Файл: Баясанов, Д. Б. Автоматизированные системы управления трубопроводными объектами коммунального хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а II. ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АСУ

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АСУ

В системе управления коммунальными хозяйствами го-.

родов и населенных пунктов страны циркулирует большой

поток самых разнообразных документов и сообщений — но­

сителей информации. Этот поток проходит разные уровни

управления от предприятий до головных органов управ­

ления системами. Документы и сообщения весьма разно­

образны по характеру и содержанию. При разработке и

внедрении АСУ весьма важным является установление ра­

циональных информационных взаимосвязей между отдель­

ными частями системы по структуре нормативной базы, по­ токам информации и решаемым задачам. В этой связи од­

ной из важнейших проблем эффективной организации и це­ ленаправленного управления в АСУ является своевремен­

ный сбор и переработка действительно первичной инфор­

мации, т. е. той информации, которая возникает в момент заполнения различного рода материально-технической и отчетной документации. Задача определения состава этой первичной информации может быть решена однозначно и оп­

тимальным образом только при известных критериях и ал­

горитмах ее обработки для выдачи управляющих решений. Существенные переменные алгоритмов управления по вы­

бранным критериям, необходимые параметры контроля ог­

раничителей и затрат производства будут обусловливать

тот объем информации, который явится исходным для ин­ формационной схемы коммунального хозяйства и доста­

точным для правильной работы АСУ. Для реализации отме­

ченного положения в области рационального сбора, обра­

ботки, поиска и выдачи информации на всех ступенях ие­ рархии АСУ необходимо разработать единую технологиче­

скую линию сбора, обработки и выдачи информации. При

этом следует механизировать и автоматизировать эти про­

60

цессы, глубоко разобраться в нормативном хозяйстве раз­

личных объектов коммунальных хозяйств, унифицировать

форму отчетных документов и т. п. Единые системы долж­

ны обеспечить однозначность сообщений, и в первую оче­

редь нормативно-технической документации на всех уров­

нях ее обращения. Приспособленная для машинной обра­

ботки и содержащая минимально необходимую номенкла­

туру показателей документация должна быть переведенной

на единый для АСУ машинный информационный язык.

При этом

возникает один из самых важных вопросов

в создании

информационного обеспечения АСУ — разра­

ботка единой системы классификации и кодирования инфор­

мации. Дело в том, что в управлении трубопроводным хо­

зяйством используют множество всяческих понятий, тер­

минов, названий, условных обозначений и т. п. И каждое из них, очевидно, надо зашифровать своим кодом, чтобы

его нельзя было спутать ни с каким другим. Следовательно,

необходимо разработать структуру таких кодов, устано­

вить их оптимальную длину, количество знаков, составляю­

щих передачу, и многие другие проблемы кодирования ин­

формации. С проблемой кодирования тесно связаны вопро­

сы разработки единого классификатора, представляющего

собой систематизированный перечень составляющих систе­

мы коммунальных хозяйств, закодированный определен­

ным образом. Внедрение в практику информационного обес­ печения АСУ единых классификаторов облегчит поиск в об­

ширном массиве технико-экономической информации дан­ ных, необходимых для целей управления. Работа по созда­ нию таких классификаторов весьма сложна и основана на нахождении в громадном массиве сообщений объектов ин­ формации, связанных одним или несколькими общими свой­

ствами и признаками. Эти классификаторы должны быть

полностью связаны с общесоюзным классификатором про­ дукции, применяемым сейчас уже во многих производствах

и хозяйствах. Создание в будущем единой общегосударст­

венной системы управления народным хозяйством страны

требует, чтобы информация о деятельности объектов ком­ мунальных хозяйств осуществлялась бы с учетом этого ос­

новного государственного документа.

При создании классификаторов в трубопроводных хо­

зяйствах необходимо учесть опыт разработки первого об­

щесоюзного классификатора, что ускорит внедрение этих документов в практику, охватит всю информацию, исполь­

зуемую в процессе управления.

61


АСУ, ее информационная система будут рационально

и успешно функционировать при условии обеспечения до­

статочной и прогрессивной нормативной базой, созданной

с учетом новейших достижений эксплуатации объектов ком­ мунальных хозяйств страны. Это прежде всего нормативы

расхода материальных ресурсов . на производственно-тех­ нические и ремонтно-эксплуатационные нужды, произ­ водственные переходящие запасы, нормативы на эксплуата­ цию основного оборудования, численности инженерно-тех­

нических и рабочих кадров, удельных капиталовложений

на основное оборудование, капитальное строительство, за­

работную плату и т. п.

Эту нормативную базу необходимо также разрабатывать

и внедрять в АСУ с учетом использования машинных мето­

дов ее расчета, хранения и выдачи с применением ЭВМ. Таким образом, чтобы создать АСУ коммунальным хо­

зяйством города в комплексе, включая трубопроводные си­

стемы, необходимо в первую очередь установить состав

первичной информации по всем видам управлений (опера­ тивному, текущему и перспективному), а также и по функ­

циональным и обслуживающим частям системы, т. е. по

АСУП и АСУТП, определить способы ее обработки для

принятия решений по управлению административно-хо­

зяйственной деятельностью и технологическими процесса­

ми и рациональным образом организовать информацион­ ную сеть.

Внастоящее время почти всю оперативную отчетность

вразличных подразделениях коммунальных хозяйств в ос­

новном обрабатывают вручную. При этом составляют мно­ гочисленные оперативные сводки и справки, в которых по разным признакам суммируют и модифицируют учетные данные. При многократной передаче этих данных по раз­ личным каналам связи с привлечением к этой работе много­

численного штата исполнителей данные значительно иска­

жаются. Многие недостатки в системе учета с внедрением автомоделей могут быть устранены. Разработка новых форм организации, управления объектами коммунальных хо­ зяйств через АСУ вызвала необходимость коренного пере­

смотра первичного учета и отчетности. Поэтому необходимы

такие новые формы первичного учета, которые были бы

приспособлены для обработки машинными методами, с соот­

ветствующим содержанием перфокарт и форм табуляграмм.

При этом может быть обеспечено объединение всех видов учета, отчетности в единую систему, исключающую парал­

62


лелизм. Инженерно-диспетчерский персонал будет макси­ мально освобожден от учетных работ. В результате создания

новых форм отчетности и перевода последней на машинную

обработку данных отпадает значительное количество работ, производившихся ранее вручную с дублированием запи­ сей. Для этого и требуется создание такой информационной

системы, которая позволит без искажения собирать дан­

ные со всех пунктов передачи информации и вводить их непосредственно в вычислительные машины. Необходимо

разработать алгоритмы и программы обработки на ЭВМ

форм статистической отчетности и систему автоматизации

сбора, передачи, обработки и выдачи этой информации. На

основе данных обработки этих форм с помощью комплекса

разработанных алгоритмов и программ можно получить на

ЭВМ расчетно-аналитические таблицы, которые затем вклю­ чаются в сводные квартальные, полугодовые, девятимесяч­ ные и годовые отчеты, представляемые в территориальные статистические управления ЦСУ СССР. Использование ЭВМ

для решения этих задач резко сократит время, затрачивае­

мое на обработку материалов, выдачу сводных отчетов,

и уменьшит затраты живого труда на эти операции.

При организации информационной системы в АСУ тру­

бопроводным хозяйством следует обеспечить в информа­

ционно-вычислительных центрах — пунктах централизо­

ванного контроля и управления — минимум информации, необходимой для выработки управляющих сигналов. На существующих объектах коммунальных хозяйств приходит­ ся иметь дело с многочисленными различными параметрами,

связанными с передачей режимной технологической, эконо­

мической и производственно-технической информацией. Естественно, что сейчас диспетчер не может одновремен­

но наблюдать за всеми параметрами или выполнять вычис­ ления, необходимые для их предсказания. О такой системе с позиций диспетчера можно говорить как об очень боль­ шой системе. По мере того, как диспетчер-руководитель

накапливает опыт определения вероятностных характе­

ристик объектов системы, с необходимостью управлять ко­ торыми он сталкивается, им приобретается все большая уве­ ренность в своих действиях. Диспетчер-руководитель или управляющая ЭВМ в АСУ не должны реагировать без раз­ бора на все случайные факторы, которые могут создаваться

в системе. Поступающая на информационно-вычислитель­

ный центр информация должна быть сведена до минимума, достаточного для успешного управления системой. Это по-

63


вышает и эффективность переработки информации. Для реа­

лизации этого требования необходимо свести до минимума

количество информации в составных и элементарных пото­ ках, перерабатываемых на ИВЦП, РИВЦ или ГИВЦ. Све­ дение до минимума количества информации в составных по­ токах сводится к анализу рациональной точности записи исходных уравнений, описывающих изменение параметров режимов, и установлению возможности использования

приближенных методов решения. Сведение до минимума

количества информации в элементарном потоке сводится

к устранению ее статистической и структурной избыточ­

ности. Статистическая избыточность обычно обусловли­ вается особенностями статистических характеристик источ­ ника сообщения, а структурная избыточность характери­ зуется неодинаковой ценностью смыслового содержания сообщений из-за неоднозначности преобразования различ­ ных сообщений звеньями системы АСУ.

При помощи количественных соотношений можно опре­

делить ценность сообщений, поступающих на вход АСУ.

Затем можно рассчитать и меру эффективности использова­ ния их, которая характеризует соотношение ценной и бес­ полезной информации, перерабатываемой звеньями автома­

тизированной системы управления. Необходимо выявить возможность устранения статистической и структурной из­

быточности информации в элементарном потоке. Решение таких задач целесообразно искать в виде максимально до­ пустимого (по критерию заданной погрешности управления) шага дискретизации и квантования сигнала.

Таким образом, рациональный отбор минимума информа­ ции включает в себе не только ограничение числа пара­ метров, но и определение зоны информационной значимости

при возможном изменении любого параметра, и вовсе не

исключает тех основных свойств, которыми должны обла­ дать передаваемые сведения. Как уже отмечалось, важ­ нейшим условием осуществления этого требования является

создание единой и взаимосвязанной информационной систе­

мы, в которой все учетные, отчетные, плановые и режимные показатели будут унифицированы, а входящие в их состав данные позволят проводить все необходимые сравнения и со­

поставления. Первым этапом унификации и систематизации

является здесь установление объемов и содержания первич­

ной информации. Объем ее не должен быть велик, а сама

информация должна быть единой. Производная же инфор­

мация, основанная на систематизации, группировке и обоб­

64