Файл: Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Весь воспитательно-образовательный процесс проходит в игровой форме. Работа с детьми в рамках программы воспитатель-педагог по изобразительной деятельности строит на основе педагогических и психологических диагностик.
Обычно занятия проводятся по структуре, помогающей максимально выполнить все задачи. При этом занятие традиционно сохраняет три этапа: организационно-мотивационный, познавательный, завершающий.
I этап организационно-мотивационный – предполагает в начале занятия психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.
II этап. Познавательный:
1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.
2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.
III этап. Завершающий.
По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.
Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.
Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.
Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман настроения» карточку со схематическим изображением настроения. А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы.
Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.
Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения
, перекликающиеся с темой занятия, способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.
Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.
Определение содержания дифференцированного обучения изобразительной деятельности зависит от полноты знания педагогом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Дифференциация обучения по форме оказания педагогической поддержки, помощи детям представляет наибольшую сложность. Наблюдательность, доброжелательность педагога в сочетании с педагогическим тактом, позволяет правильно выбрать именно ту форму оказания помощи ребёнку, в которой он нуждается в данный момент. Для детей, неуверенных в себе, это может быть совместное с педагогом выполнение задания. С детьми, имеющими недостаточно сформированные технические умения и навыки – использование частичного образца выполнения. Детям неорганизованным, постоянно ждущим дальнейших указаний, можно предложить алгоритмическое предписание, схему поэтапного выполнения задания. Тем, кто по каким-либо причинам недостаточно усвоил материал предыдущих заданий, помогут сопутствующие указания, инструкции, затрудняющимся – вспомогательные упражнения или вопросы.
Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе. Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков. Позволяет педагогу осуществлять контроль за усвоением учебного материала, представляет широкие просторы для реализации потенциальных возможностей, как одарённых детей, так и обычных, и тем более детей, в силу разных причин отставших в развитии. Занятия, дидактические игры и упражнения должны быть разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей детей.
В изобразительной деятельности способности детей проявляются по-разному. Составлены индивидуальные карты развития для детей старшего дошкольного возраста, имеющих предпосылки одарённости в изобразительной деятельности и для детей с трудностями в развитии, используя индивидуальный подход к обучению на занятиях изобразительной деятельности на основе содержания.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира и формирования творческих способностей. Чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Решение проблемы развития творческих способностей воспитанников в процессе обучения изобразительной деятельности будет наиболее успешным, если в процессе работы использовать различные виды дифференцированного подхода к детям.
В работах А. В. Запорожца [12], В. В. Давыдова [7], Н. Н. Поддьякова [17] установлено, что обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение, развития умения самостоятельно находить способы решения творческих задач и умения планировать свою деятельность.
В соответствии с Федеральными государственными общеобразовательными стандартами дошкольного образования художественно-эстетическая и изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она является одним из основных направлений деятельности дошкольного учреждения и рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами изобразительного искусства. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов изобразительной деятельности.
Индивидуальный подход и дифференцированный подходы уже на первых этапах овладение детьми деятельностью способствует успешному формированию ее у всех детей группы: все дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладении одними и теми же техническими приемами не ведет к однообразию рисунков. И дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.
Индивидуальные различия в выполнение рисунка свидетельствует о том, что обучение всей группы детей основным навыкам рисования, одинаковому способу держать карандаш, кисть и пользоваться ими, одним способам ведения линий, способам закрашивания рисунка и пр., не приводит к однообразию рисунков. Наоборот, индивидуальная манера изображения начинает проявляться особенно ярко тогда, когда дети овладеют техническими навыками и умениями. Необходимо, чтобы большинство детей могли решать изобразительные задачи, проявляли индивидуальную манеру, для этого воспитателям нужно самим проявлять индивидуальный дифференцированный подход в изобразительной деятельности.
Заключение
Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Из предлагаемого понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.
Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:
-
приоритетное внимание к детской деятельности - игре; -
творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе; -
широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно; -
широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-7 лет; -
вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов; -
исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества; -
изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества; -
взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.
Проблема дифференцированного обучения имеет социально-практическое значение: именно дифференцированное обучение позволяет выявить такие свойства индивидуальности личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ребёнка. В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях детей, уровне развития их способностей к обучению дифференцированное обучение несет в себе следующие положительные факторы: развитие у детей художественно-творческих способностей при обучении изобразительной деятельности; организация художественной студии в дошкольном образовательном учреждении;
использование детского творчества в дизайне учреждения; участие воспитанников в конкурсах детского творчества; вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
Проведенное исследование показало, что занятия разнообразными видами художественной деятельности с использованием методов и приёмов дифференцированного и индивидуального обучения создают основу для полноценного творческого развития подрастающей личности. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Данное исследование можно продолжить, показав эмпирическим путем влияние использования индивидуального и дифференцированного подходов к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Литература
-
Актуальные проблемы дифференцированного обучения [Текст] /Под ред. Рожиной Л. Н. Минск, 2010. 12 с. -
Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы [Текст]. М.: Просвещение, 2011 -168 с. -
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2012. 320 с. -
Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.М. Вайнерман. М., 2001. 138 c. -
Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. Петровского. М.: Академия, 2010. 496 с. -
Выготский Л.С. Предыстория развития письменной речи [Текст] // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.3. М.: Педагогика, 2012. 200 с. -
Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В. В. Давыдов.М., 2011. 240 с. -
Детское изобразительное творчество/ под ред. Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта. М.: Прогресс, 2012. 230 с. -
Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002. 112 с. -
Еникеева В. А. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 2012. 54 с. -
Занков Л.B. Избранные педагогические труды [Текст]. М.: Педагогика, 2013. 420 с. -
Запорожец А.В. Психология [Текст]. М.: Просвещение, 2014- с. 230. -
Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка [Текст]. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014. 81 с. -
Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 2014. 218 с. -
Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина. М.: Педагогическое общество России, 2012. 198 с. -
Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений; - М.: Издательский центр «Академия», 2013. 352 с. -
Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст]. М., 2011. 187 с. -
Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ [Текст] / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., Просвещение, 2013. 304 с. -
Рыбников Н. А. Детские рисунки и их изучение [Текст]. М.;Л.. 2010. 89 с. -
Сакулина Н.П., Комарова Т.С - Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]. Пособие для воспитателей - М.: Просвещение, 2012. 202 с. -
Сели Д., Браунинг Н., Лампрехт Р. Психология детства [Текст]. М.: Детство-Пресс, 2010. 176 с. -
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии [Текст]. Волгоград, 2014, 43 с. -
Сериков В.В., Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] // Педагогика. 2013. № 10. 14 с. -
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] /А.Э. Симановский. Ярославль: Академия развития, 2012. 132 с. -
Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст]. Минск: ООО "Попурри", 2010. 256 с. -
Штерн В. Язык детей [Текст]. / Пер. с нем. СПб.: Союз, 2003. 76 с.