Файл: Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятия проводятся с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность проходит в форме обучающего занятия, занятия-игры, занятия-образа, занятия-импровизации, экспериментирования с художественными материалами и др. Внеучебная деятельность организуется в форме беседы, анализа произведений искусства; наблюдения, совместного изготовления панно и др.
На занятиях осуществляется межпредметная связь с художественно-речевым творчеством (художественное слово, разыгрывание диалогов, сценок из сказок) и музыкальной деятельностью (подбор музыки, характерной для художественного образа, фоновая музыка).
Формы работы с детьми по ознакомлению с изобразительным искусством могут быть самые разнообразные. К ним можно отнести:
- беседы;
- занятия на основе метода интеграции;
-рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, слайдов;
-выставки в мини-галерее репродукций картин, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- выставки детских работ;
- просмотр видеофильмов;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- использование силуэтного моделирования;
- экспериментирование с различными художественными материалами.
На учебных и кружковых занятиях используются различные методы и приёмы обучения и развития изобразительных способностей:
- игровой метод;
- метод обследования, наглядности (рассматривание репродукций картин, подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно-прикладного искусства, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности) ;
- метод проектов;
- проблемно-мотивационный;
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- исследовательский метод;
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Формы занятий: фронтальные, подгрупповые, интегрированные, индивидуальные.
Типы занятий:
на тему, предложенную педагогом (освоение нового материала, повторение пройденного); на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу.
Рисование развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, способствует развитию ручной умелости. Через изображение на бумаге ребенок передает свои чувства, свое отношение к людям или событиям, то есть всё, что волнует ребенка, то, о чем он не всегда может рассказать словами.
Задачи работы с детьми ставятся в зависимости от результатов диагностики овладения изобразительной деятельностью.
На каждом занятии педагогом решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки, расширяются возможности изобразительной творческой деятельности детей.
Исходными методологическими предпосылками дифференцированного обучения являются «диалектическая концепция развития личности, деятельностный подход к пониманию сущности обучения и воспитания, признание индивидуальности каждого ребенка и системный подход к теоретическому и практическому решению основных аспектов обучения».
Дифференцированное обучение – это:
-
система образования, обеспечивающая развитие личности каждого ребенка с учетом его возможностей, интересов, склонностей и способностей; -
форма организации образовательного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; - 1 2
часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Виды дифференцированного подхода:
Дифференцированный подход к обучению детей на основе их индивидуально-психологических особенностей
- по половому признаку,
- по области интересов,
- по уровню достижений
1 – уровень умственного развития,
2 – знания, умения, навыки,
- по личностно-психологическим типам
1 – тип мышления,
2 – акцентуации характера,
3 – темперамент
- по уровню здоровья
Дифференцированный подход к обучению детей на основе организационной формы обучения включает в себя следующие формы:
- фронтальные формы организации детей (одновременная работа педагога со всеми детьми группы);
- организация малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей, освоения учебного материала детьми);
- объединение детей в пары сменного состава (организация взаимного обучения, при которой ребенок независимо от личностных особенностей выступает поочередно то обучаемым, то педагогом);
-индивидуальную работу с ребенком.
Дифференцированный подход к обучению детей на основе содержания работы может включать:
- подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности;
- подбор разных по мотивировке, содержанию заданий;
- использование гибких вариативных программ.
Дифференцированный подход к обучению детей на основе разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям может реализовываться через:
- совместное выполнение задания;
- частичный образец выполнения задания;
- вспомогательные вопросы;
- алгоритмическое предписание;
- сопутствующие указания, инструкции;
- вспомогательные упражнения.
В теории и практике образования к дифференцированному обучению существует несколько подходов. Наиболее традиционным является деление детей на подгруппы, гомогенные (однородные) по своему составу, то есть объединяющие детей, имеющих приблизительно равный уровень развития, и проведение с каждой подгруппой различных занятий, игр, упражнений. В этом случае дифференциация обеспечивается самим содержанием материала: детям высокого уровня дается материал с усложнением, опережением, детям более низкого уровня развития, напротив, упрощенный материал,
обеспечивается большая повторяемость, больше внимания уделяется закреплению пройденного. Это экстенсивный подход, который основан лишь на увеличении или уменьшении объема содержания, но не на развитии мышления, качеств ума и личности ребенка.
При технологическом подходе вопрос дифференциации заключается не в изменении объема и содержания знаний, умений и навыков детям разного уровня развития, а в изменении форм, методов и приемов работы с детьми, что обеспечивает решение задачи творческого развития детей и формирование личностных качеств. Педагогом по изобразительной деятельности при организации работы по развитию изобразительной деятельности с детьми используются различные виды дифференцированного подхода к детям с разным уровнем сформированности изобразительных умений и навыков.
Учитывая уровень достижений детей, педагог определяет содержание работы с ними. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании, разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего занятия. В то же время детям высокого уровня развития может быть предложен материал с усложнением, а детям более низкого уровня развития, напротив, - упрощенный материал. Для них планируется большая повторяемость операций, больше внимания уделяется закреплению пройденного материала.
Для детей группы усиленной педагогической поддержки важно разрабатывать задания, позволяющие повысить активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывать им своевременную помощь при первичном закреплении материала, способствовать систематизации и совершенствованию знаний.
Для детей группы ускоренного обучения - задания, требующие посильного умственного напряжения, больше самостоятельности, творческого поиска правильных способов решения поставленных задач.
Дифференцированный подход к организации обучения включает в себя фронтальные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы с детьми.
Фронтальные формы работы позволяют успешно реализовывать программу обучения, ориентированную на общие возможности детей дошкольного возраста. Её усвоение необходимо в целях развития всех детей для создания базы, на основе которой может осуществляться становление каждого ребёнка. Эта форма организации детей является основной по сообщению детям новых знаний.
Итак, в современных исследованиях дифференцированный подход рассматривается как воздействие педагога, ориентированное на подгруппы детей, обладающих сходными признаками, уровнем развития. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.
2.3 Особенности использования индивидуального и дифференцированного подхода в изобразительной деятельности в детском саду
Абсолютного разграничения между формами индивидуального и дифференцированного подхода достичь на практике сложно, так как методы и приемы тесно переплетаются и связаны между собой.
Организация детей по подгруппам предполагает дифференцирование заданий с учётом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Основным организационным условием для её осуществления становится создание как относительно стабильных, так и подвижных подгрупп, позволяющих организовать обучение детей на нескольких уровнях одного и того же учебного материала. При работе с подгруппами детей разного уровня развития педагог использует различные методы и приёмы, дидактические средства обучения с целью формирования навыков взаимообучения.
Работа детей в парах позволяет педагогу организовать сообучение, взаимопомощь и взаимопроверку на занятии. Пары детей могут быть составлены по-разному. Объединение пары детей сходного, приблизительно равного уровня развития технических умений и навыков обеспечивает наличие у детей интереса к учебной задаче, поставленной перед ними педагогом, к процессу её решения, проявление партнёрских отношений, установление позиции «на равных» при совместном выполнении задания.
При объединении в пары детей разных по уровню развития педагог ставит целью организацию помощи более слабому ребёнку, учит детей устанавливать гибкие системы взаимоотношений.
В процессе взаимного обучения важно учитывать желание более сильного ребёнка обучать, при необходимости педагог должен нацелить его на оказание помощи товарищу.
Работу детей разного уровня развития педагог организует так, чтобы каждый ребёнок выполнил посильную для него часть задания. Например, сильный ребёнок может начать выполнение задания, взяв на себя более сложную его часть (составить композицию рисунка), а заканчивает работу более слабый на примере работы товарища, усвоив общий принцип выполнения задания.