Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
282
П Р И Л О Ж Е Н И Е I I I
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ
|
|
|
ЗАЗ-966 Запорожец« » |
« я |
« я |
ВАЗ-2101 Жигули« » |
ГАЗ-24 Волга« » |
ЗИЛ-114 |
РАФ-977Д Латвия« » |
ПАЗ-672 |
ЛиАЗ-677 |
ЛАЗ-695Е |
УАЗ-451Д |
ГАЗ-53А |
ЗИЛ-130 |
MA3-5UU |
КрАЗ-257 |
Наименование |
|
|
Л |
. Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
! ? |
й Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грузоподъемность |
или |
|
,{ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4— |
4— |
5 |
5— |
7 чел. |
10 |
45 |
8 0 - |
55 |
0,8 т |
4 Т |
5 т |
7.5 т |
12 Т |
|||
вместимость................. |
|
110 |
|||||||||||||||
|
|
|
чел. 5 чел. |
5 чел. |
чел. |
6 чел. |
|
чел. |
чел. |
чел. |
чел. |
|
|
|
|
|
|
Собственная масса |
в кг |
780 |
990 |
1000 |
945 |
1400 |
3080 |
1720 |
4530 |
7800 |
6350 |
1500 |
3250 |
4300 |
6500 |
11 130 |
|
в том числе приходя- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
щаяся на заднюю ось |
|
460 |
|
433 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в к |
г ............................ |
|
460 |
460 |
655 |
1490 |
790 |
2500 |
3800 |
4550 |
700 |
1790 |
2180 |
3150 |
6830 |
||
Полная масса в кг |
. . . |
1080 |
1330 |
1340 |
1340 |
1820 |
3610 |
2550 |
8060 |
15 500 |
10 340 |
2450 |
7400 |
9530 |
14 220 |
23 360 |
|
в том числе прпходя- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
щаяся на заднюю ось |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в кг |
.• ........................ |
|
620 |
690 |
690 |
710 |
955 |
1800 |
1330 |
5450 |
9800 |
6770 |
1400 |
5590 |
6950 |
10 000 |
18 690 |
Габаритные размеры в м: |
|
|
|
4,07 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
длина ..................... |
. |
3,73 |
4,09 |
4,09 |
4,73 |
6,30 |
4,9 |
7,19 |
10,45 |
9,19 |
4,46 |
6,39 |
6,67 |
7,33 |
9,66 |
||
ширина ..................... |
|
1,54 |
1,55 |
1,55 |
1,61 |
1,80 |
2,07 |
1.81 |
2,44 |
2,50 |
2,50 |
2,04 |
2,38 |
2.50 |
2,65 |
2.65 |
|
вы сота........................ |
|
1,37 |
1,44 |
1,44 |
1,38 |
1,49 |
1,50 |
2,05 |
2,81 |
2,97 |
2,99 |
2 02 |
2 22 |
2 35 |
2 64 |
2 62 |
|
База в м ............................ |
|
2,16 |
2,4 |
2,4 |
2,42 |
2,80 |
3,88 |
2,7 |
3,61 |
5,15 |
4,19 |
2,3 |
3,7 |
3,8 |
3,8 |
5,75 |
|
Колея колес в м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
передних..................... |
|
1.22 |
1.23 |
1.23 |
1.34 |
1,47 |
1,59 |
1,42 |
1.89 |
2,15 |
2,11 |
1,44 |
1.63 |
1,8 |
1,9 |
1,95 |
|
за д н и х ........................ |
|
1,22 |
1,24 |
1,24 |
1,34 |
1,42 |
1,65 |
1,41 |
1,65 |
1,88 |
1,80 |
1,44 |
1,69 |
1,8 |
1,9 |
1,92 |
|
Высота |
центра тяжести |
0,58 |
0,63 |
|
0,60 |
0,66 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В м .................................. |
|
|
0,63 |
0,7 |
|
1,6 |
|
|
0,88 |
1,20 |
1,20 |
1,35 |
1,38 |
&
О '
К
|
|
|
О о |
■со |
|
2 Ч |
«3 |
Наименование |
со с. |
|
|||||
С5 5* |
«>© |
|
OJ Ру |
^ с- |
|||
|
|
|
|
О*? |
с'р |
й а |
*5 и |
|
|
|
3 1 |
|
|||
|
|
|
I« sса |
Ч з |
< » |
||
|
|
|
M'S |
Я *5 |
|
||
Просветы в м: |
|
|
|
|
|
||
до |
передней осп . . |
0 .1 9 |
0 .1 8 |
0 .1 8 |
0,17 |
0 .1 9 |
|
до |
задней |
осп . . . . |
0,19 |
0 ,1 8 |
0 ,1 8 |
0,17 |
0 ,1 8 |
Углы проходимости: |
|
ОО СО |
О |
|
|
||
передний |
|
39° |
36° |
33° |
|||
........................ |
ОО со |
||||||
з а д н и й ............................ |
|
30° |
2 3 °3 0 ' |
2 3 °3 0 ' |
17° |
29° |
|
Радиусы поворота в м: |
|
|
|
|
|
||
внешний |
габаритный |
5 ,6 |
5,2 |
5,2 |
5 ,4 |
5 ,8 |
|
по |
колее |
внешнего |
|
5,0 |
5 .0 |
5 ,2 |
5,5 |
к о л е с а ............................ |
|
5 .5 |
|||||
Максимальная |
скорость |
|
120 |
140 |
140 |
145 |
|
в к м / ч ................................ |
|
120 |
|||||
Контрольный расход топ |
|
6,5 |
8 ,8 |
8 ,0 |
8 ,0 |
||
лива в л на 100 км пути |
5 ,9 |
||||||
Максимальная |
мощность |
|
36,8 |
5 5 ,2 |
44,1 . |
72,1 |
|
в к В т ................................... |
|
'31,7 |
|||||
Угловая скорость колен- |
|
|
|
|
|
||
чатого вала при макси |
|
|
|
|
|
||
мальной мощности в |
|
50 0 |
610 |
590 |
47 0 |
||
^ рад/с |
. • ............................... |
|
45 0 |
||||
Максимальный крутящий |
|
|
|
|
|
||
момент в Н • м ................ |
78 |
93 |
1 1 4 |
89 |
192 |
П родолж ение п ри л о ж . I l l
|
|
CQ |
Г» |
Я |
« |
<3 |
|
ЗИП-114 |
|
с- |
Ю |
>> |
ЗИЛ-130 |
||
|
а |
Я |
« |
и |
|||
|
°? я |
t— |
со |
О |
Ю |
со |
|
|
СО |
СО |
о1 |
1 |
со |
|
|
|
е & |
со |
с |
со |
со |
|
|
|
|
< |
с |
С |
< |
< |
|
0 .2 0 |
0 .2 3 |
0 .3 2 |
0 ,3 5 |
0 .3 4 |
0 ,3 0 |
0,35 |
0 ,3 4 |
0 ,2 0 |
0 ,2 0 |
0 ,2 8 |
0 ,3 4 |
0 ,2 7 |
0 ,2 2 |
0,26 |
0 ,2 7 |
29° |
27 ч |
25° |
1 1 °2 0 ' |
11° |
34° |
41° |
38° |
О |
18° |
14° |
7 °3 0 ' |
12° |
33° |
25° |
27° |
со |
|
||||||
8 ,3 |
6 ,8 |
9,5 |
1 1 ,0 |
9,5 |
6 ,8 |
8,5 |
8 ,8 |
7,8 |
6,5 |
9 ,0 |
9,6 |
8,5 |
6 ,0 |
8 ,0 |
8 ,0 |
190 |
110 |
8 0 |
70 |
75 |
95 |
8 0 — 85 |
90 |
19 |
12 |
20,5 |
45 |
35 |
12 |
2 4 |
28 |
О |
г- |
1Л |
|
О |
С1 |
ю |
СО |
1 |
|
с |
< |
а |
|
ё |
й |
0 ,3 0 |
0 .29 |
0 ,3 0 |
0,29 |
30° |
42° |
28° |
18°- |
9 ,0 |
13,2 |
8 ,5 |
12,5 |
75 |
70 |
22 |
36 |
2 2 0 ,7 |
5 5 ,2 |
8 4 ,6 |
1 3 2 ,4 |
1 1 0 ,4 |
5 1 ,5 |
85 |
1 1 0 ,4 |
1 3 2 ,4 |
176,6 |
44 0 |
4 2 0 |
33 0 |
33 5 |
335 |
42 0 |
335 |
335 |
220 |
220 |
5 7 0 |
170 . |
29 0 |
475 |
410 |
170 |
2 9 0 |
41 0 |
680 |
900 |
П родолж ение п рилож . I l l
|
|
|
» |
|
|
|
-ГАЗ24 Волга« * |
|
|
|
|
-ЗАЗ966 Запорожец« |
Чи |
•S(С |
cq” |
СО |
|
Наименование |
|
|
i ! |
, |
О |3 |
|
|
|
|
|
кт: |
|
|
|
|||
|
|
|
|
o-f |
с-*"; |
SOя |
|
g |
|
|
|
|
о о* |
° X |
|
||
|
|
|
|
|
й 3 |
<£ |
|
|
Угловая скорость |
колен- |
|
|
|
|
|
|
|
чатого вала при макси- |
|
|
|
|
|
|
||
мальном крутящем мо- |
290 |
290 |
330 |
355 |
250 |
290 |
||
менте в р а д / с .............. |
||||||||
Передаточные |
числа ко- |
|
|
|
|
|
|
|
робки передач: |
|
3.8 |
3,81 |
3.49 |
3,75 |
3.5 |
1.72 |
|
первой передачи . . . |
||||||||
второй |
» |
. . . |
2,12 |
2,42 |
2,04 |
2,30 |
2,26 1 ,0* |
|
третьей |
» |
. . . |
1,409 |
1,45 |
1,33 |
1,49 |
1,45 |
|
четвертой |
» |
. . . |
0,964 |
1,0 |
1,0 |
1.0 |
1.0 |
2,39 |
заднего хода . . . . |
4,165 |
4,71 |
3.39 |
3,87 |
3,54 |
|||
Передаточное число глав- |
4,125 |
4,22 |
4,22 |
4,3 |
4,1 |
3,54 |
||
ной передачи .............. |
||||||||
Передаточное число руле- |
17,6 |
17,0 |
17,0 |
16,4 |
9,1 |
20,8 |
||
вого механизма . . . . |
et |
|
1'~ |
695-ЛАЗЕ |
451-УАЗД |
|
|
г- ^ |
672-ПАЗ |
53-ГАЗА |
130-ЗПЛ |
|||
£ а |
«Г |
|||||
|
СО |
|
|
|
|
|
|
|
«(£ |
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
230 |
240 |
200 |
200 |
210 |
235 |
200 |
3.115 |
6,48 |
1,792 |
7,44 |
4.124 |
6,48 |
7,44 |
1,772 |
3.09 |
1 ,0** |
4,10 |
2,641 |
3.09 |
4.10 |
1,0 |
1.71 |
|
2.29 |
1,58- |
1.70 |
2,20 |
3,738 |
1,0 |
1,713 |
1,47 |
1,0 |
1,0 |
1,47 |
7,9 |
7,09 |
5,224 |
7,9 |
7,09 |
||
4,55 |
6,83 |
2,36 |
7,63 |
5,125 |
6,83 |
6,32 |
18,2 |
20,5 |
21,5 |
23,5 |
18,2 |
20,5 |
20,0 |
МАЗ-500 |
КрАЗ-257 |
160 160
6,17 5.26
3,40 2,90
1,79 1,52
1,0 1,0
6,43 5,48
7,73 8,2***
23,6 23,6
Ш ины .................................. |
6,5— |
6,00— 6,00— 6.5— |
7,35— 8,90— 7,00— 8.25— ю .оо - 1 1 ,00- |
8.40— 8,25— 260— 12 ,00- 12.00- |
|||||||||||
|
13 |
13 |
13 |
13 |
14 |
15 |
15 |
20 |
20 |
20 |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Статический |
радиус шин |
|
|
|
|
|
0,35 0,46 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В м ................................... |
0,3 |
0,29 |
0,29 |
0,3 |
0,31 |
0,36 |
0,50 0,51 |
0,37 |
0,46 |
0,49 |
0,54 |
0,54 |
|||
* Коэффициент трансформации гидротрансформатора 2,45. |
** |
Коэффициент |
трансформации |
гидротрансформатора |
3.6. |
||||||||||
*** Передаточные числа раздаточной коробки 1,15 |
и 2,28. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение . . . ............................................................................................................ |
3 |
|||||||
Ч а с т ь |
п е р в а я . ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ |
ДВИГАТЕЛЕЙ |
7 |
|||||
Глава I. |
Теоретические циклы двигателей внутреннего сгорания . . . |
7 |
||||||
|
|
§ 1. Цикл с подводом теплоты при постоянном объеме . . . |
8 |
|||||
|
|
§ 2. Цикл со смешанным подводом теплоты |
............................. |
11 |
||||
Глава II . |
Сгорание т о п л и в а ............................................................................... |
|
|
13 |
||||
|
|
§ 1. |
Реакция |
горения ...................................................................... |
|
|
13 |
|
|
|
§ 2. |
Горючая |
смесь и продуктысгор ан и я |
............................. |
14 |
||
|
|
§ 3. |
Теплотасгорания топлива |
ис м е с и ...................................... |
|
17 |
||
|
|
§ 4. Теплоемкость заряда и продуктов Сгорания.................. |
17 |
|||||
Глава I I I . |
Действительные циклы двигателей внутреннего сгорания |
19 |
||||||
|
|
§ 1. |
Процесс |
в п у с к а ..................................................................... |
|
|
20 |
|
|
|
§ 2. |
Процесс |
сж а т и я ..................................................................... |
|
|
25 |
|
|
|
§ 3. |
Процесссгоран и я ......................................................................... |
|
|
27 |
||
|
|
§ 4. |
Процесс |
расш ирения ............. |
............................................ |
|
40 |
|
|
|
§ 5. |
Процесс |
выпуска ..................................................................... |
|
|
43 |
|
Глава- |
IV . |
Основные параметры п к. п. д. |
дв и гател я |
............................. |
46 |
|||
|
|
§ |
1. |
Среднее индикаторное давление, индикаторная мощность |
46 |
|||
|
|
§ |
2. |
п экономичность......................................................... |
|
: . . . . |
||
|
|
Эффективная мощность и топливная экономичность |
50 |
|||||
|
|
§ 3. |
двигателя |
...................................................................................... |
|
|
||
|
|
Тепловой баланс двигателя..................................................... |
|
55 |
||||
|
|
§ 4. |
Повышение мощности и улучшение топливной экономич |
58 |
||||
|
|
|
|
ности двигателя............................................................................ |
|
|
||
Глава |
V. |
Характеристики .............................................................двигателей |
|
|
63 |
|||
|
|
§ 1. |
Скоростные .................................................характеристики |
|
64 |
|||
|
|
§ |
2. |
Нагрузочные .................................................характеристики |
. . |
68 |
||
|
|
§ |
3. |
Регулировочные ................................ ..характеристики |
69 |
|||
|
|
§ 4. |
Детонационные ..........................................характеристики |
|
71 |
|||
Глава |
VI. Перспективы развития конструкций автомобильных двига |
73 |
||||||
|
|
телей ........................................................................................................... |
|
|
|
|||
|
|
§ 1. |
Автомобильные ........................газотурбинные установки |
73 |
||||
|
|
§ 2. |
Наддув дв .......................................и гател ей |
|
|
76 |
||
|
|
§ 3. |
Впрыск легкого ........................................................то п л и в а |
|
! . . |
79 |
||
|
|
§ |
4. |
Факельное ......................................................заж игание |
|
80 |
||
|
|
§ |
5. |
Роторно-поршневые .............. ...двигатели |
. .................. |
82 |
||
|
|
§ |
6. |
Многотопливные ......................... .двигатели |
'. ................. |
84 |
||
|
|
§ 7. |
Электрический .............................................двигатель |
|
|
S4 |
?85
Ч а с т ь в т о р а я . Т Е О Р И Я А В Т О М О Б И Л Я ............................................. |
|
86 |
||
Глава VII. Силы, действующие на автомобиль ........................................ |
|
86 |
||
§ 1. |
Сила тяги на ведущих колесах автомобиля...................... |
|
86 |
|
§ 2. К. п. д. трансмиссии ................................................................. |
|
87 |
||
§ 3. Тяговая характеристика автомобиля.................................... |
|
91 |
||
§ 4. |
Сопротивление дороги.................................................. |
|
95 |
|
§ 5. |
Сопротивление в о зд у х а ............................................................. |
■. |
104 |
|
§ 6. |
Уравнение движения автом обиля............................... ... |
108 |
||
§ |
7. |
Сила тяги по условиям сцепления шин с дорогой . . |
. . |
110 |
§ 8. |
Нормальные реакции дор оги .......................................... |
113 |
|
|
Глава VIII. Тяговая динамика автомобиля.................................................. |
|
116 |
||
§ 1. |
Силовой баланс автом обиля.................................................. |
■ |
116 |
|
§ 2. Мощностной баланс автомобиля........................................... |
118 |
|||
Глава IX . Динамический паспорт автомобиля........................................... |
|
121 |
||
§ 1. |
Динамический фактор автомобиля............................... |
121 |
|
|
§ 2. |
Понятие о динамическом паспорте автомобиля...... |
125 |
130 |
|
§ 3. |
Разгон автомобиля .................................................................... |
139 |
||
§ 4. |
Динамическое преодоление п о д ъ ем о в ........................ |
|
||
§ 5. |
Движение автомобиля накатом....................................... |
141 |
144 |
|
§ 6. Обгон автомобиля............................ |
|
|||
Глава X . Топливная экономичность автомобиля........................................ |
|
149 |
||
§ 1. |
Измернтелп и показатели топливной экономичности |
149 |
||
§ 2. |
Уравнение расхода т о п л и в а ........................................... |
. .- |
152 |
|
§ 3. |
Влияние эксплуатационных факторов на топливную |
155 |
||
|
|
экономичность............................................................................... |
|
|
§ 4. Понятие о нормах расхода топлива......................... |
|
158 |
||
Глава X I. |
Тормозная динамика автом обиля............................................... |
|
160 |
|
§ 1. |
Понятие о тормозной дн н ам п к е........................................... |
|
160 |
|
§ |
2. |
Экспериментальное определение показателей тормозных |
160 |
|
§ 3. |
свойств автомобиля..................................................................... |
|
||
Тормозная сила на колесах автомобиля............................. |
. . |
164 |
||
§ 4. |
Уравнение движения автомобиля при торможении . |
165 |
||
§ |
5. |
Измерители тормозной динамичности автомобиля . |
. . |
,166 |
§ |
6. |
Распределение тормозной силы между колесами авто |
169 |
|
|
|
мобиля .............................................................................................. |
|
|
§ 7. Способы торможения автомобиля........................................... |
. . |
171 |
||
§ 8. |
Новое в конструкции тормозных систем автомобиля . |
173 |
||
§ 9. |
Понятие об автотехнпческой экспертизе дорожно-транс |
|
||
|
|
портного происшествия.................................................. |
179 |
|
Глава X II . |
Автопоезда.................. |
|
183 |
|
§ 1 .'Динамичность автопоезда.......................................................... |
|
183 |
||
§ |
2. |
Топливная экономичность автопоезда . . .......................... |
186 |
|
Глава X I I I . |
Устойчивость автомобиля.......................................................... |
|
188 |
|
§ |
1. |
Показатели поперечной устойчивости автомобиля . |
. . |
188 |
§ |
2. |
Поперечный крен кузова . . ................................................... |
197 |
|
§ 3. |
Влияние эксплуатационных факторов на поперечную |
201 |
||
§ 4. |
устойчивость автомобиля .......................................................... |
202 |
||
Продольная устойчивость автомобиля.................... |
|
|||
Глава X I V . Управляемость автомобиля.......................................................... |
|
204 |
||
§ 1. |
Показатели управляемости автомобиля................ |
204 |
204 |
|
§ 2. |
Условие качения управляемых колес без скольжения |
|||
§ 3. |
Увод колеса и поворачиваемость автомобиля.. |
206 |
|