Файл: Реферат по предмету Искусство выполнил ученик 8 класса Костандов Иосиф проверила Торшина А. А. СанктПетербург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер. Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.

Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.

Особенности готической архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление парения над землей создавали и создают по сей день невероятный эстетический эффект. Особенно выразительны и оригинальны окна готического собора. Они состоят из разноцветных стекол — витражей. Витраж — один из видов живописи, успешно разрабатывавшийся в период готики. Многие витражи были даром ассоциаций ремесленников. Таким образом ремесленники воздавали благодарность Богу за их благополучие и процветание. В целом, можно сказать, что готика — это уже рефлексия над собственным религиозным сознанием. Архитектурными памятниками готического искусства являются во Франции собор Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери) (XII-XIV вв.), собор в Шартре (XII-XIV вв.), собор в Реймсе (1211-1330); в Германии — собор в Кёльне (XIII-XIX вв.)

Так можно заключить, что если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.


3.Ренессанс. Барокко. Классицизм.

В противовес средневековым догмам в философии возникло новое течение - гуманизм, утверждающее силу разума, ценность и значение человеческой жизни.

Эпоха Возрождения в архитектуре начинается с творчества Филиппе Брунеллески. Брунеллески родился и вырос во Флоренции в семье нотариуса. Не обремененный "опытом предшествующих поколений", воспринявший эстетику гуманизма и изучивший архитектуру Античности Брунеллески смог совершить перелом в развитии архитектуры, который мы называем Ренессансом.

Его Воспитательный дом сегодня не выглядит чем-то необычным, а тогда он просто произвел фурор. В конструктивном же смысле происходит замена каменного "готического" каркаса стеной.

В средние века господа феодалы предпочитали селиться вдали от городов в фортификационных сооружениях - замках, а в связи с оживлением жизни в городах они стали строить себе городские "резиденции" - палаццо (см. справочник).

Это, по сути, те же замки (прямоугольник с внутренним двором), но т.к. нравы смягчились, стало возможным отказаться от башен, где в случае осады отсиживались хозяева и заняться декорированием фасадов.

Появляется этаж - горизонтальный пространственный слой, масштабно соотнесенный с ростом человека, выраженный в архитектурных формах на фасаде (Все, что было до Ренессанса принято называть ярусами.)

Палаццо бывают рустиковые и ордерные. На них можно отметить отличительные ренессансные черты.

Прежде всего, горизонтальные членения фасада на этажи. Ослабевание руста по направлению снизу вверх. Ордер (пилястры, полуколонны, сандрики над окнами) применяется не в масштабе всего здания, а в масштабе этажа, а вот карниз - наоборот, чрезвычайно массивен и соотносится со всем зданием.

Интересны интерьеры позднего ренессанса. Его величайшим мастером был Микелянжело Буонаротти. Микелянжело был в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур.

Сравните интерьеры раннего (Ф. Брунеллески - старая сакристия в церкви Сан Лоренцо) и позднего ( Микелянжело - капелла Медичи в той же церкви) Возрождения.

Брунеллески еще очень уважительно обращается с Ордером, а Микелянжело с ним, можно сказать, просто играет - пилястра попала в угол - не беда, он "ломает" ее под прямым углом.


Колонны и пилястры он сдваивает, меняет их ритм, ставит на них "разорванные" сандрики, раскреповывает стены и карнизы, придавая им дополнительную пластичность - это уже в чистом виде барочные приемы.

Микелянжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены.

Венец его творчества - Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко.

Последователи "последнего из титанов", двигаясь по пути усложнения, вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты - надежности и монументальности, зато приобретает небывалую прежде пластику и динамику.

Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. Посмотрите на барочный фасад церкви Сан Карло у четырех фонтанов Франческо Барромини.

В интерьере (Шенбрун) тоже появляется капризная усложненность - скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта "перетекания" пространства в "заоблачную высь" - все это придает интерьеру подчеркнутую театральность.
На фасаде, в прочем как и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т.п.

«Классицизм», как архитектурный стиль сформировался в конце 18 века и до нашего времени остается актуальным. Для стиля характерна строгая соразмерность и гармоничность всех его составляющих. Мебели также присущи геометричность, четкий стык элементов, прямые или чуть изогнутые формы. Декор используется в минимальных количествах.

Таким образом, в данных трех стилях общим является появление архитектурно-декоративных тем и мотивов, ордерной системы и определенного круга пластических, декоративных деталей.

4.Стиль модерн.

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.


Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле.

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.

Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений:

1. Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и др. стилей.

2. Неоклассицизм

3. Рационализм, направление с преобладанием более простых форм.

4. Иррационализм.

5. Так называемый кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича .

6. В отдельных крупных городах и регионах модерн имел свои отличительные черты. Так появились термины: модерн венский, берлинский, парижский, в России, — московский, петербургский, рижский, провинциальный и т. д.

Необходимо заметить, что в то время как одни архитекторы и историки архитектуры считают перечисленные выше направления разновидностями модерна, другие полагают, что это самостоятельные стили.

Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо(сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.

В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство.


Период архитектуры конца XIX — начала XX века оценивался по разному. Некоторые вообще вычеркивают его из истории архитектуры, другие рассматривают как период упадка, третьи видят в ней подготовительный период в развитии дальнейшей архитектуры. Однако стиль модерн свое место в мире занял.

Каждая историческая эпоха человечества нашла свое отражение в архитектурных стилях, присущих не только определенному периоду в истории, но и каждая отдельная страна имела свои особенности в том или ином стиле. Архитектура представляет собой тот вид искусства, который позволяет нам не только восхищаться, но и имеет практическое использование. Развитие архитектурных стилей было обусловлено в основном развитием религии, поскольку самые грандиозные и одиозные постройки всех времен имели привязку к ритуалам или непосредственно к религии. Примеры практически всех архитектурных стилей дошли до наших дней в оригинале, или же имеются картины и четкие письменные описания.

В своей работе я рассмотрела архитектурные стили различных эпох, начиная с древности и заканчивая XX веком, каждый из них оставил в мировой истории огромный отпечаток, не только в виде прекрасных памятников архитектуры, но и величайшего опыта по созданию прекрасного.

Список используемой литературы.

  1. Архитектура мира. Энциклопедия архитектурных стилей – М., СЗКЭО, 2009 .- 176 стр.

  2. И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. Очерки истории архитектурных стилей-М., Изобразительное искусство, 1983 - 384 с.

  3. Горюнов В. С., Тублин М. П. Архитектура эпохи модерна. М.,1992.- 360с.

  4. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение.- М.: РГГУ, 1998. -429с.

  5. Кондрашов В.А. Этика, Чичина Е.А. Эстетика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 512 с.

  6. Культурология учебник для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 448с.

  7. Партина А.С. Архитектурные термины. Иллюстрированный словарь. М., 1994 – 520 с.




1 Партина А.С. Архитектурные термины. Иллюстрированный словарь. М., 1994 . С. 102