплины может привести к остановке всего процесса. В поточных производствах нарушения на том или другом участке влекут за собой срыв работы на последующих участках и на конечной стадии выхода продукции.

Социалистическая дисциплина труда основана прежде всего на сознательности, на чувстве ответственности за порученную работу перед коллективом и государством. Трудовая дисциплина — это не только соблюдение уста­ новленного режима и правил внутреннего распорядка, но и улучшение использования применяемой техники, мате­ риальных ресурсов, повышение качества продукции и снижение ее себестоимости.

На рост производительности труда >весьма отрица­ тельно влияет текучесть кадров. Частый переход работни­ ков из одного предприятия в другое приводит к сниже­ нию общего квалификационного уровня и производитель­ ности труда. Борьба с текучестью кадров требует большой воспитательной работы и различных мероприятий. В не­ которых случаях текучесть кадров может быть вызвана неправильной организацией заработной платы и наруше­ ниями в использовании кадров, несоответствием выпол­ няемой работы уровню квалификации работника, отсут­ ствием нормальных жилищно-бытовых условий и др.

Особенно важное значение для повышения производи­ тельности труда имеет полное и рациональное использо­ вание рабочего времени. При расчете рабочего времени из календарного времени исключаются выходные и

187

праздничные дни, а также невыходы по уважительным причинам, а именно, дни, пропущенные в связи с отпуска­ ми, болезнью, выполнением государственных и общест­ венных обязанностей.

Приводится схема годового баланса рабочего време­ ни одного рабочего в условиях пятидневной рабочей не­ дели (см. табл. 8-1). При этом сохраняется ранее уста-

Т А Б Л И Ц А 8-1

Схема годового баланса рабочего времени (одного рабочего при 5-дневной неделе)

 

Отчет за

План на

Наименование показателей

предшест­

вующий

следующий

 

год

год

Календарный фонд времени, дн. Количество рабочих дней, всего В том числе:

праздничных

выходных Из них: дополнительных выходных дней (вто­

рых дней отдыха в неделю) Количество календарных рабочих дней Неявки на работу, всего дней В том числе:

очередные и дополнительные отпуска отпуска по учебе отпуска в связи с родами болезни

Прочие неявки, разрешенные законом (выпол­

нение государственных обязанностей и др.),

дн.

Неявки с разрешения администрации Прогулы (по отчету)

Целодневные простои (по отчету)

Количество вторых дней отдыха, учитываемых в период очередных и дополнительных отпус­ ков как дней очередного отпуска

Число рабочих дней в году Потери времени в связи с сокращением дли­

тельности рабочего дня, ч

В том числе:

для занятых на тяжелых и вредных рабо­ тах для кормящих матерей

для подростков внутрисменные простои (по отчету)

Средняя продолжительность рабочего дня, ч

Полезный годовой фонд рабочего времени од­ ного рабочего, ч

188


новленная общая продолжительность рабочего времени за неделю 41 ч. Расчет по приведенной схеме произво­ дится каждым предприятием в соответствии с принятым им графиком выходов, который во всех случаях должен обеспечить установленный годовой фонд рабочего вре­ мени.

Как видно из приведенной схемы, анализ данных фак­ тического использования рабочего времени за предше­ ствующий отчетный год позволяет установить потери, которые не должны быть допущены в планируемом го­ ду. К ним относятся целодневные простои, прогулы и внутрисменные потери. Влияние потерь рабочего времени на производительность труда можно установить путем анализа, сопоставления годовой выработки на 1 рабочего, наь 1 отработанный человеко-день и на 1 отработанный человеко-час (см. § 8-2).

8-2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Показатели по труду занимают одно из основных мест в системе народнохозяйственного, отраслевого и завод­ ского планирования. До экономической реформы пред­ приятиям утверждали сверху четыре показателя по тру­ ду (см. § 5-2): производительность труда, численность работников, среднюю заработную плату и фонд заработ­ ной платы. По новой системе планирования утверждается только один показатель — фонд заработной платы

(см. § 8-4).

Утверждение только одного показателя — фонда за­ работной платы — преследует цель предоставления пред­ приятиям самостоятельности в установлении плана по ос­ тальным показателям исходя из заинтересованности их в повышении эффективности, рентабельности производства

иконкретных условий, сложившихся на каждом отдель­ ном предприятии.

Отправным показателем для расчета плана предприя­ тий по труду служит производственная программа, кото­ рая вытекает из плана по объему реализации продукции

изадания по производству важнейших видов продукции. На основе выявленного объема производства (выпу­

ска валовой продукции) и принятого в плане уровня про­ изводительности труда определяется потребная числен­ ность работающих в разбивке по профессиям и квалифи-

189


кадии и составляется план покрытия дополнительной потребности в кадрах путем организованного набора, обучения новых кадров и повышения квалификации ра­ ботающих.

В зависимости от принятого в плане роста произво­ дительности труда устанавливается средняя заработная плата, а с учетом численности работающих — общий фонд заработной платы, который не должен превышать утвержденного лимита (см. § 8-4).

Из всего этого следует, что производительность труда

.является важнейшим показателем наряду с фондом за­ работной платы. При одном и том же фонде заработной платы численность работающих и средняя заработная плата зависят от принятого в плане уровня производи­ тельности труда.

Превышение планового уровня производительности труда в процессе работы предприятий дает им возмож­ ность принять дополнительные задания по реализации продукции и прибыли. При низком уровне производитель­ ности труда по сравнению с намеченным планом возни­ кает угроза срыва выполнения задания по реализации продукции и прибыли, получается перерасход фонда заработной платы и невыполнение других показателей плана.

В основу планирования производительности труда в масштабе всего предприятия, отрасли, промышленности в целом положена выработка валовой продукции в де­ нежном выражении, приходящаяся на одного работаю­ щего. Применение этого показателя необходимо по сле­ дующим соображениям:

во-первых, валовая продукция является выражением всего физического объема работы производства за опре­ деленный период времени:

во-вторых, только при помощи цен можно привести к единому (денежному) выражению весь выпуск разнооб­ разных изделий на предприятиях радиопромышленности; в-третьих, определение валовой продукции в сопоста­ вимых ценах позволяет сравнивать выработку на одного работающего за ряд смежных периодов (лет) и устано­ вить таким путем динамику производительности труда. в-четвертых, выработка на одного работающего наи­ более полно отражает результат работы всех участников производственного процесса, так называемого п р о м ы ш ­

л е н н о - п р о и з в о д с т в е н н о г о п е р с о н а л а .

190

В этот персонал не входят работники всех остальных хозяйств и служб (непромышленный персонал), находя­ щихся в ведении предприятия, но не связанных с его производственной деятельностью, как, например, работни­ ки жилищного и коммунального хозяйства, персонал культурно-бытовых и медицинских учреждений, персонал учебных заведений, числящихся на балансе предприятия, работники подсобных хозяйств и др.

В состав промышленно-производственного персонала входят все работающие, связанные с производством, ко­ торые в зависимости от выполняемых функций подразде­ ляются на следующие категории: рабочие, непосредствен­ но участвующие в производственном процессе; инженер­ но-технические работники (ИТР); служащие; младший обслуживающий персонал (МОП); сторожевая и пожар­ ная охрана; ученики, обучающиеся непосредственно на производстве различным профессиям.

Производственные рабочие подразделяются в свою очередь на две группы: основные и вспомогательные. Основными считаются рабочие, участвующие непосред­ ственно в технологии изготовления продукции основного производства предприятий. Вспомогательными являются рабочие, выполняющие различные функции по обслужи­ ванию основного производства (рабочие-инструменталь­ щики, ремонтные, транспортные и др.). До 1959 г. произ­ водительность труда в системе планирования и учета промышленности измерялась выработкой на одного ра­ бочего, что лишало возможности правильной оценки результатов механизации и автоматизации производства с точки зрения производительности труда. Очень часто механизация и автоматизация приводят к сокращению численности непосредственных исполнителей работы — производственных рабочих и одновременно с этим к увеличению инженерно-технических и других работни­ ков, занятых проектированием, инструктажем, наладкой и выполнением других функций.

Поэтому для полной оценки производительности тру­ да, начиная с 1959 г., введен показатель выработки на од­ ного работающего.

Выработка на одного работающего рассчитывается

по следующей простой формуле:

 

Yp =

Рь

(8-3)

iVp

 

191


где yp — выработка валовой продукции на одного сред­ несписочного работающего; Рв — валовая продукция, вы­

пущенная

за определенный период

(год);А^р — средне­

списочное

количество работающих

за тот же период

(год). .

Среднесписочное количество работающих за месяц оп­ ределяется путем сложения суммы численности их по спис­ кам за каждый день и разделения полученной суммы на число дней, а за год — путем деления суммы среднеме­ сячной численности за все месяцы на число месяцев.

Наряду с основным показателем — выработкой на од­ ного работающего — для анализа выполнения плана по производительности труда и выявления резервов даль­ нейшего ее роста пользуются еще показателями выработ­ ки на 1 отработанный человеко-день и на 1 отработанный человеко-час. Анализ этих показателей позволяет устано­ вить фактическое использование рабочего времени и влияние его на выработку.

Выполнение плана по повышению производительности труда находится в прямой зависимости от использования рабочего времени. Между тем практика показывает, что целодневные и внутрисменные потери на предприятиях еще велики. Поэтому необходимо при помощи анализа выявить потери рабочего времени и причины, вызываю­ щие их, с тем чтобы выработать надлежащие меры борь­ бы е этими потерями.

Исходные данные для такого анализа имеются в го­ довых планах предприятий, где обычно приводится рас­ чет бюджета времени рабочего с указанием числа рабо­ чих дней и годового фонда рабочего времени в часах. Кроме этого, в плановых расчетах предприятий опреде­ ляется выработка на 1 рабочего, на 1 отработанный чело­ веко-день и на 1 отработанный человеко-час. Сопостав­ ляя плановые и отчетные данные по перечисленным пока­ зателям, можно определить величину потерь рабочего времени, их влияние на выработку рабочего и на выпол­ нение плана по выпуску валовой продукции. Для этой цели рекомендуется определенная расчетная форма

(табл. 8-2).

Из приведенных данных следует, что имевшие место потери рабочего времни, не предусмотренные планом, со­ ставили за отчетный год 10%, из которых 5% прихо­ дится на целодневные потери и 5% — на внутрисменные. Вследствие этого фактическая годовая выработка на 1

192