ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
наблюдается большое разнообразие конструкций, что в основном связано с необходимостью встройки датчиков в уже существующие конструкции шпиндельных узлов. Как уже отмечалось, индуктив ный принцип измерения позволяет регистрировать перемещения, равные долям микрона, однако при измерении столь малых вели чин необходимо соблюдать специальные условия, предотвращаю щие влияние температурных деформаций, попадание загрязнения и пр. В обычных условиях работы шпиндельного узла измерение до лей микрона сопряжено (? большими трудностями и надежность измерений невысока. Вследствие этого при проектировании индук тивных датчиков момента конструкторы стремятся увеличить изме ряемые перемещения, что достигается за счет введения элемента с пониженной жесткостью, увеличения осевой базы датчиков, увели чения диаметра измерительных полюсов. Это приводит к снижению жесткости шпинделя и увеличению габаритов, что ограничивает область применения индуктивных преобразователей. Они приме няются, например, в сверлильных станках, где, по данным ряда авторов, снижение крутильной жесткости положительно влияет на процесс резания.
Индуктивный датчик момента для сверлильного станка, разра ботанный в ЭНИМСе [59], с бесконтактным трансформаторным токосъемом показан на рис. 55.
Между шпинделем 1 и цангой 2 инструмента 3 установлен чув ствительный элемент 4 в виде торсиона, который передает полный крутящий момент через втулку 5 и штифт 6 . Магнитопроводы 11 жестко соединены со шпинделем 1, а магнитопровод 7 с втулкой цанги 2. Обмотки 8 , 10, выполняющие роль трансформаторного токосъема, установлены в неподвижном корпусе головки. Магнит ный поток, создаваемый катушкой 8 , замыкается через магнито проводы 7, 9, а поток от катушки 10—через магнитопроводы 7, 11. При закручивании торсиона изменяются воздушные зазоры между полюсами магнитопроводов 7, 9 я 7, И, в результате чего изме няется магнитное сопротивление в цепях обмоток 8 и 1 0 , включен ных по дифференциальной схеме. Это приводит к появлению вы ходного сигнала, пропорционального крутящему моменту. Датчик имеет высокую чувствительность и надежен в работе. Режим пита ния может быть различным в зависимости от требований к быстро действию и уровню выходного сигнала.
Отмеченные выше преимущества магнитоупругих датчиков про являются наиболее полно в конструкциях датчиков момента, где отпадает необходимость использования специальных токосъемных устройств.
Все конструкции бесконтактных магнитоупругих датчиков кру тящего момента имеют две системы электромагнитных катушек: систему возбуждения, наводящую переменное магнитное поле в материале чувствительного элемента— вала, и измерительную си стему, регистрирующую изменение магнитного поля под действием
механических напряжений. Обе группы катушек располагают с зазором 0,2—0,5 мм относительно вала.
На рис. 56 схематично показано расположение катушек возбуж дения (КВ) и измерительных катушек (КН), оси магнитного по тока которых находятся в двух взаимно перпендикулярных плоско стях. Такое расположение катушек соответствует конструкции дат чика, разработанной в СКВ МГиОН [44]. Вектор магнитного по тока Фв направлен по поверхности вала в плоскости, перпендику лярной его оси, когда отсутствуют механические напряжения, ос таточные напряжения и магнитная анизотропия. При строго пер пендикулярном расположении измерительных катушек потокосцелление с вектором Фв отсутствует и э.д.с. на выходе будет равна 0.
Рис. 56. Схема изменения магнитных потоков, регистрируемых магнитоупругими датчиками момента, до приложения нагрузки (а) и после приложения нагруз ки (б)
При приложении крутящего момента за счет деформации кри сталлической решетки в большинстве ферромагнитных материалов увеличивается магнитная проводимость в направлении растягива ющих напряжений и уменьшается в направлении сжимающих. Это приводит к повороту вектора Фв на некоторый угол и появлению составляющей магнитного потока Фи, параллельной оси измери тельных катушек. Появляющаяся при этом выходная э.д.с. будет соответствовать приложенной механической нагрузке. Основными недостатками такой схемы измерения, обусловленными наличием в реальной конструкции остаточных механических напряжений и магнитной анизотропии, являются наличие начального. сигнала и нелинейность в области малых механических напряжений. Хотя эти недостатки и могут быть устранены введением специальной
схемы компенсации, однако это создает значительные неудобства при эксплуатации и выдвигает повышенные требования к источни ку питания, который должен обеспечивать строго синусоидальное напряжение. Последние требования могут быть упрощены, если компенсацию начального сигнала вести на постоянном токе, одна ко для этого требуется дополнительный источник стабильного по стоянного напряжения.
Более перспективной представляется схема датчика, разрабо танная в Челябинском политехническом институте [63], которая, со держит удвоенное число измерительных полюсов, ориентированных вдоль направлений главных касательных напряжений. На основе этой схемы в ЭНИМСе разработана конструкция датчика, пока занная на. рис. 57. Датчик содержит четыре полюса возбуждения, каждый из которых имеет по 250 витков (провод диаметром 0,47 мм); катушки возбуждения могут быть соединены последова тельно или параллельно, обеспечивая чередование полюсов. Меж ду каждой парой полюсов возбуждения расположено по четыре измерительных полюса, имеющих по 900 витков (провод диамет ром 0,17 мм). Измерительные катушки соединены между собой таким образом, что обеспечивается, раздельное суммирование э.д.с. в направлении сжимающих и растягивающих напряжений. Схема обеспечивает выпрямление выходных сигналов и их алгебраическое суммирование на постоянном токе. Сопротивление R используется для начальной установки нуля. При испытаниях датчика выходной сигнал снимался с сопротивления /?н=20 ком.
На рис. 58—62 приведены некоторые |
результаты |
испытаний |
датчика при различных материалах чувствительного |
элемента и |
|
различных режимах питания. Испытания |
проводились |
до макси |
мального момента, соответствующего главным касательным напря жениям в чувствительном элементе 1 кгс/мм2. Из графиков видно, что интенсификация режима .питания' (увеличение тока) приводит к увеличению выходного сигнала, улучшению линейности и сни жению гистерезиса. При токе / в> 0,7 а наступает режим насыще ния, и дальнейшее повышение тока не приводит к заметному изме нению выходных характеристик. Очевидно режим питания, соответ ствующий выходу на* насыщение, является наиболее приемлемым для датчика, поскольку в этом случае резко уменьшается влияние колебаний напряжения питания на точность измерений. Потреб ляемая на этом режиме мощность сравнительно высока (~50— 80 вт), и создание для блока питания малогабаритного генератора синусоидального напряжения вызывает некоторые трудности. В связи с этим было предложено осуществлять питание датчика на пряжением прямоугольной формы (см. рис. 60). Хотя при этом по требляемая мощность несколько возрастает, ухудшения характери стик датчика не отмечено, а габариты блока питания значительно уменьшаются.
При увеличении частоты питающего напряжения, что обуслов лено необходимостью снижения постоянной времени, также наблю-
й я |
Б-Б |
Б -Н
Разбертка датчика
Электрическая схема
Рис. 57. Конструкция и электрическая схема датчика момента
Рис. 58. Выходные характеристики датчика мо мента при синусоидальном напряжении питания U вх =0,25 а, зазор 0,4 мм, материал вала— сталь
3X13):-
--------------------- н а гр у ж ен и е;-------- --------- |
разгружение |
к . |
& |
c s * |
<3 |
|
|
|
^ |
^ |
N |
|
^3 |
|
|
|
|
|
|
ІѴ ч |
|
s |
â » |
§ |
|||||
и |
)І’ ІІ |
H |
Il |
il |
И |
N |
1V |
11^ |
|||||
£ |
il |
о |
|||||||||||
|
5 |
£ |
>« |
x |
|
|
i S |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§
V c
s*
Рис. 59. Выходные характеристики датчика момента при сину соидальном напряжении питания (f=500 гц, зазор Ѳ,4 мм, ма териал вала— сталь 3X13): ---------------------- |
н ---------------- а г р у ж е н и е; разгружен ие |
дается улучшение метрологических характеристик датчика и воз растание выходного сигнала. Однако .при частоте выше 1000— 1500 гц (см. рис. 62) этот процесс замедляется, что связано с уве личением потерь в железе. Названная частота является, очевидно, предельной при использовании чувствительного элемента из кон струкционных сталей. При необходимости повышения частоты для изготовления чувствительного элемента следует использовать спе циальные материалы, например пермаллой.
Были испытаны сталь 40Х, наиболее, часто используемая для изготовления шпинделей, и сталь 3X13, обладающая более высо кой магнитоупругой чувствительностью. Хотя сталь 40Х имеет чув ствительность примерно в три раза ниже, ее использование позво ляет производить непосредственные измерения на шпинделе. Вследствие высокой чувствительности сталь 3X13 рекомендуется для изготовления специальных чувствительных элементов. По име ющимся данным [44], могут быть использованы также сталь 38ХМЮА, сталь 20Х и др.
Некоторые трудности при использовании магнитоупругих датчи ков связаны с анизотропией материала вала (чувствительного эле мента), вызывающей пульсацию выходного напряжения датчика. В описываемых испытаниях амплитуда пульсаций составляла 1 — 2% от величины максимального сигнала, а частота соответствовала учетверенной (по числу полюсов возбуждения датчика) скорости вращения. Основным методом борьбы с пульсациями является со вершенствование термообработки и технологии механической обра ботки чувствительного элемента. Пульсации уменьшаются также при увеличении числа полюсов датчика.
Проведенные испытания показали, что разработанная конструк ция датчика момента может быть использована для измерения мо мента в шпиндельных узлах металлорежущих станков при точнос ти измерений 2—3%, с постоянной времени 0,02 сек при скоростях вращения до 1500 об/мин (для частоты питания 1000 гц).
На рис. 63 показана схема встройки датчика крутящего момен та в шпиндельный узел токарного станка модели 1Б732ФЗ. В кон струкции используются два датчика крутящего момента (в соот ветствии с числом приводных шестерен на шпинделе). Датчики расположены в корпусе, установленном на подшипниках качения. Это обеспечивает точное базирование датчиков относительно шпин деля и позволяет снизить погрешности измерений, связанные с биением последнего. Крутящий момент от приводных шестерен на шпиндель передается через чувствительный элемент из стали 3X13. Чувствительный элемент имеет различную толщину стенок со сто роны шестерен, передающих больший (2=74) и меньший (г = 50) крутящие моменты. Это позволяет повысить точность измерений в зоне малых крутящих моментов за счет разбиения диапазона из мерения на два поддиапазона. Чувствительный элемент базирует ся на шпинделе на подшипниках качения, что позволяет в значи тельной степени разгрузить его от действия изгибающих напряже-
Рис. 63. Схема встройки датчика момента в шпиндельный узел токарного станка модели 1Б732ФЗ
БО
Рис. 64. Магнитоупругий датчик момента системы АСЕМА (ГДР)