Файл: Баясанов, Д. Б. Автоматизированные системы управления трубопроводными объектами коммунального хозяйства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Г л а в а II. ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АСУ
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АСУ
В системе управления коммунальными хозяйствами го-.
родов и населенных пунктов страны циркулирует большой
поток самых разнообразных документов и сообщений — но
сителей информации. Этот поток проходит разные уровни
управления от предприятий до головных органов управ
ления системами. Документы и сообщения весьма разно
образны по характеру и содержанию. При разработке и
внедрении АСУ весьма важным является установление ра
циональных информационных взаимосвязей между отдель
ными частями системы по структуре нормативной базы, по токам информации и решаемым задачам. В этой связи од
ной из важнейших проблем эффективной организации и це ленаправленного управления в АСУ является своевремен
ный сбор и переработка действительно первичной инфор
мации, т. е. той информации, которая возникает в момент заполнения различного рода материально-технической и отчетной документации. Задача определения состава этой первичной информации может быть решена однозначно и оп
тимальным образом только при известных критериях и ал
горитмах ее обработки для выдачи управляющих решений. Существенные переменные алгоритмов управления по вы
бранным критериям, необходимые параметры контроля ог
раничителей и затрат производства будут обусловливать
тот объем информации, который явится исходным для ин формационной схемы коммунального хозяйства и доста
точным для правильной работы АСУ. Для реализации отме
ченного положения в области рационального сбора, обра
ботки, поиска и выдачи информации на всех ступенях ие рархии АСУ необходимо разработать единую технологиче
скую линию сбора, обработки и выдачи информации. При
этом следует механизировать и автоматизировать эти про
60
цессы, глубоко разобраться в нормативном хозяйстве раз
личных объектов коммунальных хозяйств, унифицировать
форму отчетных документов и т. п. Единые системы долж
ны обеспечить однозначность сообщений, и в первую оче
редь нормативно-технической документации на всех уров
нях ее обращения. Приспособленная для машинной обра
ботки и содержащая минимально необходимую номенкла
туру показателей документация должна быть переведенной
на единый для АСУ машинный информационный язык.
При этом |
возникает один из самых важных вопросов |
в создании |
информационного обеспечения АСУ — разра |
ботка единой системы классификации и кодирования инфор
мации. Дело в том, что в управлении трубопроводным хо
зяйством используют множество всяческих понятий, тер
минов, названий, условных обозначений и т. п. И каждое из них, очевидно, надо зашифровать своим кодом, чтобы
его нельзя было спутать ни с каким другим. Следовательно,
необходимо разработать структуру таких кодов, устано
вить их оптимальную длину, количество знаков, составляю
щих передачу, и многие другие проблемы кодирования ин
формации. С проблемой кодирования тесно связаны вопро
сы разработки единого классификатора, представляющего
собой систематизированный перечень составляющих систе
мы коммунальных хозяйств, закодированный определен
ным образом. Внедрение в практику информационного обес печения АСУ единых классификаторов облегчит поиск в об
ширном массиве технико-экономической информации дан ных, необходимых для целей управления. Работа по созда нию таких классификаторов весьма сложна и основана на нахождении в громадном массиве сообщений объектов ин формации, связанных одним или несколькими общими свой
ствами и признаками. Эти классификаторы должны быть
полностью связаны с общесоюзным классификатором про дукции, применяемым сейчас уже во многих производствах
и хозяйствах. Создание в будущем единой общегосударст
венной системы управления народным хозяйством страны
требует, чтобы информация о деятельности объектов ком мунальных хозяйств осуществлялась бы с учетом этого ос
новного государственного документа.
При создании классификаторов в трубопроводных хо
зяйствах необходимо учесть опыт разработки первого об
щесоюзного классификатора, что ускорит внедрение этих документов в практику, охватит всю информацию, исполь
зуемую в процессе управления.
61
АСУ, ее информационная система будут рационально
и успешно функционировать при условии обеспечения до
статочной и прогрессивной нормативной базой, созданной
с учетом новейших достижений эксплуатации объектов ком мунальных хозяйств страны. Это прежде всего нормативы
расхода материальных ресурсов . на производственно-тех нические и ремонтно-эксплуатационные нужды, произ водственные переходящие запасы, нормативы на эксплуата цию основного оборудования, численности инженерно-тех
нических и рабочих кадров, удельных капиталовложений
на основное оборудование, капитальное строительство, за
работную плату и т. п.
Эту нормативную базу необходимо также разрабатывать
и внедрять в АСУ с учетом использования машинных мето
дов ее расчета, хранения и выдачи с применением ЭВМ. Таким образом, чтобы создать АСУ коммунальным хо
зяйством города в комплексе, включая трубопроводные си
стемы, необходимо в первую очередь установить состав
первичной информации по всем видам управлений (опера тивному, текущему и перспективному), а также и по функ
циональным и обслуживающим частям системы, т. е. по
АСУП и АСУТП, определить способы ее обработки для
принятия решений по управлению административно-хо
зяйственной деятельностью и технологическими процесса
ми и рациональным образом организовать информацион ную сеть.
Внастоящее время почти всю оперативную отчетность
вразличных подразделениях коммунальных хозяйств в ос
новном обрабатывают вручную. При этом составляют мно гочисленные оперативные сводки и справки, в которых по разным признакам суммируют и модифицируют учетные данные. При многократной передаче этих данных по раз личным каналам связи с привлечением к этой работе много
численного штата исполнителей данные значительно иска
жаются. Многие недостатки в системе учета с внедрением автомоделей могут быть устранены. Разработка новых форм организации, управления объектами коммунальных хо зяйств через АСУ вызвала необходимость коренного пере
смотра первичного учета и отчетности. Поэтому необходимы
такие новые формы первичного учета, которые были бы
приспособлены для обработки машинными методами, с соот
ветствующим содержанием перфокарт и форм табуляграмм.
При этом может быть обеспечено объединение всех видов учета, отчетности в единую систему, исключающую парал
62
лелизм. Инженерно-диспетчерский персонал будет макси мально освобожден от учетных работ. В результате создания
новых форм отчетности и перевода последней на машинную
обработку данных отпадает значительное количество работ, производившихся ранее вручную с дублированием запи сей. Для этого и требуется создание такой информационной
системы, которая позволит без искажения собирать дан
ные со всех пунктов передачи информации и вводить их непосредственно в вычислительные машины. Необходимо
разработать алгоритмы и программы обработки на ЭВМ
форм статистической отчетности и систему автоматизации
сбора, передачи, обработки и выдачи этой информации. На
основе данных обработки этих форм с помощью комплекса
разработанных алгоритмов и программ можно получить на
ЭВМ расчетно-аналитические таблицы, которые затем вклю чаются в сводные квартальные, полугодовые, девятимесяч ные и годовые отчеты, представляемые в территориальные статистические управления ЦСУ СССР. Использование ЭВМ
для решения этих задач резко сократит время, затрачивае
мое на обработку материалов, выдачу сводных отчетов,
и уменьшит затраты живого труда на эти операции.
При организации информационной системы в АСУ тру
бопроводным хозяйством следует обеспечить в информа
ционно-вычислительных центрах — пунктах централизо
ванного контроля и управления — минимум информации, необходимой для выработки управляющих сигналов. На существующих объектах коммунальных хозяйств приходит ся иметь дело с многочисленными различными параметрами,
связанными с передачей режимной технологической, эконо
мической и производственно-технической информацией. Естественно, что сейчас диспетчер не может одновремен
но наблюдать за всеми параметрами или выполнять вычис ления, необходимые для их предсказания. О такой системе с позиций диспетчера можно говорить как об очень боль шой системе. По мере того, как диспетчер-руководитель
накапливает опыт определения вероятностных характе
ристик объектов системы, с необходимостью управлять ко торыми он сталкивается, им приобретается все большая уве ренность в своих действиях. Диспетчер-руководитель или управляющая ЭВМ в АСУ не должны реагировать без раз бора на все случайные факторы, которые могут создаваться
в системе. Поступающая на информационно-вычислитель
ный центр информация должна быть сведена до минимума, достаточного для успешного управления системой. Это по-
63
вышает и эффективность переработки информации. Для реа
лизации этого требования необходимо свести до минимума
количество информации в составных и элементарных пото ках, перерабатываемых на ИВЦП, РИВЦ или ГИВЦ. Све дение до минимума количества информации в составных по токах сводится к анализу рациональной точности записи исходных уравнений, описывающих изменение параметров режимов, и установлению возможности использования
приближенных методов решения. Сведение до минимума
количества информации в элементарном потоке сводится
к устранению ее статистической и структурной избыточ
ности. Статистическая избыточность обычно обусловли вается особенностями статистических характеристик источ ника сообщения, а структурная избыточность характери зуется неодинаковой ценностью смыслового содержания сообщений из-за неоднозначности преобразования различ ных сообщений звеньями системы АСУ.
При помощи количественных соотношений можно опре
делить ценность сообщений, поступающих на вход АСУ.
Затем можно рассчитать и меру эффективности использова ния их, которая характеризует соотношение ценной и бес полезной информации, перерабатываемой звеньями автома
тизированной системы управления. Необходимо выявить возможность устранения статистической и структурной из
быточности информации в элементарном потоке. Решение таких задач целесообразно искать в виде максимально до пустимого (по критерию заданной погрешности управления) шага дискретизации и квантования сигнала.
Таким образом, рациональный отбор минимума информа ции включает в себе не только ограничение числа пара метров, но и определение зоны информационной значимости
при возможном изменении любого параметра, и вовсе не
исключает тех основных свойств, которыми должны обла дать передаваемые сведения. Как уже отмечалось, важ нейшим условием осуществления этого требования является
создание единой и взаимосвязанной информационной систе
мы, в которой все учетные, отчетные, плановые и режимные показатели будут унифицированы, а входящие в их состав данные позволят проводить все необходимые сравнения и со
поставления. Первым этапом унификации и систематизации
является здесь установление объемов и содержания первич
ной информации. Объем ее не должен быть велик, а сама
информация должна быть единой. Производная же инфор
мация, основанная на систематизации, группировке и обоб
64