Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Прибыль предприятий
1
.‘m i *
|sss gt |i
f l | S g ?4
I I
I I
| l I
Рис. 11.1. Схема распределения прибыли предприятия
284
на возмещение сверхплановых убытков от эксплуата ции жилищно-коммунального хозяйства и сверхплановых расходов по хозяйственному содержанию культурно-про светительных учреждений и пионерских лагерей;
на выплату премий по социалистическому соревнова нию (в соответствии с постановлением Совета Министров
СССР от 22 января 1966 г. № 55 министерство имеет право выделять подведомственным предприятиям средства для выплаты премий по итогам социалистического соревнова ния, при недостаточности у них сверхплановой прибыли, за счет свободного остатка сверхплановой прибыли дру гих подведомственных предприятий);
на покрытие задолженности по банковским ссудам,
выданным на временное восполнение недостатка собст венных оборотных средств предприятий;
на погашение кредита, предоставленного на центра лизованные капитальные вложения, на погашение ссуд банка, полученных в процессе исполнения производствен но-финансового плана, на затраты по увеличению произ водства товаров народного потребления, а также на осу ществление мероприятий по выпуску новой продукции, повышению качества, надежности и долговечности из делий;
на другие цели в соответствии с решениями Совета Министров СССР.
Разница между общей суммой сверхплановой прибы ли и суммой, используемой по всем перечисленным на правлениям, вносится в бюджет в виде свободного остат ка сверхплановой прибыли.*
Распределение прибыли по новой системе планирова ния и экономического стимулирования имеет ряд преиму ществ:
во-первых, новая система распределения прибыли, усиливая экономическое стимулирование улучшения по казателей производства, в то же время способствует уве личению доходов бюджета;
во-вторых, значительно увеличивая размеры поощри тельных фондов и изменяя порядок их образования, но вая система позволяет широко использовать прибыль вну три самого хозяйства как источник наращивания основ ных производственных фондов и оборотных средств;
в-третьих, новая система не лишает права образова ния поощрительных фондов, хотя и в сокращенных разме-
285
pax, даже в тех случаях, когда имеет место частичное не выполнение плановых показателей.
До экономической реформы при недовыполнении пла на по прибыли и другим показателям на незначительную величину предприятие полностью лишалось права на об разование поощрительного фонда.
В новых условиях при недовыполнении плана по при были (или реализации), плана по производству важней ших видов продукции, а также при снижении планового уровня расчетной рентабельности отчисления от прибыли в фонд развития производства, в фонд материального по ощрения производятся в пониженных размерах.
До экономической реформы взаимоотношения про мышленности с бюджетом были основаны на началах больше административных, чем экономических. Платежи предприятий в бюджет складывались преимущественно из налога с оборота и отчислений от прибыли, которые производились независимо от других экономических по казателей. Аналогичный характер носила и выдача ассиг нований из бюджета. Средства отпускались из бюджета по целевому назначению на финансирование в безвоз вратном порядке капитальных вложений, осуществля емых по централизованному плану, и на пополнение соб ственных оборотных средств предприятий. Ассигнования из бюджета не были связаны с какими-либо экономиче скими условиями, которые могли бы способствовать эф фективному использованию полученных средств.
Принятые сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС решения внесли коренные изменения во взаимо отношения промышленности с бюджетом. Прежде всего установление платы за производственные фонды приве ло к усилению заинтересованности предприятий в эф фективном использовании производственных фондов, площадей, оборудования и других материальных ресур сов и вовлечении их в производство.
Лучшее использование имеющихся производственных мощностей.и оборотных средств в свою очередь уменьша ет потребность в новых вложениях на прирост мощности и оборотных средств.
Кроме этого, установление платы за производственные фонды представляет для государственного бюджета ус тойчивый источник поступления средств. После проведе ния реформы оптовых цен на промышленную продукцию и перевода всех предприятий на новую систему планиро
286
вания и экономического стимулирования плата за произ водственные фонды становится преобладающим источни ком бюджетных поступлений, «речь идет о том, чтобы значительную часть платежей предприятий в бюджет на править по новому руслу. В перспективе плата за фонды станет важнейшей частью доходов государственного бюд жета и соответственно сократится роль других платежей, в том числе и налога с оборота»
Другим новым мероприятием в области взаимоотно шений промышленности с бюджетом, имеющим важное экономическое значение, является переход от безвозврат ного финансирования к долгосрочному кредитованию значительной части централизованных капитальных вло жений, состоящей из вложений на реконструкцию и рас ширение действующих предприятий и на строительство новых предприятий в тех случаях, когда окупаемость их может быть обеспечена в срок до 5 лет после ввода в дей ствие (§ 11-1). Как уже ранее указывалось (§ 6-5), ассиг нования из государственного бюджета на реконструкцию действующих предприятий могут быть предоставлены лишь с разрешения Совета Министров СССР.
Долгосрочное кредитование допускается и на другие цели, в частности на внедрение новой техники и совер шенствование производства при недостаточности на пред приятиях средств фонда развития производства.
Постепенное сокращение безвозвратного финансиро вания капитальных вложений из бюджета и замена его долгосрочным банковским кредитом не означает еще уменьшения роли бюджета в развитии промышленности. Для удовлетворения возрастающей потребности промыш ленности в долгосрочном кредитовании Стройбанк СССР
получает необходимые средства из государственного бюджета.
Крупным источником увеличения долгосрочных креди тов будут служить передаваемые Стройбанку СССР бюд жетные ассигнования в размерах, равных капитальным вложениям (предусмотренным по централизованному плану), на строительство новых предприятий, окупаю щихся в течение 5 лет, и на реконструкцию и расширение предприятий.
В области взаимоотношений с бюджетом важное зна-
1 Косыгин А. Н. Об улучшении управления промышленностью,
совершенствовании планирования и усилении экономического стиму лирования промышленного производства. М„ 1965, с. 32.
287
чение имеет и такая мера, как прекращение ассигнований из бюджета на покрытие недостатка собственных оборот ных средств, когда это возникает по вине самих предпри ятий.
11-3. ОТРАСЛЕВОЕ РУКОВОДСТВО ФИНАНСАМИ
Промышленное министерство осуществляет общее ру ководство финансовой деятельностью подчиненных пред приятий, выполняя при этом ряд функций по распределе нию финансовых ресурсов.
Министерство распределяет между предприятиями по лученные ассигнования из государственного бюджета в соответствии с имеющимися производственными задани ями, распределяет также плановые лимиты банковского кредитования исходя из финансового состояния предприя тий, отчетных данных по выполнению ими финансовых и кредитных планов. По капитальным вложениям подчи ненных строек и предприятий, осуществляемым за счет долгосрочного кредитования, министерство разрабатыва ет все необходимые данные, в том числе технико-эконо-* мическое обоснование (при переводе на кредитование), представляемые в Стройбанк СССР.
Министерство разрабатывает сметы на финансирова ние из бюджета изобретений и рационализаторских пред ложений общеотраслевого значения. Ассигнования на эту цель перечисляются на бюджетный счет министерства, от куда соответствующая часть передается предприятиям.
Министерство финансирует научно-исследовательские работы общеотраслевого значения, выполняемые подчи ненными организациями (НИИ и др.), используя полу ченные на эту цель бюджетные ассигнования, а также от числения предприятий, относимые ими на себестоимость выпускаемой продукции как внепроизводственный расход
(см. § 9-3).
В распоряжении министерства создается централизо ванный фонд освоения новой техники, образуемый из от числений предприятий, включаемых в себестоимость про дукции. Как известно, в период освоения новых видов продукции производство несет большие единовременные расходы, вызывающие удорожание этой продукции. Что бы избежать убыточности новой техники, затраты на ее освоение финансируются из централизованного фонда,
288
Кроме затрат по подготовке и освоению новых видов продукции, предприятия могут производить за счет фон да освоения новой техники еще единовременные дополни тельные затраты, связанные с повышением качества, дол говечности и надежности изделий.
Из фонда освоения новой техники министерство выде ляет и переводит предприятиям соответствующие средст ва в зависимости от результатов работы их в этой части.
В порядке руководства финансовой деятельностью предприятий министерство устанавливает общие размеры финансовых ресурсов предприятий, перераспределяя между ними оборотные средства, прибыль и другие фи нансовые ресурсы. Для того, чтобы обеспечить нормаль ную производственно-хозяйственную деятельность пред приятий, основное внимание обращается на состояние собственных оборотных средств предприятий и приведе ние их в соответствие с установленными нормативами. Одновременно с этим создаются известные финансовые резервы (нераспределенные ресурсы), которые затем ис пользуются для оказания помощи нуждающимся пред приятиям.
В круг вопросов финансовой деятельности министер ства входит также производство централизованных рас четов за весь поступающий импорт оборудования и мате риалов для подчиненных строек и предприятий. Для оп латы импорта используются в части оборудования кредиты Стройбанка СССР, в части материалов — креди ты Госбанка СССР.
По действующим правилам министерство разрабаты вает и утверждает по согласованию с Междуведомствен ной комиссией при Госплане СССР отраслевые норма тивы отчислений от прибыли в фонды поощрения и в фонды развития производства. В дальнейшем министер ство устанавливает дифференцированные нормативы этих отчислений по группам предприятий, а в некоторых случаях по отдельным предприятиям (см. § 6-5, 8-5).
Финансовая деятельность планируется в отраслевом масштабе (в масштабе министерства) и в пределах каж дого из подчиненных предприятий.
Координация всех показателей финансового хозяйства
осуществляется в сводном |
финансовом плане— в б а |
|
л а н с е д о х о д о в и р а сх од ов, |
состоящем из трех |
|
связанных между собой |
частей: а) |
д о х о д ы и п о с |
т у п л е н и е с р е д с т в , |
б)- р а с х о д ы и о т ч и с л е - |
289
ни я, в) в з а и м о о т н о ш е н и я с б ю д ж е т о м с п о д р а з д е л е н и е м их на п л а т е ж и в б ю д ж е т и а с с и г н о в а н и я из б ю д ж е т а . Финансовый план балансируется следующим образом: сумма превышения доходов над расходами должна равняться превышению платежей в бюджет над ассигнованиями, получаемыми из бюджета; сумма превышения расходов над доходами должна равняться превышению ассигнований, получа емых из бюджета, над платежами в бюджет.
Баланс доходов и расходов разрабатывается в соот ветствии с установленными плановыми показателями по объему реализуемой продукции, общей сумме прибыли, объему централизованных капитальных вложений, плате жам в бюджет, ассигнованиям из бюджета и др.
Вбалансе доходов и расходов определяются размеры чистого дохода от реализации продукции и части его, перечисляемой в бюджет в виде платы за основные произ водственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных (рентных) платежей, взносов свободного остатка прибыли и налога с оборота. Одновременно с этим предусматриваются размеры ассигнований, получа емых из бюджета, фондов экономического стимулирова ния, образуемых из отчислений от прибыли, и различных внутрипромышленных источников финансирования с це левым назначением.
Вбалансе доходов и расходов учитываются также все расходы, не связанные непосредственно с производством
иреализацией продукции. К ним относятся:
расходы по централизованному финансированию науч но-исследовательских работ;
расходы по изобретениям и рационализаторским пред ложениям;
затраты на освоение новых видов продукции; расходы на премирование за выполнение работ по но
вой технике; расходы по подготовке кадров и повышению квалифи
кации; расходы по содержанию детских учреждений;
расходы жилищно-коммунального хозяйства; административно-управленческие расходы по содер
жанию аппарата министерства.
Перечисленные расходы возмещаются из различных источников:
расходы по централизованному финансированию на
290
учно-исследовательских работ покрываются в определен ной части за счет отчислений предприятий, относимых ими на себестоимость продукции, а в остальной части — за счзт ассигнований из бюджета;
расходы по изобретениям и рационализаторским пред ложениям общеотраслевого значения финансируются из бюджетных ассигнований, получаемых и распределяемых министерством в централизованном порядке;
затраты на освоение новых видов продукции финанси руются из соответствующего централизованного фонда, образуемого из отчислений предприятий и находящегося в распоряжении министерства;
расходы по премированию за выполнение работ по новой технике покрываются из отчислений на эту цель, производимых предприятиями и хозяйственными орга низациями, подчиненными министерству.
расходы по подготовке кадров и повышению квалифи кации, осуществляемые в централизованном порядке, фи нансируются из поступлений от предприятий и бюджет ных ассигнований;
расходы по содержанию детских учреждений, за иск лючением части, вносимой родителями, покрываются бюджетными ассигнованиями;
расходы жилищно-коммунального хозяйства предпри ятий определяются сметой, утверждаемой директорами предприятий, а источником покрытия их являются дохо ды, состоящие из квартирной платы и оплаты коммуналь ных услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство должно быть организовано по принципу самоокупаемости. Одна ко в ряде случаев расходы превышают доходы и получен ный убыток списывается за счет прибыли от основной де ятельности предприятий;
административно-управленческие расходы по содер жанию аппарата министерства финансируются за счет ас сигнований из бюджета.
Разница в составлении баланса доходов и расходов министерства и предприятия заключается в том, что в ба лансе министерства находит отражение внутреннее пере распределение средств между отраслевыми управле-. ниями.
Для примера приводится схема баланса доходов и расходов министерства в условиях новой системы планирования и экономического стимулирования (см.
табл. 11-1).
291