Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прибыль предприятий

1

.‘m i *

|sss gt |i

f l | S g ?4

I I

I I

| l I

Рис. 11.1. Схема распределения прибыли предприятия

284

на возмещение сверхплановых убытков от эксплуата­ ции жилищно-коммунального хозяйства и сверхплановых расходов по хозяйственному содержанию культурно-про­ светительных учреждений и пионерских лагерей;

на выплату премий по социалистическому соревнова­ нию (в соответствии с постановлением Совета Министров

СССР от 22 января 1966 г. № 55 министерство имеет право выделять подведомственным предприятиям средства для выплаты премий по итогам социалистического соревнова­ ния, при недостаточности у них сверхплановой прибыли, за счет свободного остатка сверхплановой прибыли дру­ гих подведомственных предприятий);

на покрытие задолженности по банковским ссудам,

выданным на временное восполнение недостатка собст­ венных оборотных средств предприятий;

на погашение кредита, предоставленного на центра­ лизованные капитальные вложения, на погашение ссуд банка, полученных в процессе исполнения производствен­ но-финансового плана, на затраты по увеличению произ­ водства товаров народного потребления, а также на осу­ ществление мероприятий по выпуску новой продукции, повышению качества, надежности и долговечности из­ делий;

на другие цели в соответствии с решениями Совета Министров СССР.

Разница между общей суммой сверхплановой прибы­ ли и суммой, используемой по всем перечисленным на­ правлениям, вносится в бюджет в виде свободного остат­ ка сверхплановой прибыли.*

Распределение прибыли по новой системе планирова­ ния и экономического стимулирования имеет ряд преиму­ ществ:

во-первых, новая система распределения прибыли, усиливая экономическое стимулирование улучшения по­ казателей производства, в то же время способствует уве­ личению доходов бюджета;

во-вторых, значительно увеличивая размеры поощри­ тельных фондов и изменяя порядок их образования, но­ вая система позволяет широко использовать прибыль вну­ три самого хозяйства как источник наращивания основ­ ных производственных фондов и оборотных средств;

в-третьих, новая система не лишает права образова­ ния поощрительных фондов, хотя и в сокращенных разме-

285


pax, даже в тех случаях, когда имеет место частичное не­ выполнение плановых показателей.

До экономической реформы при недовыполнении пла­ на по прибыли и другим показателям на незначительную величину предприятие полностью лишалось права на об­ разование поощрительного фонда.

В новых условиях при недовыполнении плана по при­ были (или реализации), плана по производству важней­ ших видов продукции, а также при снижении планового уровня расчетной рентабельности отчисления от прибыли в фонд развития производства, в фонд материального по­ ощрения производятся в пониженных размерах.

До экономической реформы взаимоотношения про­ мышленности с бюджетом были основаны на началах больше административных, чем экономических. Платежи предприятий в бюджет складывались преимущественно из налога с оборота и отчислений от прибыли, которые производились независимо от других экономических по­ казателей. Аналогичный характер носила и выдача ассиг­ нований из бюджета. Средства отпускались из бюджета по целевому назначению на финансирование в безвоз­ вратном порядке капитальных вложений, осуществля­ емых по централизованному плану, и на пополнение соб­ ственных оборотных средств предприятий. Ассигнования из бюджета не были связаны с какими-либо экономиче­ скими условиями, которые могли бы способствовать эф­ фективному использованию полученных средств.

Принятые сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС решения внесли коренные изменения во взаимо­ отношения промышленности с бюджетом. Прежде всего установление платы за производственные фонды приве­ ло к усилению заинтересованности предприятий в эф­ фективном использовании производственных фондов, площадей, оборудования и других материальных ресур­ сов и вовлечении их в производство.

Лучшее использование имеющихся производственных мощностей.и оборотных средств в свою очередь уменьша­ ет потребность в новых вложениях на прирост мощности и оборотных средств.

Кроме этого, установление платы за производственные фонды представляет для государственного бюджета ус­ тойчивый источник поступления средств. После проведе­ ния реформы оптовых цен на промышленную продукцию и перевода всех предприятий на новую систему планиро­

286

вания и экономического стимулирования плата за произ­ водственные фонды становится преобладающим источни­ ком бюджетных поступлений, «речь идет о том, чтобы значительную часть платежей предприятий в бюджет на­ править по новому руслу. В перспективе плата за фонды станет важнейшей частью доходов государственного бюд­ жета и соответственно сократится роль других платежей, в том числе и налога с оборота»

Другим новым мероприятием в области взаимоотно­ шений промышленности с бюджетом, имеющим важное экономическое значение, является переход от безвозврат­ ного финансирования к долгосрочному кредитованию значительной части централизованных капитальных вло­ жений, состоящей из вложений на реконструкцию и рас­ ширение действующих предприятий и на строительство новых предприятий в тех случаях, когда окупаемость их может быть обеспечена в срок до 5 лет после ввода в дей­ ствие (§ 11-1). Как уже ранее указывалось (§ 6-5), ассиг­ нования из государственного бюджета на реконструкцию действующих предприятий могут быть предоставлены лишь с разрешения Совета Министров СССР.

Долгосрочное кредитование допускается и на другие цели, в частности на внедрение новой техники и совер­ шенствование производства при недостаточности на пред­ приятиях средств фонда развития производства.

Постепенное сокращение безвозвратного финансиро­ вания капитальных вложений из бюджета и замена его долгосрочным банковским кредитом не означает еще уменьшения роли бюджета в развитии промышленности. Для удовлетворения возрастающей потребности промыш­ ленности в долгосрочном кредитовании Стройбанк СССР

получает необходимые средства из государственного бюджета.

Крупным источником увеличения долгосрочных креди­ тов будут служить передаваемые Стройбанку СССР бюд­ жетные ассигнования в размерах, равных капитальным вложениям (предусмотренным по централизованному плану), на строительство новых предприятий, окупаю­ щихся в течение 5 лет, и на реконструкцию и расширение предприятий.

В области взаимоотношений с бюджетом важное зна-

1 Косыгин А. Н. Об улучшении управления промышленностью,

совершенствовании планирования и усилении экономического стиму­ лирования промышленного производства. М„ 1965, с. 32.

287


чение имеет и такая мера, как прекращение ассигнований из бюджета на покрытие недостатка собственных оборот­ ных средств, когда это возникает по вине самих предпри­ ятий.

11-3. ОТРАСЛЕВОЕ РУКОВОДСТВО ФИНАНСАМИ

Промышленное министерство осуществляет общее ру­ ководство финансовой деятельностью подчиненных пред­ приятий, выполняя при этом ряд функций по распределе­ нию финансовых ресурсов.

Министерство распределяет между предприятиями по­ лученные ассигнования из государственного бюджета в соответствии с имеющимися производственными задани­ ями, распределяет также плановые лимиты банковского кредитования исходя из финансового состояния предприя­ тий, отчетных данных по выполнению ими финансовых и кредитных планов. По капитальным вложениям подчи­ ненных строек и предприятий, осуществляемым за счет долгосрочного кредитования, министерство разрабатыва­ ет все необходимые данные, в том числе технико-эконо-* мическое обоснование (при переводе на кредитование), представляемые в Стройбанк СССР.

Министерство разрабатывает сметы на финансирова­ ние из бюджета изобретений и рационализаторских пред­ ложений общеотраслевого значения. Ассигнования на эту цель перечисляются на бюджетный счет министерства, от­ куда соответствующая часть передается предприятиям.

Министерство финансирует научно-исследовательские работы общеотраслевого значения, выполняемые подчи­ ненными организациями (НИИ и др.), используя полу­ ченные на эту цель бюджетные ассигнования, а также от­ числения предприятий, относимые ими на себестоимость выпускаемой продукции как внепроизводственный расход

(см. § 9-3).

В распоряжении министерства создается централизо­ ванный фонд освоения новой техники, образуемый из от­ числений предприятий, включаемых в себестоимость про­ дукции. Как известно, в период освоения новых видов продукции производство несет большие единовременные расходы, вызывающие удорожание этой продукции. Что­ бы избежать убыточности новой техники, затраты на ее освоение финансируются из централизованного фонда,

288

Кроме затрат по подготовке и освоению новых видов продукции, предприятия могут производить за счет фон­ да освоения новой техники еще единовременные дополни­ тельные затраты, связанные с повышением качества, дол­ говечности и надежности изделий.

Из фонда освоения новой техники министерство выде­ ляет и переводит предприятиям соответствующие средст­ ва в зависимости от результатов работы их в этой части.

В порядке руководства финансовой деятельностью предприятий министерство устанавливает общие размеры финансовых ресурсов предприятий, перераспределяя между ними оборотные средства, прибыль и другие фи­ нансовые ресурсы. Для того, чтобы обеспечить нормаль­ ную производственно-хозяйственную деятельность пред­ приятий, основное внимание обращается на состояние собственных оборотных средств предприятий и приведе­ ние их в соответствие с установленными нормативами. Одновременно с этим создаются известные финансовые резервы (нераспределенные ресурсы), которые затем ис­ пользуются для оказания помощи нуждающимся пред­ приятиям.

В круг вопросов финансовой деятельности министер­ ства входит также производство централизованных рас­ четов за весь поступающий импорт оборудования и мате­ риалов для подчиненных строек и предприятий. Для оп­ латы импорта используются в части оборудования кредиты Стройбанка СССР, в части материалов — креди­ ты Госбанка СССР.

По действующим правилам министерство разрабаты­ вает и утверждает по согласованию с Междуведомствен­ ной комиссией при Госплане СССР отраслевые норма­ тивы отчислений от прибыли в фонды поощрения и в фонды развития производства. В дальнейшем министер­ ство устанавливает дифференцированные нормативы этих отчислений по группам предприятий, а в некоторых случаях по отдельным предприятиям (см. § 6-5, 8-5).

Финансовая деятельность планируется в отраслевом масштабе (в масштабе министерства) и в пределах каж­ дого из подчиненных предприятий.

Координация всех показателей финансового хозяйства

осуществляется в сводном

финансовом плане— в б а ­

л а н с е д о х о д о в и р а сх од ов,

состоящем из трех

связанных между собой

частей: а)

д о х о д ы и п о с ­

т у п л е н и е с р е д с т в ,

б)- р а с х о д ы и о т ч и с л е -

289



ни я, в) в з а и м о о т н о ш е н и я с б ю д ж е т о м с п о д р а з д е л е н и е м их на п л а т е ж и в б ю д ж е т и а с с и г н о в а н и я из б ю д ж е т а . Финансовый план балансируется следующим образом: сумма превышения доходов над расходами должна равняться превышению платежей в бюджет над ассигнованиями, получаемыми из бюджета; сумма превышения расходов над доходами должна равняться превышению ассигнований, получа­ емых из бюджета, над платежами в бюджет.

Баланс доходов и расходов разрабатывается в соот­ ветствии с установленными плановыми показателями по объему реализуемой продукции, общей сумме прибыли, объему централизованных капитальных вложений, плате­ жам в бюджет, ассигнованиям из бюджета и др.

Вбалансе доходов и расходов определяются размеры чистого дохода от реализации продукции и части его, перечисляемой в бюджет в виде платы за основные произ­ водственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных (рентных) платежей, взносов свободного остатка прибыли и налога с оборота. Одновременно с этим предусматриваются размеры ассигнований, получа­ емых из бюджета, фондов экономического стимулирова­ ния, образуемых из отчислений от прибыли, и различных внутрипромышленных источников финансирования с це­ левым назначением.

Вбалансе доходов и расходов учитываются также все расходы, не связанные непосредственно с производством

иреализацией продукции. К ним относятся:

расходы по централизованному финансированию науч­ но-исследовательских работ;

расходы по изобретениям и рационализаторским пред­ ложениям;

затраты на освоение новых видов продукции; расходы на премирование за выполнение работ по но­

вой технике; расходы по подготовке кадров и повышению квалифи­

кации; расходы по содержанию детских учреждений;

расходы жилищно-коммунального хозяйства; административно-управленческие расходы по содер­

жанию аппарата министерства.

Перечисленные расходы возмещаются из различных источников:

расходы по централизованному финансированию на­

290

учно-исследовательских работ покрываются в определен­ ной части за счет отчислений предприятий, относимых ими на себестоимость продукции, а в остальной части — за счзт ассигнований из бюджета;

расходы по изобретениям и рационализаторским пред­ ложениям общеотраслевого значения финансируются из бюджетных ассигнований, получаемых и распределяемых министерством в централизованном порядке;

затраты на освоение новых видов продукции финанси­ руются из соответствующего централизованного фонда, образуемого из отчислений предприятий и находящегося в распоряжении министерства;

расходы по премированию за выполнение работ по новой технике покрываются из отчислений на эту цель, производимых предприятиями и хозяйственными орга­ низациями, подчиненными министерству.

расходы по подготовке кадров и повышению квалифи­ кации, осуществляемые в централизованном порядке, фи­ нансируются из поступлений от предприятий и бюджет­ ных ассигнований;

расходы по содержанию детских учреждений, за иск­ лючением части, вносимой родителями, покрываются бюджетными ассигнованиями;

расходы жилищно-коммунального хозяйства предпри­ ятий определяются сметой, утверждаемой директорами предприятий, а источником покрытия их являются дохо­ ды, состоящие из квартирной платы и оплаты коммуналь­ ных услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство должно быть организовано по принципу самоокупаемости. Одна­ ко в ряде случаев расходы превышают доходы и получен­ ный убыток списывается за счет прибыли от основной де­ ятельности предприятий;

административно-управленческие расходы по содер­ жанию аппарата министерства финансируются за счет ас­ сигнований из бюджета.

Разница в составлении баланса доходов и расходов министерства и предприятия заключается в том, что в ба­ лансе министерства находит отражение внутреннее пере­ распределение средств между отраслевыми управле-. ниями.

Для примера приводится схема баланса доходов и расходов министерства в условиях новой системы планирования и экономического стимулирования (см.

табл. 11-1).

291