Файл: Закона Об образовании в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая характеристика Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2021 года № 273-ФЗ
29 декабря 2012 года Президент России подписал Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».( Закон был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» призван заменить с 1 сентября 2013 года два действующих в настоящее время федеральных закона: Закон РФ

«Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Федеральный закон № 273 состоит из 111 статей, сведенных в 15 глав.

Глава 1. Общие положения (ст.1-9) Глава 2. Система образования (ст.10-20)

Глава 3.Лица, осуществляющие образовательную деятельность (ст21-32) Глава 4.Обучающиеся и их родители (законные представители) (ст.33-45) Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст.46-52)

Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений (ст.53-62)

Глава 7.Общее образование (ст.63-67)

Глава 8. Профессиональное образование (ст.68-72) Глава 9. Профессиональное обучение (ст.73-74) Глава 10.Дополнительное образование (ст.75-76)

Глава 11.Особенности реализации некоторых видов программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (ст.77-88)

Глава 12.Управление системой образования, государственная регламентация образовательной деятельности (ст.89-98)

Глава 13.Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования (ст.99-104)

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования (стю105-107) Глава 15. Заключительные положения (ст.108-111)
Вокруг законопроекта, ставшего ФЗ № 273, в течение двух лет велась оживленная

дискуссия. Законопроект рассматривался на 3 парламентских слушаньях, на заседании Общественной палаты РФ, проходили интернет-обсуждения на сайтах открытого правительства, активное обсуждение организовали профсоюзные организации. Таким образом, текст законопроекта обновился на 60% по сравнению с первоначальным вариантом.

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от действующего сейчас нормативного правового акта. Положения Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") касаются в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.
Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации» повлечет за собой признание не действующими на территории РФ не менее 168 актов Правительства РФ и принятия не менее 34 новых постановлений Правительства РФ.


Параллельно будет происходить изменение регионального законодательства об образовании, муниципальных нормативных правовых актов, нормативных актов образовательных учреждений. (Огромный объем правовой работы не возможно провести в короткие сроки, поэтому некоторые положения закона вступают в действие не с 1

сентября 2013 года, а позже. Например, наименования и уставы ОУ подлежат приведению в соответствии с законом не позднее января 2016 года)
Однако начинать изучение ФЗ № 274 надо немедленно. Сегодня я обзорно познакомлю вас с этим документом. Более подробно останавливаясь на вопросах, касающихся

дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Представляется, что начинать эту работу необходимо с усвоения основных понятий, применяемых в законе. Они раскрыты в статье 2, состоящей из 34 пунктов.
Глава 1. Общие положения.

Образование, воспитание, общее образование, дополнительное образование, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная

организация, квалификация, качество образования, обучающийся, педагогический работник, участники образовательных отношений и т.д.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Во-первых, он вводит четкие

определения часто употребляемых терминов и понятий: "образование", "воспитание", "обучение", "уровень образования", "квалификация", "учебный план", "практика", "направленность (профиль) образования" и т. д. Во-вторых, он меняет давно переставший быть адекватным термин "образовательное учреждение" на термин "образовательная организация". Закон РФ "Об образовании" разрешал образовательную деятельность

любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное

нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.
Далее в законе представлены основы правового регулирования в области образования, полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования, полномочия субъектов РФ, полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
3.В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования…


Сохранены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и

бесплатного дошкольного и дополнительного , общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.

Глава 2. Система образования

4.В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. Дошкольное образование

  2. Начальное общее образование

  3. Основное общее образование

  4. Среднее общее образование




  1. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.


В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное образование. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:

дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Важно

Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. В связи с этим изменится и схема его финансового обеспечения – она будет аналогична "школьной". Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" четко определяет, в какой части финансирование возложено на субъекты РФ, а в какой – на муниципалитеты. С учетом дефицита муниципальных бюджетов принятое решение может поспособствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением детских

садов.
Дополнительное образование в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" регулируется исходя из концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три подвида:

дополнительное образование детей;


дополнительное образование взрослых;

дополнительное профессиональное образование.
Таким образом, закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития.

Статья 11.

2.Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

    1. структуре основных образовательных программ и их объему

    2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям

    3. результатам освоения основных образовательных программ.


Статья 12.

  1. Образовательные программы определяют содержание образования.

  2. В РФ по уровням общего и профессионального образования и профессиональному обучению реализуются основные образовательные

программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
5.Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим законом не установлено иное.
Закон 1992 года

Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ

Закон 2012 года

Согласно ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 9) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной

информационной системой (ч. 10). Порядок разработки таких программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 11)

Закон 1992 года

Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Закон 2012 года

Ст. 15 посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Статья 17.

Определяет формы получения образования.

В РФ образование может быть получено:

  1. в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

  2. вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)


Допускается сочетание различных форм получения образования, при семейном и самообразовании обязательно прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Статья 18.

Определяет, что наряду с печатными, могут быть использованы и электронные информационные ресурсы

В старом законе:

Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования

В 273 ФЗ:

-Ст. 20 посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. В частности, согласно ч. 2 данной статьи экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных

технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ

.
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность. Статья 21.

Образовательную деятельность могут осуществлять образовательные организации, организации, осуществляющие обучение и индивидуальные предприниматели.
Статья 22.Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций. Реорганизация и ликвидация образовательных организаций возможна только с согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения, которая создается и

действует в соответствии с постановлением правительства РФ.

При реорганизации или ликвидации образовательной организации в сельской местности предусмотрен учет мнения жителей сельского поселения.
Статья 23. Типы образовательных организаций.

1.Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью деятельности.

2.В РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация 2)общеобразовательная организация

3) профессиональная образовательная организация 4)образовательная организация высшего образования